Пустовалов А. В., Березина И. А. Тематика международной онлайновой видеоеоконференции "Журналистика в современном обществе":кросскультурные аспектыИсточник: Пустовалов А. В., Березина И. А. Тематика международной онлайновой видеоеоконференции "Журналистика в современном обществе": кросскультурные аспекты // Иностранные языки в контексте культуры: межвузовский сборник статей по материалам конференции. В 2. т. Т. 2. Актуальные проблемы дискурса переводоведения и межкультурной коммуникации. – Пермь, 2010. – 268 с. С. 132-137. 24 марта в Пермском государственном университете была с успехом проведена международная онлайновая видеоеоконференция (телемост) "Журналистика в современном обществе: кросскультурные аспекты". Основными её участниками были студенты-журналисты 1, 2 и 4 курсов Пермского государственного университета и Центрального Мичиганского университета (г. Маунт-Плезант, штат Мичиган, США). Новости об этом событии уже обошли пермские СМИ; нынешний же этап – это академическое исследование и освоение результатов конференции. Таковое уже имеет место, причём по нескольким направлениям: журналистскому, лингвистическому, кросскультурному, коммуникационному. Пермский государственный университет и Центральный Мичиганский университет имеют много общего. Они расположены в промышленных провинциальных городах, оба выпускают специалистов-журналистов. Поэтому и появилась идея организации телемоста между двумя университетами, имеющими столько общего, но при этом находящихся в разных странах, а, соответственно, и в различных культурных и общественно-политических измерениях. Подготовка к телемосту проходила в несколько этапов. Первый из них – ознакомительно-подготовительный, когда участники обменялись ассоциациями, связанными с профессией и функциями журналиста, а также с особенностями образа жизни страны-собеседника. Студентам также было предложено изучить онлайн-ресурсы города-собеседника: городской сайт, университетский сайт, сайт центральной газеты и пр. Так, наши студенты-журналисты ознакомились, в частности, с ресурсами: 132
Также на этом этапе решались вопросы о составе участников, выборе коммуникационного оборудования, корректировке места и времени для проведения мероприятия. Следующим этапом стала собственно конференция, прошедшая не без сбоев, но – к огромному взаимному удовольствию. Содержимым последнего, нынешнего этапа, как уже было сказано выше, является освоение результатов конференции. В ассоциациях и прозвучавших на встрече репликах американских студентов фигурировали: холод, коммунизм, Советский Союз, Путин, Сталин, Холодная война, водка, Мария Шарапова (и русские теннисисты вообще). Помимо этого, многие называли такие источники своих представлений о современной России как, например, художественные фильмы «Армагеддон» (образ русского астронавта Андропова) и «Рокки IV» (образ советского боксёра Ивана Драго), "Красная жара" (милиционер Иван Данко), мультсериал «Симпсоны» (в частности, шутку «In Soviet Russia the car drives you») и т.п. Также довольно большое количество участников отметило, что с российской журналистикой у них ассоциируется строгая цензура и зависимость от власти. Что касается стереотипических представлений русских студентов о Соединённых штатах Америки, то здесь были названы: фамилии американских президентов (Франклин, Буш, Вашингтон, Линкольн, Рузвельт), названия штатов и отдельных крупных городов (Калифорния, Нью-Йорк и т. п.), 11 сентября, фастфуд (Кока-Кола, гамбургеры), Холодная война, Великая депрессия. Кроме этого, многие журналисты-первокурсники говорили о свободе, либерализме и политкорректности (хотя и отмечали, что последняя порой доходит до абсурда). Также обсуждался вопрос представлений о жизни в США, заимствованных из кино: так, студенты ПГУ спрашивали, действительно ли молодые американцы так роскошно одеваются на вечеринки и праздники. Кроме того, участникам было предложено обозначить главные, на их взгляд, качества журналиста. 133 Здесь обе стороны единогласно отметили профессиональные навыки (умение писать, слушать собеседника), объективность, независимость, честность, мобильность, общительность. Кроме того, пермские студенты определили журналистику не только как профессию, но и как определённый стиль жизни, присущий профессионалу. Таким образом, и первый, и второй этапы мероприятия показали, что представление о будущих собеседниках основывается на стереотипах, в некоторых случаях устаревших и не вполне соответствующих действительности. Тем не менее, понятия о качествах, необходимых журналисту, во многом совпадают, что говорит о некой общности понимания журналистской профессии, что в ходе беседы с удовольствием констатировали. Следующим этапом стало проведение непосредственно самой конференции. В качестве программного обеспечения была выбрана популярная программа IP-телефонии – Skype. Таким образом, стороны могли видеть и слышать друг друга в режиме онлайн. Общение проходило на английском языке. Стоит отметить, что языковой барьер не стал препятствием для студентов ПГУ, даже студенты 1 и 2 курсов бегло говорили по-английски, могли общаться с коллегами. Помимо студентов и преподавателей кафедры журналистики на конференции присутствовали представители факультета современных иностранных языков и литератур. Во время телемоста были озвучены ассоциации, о которых говорилось выше. Когда обсуждение коснулось качеств, необходимых журналисту, американскими студентами был назван следующий критерий – не «сидеть» на новостях, т.е. по возможности скорее обрабатывать материал и выдавать конечный продукт в медиасферу. В дальнейшем ходе беседы стало понятно, что это связано с появлением электронных СМИ. Было отмечено, что тенденция к наполнению журналистского продукта всевозможным контентом, повышение интерактивности (что наблюдается в электронных СМИ) отражается и на содержании. Так, уменьшается количество аналитических материалов, они становятся более краткими, ёмкими, фиксируют лишь самую суть происходящего. В связи с этим, большинство американских студентов на вопрос «В какой сфере журналистики вы хотели бы работать в дальнейшем?» отвечали, что видят себя именно в сфере newmedia, то есть в электронных СМИ. Студенты ПГУ в качестве желаемого места работы называли телевидение или радио. Безусловно, именно ТВ представляется пермским студентам самым оперативным и современным средством массовой информации Пермского края. 134 Весьма показательно, что вопрос о различии традиционных и новых медиа был для студентов-журналистов 1-2 курса ПГУ несколько неожиданным и трудным, пока что они просвещены в этом вопросе не намного больше, чем средний российский гражданин. Электронные СМИ в России не так развиты, как в западных странах, поэтому их возможности понимаются пока довольно смутно. Младшими студентами-журналистами они воспринимаются скорее как прямой интернет-аналог известных печатных изданий. Более зрелые студенты-старшекорссники могут констатировать, что на Западе онлайн-версия уже давно перестала только дублировать печатную, а сегодня зачастую воспринимается там, как главная, основная, а печатная версия – как дополнительная, она зачастую может даже отсутствовать. Среди качеств онлайн-издания они вполне уместно выделяют такие как интерактивность, большой объём контента, разветвлённая система гиперссылок, а также набор дополнительных сервисов (RSS-рассылки, возможность следить за изданием с помощью Twitter и Facebook, блоги популярных журналистов, которые могут вестись на платформе самого издания, подкасты, видеоролики, и т.д.). Эти возможности и превращают привычное СМИ в новый вид медиа, то самое newmedia, о котором американские студенты говорят как о желаемом месте работы. NewMedia тяготеют к интеграции, к включению в один проект и текста, и звука, и видео, что изначально было разнесено по разным традиционным медиа – печати, радио и ТВ. Кроме того, журналисты-первокурсники на телемосте узнали о такой сфере журналистики как communityjournalism, то есть локально ориентированная журналистика, сфокусированная на освещении новостей близлежащих городов, районов или небольших населённых пунктов. При этом такие новости освещаются более подробно, чем, например, события национального, государственного или международного масштаба. Такая сфера деятельности также является привлекательной для американских первокурсников. Можно предположить, что это связано с высокой долей самостоятельности каждого из американских штатов. Достаточно вспомнить Музей новостей в Вашингтоне (Newseum), где можно увидеть ежедневно обновляемые первые полосы главных газет всех 50 штатов. Конечно, в России тоже существует местная пресса, но она заметно уступает федеральным СМИ по популярности и, главное, степени значимости в общественной жизни. Хотя в Пермском крае диапазон изданий локального характера представлен весьма широко, что свидетельствует о высоком уровне развития местной прессы, а, следовательно, об обширном поле возможностей для начинающих журналистов. 135 Помимо вопросов, связанных непосредственно с профессией, мичиганские студенты интересовались некоторыми аспектами студенческой жизни. Например, процедурой празднования дня рождения университета. Оказалось, что в США упор делается на спортивные мероприятия, посвящённые празднику, в то время как в Пермском государственном университете традиционно проводятся концерты, ярмарки и т.д. Телемост проходил в течение часа. Конечно, этого времени оказалось недостаточно, чтобы осветить многие другие интересующие студентов вопросы. Те же вопросы, которые были заданы, не были до конца раскрыты, вынесены на полноценную дискуссию. Можно сказать, что данная конференция положила начало общению американских и русских студентов-журналистов, обозначила интересующие их проблемы современных медиа и наметила направление дальнейшего диалога. Следующим этапом кросскультурной коммуникации стало создание блога (точнее, онлайн-сообщества), назначение которого – более глубокое раскрытие вопросов, возникших в ходе конференции, обсуждение тем, не затронутых там, но, возможно, интересующих обе стороны, подготовка почвы для следующей встречи (намечаемой на осень этого года). Предполагается, что данный блог будет интересен не только непосредственно студентам-журналистам, но и студентам других специальностей. С американской стороны это те, кто интересуется вопросами русской культуры, политики, журналистики, с нашей – интересующиеся культурой США и желающие попрактиковать свой английский. Сообщество, платформой для которого был избран международный блог-хостинг Livejournal.com (в просторечии – ЖЖ), можно найти по адресу: http://community.livejournal.com/cmupsu32010 Членство в нём свободное, приглашаются все желающие (единственное условие – сначала нужно завести в Livejournal собственный блог). Вокруг нескольких опубликованных тематических постов там уже возникло довольно бодрое общение; понемногу подтягиваются к возникающим блог-дискуссиям и американцы. Из других перспективных идей по осваиванию результатов можно назвать предложение использовать отснятый на конференции материал, выложив на YouTobe, международный видеохостинг, самые интересные её моменты и организовать их обсуждение. 136 На том же хостинге для обсуждения студентами обеих стран предлагается публиковать видеоинтервью, которые, используя английский язык, студенты-журналисты ПГУ будут брать у значимых для Перми общественных деятелей. В жанре короткой заметки о событиях Перми (на английском языке) журналисты ПГУ, возможно, смогут попрактиковаться с дальнейшей перспективой опубликовать этот материал в студенческой электронной газете Мичиганского университета. 137 |