Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Е. Красильникова
"Журнальный бум" 1990-х годов
(на примере печатных СМИ г. Перми)
Для начала отметим, что под «журнальным бумом» мы подразумеваем резкий
рост количества издаваемых журналов и появление новых в связи со сменой
тоталитарного режима демократическим и появлением демократических свобод
в государстве. Это явление наблюдалось в России в начале 1990-х годов.
Демократические свободы для СМИ были зафиксированы в государственных
нормативных документах, а именно, в «Законе о СМИ СССР» от 1990 года
и «Законе о СМИ РФ» от 1991 года. Эти законы официально закрепили свободу
слова и отмену политической цензуры. Поэтому неудивительно, что в этот
период Министерством печати и массовой информации РФ было зарегистрировано
более четырех тысяч газет и журналов.
В период 1990-х годов в Перми был отмечен не просто «газетно-журнальный
бум», а полное реформирование печатной системы СМИ. Стало возможно говорить
на те темы, которые раньше были закрыты для обсуждения в прессе. На
эти темы пишут интересные материалы молодые и талантливые журналисты.
Они же осветили читателям уже состоявшиеся темы и проблемы в новом ракурсе.
Появляются новые типы изданий (рекламно-информационные, издания о компьютерах)
и возобновляют свой выход «старые» (религиозные, политических партий
и объединений).
За 1990-1995 гг. резко увеличилось количество печатных изданий. По
данным Пермской организации Союза журналистов России (председатель В.А.
Мосеев), в области с населением 2,9 миллиона человек за 1990-ые годы
официально было зарегистрировано 300 печатных и электронных СМИ. Но
регулярно издавалось к 2000 году только 139 печатных изданий, в том
числе 20 областных газет, 7 журналов, 3 приложения к массовым изданиям.
В целом же в нашем городе за последние 13 лет издавалось более 40 типов
журналов.
Однако, несмотря на такой разнообразие, история пермской журналистики
конца XX века систематически исследовалась мало.
В 1990-х гг. в Перми продолжают выходить такие «старые» журналы как
«Позиция» (с 1989г., а до этого он назывался в 1944 году «Блокнот агитатора»,
в 1980 г. - «Политическая агитация»), «Народное творчество» (научно-популярный
иллюстрированный журнал, с 1937 г.).
Но с 1990 г. в Перми начинает формироваться новая система печати,
издания которой имеют направленность на конкретную аудиторию. Учитывая
этот признак, можно выделить следующие типы пермских журналов, издаваемых
с 1990 по 2003 года:
- Журналы, адресованные большому кругу читателей и повествующие обо
всем:
- журналы, связанные с политическими выборами в городе и области
("Прикамье и выборы"). Цель их создания заключается в том, чтобы
информировать население о ходе предстоящих выборах и дать информацию
и кандидатах;
- городские журналы ("То", "City", некоторое время "Бон Жур"). Эти
журналы информируют читателей о новшествах в жизни города;
- рекламно-информационные журналы ("Я покупаю", "Бон Жур", "Досуг",
"Негоциант"). Материалом таких изданий являются различного рода
реклама фирм и предприятий;
- информационно-аналитические издания («Специальный репортаж», «Карьера»);
- литературно-художественные и литературно-информационные журналы
(«Пермский пресс-центр», «Лавка фантастики», «Личный интерес»).
- Журналы, узко специализированные и по социальному адресу, и по области
информационного внимания:
- профессиональные или отраслевые ("Консультант Пермь", "Пермский
управляющий"). Эти издания рассчитаны на людей определенной профессии;
- издания различных ведомств, департаментов, объединений («Налоговый
дайджест», «Судебная власть», «Ведомости департамента образования
и науки»);
- религиозные издания («Благовестник», «Собеседник православного
христианина»);
- автомобильные журналы («Автовентура», «Автопроспект»);
- мужские журналы («Мужской интерес»);
- журналы о компьютерах («Enter», «Компьютерный компас»);
- журналы для детей («Нежный возраст»);
- университетские издания («Горное эхо» - вестник горного института).
Такие журналы рассчитаны по большей части на преподавателей того
или иного учебного заведения;
- издания предприятий и фирм («Голубой вагон» - журнал фирменного
поезда «Кама», «Высший пилотаж» - журнал Пермских авиалиний, «Улей»,
«Зеркало» - журнал 1-ой пчеловодческой компании «Тенториум»). Главный
отличительный признак этих изданий - они создаются для рекламирования
тех фирм и предприятий, которые их учредили. Поэтому и распространяются
такие журналы в самих фирмах («Голубой вагон» - в фирменных вагонах
поезда «Кама», «Высший пилотаж» - в самолетах компании "Пермские
авиалинии" и т.д.);
- научные журналы: медицинские научно-публицистические («Взгляд»),
научно-практический («Вердикт»). В этих журналах издавались материалы
об известных ученых, о каких-либо достижениях в науке и просто научные
статьи, описывались интересные явления с научной точки зрения и
многое другое.
Итак, в зависимости от интересов и требований целевой аудитории сформировались
определенные структурные и тематические особенности нового типа печатных
изданий.
Уникальным в своем роде можно назвать литературно-информационный иллюстрированный
журнал «Пермский пресс-центр». На сегодняшний день это один из старейших
пермских журналов (выходит с 1998 года под названием «Пресс-центр»,
а с №3 1999 г. нынешнее название). Учредитель издания - Фонд международных
связей «Пресс-центр», а издается он при участии российского фонда культуры
и администрации Пермской области. С самого начала своего существования
главным редактором журнала была Ирина Красносельских. Со временем менялось
оформление обложки и рубрик журнала. Форматом чуть больше А4, тиражом
5 тыс. экземпляров и объем 64-112 страниц «Пермский пресс-центр» выходит
четыре раза в год. Печатается он в Екатеринбурге на глянцевой бумаге.
Распространяется он в розницу по свободной цене.
На страницах этого издания читателям предоставлена информация о культурной
жизни города и затрагиваются некоторые политические аспекты. В журнале
постоянные рубрики: "Визитка", "Ротонда", "Парк
Пермского периода", "Пижама". При этом название рубрики
выносится на отдельный разворот. Материалы самых разнообразных жанров:
колонка редактора и эссе, стихи и рассказы, интервью и очерки, статьи
и многое другое. Их авторы - Владимир Гладышев, Роман Юшков, Вячеслав
Запольских, Юрий Беликов, Галина Баталина, Нина Горланова, Татьяна Тихоновец
и многие другие. Кроме того, журнал великолепно оформлен как фотографиями
(Анатолий Зернин, Анатолий Долматов, Сергей Глорио, Александр Лыжин,
Сергей Копышко, Валерий Воробьев, Валерий Заровнянных, архив редакции),
так и иллюстрациями (Ольга Давыдычева). Примечательно, что первоначально
рекламы в этом журнале почти не было. Теперь же она занимает первый
и два последних разворота.
В отличие от «Пермского пресс-центра», журналы «Я покупаю» и «Бон
Жур» как раз специализируются на рекламе: это рекламно-информационные
журналы.
Журнал «Я покупаю» пришел к нам из Екатеринбурга. Там он издается
с 1996 года, а пермский выпуск стал выходить с октября 2001 года. Кроме
того журнал издается в Челябинске, Тюмени, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде,
Самаре, Уфе, Барнауле. Общий тираж составляет 104 тыс. экземпляров,
а пермский тираж - 10 тыс. экземпляров. Учредитель журнала - ООО «Издательство
«Пульс цен», а издатель - ООО «Рекламная площадь». Сначала журнал выходил
под руководством редактора екатеринбургского выпуска Веры Тарасовой,
и только потом главным редактором стала Елена Андриянова. Литературный
редактор издания - Игорь Сахновский. Форматом примерно А4, объем 56-80
страниц «Я покупаю» выходит 1 раз в месяц. Печатается он в офсетной
типографии «Лазурь», г. Реж, Свердловской области. Распространяется
же бесплатно по системе фирменных стоек в офисах ведущих коммерческих
структур Перми, в банках, туристических фирмах, в респектабельных гостиницах,
ресторанах и магазинах, лучших спорткомплексах, косметических салонах
и стоматологических клиниках.
На страницах этого издания читатели могут ознакомится с информацией
о культурно-развлекательной жизни города и с рекламой ресторанов и магазинов,
спортклубов и т.д. Примерное количество рекламы в номере составляет
от 70 до 100 рекламных объявлений и текстов. Структура журнала за 2,5
года выхода никак существенно не менялась. В журнале постоянные рубрики:
"Новости", "Календарь", "Свободное время"
(Игорь Сахновский), "Мода и красота" (Юлия Алеева и Полина
Бондаренко), "Дом" (Ирина Семенова и Ольга Остроглядова),
"Активная жизнь" (Ольга Скамьянова). Печатаются также материалы
журналистов Владислава Колчанова и Лизы Шандер. В издании встречаются
публикации таких жанров, как колонка редактора, эссе и рассказы, интервью
и очерки, а также рекламные тексты. При этом реклама в издании разбита
по рубрикам и оформлена профессионально сделанными фотографиями (Дмитрий
Шардаков (фотостудия «PROGRAF»), Сергей Глорио, Валерий Воробьев («Близзард-фото»),
Олег Воробьев). Так, например, в рубрике «Активная жизнь» можно увидеть
рекламу туристических фирм, автомобилей, спортивных магазинов.
Другой крупный рекламно-информационный пермский журнал - «Бон Жур»
(2001-2003 гг.). Это издание не сразу стало рекламным. Задумывалось
оно как журнал о пермской моде, позже стало городским журналом, а затем,
после ухода главного редактора Ларисы Черепановой, журнал стал рекламно-информационным.
Именно об этом третьем рождении издания и пойдет далее речь.
Форматом примерно А4, объемом в 56-64 страницы и тиражом 10 тыс. экземпляров
«Бон Жур» выходит 10 раз в год и распространялся бесплатно. Печатается
он в Челябинске, в ЗАО «Типография Автограф». Под руководством главного
редактора Ольги Цепелевой и литературного редактора Натальи Чернявской
журнал приобрел новый стиль, далёкий от первоначального замысла издания.
Материалы, публикуемые в нем, - преимущественно рекламные, но бывают
также очерки, интервью, эссе, рассказы. Их авторы - Елена Иванова, Елена
Шуралева, Игорь Корнейчук, Сергей Барклянский, Сергей Николаев, Татьяна
Климова. Здесь также используются довольно профессионально выполненные
фотографии Анатолия Полудницына, Дмитрия Шардакова, Олега Воробьева.
Постоянными рубриками издания были "Этикет", "Модные
новости", "Стиль жизни", "Домовой и Гороскоп".
В издании в каждом номере печаталось не менее 70 рекламных объявлений
и текстов. Новая политика журнала привела к тому, что очень скоро «Бон
Жур» стал конкурировать с другим рекламным изданием «Я покупаю». Но
к концу 2003 года «Бон Жур» перестал выходить.
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Домой