Феденёва Е. Ю. Коммуникативная деятельностьпермских футбольных хулиганов
Глава 1. Хулиганизм как исследуемое явление 1.2. Развитие хулиганизма в России Глава 2. Коммуникативная деятельность футбольных хулиганов 2.1. Межгрупповые коммуникации Глава 3. Околофутбол вокруг нас Список использованных источников Приложение 2. Пермские футбольные хулиганы на выезде
ВведениеДвести лет назад в Лондоне проживала семья по фамилии Холлигэны. Про их дурной нрав ходили слухи. Кроме того, эта семья содержала постоялый двор, и ночью грабила своих же постояльцев. Позже Холлигэны были разоблачены, но дурная молва о семействе успела распространиться далеко за пределы Англии, и спустя какое-то время их фамилия стала именем нарицательным, войдя во многие языки, пусть и в несколько видоизмененном виде. Мы решили рассмотреть явление хулиганизма со времен его зарождения подробнее, проведя нить не только между хулиганизмом и обществом, но и между околофутбольным хулиганизмом и тем, вокруг чего, собственно говоря, это все и происходит. Другое дело, что увлечение футболом принимает в наши дни какие-то дивиантные формы. Все потому, что в большом футболе вращаются огромные деньги. Маловероятно, что в древние времена вокруг какого-либо вида спорта плелось множество интриг с подкупом судей и допинг-контролем. То есть мы сегодняшние сохранили древние инстинкты, присовокупив к ним современные буржуазные пороки. Скажем, агрессивность групп фанатов разных клубов, избивающих друг друга, не говоря уж об английских бригадах бойцов, следующих за национальной сборной и устраивающих погромы в городах, где играют их кумиры. Проблема агрессивности фанатов столь остра, что наши власти сегодня пытаются создать единое общество болельщиков, которое попытается прививать им хорошие манеры. Так или иначе, трудно не согласиться с тем, что мы, хоть и живем в постиндустриальном обществе, но все же временами погружаемся в варварство. Именно этот феномен мы и стремились исследовать в своей работе. Несмотря на актуальность, данная тема еще мало изучена. Об этом свидетельствует тот факт, что во время поисков информации нами не было найдено ни одной научной статьи. Основным источником информации послужили своего рода авторефераты и монографии представителей исследуемой субкультуры, а также личный опыт общения с футбольными хулиганами. Цель нашей работы - исследование коммуникационной деятельности пермских футбольных хулиганов. Мы желаем показать, что футбольные фанаты и хулиганы - это отдельная субкультура со своими традициями, а не сборище агрессивно настроенных неадекватных людей. Это важно, прежде всего, потому, что общественность, далекая от футбола, под влиянием случайных и/или малограмотных информационных сообщений формирует для себя совершенно неверный образ футбольного хулигана. Деятельность футбольных хулиганов в СМИ освещается мало, и это тоже накладывает свой отпечаток на восприятие данной проблемы. Многие наивно полагают, что и не происходит ничего, следовательно – освещать-то нечего, однако же, замечу, что именно из-за такого «замалчивания» факта существования проблемы околофутбольного насилия подобное мнение об ее отсутствии и складывается. Справедливости ради отмечу, что изучали мы по большей части российский околофутбол, ибо мировой околофутбол – слишком обширная тема для курсовой работы. Тем не менее, деятельность зарубежных околофутбольных группировок будем мной упомянута. Нашими задачами стало выяснение сути футбольного хулиганизма и футбольного насилия, отношения к этим явлениям. Кроме того, мы посчитали необходимым выяснить, зачем же люди занимаются футбольным насилием и втягивают в это других. Здесь пригодился личный опыт общения с представителями околофутбольной среды г. Перми. В своей работе мы постараемся найти ответ на вопрос, почему же некоторые люди так катастрофически, как наркоманы к героину, привязаны к футболу, знают расписание турниров, имена игроков, суммы, за них заплаченные, и готовы нанести телесные повреждения тем, кто болеет за «неправильную» команду?
Глава 1. Хулиганизм как исследуемое явление1.1. История околофутболаДля того чтобы понять суть футбольного хулиганизма, необходимо обратиться к первоначальной истории зарождения и первоначального развития футбола. Итак, в летописях династии Хань, которым уже более 2000 лет, встречается первое упоминание об игре, схожей с футболом. Значит, с исторической точки зрения можно сказать, что родоначальником футбола был Древний Китай. Хотя это тоже лишь одна из гипотез, разновидность игры, которую теперь называют футболом, существовала у многих народов на протяжении целых веков, и эта игра была одним из излюбленных развлечений. В Древней Греции и Древнем Риме существовала игра гарпастум, примерно схожая с футболом, когда нужно было занести мяч в тыл другой команде. В Британии в более позднее время в масленичную неделю также проводились некие игры прямо на рыночной площади. Два моба с неограниченным числом "игроков" пытались забросить мяч в ворота друг друга. Эти "ворота" представляли собой, как правило, какое-нибудь заранее оговоренное место неподалеку от центра города. Игра проходила грубо, жестко и нередко опасно для жизни играющих. Когда два моба разгоряченных "игроков" неслись по улицам города, они сметали все на своем пути. Владельцам торговых лавок и домов приходилось закрывать ставнями или досками окна нижнего этажа. Победителем становился тот, кто, в конце концов, "вносил мяч в ворота". Но не обязательно в подобной игре использовался мяч. Например, последователи мятежника Джека Кэда, предводителя народного восстания, гоняли по улицам Лондона надутый свиной пузырь. А в Честере ногами пинали и вовсе человеческую голову. Здесь эта забава произошла во время игрищ в честь победы над датчанами, так что вместо мяча приспосабливалась отрубленная голова кого-то из побежденных. Существует письменное свидетельство, что в 1175 году лондонские парни играли в нечто похожее на футбол на улицах города. И во времена Эдуарда II эта игра приобрела такую популярность, что лондонские купцы кинули королю прошение с просьбой запретить эту игру, так как она мешала их торговле, причиняя материальный урон. И вот 13 апреля 1314 года Эдуард II издает королевский указ, запрещающий футбол, как забаву народа, как игру противную общественному спокойствию и ведущую к раздорам и злобе: "Поскольку от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими в городе, шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Всевышнему неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную игру запретить под страхом тюремного заключения". Это лишь одна из многочисленных попыток упразднить футбол. В 1349 году король Эдуард III попытался запретить футбол, поскольку его беспокоило, что молодые люди слишком много времени и сил отдают этой дикой забаве. Он повелел всем шерифам Лондона запретить "сие праздное времяпрепровождение". Ричард II, Генрих IV и Джеймс III также пытались запретить футбол, и все одинаково безрезультатно. Однако, в эпоху Тюдоров и Стюартов футбол, несмотря на свою репутацию игрища "богопротивного и непотребного", наоборот, процветал и набирал популярность. Впоследствии, Кромвелю удалось почти полностью искоренить эту игру, так что футбол возродился лишь в эпоху Реставрации. В то время еще не существовало никаких правил, и игра рассматривалась, как забава разнузданного народа. Сэр Томас Элиот в своей знаменитой книге "Правитель", вышедшей в свет в 1564 году, заклеймил футбол, как игру, которая будит в людях "звериную ярость и страсть к разрушению" и которая "достойна только того, чтобы навечно о ней забыть". Однако английские парни вовсе не собирались отказываться от своей молодецкой забавы. При Елизавете I футбол получил широкое распространение, и при полном отсутствии правил и организованного судейства "матчи" частенько заканчивались увечьями игроков, а иногда и фатальными исходами. Исходя из этого, можно вполне обоснованно высказать предположение, что существующий ныне околофутбольный хулиганизм есть ни что иное, как продукт того самого первоначального прототипа самой игры. Если раньше участниками игры становились зрители, каждый подобный "матч" предоставлял возможность любому поучаствовать в этом процессе. Со временем введения правил и "цивилизации" игры, зрители отошли в сторону и стали лишь статистами в этом процессе, а не участниками, как было раньше. В результате этого и вышло, что параллельно каждому матчу проводится и так называемый "зрительский тайм", где также каждый стремится быть первым. Тебе уже мало того, что победила твоя команда, тебе нужно одержать победу самому. Одержать победу над конкурирующей фирмой, над всем, что пытается противостоять твоим интересам и идеалам. И, порой, даже эти победы для тебя важнее и весомее тех, что одерживает твой клуб на поле стадиона. Борьба - это жизненная необходимость, перешедшая в степень хобби. Если раньше люди охотились для того, чтобы добыть себе еду, то теперь это стало просто дорогим увлечением. В этом действительно есть некая странность: казалось бы, если ты так любишь эту игру, то надевай-ка трусы и бутсы и отправляйся пинать мяч самостоятельно. Однако этого не происходит. Более того, среди фанатов очень много взрослых мужчин, которые отжимались последний раз много лет назад. По сути, мы наблюдаем древнюю оппозицию: состязатели – зрители, спортивное зрелище – публика, это досталось нам от греков. И тот факт, что благодаря современным средствам коммуникации аудитория футбольного ристалища многократно расширилась, дела не меняет. То есть человеческая природа за тысячи лет совсем не изменилась, требование римского плебса «хлеба и зрелищ» остается постоянным и актуальным, а футбол – пусть и новая по форме, весьма архаичная форма развлечения. Восстание масс толкает нас вспять, волна массовой культуры захлестывает культуру, которую было принято называть высокой. И повсеместное помешательство на игре, в которой два десятка молодых и здоровых мужчин пытаются загнать мяч в чужие ворота, получая за эту деятельность миллионы долларов, а при этом миллионы разноплеменных зрителей не сводят глаз с телевизора, требует диагноза. Сам собой напрашивается вывод – увлечение околофутболом это не только желание выплеснуть агрессию, но и выдать протест против сложившейся в обществе системы. 1.2. Развитие хулиганизма в России.Родиной футбольного хулиганства считается Англия. Есть даже такая шутка, что после того как первые два англичанина сыграли в футбол, два первых зрителя подрались. Появление фанатско-хулиганской волны в нашей стране произошло в начале 70-х годов. Пионерами движения стали спартаковцы, и еще долго конкурентов у них не было в принципе. С тех же времен берет начало жесткое противостояние фанатов и милиции. Надо быть объективным - началось все с репрессий. Видимо, решили задавить движение в корне. Стоять на стадионе было нельзя. Носить одежду цветов любимой команды - нельзя. Скандировать что-то - нельзя. Фанатов исключали из институтов и комсомола, избивали... Время подтвердило: традиционные средства, используемые милицией в борьбе с футбольными хулиганами, типа унизительных обысков при входе на стадион или избиения кого попало при малейшем инциденте, не только не дают результата, но только провоцируют новое насилие. В то время появились первые фан-мобы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны власти и общества. Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества (типа милиции, партии и т.д.), из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, гасило новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении. После распада советского общества фан-движение стало расширяться. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов опасались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов другими странами. Все это способствовало повышению интереса к новому явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым. В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы. Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность участников стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные мобы были у московских команд: "Спартак", "ЦСКА", "Динамо". Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Именно во второй период начинают создаваться малочисленные мобы (20-30 человек). Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции. У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп. У каждой московской команды возникает по 5-6 малочисленных, но очень сильных мобов. Далее следует поговорить об авторитете моба или отдельного его представителя. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов - чем дальше город, тем почетнее - кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются свои фирмы. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владивостоке, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: "Спартак" (Москва) - около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) - около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский "Локомотив" и Санкт-Петербургский "Зенит". Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.
Глава 2. Коммуникативная деятельность футбольных хулиганов2.1. Межгрупповые коммуникации
Прежде всего, коммуникация - это одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. Ряд ученых практически отождествляют коммуникацию и общение. Обычно под общением понимается нечто многоплановое - взаимодействие общественных субъектов (классов, групп), обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности. Посредниками при общении выступают не только продукты духовной, эмоциональной деятельности, но и орудия труда, предметы материальной культуры. Условно всю коммуникативную деятельность футбольных хулиганов можно разделить на следующие подвиды:
Теперь подробнее рассмотрим каждый из видов деятельности. Однако прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению, необходимо сделать разъяснение – кто же такие футбольный хулиганы и чем они отличаются от фанатов и просто болельщиков. Люди, далекие от футбола болельщиков делят на две категории - собственно болельщиков, то есть тех, кто приходит на стадионы смотреть матч, и хулиганов, одержимых единственным желанием – нарушить порядок и устроить потасовку. На самом деле категорий значительно больше. Да, это и собственно болельщики, которых в фанатской среде с легким презрением называют “кузьмичами”. Это так называемые скаферы (собственно фанаты, их также называют ultras), которые носят атрибутику клубов, используют пиротехнику, делают футбол зажигательным, но сторонятся насилия. Футбольные хулиганы в официальной трактовке - лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. Это действительно особая субкультура с устоявшимися традициями и, как это ни странно, с собственными понятиями о чести. Они защищают цвета клуба кулаками, при этом сами атрибутику не носят. Они также как и фанаты выполняют на матче функции «зажигателей» - разворачивают баннеры, распевают гимны, используют пиротехнику, одним словом – заводят стадион, но после или перед игрой еще и отстаивают честь клуба в столкновениях с приверженцами другой команды. Необходимо сказать отдельно про гимны, слоганы и кричалки. Придумывают их сами фанаты и хулиганы. Это своего рода «устное народное творчество» околофутбольной субкультуры. Сначала скажу про кричалки. Зачастую это банальное «Название клуба – чемпион», фразы типа «Цвет формы - вперед» (например «Красно-черные вперед!» у «Амкара» или «Бело-голубые вперед!» у «Зенита»), а то и вовсе простое выкрикивание названия клуба. Стиль кричалок примитивен и временами даже груб. Кричалки также часто представляют собой незамысловатое двустишье: Раз, два, три – «Зенитушка», дави! или
Получит «Рубин» от «Крыльев Советов», Как Челубей от Пересвета.
Основная задача кричалок – завести стадион и деморализовать противника. Теперь про слоганы. Стиль у них более высокий, нежели у кричалок, ибо слоганы могут помещаться на баннерах или атрибутике клуба, а в остальном они практически неотличимы от кричалок. Примером слогана может послужить выражение «Только «Амкар» и только победа» или «Всех победит ленинградский «Зенит». Отдельный разговор про гимны. Под понятие «гимн» попадает не только непосредственно гимн клуба, но и те песни, которые поют фанаты и хулиганы на матчах. Гимны часто пишутся на мотив известных и несложных для исполнения песен, в том числе из жанра популярной музыки. Однако присутствует и авторский элемент – часто гимны имеют только стихи, написанные самими болельщиками, без музыки, ведь она все равно не нужна на стадионе, где непосредственно осуществляется исполнение. Например: Боже, Амкар храни, Дай ему силы, Чтоб победил он все клубы страны.
Боже, храни Амкар. Дай ему силы, Чтоб победил он во имя Перми!!!
Как мы видим, гимны более торжественны, распевая их хулиганы дают понять всем присутствующим, в том числе и болельщикам команды-противника, что клуб, цвета которого они защищают, лучший. Кроме гимнов клуба есть еще непосредственно гимны околофутбольного движения, прославляющие движение фанатов и хулиганов:
Сын уехал на футбол, Мать глотает валидол. На футболе бьют по морде Во дворе вздыхают девки. Сразу видно, что пацан– Настоящий хулиган!
Теперь настало время сказать о коммуникации между группировками, или так называемыми фирмами хулиганов. Надо отметить, что подавляющее число драк (на околофутбольном сленге это называется «забивон» или «махач») между настоящими фанатами различных команд возникает не стихийно, а по предварительной договоренности и часто в безлюдных местах, чтобы избежать вмешательства милиции и вовлечения в драку посторонних людей. Еще с конца 90-х лидеры группировок, как правило, договариваются о том, чтобы не использовать “аргументы” - арматуру, бутылки, ножи и т.д. Очень часто эта договоренность соблюдается, и тогда потасовка носит примерно тот же характер, что и знаменитые русские “кулачные бои” - просто агрессивная форма развлечения. Такие “товарищеские встречи” не попадают в милицейские протоколы и в СМИ. Если, конечно, установленные правила не нарушают все те же молодые болельщики, считающие «делом чести» попасть после матча в милицию. Например, такие как «карлики». Они так названы не потому, что рост маленький, а потому им всего по 14-15 лет. Они из тех, кто очень агрессивно ведет себя на трибунах и сеет раздоры. От их появления никто не застрахован. Бьются хулиганы не до смерти, разумеется, а до падения. Если ты упал и не можешь встать, то ты просто так и лежишь до конца махача. Никто добивать не станет – это не принято в околофутболе. Если же ты просто уже не чувствуешь сил продолжать бой, то ты из него выходишь. Никаких претензий после драки не предъявляется, и уж тем более не привлекается милиция – если ты согласился участвовать в этом, значит, ты знал, на что идешь. После драки кулаками не машут. 2.2. Околофутбол и СМИ
Отдельно стоит остановиться на освещении деятельности фанатов и хулиганов в СМИ. Причем необходимо рассмотреть две точки зрения на события – общества целиком, и общества околофутбольного, т.е. на публикации специфично-хулигановских изданий. Начнем с первой. В печатной прессе публикуется очень мало информации, касающейся околофутбола и футбольных беспорядков. Подавляющее большинство читателей понятия не имеют, что есть «выезд» или «махач» (драка между представителями группировок хулиганов), «дерби» (встреча двух команд из одного города), встречая на страницах газет лишь заметки о прохождении игр. В лучшем случае в сообщении будет сказано про поведение болельщиков на стадионе. Относительно информативные публикации про деятельность футбольных хулиганов можно встретить в журналах типа «Русский Newsweek» или «Русский репортер», где околофутболу иногда посвящаются целые аналитические материалы или репортажи. На экраны телевизоров, как правило, попадают такие же краткие сообщения про непосредственно обстановку на матче, либо же о крупных погромах. Примечательно, что на всех телеканалах, транслирующих футбольные матчи, моменты усмирения буйства хулиганов и фанатов струей воды из пожарных машин закрываются рекламой… Периодически телевидение демонстрирует нам репортажи про околофутбол, однако факты там представляются, как правило, однобоко, ведь футбольный фанат – это слишком собирательный образ, и из него при желании очень легко вылепить «врага нации». Нет понимания того, что фанаты и хулиганы тоже люди, и они также все разные. А населению все также, как и в древнем Риме, подавай «хлеба и зрелищ», и в итоге перед журналистом зачастую стоит задача «сделать погорячее». Так и получается, что хулиганизм превращается в бренд, в марку, с помощью которой можно заработать деньги. Фанатские сходки превращаются едва ли не в разборки скинхедов и антифашистов, когда на деле это всего лишь досуг, проверка физического состояния, а не отстаивание какого-либо социального убеждения. На радио в новостях спорта вовсе не освещаются такие подробности, как коммуникации фанатов и хулиганов между собой. Особняком в этом плане стоит Интернет. Это просто кладезь информации самого различного рода. Даже если вы не посещаете околофутбольные порталы, заведя в поисковик словосочетание «футбольный хулиган», вы обнаружите множество статей, ссылок, хроник и т.д. Строго говоря, большая часть обнаруженной информации будет посвящена не конкретно футбольным беспорядкам, а истории околофутбола. Ссылки же, скорее всего, приведут вас либо на официальный сайт какого-либо клуба, либо непосредственно на сайт/портал болельщиков. Если сравнивать официальные и неофициальные сайты футбольных клубов, то можно найти ряд существенных отличий, хотя дизайном они мало различаются. Во-первых, официальный сайт нацелен на освещение непосредственно деятельности клуба, т.е. на нем публикуется информация от стоимости билетов и составов команд до истории клуба и его руководства, но не хроника околофутбольных событий. Сравнив несколько официальных сайтов футбольных клубов («Амкар» Пермь, www.amkar.ru, «Зенит» Санкт-Петербург, www.fc-zenit.ru/info/main.phtml, «Крылья Советов» Самара) можно выделить ряд стандартных рубрик – клуб, команда, история, билеты и стадион. Имеется также гостевая страница, где все зарегистрированные пользователи сайта могут оставлять свои сообщения. Что же касается неофициальных порталов, то здесь необходимо разграничить порталы конкретных клубов и общие околофутбольные порталы вообще. Если рассматривать неофициальный сайт какого-либо клуба, то правильнее назвать его сайтом фирмы, или группировки болельщиков клуба. На таком сайте публикуется информация для «своих», и нужно отметить, что она довольно специфического толка – далекий от околофутбола человек найдет мало интересного и понятного. Однако какой бы группировке ни принадлежал ресурс, он, скорее всего, ни чем не будет отличаться от ресурса другой группировки построением. Взять, к примеру, два пермских околофутбольных портала - www.idrs.ru, принадлежащий пермской фирме IDR'S, и www.fans13.ru, - принадлежащий объединению пермских ultras. Разница лишь в том, что ultras официально контактируют с клубом, и публикуют на своем ресурсе не только специфичную информацию типа отчетов о выездах, но и заявления руководства клуба, информацию об организации выездов. В целом же, как и в случае с официальными сайтами, смело можно выделять несколько стандартных разделов, плюс-минус пара каких-то авторских. В каждом случае портал имеет раздел, посвященный так называемым «махачам», т.е. сходкам хулиганов, выездам, страничку с историей фирмы, содержит в себе раздел статей на околофутбольные темы. Так же имеется раздел новостей фирмы. В некоторых случаях на сайте оформляется два раздела ссылок, пройдя по которым вы окажетесь либо на странице других фирм, либо на официальном сайте клубов-соперников. Обязательно на каждом портале каждой фирмы есть расписание туров чемпионата, турнирная таблица и календарь игр. Это сделано, очевидно, для того, чтобы хулиганы могли ориентироваться в положении дел на чемпионате. Имеется ссылка и на общероссийский околофутбольный портал. Здесь уже более обширное скопление информации. Для наглядности проведу анализ структуры на конкретном примере – портал We are Lads!! (http://4lads.ru/index.php). На заглавной странице идет приветствие и краткое описание разделов портала, ссылки на которые находятся в меню. Здесь множество разделов – от новостей и статей до видео до моды. Да, у футбольных хулиганов своя мода - по мнению большинства центровых хулиганов, мода – одна из основных причин, втягивающих в движение новых членов, особенно из самой зеленой молодежи. И кстати, сейчас я говорю не о моде на фанатизм, а именно о fashion- одежде, которую носят хулиганы. Именно поэтому на портале и присутствует раздел «Мода». Разумеется, есть и реклама. На данном ресурсе есть очень познавательный радел со статьями не только о хулиганизме, но и различных неформальных течениях вообще. Статьи эти собраны с различных инетрнет-источников, и при написании данной работы мы зачастую обращались именно к ним. Ну а теперь пора сказать о международном околофутбольном портале – Альянс Футбольных Фанатов (http://football.int.ru/). Здесь публикуются отчеты о матчах, причем не только российских команд, но и зарубежных, например греческих или итальянских. Для прочтения отчетов достаточно зайти в соответствующий раздел портала. На данном ресурсе вообще очень много информации, касающейся как футбола, так и околофутбола: различные фотоальбомы, видео, статьи и т.д. Если серьезно заниматься анализом данного ресурса, то можно написать отдельную работу. Также необходимо сказать о социальных сетях, таких как сайт vkontakte.ru. Как известно просвещенным пользователям сети Интернет, на данном сайте есть множество групп самой различной направленности, в том числе и околофутбольной. Если говорить о группах типа «Околофутбол и все, что с ним связано» то там нет ничего интересного для тех, что жаждет получить именно околофутбольную информацию. Такие группы ни чем не отличаются от простых футбольных групп, например «Я помешан(а) на футболе», а специфично хулиганские группы являются в большинстве своем закрытыми, т.е. те, кто, кто не состоит в них, не имеют права просматривать страниц. Таким образом, можно сделать вывод, что Контакт не является тем источником информации, который полностью удовлетворил бы в поиске информации по околофутболу. Фак существования таких групп нельзя назвать коммуникацией хулиганов с вне, а стоит расценивать как межгрупповые контакты посредствам СМИ.
Глава 3. Околофутбол вокруг нас3.1. Почему люди делают это?
Что привлекает огромную массу здоровых молодых людей в сферу околофутбола? Как они туда приходят и почему остаются? Это очень сложные вопросы, и порой сами хулиганы, фанаты и прочие близкие к этим субкультурам люди точно не могут сказать, зачем они делают это. Наиболее точно ответил на эти вопросы Дуги Бримсон - современный английский писатель, в прошлом – профессиональный футбольный болельщик. О себе он говорит так: «Впервые я начал ходить на футбольные матчи со своим отцом, это было в 1967 году. Первую игру, на которую я попал, я помню до сих пор - она была ужасна. Однако, несмотря на это, я влюбился в футбол, выбрал себе клуб и стал ходить на матчи. По иронии судьбы, когда мне было 12-13 лет, я болел за «Челси». Я перестал ходить на их матчи, потому что все игры сопровождались чудовищным поведением болельщиков, насилием и драками. Я стал болеть за свой местный клуб «Водсворт» и с тех пор ему не изменяю. В принципе это и есть моя карьера болельщика». Перу Бримсона принадлежит несколько культовых книг, опираясь на некоторые из которых написана данная работа. Для ответа на вопрос «Почему люди делают это» можно просто привести выдержку из романа Эдди и Дуги Бримсонов «Мы идем» (в некоторых переводах «Куда бы мы ни ехали. За кулисами футбольного насилия»): «…Бессмысленно спрашивать людей, почему они оправдывают этот вид насилия. Спросите игрока в карты, почему он играет, или любителя выпить, почему он пьет, они ответят вам просто: потому что им это нравится. Любители подраться на футболе ничем не отличаются от них. Если драки или что-то в этом роде происходят “среди своих” (как в 90% случаев и бывает), то это мало кого заботит. Драки происходят в пабах и клубах каждый субботний вечер, и никто не видит в этом большой проблемы, однако если это случается на футболе, особенно непосредственно на трибунах, общественное мнение негодует, так как могут пострадать ни в чем не замешанные граждане. Лично я не вижу проблемы в том, что люди защищают свой клуб таким экстремальным образом. Однако многим приходится это объяснять (не будьте слишком самоуверенными и попробуйте честно ответить: приходилось ли вам видеть суппортеров вашего клуба, сражавшихся и одержавших победу? Если да, то по крайней мере в этот момент вы можете понять, зачем все это нужно)…» Таким образом, выходит, что футбольный хулиган – это своего рода состояние души, и нельзя точно ответить, почему человека притягивает футбольное насилие, также как нельзя сказать, почему одни люди по темпераменту холерики, а другие флегматики. Важным для понимания фактом должно явиться то, что люди, связанные с футбольным насилием, не видят в этом ничего предосудительного. В своей повседневной жизни они даже и не помышляют о нападении на людей, в то время как на футболе они готовы к этому в каждую минуту. Еще один фактор, связанный с насилием на футболе — феномен «как все», или «стадное чувство», когда индивидуум теряет контроль над своими поступками и в результате вовлекается в беспорядки. Бримсон также это упоминает: «…Находиться среди тысяч парней, по крайней мере в течение 90 минут думающих только об одном — значит быть частью того, что американцы называют “процессом всеобщей мужской солидарности”. Не имеет значения, кто ты — школьник, рабочий, бизнесмен, владелец магазина, богат ты или беден, потому что на 90 минут все мы — футбольные суппортеры, и ничего больше. Защита чести клуба через пение гимнов и участие в драках — это все, о чем мы думаем в это время; это то, что мы и тысячи других людей по всей стране делаем в день любого матча…» Пускай Бримсоны пишут об английских хулиганах 80-х годов прошлого века, все это применимо и к хулиганам нынешним, причем совершенно неважно – российские они или же греческие. Важен тот факт, что всех их объединяет футбол. 3.2. Откуда контингент?Как уже было сказано, футбольные хулиганы – народ разношерстный. Здесь и студенты вузов, и работающие люди, ну и неустроенная молодежь, еще не избавившаяся от юношеского максимализма, конечно. Но все они пришли в околофутбол через любовь к футболу. Кто-то просто ходил на все матчи и его заметили. Бримсоны по этому поводу пишут следующее: «…После шести или семи матчей я стал узнавать некоторые лица по пути к стадиону, и однажды один парень примерно моего возраста подошел ко мне и спросил, собираюсь ли я на игру. Когда я ответил “да”, он спросил, не хочу ли я пойти вместе с ним и его приятелями — все они жили в моем городе и ходили на матчи каждую неделю. Это было здорово. Теперь уже я был не один, я был частью группы ребят. Я знал их совсем немного, но тем не менее они изменили мою жизнь. Когда мы пришли на стадион, мы зашли на трибуну, противоположную той, на которой я обычно находился, и я впервые обнаружил себя стоящим неподалеку от приезжих суппортеров. <…> Парни, с которыми я пришел, знали, казалось, всех вокруг, они познакомили меня с некоторыми; все выглядело так, будто я становлюсь частью чего-то. Четырнадцатилетнего паренька этого не могло не привести в восторг. Атмосфера была совершенно иной, чем та, в которой я привык находиться раньше — все пели, кричали, а когда мы забили гол, здесь были не рафинированные аплодисменты, как у моего отца и дяди, здесь был настоящий хаос, и это было здорово!» Кто-то, как мой приятель-хулиган попал через знакомых. Кто-то познакомился сам, заинтересовавшись стильным внешним видом группы молодых людей (как уже было оговорено – мода один из факторов, привлекающих молодежь в околофутбол). Многие девушки становятся элементами «фирмы» только из-за того, что их молодой человек – футбольный хулиган или фанат. Девушек, кстати, меньшинство в околофутболе, ведь они не могут непосредственно исполнять обязанности хулиганов – защищать цвета клуба кулаками. И, тем не менее, часто можно увидеть в фанатском секторе представительниц женского пола. Их называют «Название клуба-girls». Про сам стадион и говорить не стоит – очаровательных болельщиц очень много.
ЗаключениеКак видно из проделанной работы, футбольный хулиганизм не есть что-либо социально опасное, и та девиация, которая присуща увлечению футболом в наши дни, не есть его проявление. Футбольные хулиганы это сложившаяся субкультура со своими традициями и обычаями. Их взаимодействие между собой не может приносить вред всему социуму в целом. Образ бандита и асоциального элемента раскручен СМИ и властью – футбольный хулиган это собирательный образ, который при желании можно обратить в образ врага. Однако же о какой опасности для государственной системы можно говорить, если даже после махачей хулиганы пожимают друг другу руки. Агрессивность субкультуры стоит обосновывать тем, что футбол сам по себе вид спорта, вызывающий древние человеческие инстинкты – вспомните хотя бы его историю - ничем не обоснованная агрессивность во время боления проявляется и сейчас. Те массовые беспорядки, которые происходят во время футбольных матчей, освещаются зачастую однобоко, все без исключения погромы приписываются хулиганам, хотя стоит учитывать, что они составляют самую малую долю тех, кто всерьез увлечен футболом. Справедливо сказать, что равнодушных к футболу нет – есть либо те, кто за него, и те, кто его ненавидит – вспомните избитые шутки про конфликты в семье: муж не замечает жену во время футбола. В этом также есть признаки той скрытой агрессии, которую таит в себе футбол. Отсюда и понятно, что те, для кого футбол жизнь способны к проявлению агрессии. Разумеется, сейчас речь шла о футбольных хулиганах. Те акты коммуникации, которые они осуществляют как между собой, так и с окружающим их обществом, вряд ли можно назвать чем-то особо глобальным. Их коммуникативная деятельность специфична, понятна далеко не всем. Можно даже сказать, что межгрупповая коммуникация для представителей околофутбольной среды значительно важнее, нежели контакты с теми же СМИ или простыми болельщиками, пришедшими на стадион. Происходит это потому, что сами хулиганы считают свою культуру элитарной и не допускают в нее посторонних. Взять тот же пример с «основой» любой фирмы, которая не меняет состав годами, и попадают в нее лишь те, кто действительно заработал уважение, сделав для фирмы и продвижения авторитета клуба что-либо значимое. В то же самое время не стоит забывать, что футбольные суппортеры тоже люди, и они такие же разные, отсюда и те манеры общения, которые им присущи. Кому-то проще распевать на стадионах гимны, а кто-то является стратегом и продумывает ход атаки на махаче. О цивилизованности таких хулигановских сходок говорит тот факт, что использование различных подручных средств, таких как арматура, биты, палки, ножи и т.д. строго запрещено. Добивать упавшего никто не будет, по завершении махача окажут помощь. Нет, это не идеализация футбольного насилия как вида досуга, это объективное разъяснение того, что футбольное насилие в том виде, в каком его проявляют суппортеры, не является социальной угрозой. Пока существует футбол, будет существовать и околофутбол. Репрессии, попытки привить культуру боления не приводят ни к чему. Безусловно, иной раз можно вести себя приличней, но на войне как на войне, а для суппортеров каждый матч война за честь клуба. Потому всегда на футболе будут и выкрики, и гимны, и парни, готовые защитить цвета клуба кулаками.
Список использованных источников
ПриложенияПриложение 2. |