Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед
А.В. Пустовалов
Журналистика молодого Бальзака:
взаимодействие текста и графики.
Все мы знаем Оноре Бальзака, творца "Человеческой комедии", как крупнейшего
представителя западноевропейского романа и апологета критического реализма.
При этом его журналистское творчество часто остается в тени. Однако в своё время
он был известен прежде всего именно как журналист, сотрудник таких изданий,
как "Силуэт", "Мода", "Волёр", "Корсэр"
и многих других. Эта сфера его творчества представляет отдельный интерес и не
до конца исследована. Мы возьмем такой аспект его журналистики как взаимодействие
его очерков с визуальными жанрами.
Начнем с сотрудничества Бальзака в изданиях Шарля Филипона, известнейшего
в 1830-1840 гг. во Франции издателя, художника и литератора. Его сатирические
иллюстрированные журналы, "Карикатюр" и "Шаривари" находились
в авангарде прессы, оппозиционной режиму Июльской монархии, их роль в этом качестве
в своё время высоко оценивал В.С. Соколов. За свою острую критику правительства
Луи-Филлиппа, "капиталиста на троне", Филипон получил прозвища "генералиссимус
оппозиционной прессы", "Ювенал карикатуры", "Наполеон сатиры"
и т.д.
Бальзак принимал активнейшее участие в работе еженедельника "Карикатюр",
из 216 своих очерков почти половину он написал как сотрудник этого журнала.
Он публиковался там с 1830 по 1832 гг., и только в 12 номерах "Карикатюр"
этого периода не было его очерков, в других же их чаще всего было несколько.
Текст первых семи номеров "Карикатюр" принадлежал исключительно ему.
Политический и социально-бытовой очерк был актуальнейшим для журналистики того
времени жанром – в силу своей общественной направленности и художественного
потенциала. Кроме того, исследователю он интересен своей способностью к симбиозу
с графическими жанрами – рисунком, иллюстрацией, карикатурой и т.д. И именно
тут мы можем составить себе иное представление о Бальзаке. Здесь мы видим не
писателя-романиста, чей авторитет велик и неоспорим, а талантливого, крупного,
но не исключительного журналиста. Однако творчество его может быть интересным
по другой причине – как продукт своеобразного журналистского сотрудничества,
где важен и текст, и рисунок.
В "Карикатюр" и "Шаривари" в разные периоды Июльской монархии
выступали такие известные французские художники, как Домье, Гаварни, Травьес,
Гранвиль, Форе и др., чьё творчество было особенно плодотворным в результате
сотрудничества с такими журналистами и писателями, как Альтарош, Л. Денуайе,
Ф. Пиа, Ф. Сулье, Л. Юар и др. И здесь заслугой "прессы Филипона"
была уникальная попытка соединить достоинства очерка с достоинствами рисунка,
что позволило сделать внедрение Филипоном техники литографии, которую он впервые
широко применил во французской периодической печати. Литография занимала здесь
более "привилегированное" положение по сравнению с обычной газетной
иллюстрацией. Она не только сопутствовала тексту, но могла заменять текст, выполняя
ту же политическую задачу, что передовая статья или фельетон. Работы художников,
публикуемые при помощи техники литографии - шаржи, карикатуры, эстампы - приобретали
самостоятельное значение и влили на замыслы "пишущих" журналистов.
Творчество Бальзака в "Карикатюр" – один из ярких примеров этого
взаимовлияния художника и писателя-журналиста. Он часто использовал для своих
очерков темы опубликованных уже литографий, а его очерки, в свою очередь, стимулировали
творческий замысел художников, сотрудничавших в еженедельнике.
Для иллюстрации первой части вышесказанного можно взять очерк Бальзака "Великие
акробаты", в котором работа правительства Луи-Филиппа изображается как
балаганное представление канатных плясунов, чья "система" "не
в том, чтобы идти вперед", а в "маленьких прыжках назад". Несомненно,
что толчок этому очерку дали многочисленные карикатуры, где художники журнала
изображали членов Июльского правительства в виде циркачей и паяцев, обманывающих
народ.
Другой очерк, "Вакханалия 1831 года" даже был специально написан
как разъяснение карикатуры Гранвиля, направленной против разгула реакции, развернувшегося
после революции. Писатель говорит о том, что пытался донести художник: плодами
революции воспользовался не простой народ, а жадная до денег и власти буржуазия.
Очерк "Сенсимонисты и сенсимоняне" был также создан как отклик на
другую карикатуру Гранвиля. Бальзак развивал мысль, поданную Гранвилем, о противостоянии
правительства и народа: оба считают, что Палата Депутатов не является реальным
выразителем нужд широких масс. Подобных примеров влияния литографий на содержание
очерков можно найти немало.
Также не будет преувеличением сказать, что многие портретные описания в других
очерках Бальзака апеллируют к манере карикатуристов. Черты внешности здесь сатирически
гиперболизируются, заостряя внимание на тех или иных деталях социального типажа
персонажей. Так, герой очерка "Банкир" "подобен луидору: кругл,
твёрд, тяжёл и плосок", а герой очерка "Ростовщик" (того самого,
который потом перерос в повесть "Гобсек") лицом "бледен и тускл",
это лицо походит на стёртое позолоченное серебро".
Другие публикации Бальзака в "Карикатюр" можно рассмотреть как пример
обратного влияния, когда художника вдохновлял сюжет того или иного очерка. Таков
очерк "Две встречи в один год", рассказывающий о невесёлой судьбе
воевавших за революцию: трое героев вначале встречаются в больнице, а через
год - в тюрьме. Именно он дал тему для карикатуры художника Травьеса. Сюда же
мы отнесём очерк "Китайский способ высмеивать сборщиков податей".
На аналогичный сюжет вскоре написал свою карикатуру Гранвиль: члены правительства
наваливали на спину худого, оборванного и обессиленного рабочего огромные тюки-налоги:
подушный, косвенный, налог на табак, вино, соль и др.
Примером более традиционного сотрудничества художника и писателя можно назвать
работу Бальзака в литературных альманахах. Отечественные исследователи В.С.
Соколов и Ю.В. Лучинский отмечали важную роль, которую альманахи – астрологические,
сельскохозяйственные, религиозные и пр. - сыграли в развитии периодической печати.
Начав издаваться ещё на рубеже XV-XVI вв., они не потеряли своей актуальности
и востребованности и позже, в XVIII-XIX вв., причем не только в Европе, но и
в Америке. Во Франции 1830-1840-х гг. альманахи, в особенности литературно-публицистические,
переживали период небывалого подъема (в частности, с ними связывают расцвет
такого жанра, как физиологический очерк). Наиболее известными альманахами этого
времени являются "Париж, или Книга Ста одного", "Французы в их
собственном изображении", "Сцены из жизни животных". Сотрудничество
Бальзака в альманахах своего времени с точки зрения его отношения к визуальным
жанрам носило более традиционный характер. Конечно, некоторые из альманахов
могли публиковаться как серия очерков, сделанных "вслед" тематической
серии рисунков ("Сто один Робэр Макэр"). Но обычно всё же именно художники
следовали за писателями, иллюстрируя их творческий замысел.
Таков, например, альманах "Сцены из жизни животных", сюжетом которого
послужила воображаемая игровая ситуация – обитатели французского зоопарка устроили
революцию и завели собственную газету. Для этого "издания" Бальзак,
в числе других известных писателей, написал несколько вещей ("Напутствие
животным, стремящимся к почестям", "Сердечные муки английской кошечки",
"Путешествие в Париж африканского льва"). Художник Гранвиль сделал
иллюстрации к этим произведениям, как и к произведениям других сотрудников альманаха.
Говоря о визуализации произведений Бальзака, нужно упомянуть и о ряде вещей,
не относящихся ни к сфере периодической печати, ни к сфере "большой"
литературы. Это так называемые физиологии, произведения карманного формата,
посвященные определенному социальному типу или явлению, каковых в 1840-е гг.
выходило десятки и даже сотни и не только во Франции, но и в других европейских
странах. Бальзак, следуя за спросом и модой, написал несколько остроумных вещей
в рамках этого жанра ("Физиология буржуа", "Физиология чиновника",
"История и физиология парижских бульваров", "Монография о рантье",
"Монография о парижской прессе"). Знакомые ещё по "Карикатюр"
художники (Монье, Гаварни и др.) охотно иллюстрировали эти проекты писателя.
Забавно, что порой сама фигура Бальзака давала его коллегам-журналистам повод
для комических иллюстраций (Ж. Ганье. "Бальзак". Карикатура-фонарик).
Обращение к этим полузабытым страницам творчества Бальзака позволяет по-иному
оценить его фигуру. Это уже не прежний давно знакомый самодостаточный писатель-титан.
Перед нами - журналист, сотрудник известных в своё время периодических изданий,
чьё творчество было впрямую зависимо от социально-политического климата времени
и протекало под ощутимым влиянием коллег – и художников, и "пишущих"
журналистов.
Творчество молодого Бальзака побуждает нас задуматься также о роли журналов
"Карикатюр" и "Шаривари", в истории журналистики в целом.
Смелая сатира без оглядки на авторитеты, эффектная смесь текста и графики –
всё это, безусловно, предвосхищает, например, эксперименты такого всемирно известного
журнала, как английский "Панч", а также многих других сатирических
журналов.
Кроме, того, журналы Филипона одними из первых активно встали на тот путь,
по которому позже проследуют во Франции такие издания, как "Иллюстрасьон",
"Ви иллюстре", "Мируар иллюстре", в Англии – "Иллюстрейтед
Таймс" "Иллюстрейтед Лондон Ньюс", "Грэфик", "Дейли
Грэфик", в Германии – "Ляйпцигер иллюстрите цайтунг", в Америке
- "Нью-Йорк Дейли Грэфик", "Уорлд" и др. Периодическая печать,
эволюционируя от XVII к XIX в., повторит путь, пройденный печатью непериодической:
от изображения мнемонического, просто напоминающего читателю о том, что рассказывает
текст, до иллюстрации, точно поясняющей написанное, даже документально фиксирующего
особенности изображаемого объекта (что станет полностью достижимым с появлением
фотографии).
И Бальзак-журналист оказался в одной из ключевых точек этой эволюции, поскольку
политическая и социально-бытовая сатира потребовала "наглядной" передачи
критикуемого объекта. Последнее стало возможным в результате плодотворного сотрудничества
французских журналистов и художников; то, что вначале родилось как ответ на
сиюминутные требования времени, приобрело новый смысл в контексте истории журналистики.
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Домой