Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Т.Н.Масальцева
Образ предпринимательства в русской литературе
глазами пермского журналиста "серебряного века"
Для литературной жизни Перми рубежа веков и первого десятилетия нового
века было характерно создание основ, определяющих интеллектуальную и
творческую судьбу Прикамья в ХХ веке. Материалы пермских газет того
времени - обзоры, статьи, рецензии, библиографические заметки, сообщения
- содержат сведения о явлениях и процессах культурной и литературной
жизни России и Перми. Изучение этих материалов позволит живо представить
литературно-общественные интересы, вкусы, оценки и представления жителей
пермской провинции. Именно благодаря публикациям периодики мы можем
получить представление о точке зрения среднего провинциального читателя
на "большую" литературу и неразрывно с ней связанные проблемы
русской культуры и русского быта того времени.
С точки зрения культурологии родовое сознание подразумевает преобладание
интересов рода над интересами отдельного представителя рода. Одним из
способов выражения родового сознания становится не только культ предков,
но и выражение максимально выраженных черт рода в одном представителе.
Т.е. с точки зрения, например, Флоренского, цель и задача каждого рода
- "выткать внутри себя святого", воплощающего в себе все достижения
рода на протяжении его существования, все родовые традиции и нравственные
ориентиры. Одним из способов создания родом своего "героя"
в XIX - начале XX вв. становится литература. Интерес к литературным
исканиями среднестатистического читателя российского провинциального
городка (население Перми к 1913 году составляло 75 тыс. чел.) огромен,
малейшие события в сфере литературы столичной моментально находят отклик
в провинциальной газете, газетная публицистика рубежа веков литературоцентрична,
без литературных аллюзий не обходится ни одна политическая статья… Чтение
классической литературы XIX века всегда включало в себя элемент поиска
ответов на "проклятые вопросы".
Сформировавшаяся к 1910 году профессиональная литературная критика
не обходит своим вниманием вопрос о "герое своего времени".
Рассуждая в своей статье о необходимости воспитывать "народную
волю" со школьной скамьи, Н. Колосов касается воспитательной роли
литературы XIX в. По его мнению, русская литература так и не создала
воодушевляющий образ героя, который обладал бы "непреклонностью
воли <…> и талантом положительного творчества" [1, с.2].
Попытки создать такой образ у И. Тургенева (Соломин), И. Гончарова (Тушин),
Л. Толстого (Нехлюдов) были неудачны, не случайно деятельные герои у
Тургенева (Инсаров), Гончарова (Штольц) - "не русского происхождения".
Что же касается современной читателю литературы рубежа веков, то, по
мнению другого пермского критика Михаила Левидова, в ней "кончился
период героических битв русской литературы, и проповедник мало-помалу
уступает (место) увеселителю", настроение "догорания и отцветания"
охватило литературу: им проникнут и "могильно-холодный" Бунин,
и "примирившийся со злом мира" Зайцев, и Сергеев-Ценский,
и "патриотствующий" Андреев, и "заблудившийся в дворянских
передних" Толстой, и "пытающийся ошеломить" Арцыбашев,
и "грустно молчащий" Куприн, и "усталый" Сологуб,
поскольку "русская литература потеряла то, чем она жила так долго
- власть над душами".
Но параллельно образам последних обитателей дворянских гнезд и разочаровавшихся
в народничестве разночинцах к концу XIX в. в литературе в общих чертах
формируется новый тип деятельного героя-предпринимателя, далеко не всегда
приветствуемого критикой: "На развалинах старого времени с его
чистым идеализмом, либеральными людьми с печатью "мировой скорби"
на челе, с тем душевным и умственным складом людей 60-х годов, над которыми
мы теперь исподтишка посмеиваемся, вырос новый человек, человек-практик,
строитель жизни, реформатор, предпочитающий идеям и идейной фразеологии
главный фермент жизни - деньги" [3, с.3].
Отдельные произведения литературы действительно не оказывают должного
воздействия на читателя в силу оторванности от национального быта и
национальной идеи . Происходит это оттого, что авторы, по мнению критика,
мало внимания уделяют реальным тенденциям современной жизни, "находясь
и теперь под углом зрения милой деревенской наивности <…> милых
тургеневских усадеб [4, с.3]". Иногда автор произведения оторван
от жизни, сосредотачиваясь на беспочвенной идейной схеме, а выбор героя
просто вызывает удивление (например, в рецензии на пьесу А. Толстого
"Насильники") [2, с.3].
Чубин, полемизируя с утверждениями Л. Андреева в "Письмах о театре"
("жизнь современного человека более углубленно душевная, нежели
внешне действенная"), доказывает, что современный человек - человек
действия, предприниматель. Народно-хозяйственная жизнь провинции процветает,
соответственно, возникает потребность в создании типа энергичного предпринимателя
- человека, занимающегося полезной, культурной деятельностью: "отходит
в область преданий архаический взгляд на деятельность промышленника
и торговца. Она поднята до большой культурной высоты". По преобладающему
мнению пермских критиков, требуется литература, которая уловила бы это
качество образа современника.
Библиографический список