Кросби В.Прежде чем остановить станки,газеты перейдут на аутсорсинг
Оригинал опубликован 1 августа 2007 года в блоге Corante > Rebuilding MediaThe Press Will Be Outsourced Before Stopped
В прошлом месяце Дориан Бенкойл (Dorian Benkoil) связался со мной по электропочте, желая узнать мое мнение по поводу недавней статьи Джона Файна (Jon Fine) из Business Week — «Когда вы остановите печатные станки?» (When Do You Stop The Presses?). В этой статье Файн пытался угадать, которая из ведущих американских газет первой откажется от публикации печатной версии. Он пришел к выводу, что это будет San Francisco Chronicle, официальные убытки которой составили 330 млн. долл. за последние 10 лет — около миллиона в неделю. Файн размышлял, не пора ли газете остановить станки и впредь публиковать свои материалы только в интернете. На первый взгляд, это хорошая мысль. Печатная версия San Francisco Chronicle несет убытки. Газета потенциально способна собрать большую интернет-аудиторию в Сан-Франциско. Отказавшись от печатной версии, можно будет сэкономить на типографских и транспортных расходах, которые составляют, наверное, 50-60% от общих расходов издания. Но прежде чем вы сядете за руль этой новой модели, загляните под капот и проверьте, есть ли там мотор. Не знаю, сколько процентов дохода приносит San Francisco Chronicle ее веб-сайт, но полагаю, где-то от 5 до 10%. Остальное приходится на долю печатной версии. То есть, если San Francisco Chronicle прекратит ее выпуск, расходы удастся сократить всего до 40-50% от прежнего уровня, а доходы при этом снизятся на 90-95%. Ясно, что в результате газета окажется в гораздо худшем положении, чем сейчас. Идея уже не кажется удачной. Что меня по-настоящему беспокоит в рассуждениях Файна, так это два неосознанных взаимосвязанных допущения: 1) что с San Francisco Chronicle по сути все в порядке (я имею в виду связку «журналистика — реклама»), но 2) лучше публиковать ее онлайн, а не на бумаге, т.к. люди все чаще отправляются за информацией в интернет. Кстати, именно эти два допущения заставляют большинство газет дублировать свои материалы в интернете. Владельцы многих газет страдают от подобных убеждений. Они видят, что количество людей, читающих печатные издания, уменьшается, а количество читателей онлайновых публикаций увеличивается, и приходят к выводу, что достаточно выложить свои издания в интернет — и читательская аудитория снова начнет расти. При этом они совершенно забывают, что аудитория газет сокращается на протяжении свыше 30 лет, причем примерно половина этого срока приходится на период, когда интернет вообще не был открыт для широкой публики или же публика технически не имела доступа в интернет. Возможно, этот факт поможет газетчикам понять, что главная причина уменьшения количества читателей вовсе не в интернете и не в том, что их материалы не представлены онлайн? А может ли решить проблему добавление на сайты аудио и видео (так наз. «мультимедиа»)? Вспомните, что в течение 20 лет неуклонно сокращается количество зрителей теленовостей и что слушательская аудитория радионовостей уменьшается на протяжении еще более длительного времени. Как по-вашему, если теле- и радиостанции начнут вывешивать на своих сайтах новостные тексты газетного типа, это вызовет рост их зрительской и слушательской аудитории? Так почему тогда газетчики считают, что добавление аудио и видео к текстам на сайте увеличит количество читателей? Свести воедино две вырождающиеся разновидности СМИ — не значит создать новую перспективную форму медиа. Настоящая проблема, господин журналист, не в том, что твои материалы не выложены в интернет, и не в том, что они лишены мультимедийного сопровождения. Настоящая проблема заключается в самих твоих материалах. А конкретно в том, о чем ты сообщаешь, какие репортажи публикуешь, как преподносишь свои новости людям, которые, между прочим, имеют очень разные интересы и предпочтения. Проблема в твоих материалах, болван, а не в способе их публикации. Но я отвлекся. Возвращаясь к колонке Файна. Если San Francisco Chronicle, несмотря на убытки, не может позволить себе остановить станки и обойтись одной онлайновой версией, что она сделает? Думаю, в качестве промежуточного этапа перейдет на аутсорсинг. По-моему, San Francisco Chronicle пойдет по стопам другой неблагополучной газеты, Boston Herald. Ее владелец и издатель Патрик Перселл (Patrick Purcell) в последнее время часто говорит об аутсорсинге типографских услуг (Herald explores moving printing operations). У Dow Jones & Company в 130 км от Бостона есть типография с неиспользуемыми мощностями, где печатается региональное издание Wall Street Journal. Эта типография в Чикопи, шт. Массачусетс, имеет гораздо бoльшую производительность, чем дряхлые станки самой Herald. Перселл прикидывает, не выгоднее ли ему отказаться от затрат на собственные станки, печатников, краску и бумагу и платить ту цену, которую назначит Dow Jones. [Update: несколько дней назад, когда я писал этот пост, я не знал (подозреваю, что и Файн не знал), что San Francisco Chronicle уже подписала соглашение об аутсорсинге типографских услуг. В 2009 году эта сделка приведет к сокращению 230 сотрудников типографии. Интересно, какой станет San Francisco Chronicle к 2009 году?] * * *Автор оригинального поста — Вин Кросби (Vin Crosbie), преподаватель курса «Средства интерактивной и видеосвязи» в Сиракьюзском университете, управляющий партнер консалтинговой фирмы Digital Deliverance. |