Домой     Acta  Diurna    Содержание

Нуриахметовa А. А.

 

Образ супергероя в американских СМК:

пропаганда национальных ценностей

 

Введение

Глава 1. Образ супергероя в американских средствах массовой коммуникации

          1.1. Специфика кино как канала массовой коммуникации

          1.2. Образ супергероя в американской массовой культуре

          1.3. Образ супергероя в рекламе

          1.4. Исторический контекст возникновения и развития образа супергероя в американских СМК

          1.5. Типология супергероев

                    1. Инопланетные супергерои.

                    2. Супергерои-мутанты.

                    3. Супергерои-обычные люди.

Глава 2. Образ супергероя как отражение американских ценностей

          1.1. Национальные ценности США

          1.2. Характеристики супергероя

          1.3. Национальные ценности, пропагандируемые через образ супергероя

                    I. Политические: пропаганда национального духа («Америка - сильное государство»).

                    II. Социальные (пропаганда равенства):

                    III. Независимость личности: «Каждый человек делает себя сам»

IV. Пропаганда семейных ценностей

Заключение

Использованные материалы

Приложения

          Приложение 1. Иллюстрации супергероев

 

 

 

Введение

 

Объект исследования: продукты американских масс-медиа (кинофильмы, комиксы, рекламные ролики), в которых присутствует образ супергероя

Предмет исследования: специфические черты в структуре образа супергероя, через которые пропагандируются национальные ценности США

Цель исследовательской работы: проследить, какие национальные ценности пропагандируются через образ супергероя в американских средствах массовой коммуникации. Основными каналами СМК в данном случае являются: киноиндустрия, комиксы, реклама.

Основные задачи исследовательской работы:

- исследовать общественно-политический культурный контекст образа супергероя (предпосылки возникновения, пики активности, настоящее состояние);

- выстроить типологию супергероев;

- определить, пропаганда каких национальных ценностей чаще всего осуществляется через образ супергероя.

Методами данного исследования послужили историко-эволюционный, типологический и сопоставительно-аналитический анализы.

В качестве материала для данного исследования были использованы американские кинофильмы, теле- и мультсериалы о супергероях. Рекламы, в которых используется образ супергероя. При анализе культурологического аспекта образа супергероя были использованы современные монографии и статьи российских и западных ученых, а также материалы интернет-сайтов, телепередач, специализированных газет и журналов.

Актуальность данной исследовательской работы.

Очевидно, что через образ супергероя в США ведется активная пропаганда национальных ценностей; кроме того фильмы и рекламу с этими героями показывают по всему миру. Получается, что мы неосознанно заимствуем их ценности, тогда как нам надо пропагандировать свои. Возможно, России стоит взять образ супергероя как эффективный в с точки зрения эффекта воздействия на массовое сознание (пропаганду национальных ценностей через образ супергероя мы как раз наглядно показываем в нашей работе), наделив его российскими ценностными ориентирами. Поэтому важно определить, какие именно черты в структуре образа супергероя делают его столь интересными и притягательными для массового зрителя. Таковые можно будет использовать для построения собственных подобных героев для пропаганды (с учётом отечественной специфики) собственных национальных ценностей.

 

 

 

Глава 1. Образ супергероя в американских СМК

 

1.1. Специфика кино как канала массовой коммуникации

 

Каждое государство стремится к укрепление авторитета среди населения своей страны. Самый лучший помощник в этом - Средства Массовой Коммуникации. «Массовая коммуникация – систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказание идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей» [19, 30]*. Иначе говоря, общество воздействует на своих представителей, пропагандирую свои ценности. Отсюда получается, что  именно через СМК государство ведет активную пропаганду национальных ценностей. Активнее всего, и по качеству и по количеству пропаганду ведут Соединенные Штаты Америки.

Основным каналом для пропаганды  в Америке стало кино. «Диктат государства в американском «свободном» кинематографе проявился со всей очевидностью в так называемом Кодексе Хейса (Code To Govern The Making Of Talking, Synchronized And Silent Motion Pictures) – цензурно-регулирующем официальном документе, который действовал в США в период с 1930 по 1966 год и который впоследствии (в 1968 году) был заменен на систему возрастного рейтинга» [19,25].

В соответствие с Кодексом Хейса кинематографисты обязаны были воспитывать в людях национально патриотические чувства (national feelings) и уважение к национальной символике («The use of the flag shall be constantly respectful»), а так же пропагандировать высокие моральные принципы – уважение к религии, закону, традициям, истории. Из кинематографической практике были исключены сцены насилия, секса, жестокости по отношению к людям и животным. В свое время Кодекс сыграл свою положительную роль в провозглашение «correct standards of life» (д.сл. корректные стандарты жизни).

Именно кинопропаганда занимает лидирующее место. Посредством кинематографа зрителю навязывают линию гражданского поведения: «История показывает, что с установлением господствующим классом своего правления, первичной функцией культурных средств становится легитимация и поддержание властей. Сказки и другие драматические научающие истории всегда способствуют укреплению установленного порядка. Их содержание утверждает идею, что нарушение сложившихся в обществе правил повлечет за собой неотвратимое наказание. Указание на важность существующего порядка всегда имплицитно присутствует в таких повествованиях. Сообщения, касающиеся согласия с законом и поддержки правовой системы, укрепляют политический режим (все фильмы, в которых фигурируют полицейские и происходят судебные процессы)» [3,14]. Помимо гражданского поведения кинематограф и телевидение пропагандируют основные ценностные ориентиры общества, то есть показывают нам «что такое хорошо, а что такое плохо».

Практически все телевизионные развлекательные программы держат в себе что-то, что может научить ценностям. Комедии семейных ситуаций учат в отношении половых ролей и индивидуальных достижений. Игровые шоу учат материализму и соревновательности. Спортивные трансляции делают акцент на состязательности и важности соблюдения правил игры. Мыльные оперы содержат модели приемлемого и неприемлемого поведения. Вероятно, что содержание, в наибольшей степени ориентированное на поддержание существующей системы, оказывается свойственным детективным историям. Таким образом, мы имеем достаточное число примеров того, как телевизионное развлечение может социализировать.

«Специфика кинозрелища — в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного» [3,26]. Но все это происходит не навязчиво, зритель просто смотрит кино и телевизионную программу не замечая, что ему дают поведенческие установки или взвывают к патриотическим чувствам.

Зачастую кинофильмы не просто пропагандируют национальные ценности, но манипулируют общественным сознанием. В своей статье «Кино как средство информационно-психологической войны» Виктор Сороченко описывает как Голливуд «переделывает» историю и показывает общеизвестные исторические факты в новом, но уже «не реальном» свете. «Кино, как способ пропаганды, способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие. Оно активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде» [21,2].

В качестве примера автор называет американские  фильмы о второй мировой войне и о войне во Вьетнаме: «Враг у ворот», «Спасение рядового Райана», «Рембо», «Тонкая красная линия». В этих фильмах американские солдаты представлены героями, одержавшими победу во второй мировой войне, да и во Вьетнаме тоже.

Мы не можем отрицать, что кинопропаганда необходима и неизбежна в любом обществе. Ее роль в борьбе с нацизмом, нетерпимостью, расовыми предрассудками общеизвестна. То есть мы можем сделать вывод, что кино является основным каналом передачи пропагандируемой информации. Теперь рассмотрим, какими средствами пользуется кинопропаганда.

Обратимся к определению термина пропаганда: «пропаганда (с лат. – то что следует распространять) – распространение идей и знаний путем подробного и углубленного ознакомления; разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-либо» [19,14]. Акцентируем внимание на слове убеждать. Как проще всего убедить людей, - на примере, образе. Пример должен подавать человек, глядя на которого у зрителя появилось бы  желание подрожать ему. Так в американской культуре появляется образ супергероя – человека, который, не смотря не на какие преграды борется с несправедливостью в мире, и, как правило, выходит из борьбы победителем.

 

1.2. Образ супергероя в американской массовой культуре

Американский кинематограф характеризуется четким противостоянием добра и зла. С первых кадров фильма становится очевидным, кто хороший, а кто плохой, «кто герой, а кто злодей, кто победит и кто проиграет. Тут всегда все именно правильно: зло наказано, добро торжествует» [4,3].

В своей диссертации «Современной американское кино в социально-культурном аспекте» Анна Терпакова  формулирует основную идею воздействия образа Героя на зрителя следующим образом: «Жить надо так, как живут положительные Герои:

  •   Никакой физический или психологический недостаток не может остановить Героя от решения соответствующей проблемы.
  •   Герой всегда находит себе блестящую партнершу.
  •   Герой может обходиться без еды и питья, по крайней мере, 72 часа.
  •   После жестокой схватки у настоящего Героя только немного проступает кровь на губе, и вообще Герой не ощущает боли.
  •   Герой может быть разведен, но всегда поддерживает хорошие отношения со своей бывшей женой, которая продолжает его любить.
  •    Герой всегда находит себе хорошего друга, обычно другого цвета кожи и может пожертвовать собой ради него.
  •    Герой готов отомстить за своего друга и добиться справедливости, даже ценой своей собственной репутации.
  •    Герой блестяще водит машину, управляет самолетом, вертолетом и т.д.

Напротив, Антигерой

  •   чаще всего иностранец; выбор национальности для Антигероя, как правило, политически детерминирован;
  •   обладает физической силой и ловкостью, но он все равно погибает от руки Героя;
  •   Антигероя предают его близкие, за что он их убивает;
  •   Антигерою чужда идея честного состязания, он может использовать запрещенные приемы;
  •   Антигерой всегда придумывает жестокий способ расправы с Героем.

Образ героя не всегда может быть однозначным:

  •   это может быть грубоватый, не отесанный человек, окружающие воспринимают его как неудачника, который в опасной ситуации забывает обо всех своих обидах и спасает мир (почти все герои в исполнении Брюса Виллиса «Крепкий орешек 1,2,3», «Последний бойскаут», «Армагеддон», «Пятый элемент»);
  •   человек, потерявший семью первоначальная мотивация которого месть, но в итоге он «спасает мир» («Блейд», «Блейд 2», «Блейд: троица» герой-вампир в исполнении Уэсли Снайпса);
  •   он может быть даже преступником, но противостоит он другому преступнику, который «хочет уничтожить мир» (герой Ричарда Гира  «Шакал»).

Вариантов много, но одно неизменно герой спасает мир от антигероя; герой хороший, антигерой плохой; герою хотят подражать, антигерой вызывает отрицательные эмоции.

Мы в своей работе берем гиперболизированный образ супергероя, то есть это не просто человек, борющийся  со злом, а сверхчеловек. Основные отличия сверхчеловека супергероя – наличие необычных способностей, а также яркий костюм и маска (это связано с тем, что почти все супергерои сверхлюди берут свое начало из комиксов).

Как уже говорилось сверхлюди супергерои (далее мы будем называть их просто супергерои) берут свое начало из комиксов и первый в роду супергероев - Супермен. Своим появлением он обязан двум талантливым художника Джерри Сигелу и Джо Шустеру, которые в 1938 году придумали этот персонаж. Сначала комиксы о супермене выходят в фирме «National Comics», позже в «Marvell» (создатели и обладатели авторских прав почти на всех известных  супергероев).

История Супермена, наверное, известна всем: на далекую планету Криптон надвигается катастрофа, которая погубит планету. Незадолго до апокалипсиса одна семья успевает отправить своего ребенка Кал-Эла на Землю. Здесь он стал Кларком Кентом, живет в некоем городе Метрополисе и работает репортером в газете «Дейли Планет». А в моменты, когда город или человечество нужно спасать, приятный и застенчивый молодой человек Кларк Кент облачается в красно-синее трико и плащ-накидку - и становится Суперменом.

 кадр из фильма «Возвращение Супермена»

Именно супермен положил начало целому направлению в американских комиксах – появления большого количества супергероев.

Что они собой представляют: днем, в «реальной» жизни – не уверенные в себе люди, не способные толком постоять за себя. Их бросают девушки, над ними подшучивают друзья и недруги. Максимально негероические, дико закомплексованные персоны. Но когда они одевают «маску супергероя» все их комплексы улетучиваются: в них влюбляются девушки, рукоплещет толпа поклонников, бояться самые отпетые преступники.

Наиболее известные супергерои: Супермен, Бэтмен, Человек-паук, Невероятная четверка, Чудо-женщина, Люди Х, Сорви-голова, Электра, Лига Справедливости и др.

В 60-70 е гг. XX века супергерои из комиксов появляются в кинематографе. Первым был Бэтмен. Фильм об этом герое выдержал несколько редакций и римейков, всего с 1966 по 2006 год вышло шесть фильмов о его приключениях. Не говоря уже о множестве мульт- и  телесериалов. Можно сказать, что если супермен положил начало супергероям в комиксах, то Бэтмен открыл им дорогу на телеэкран.

 

кадр из фильма «Бэтмен: начало»

Последний вышедший фильм о подвигах супергероя «Человек-паук: враг в отражении» вышел на большой экран в мае 2007 года.

 

1.3. Образ супергероя в рекламе

Самым открытым использованием образа супергероя для пропаганды является реклама, где основным действующим лицом является супергерой. Нами было проанализировано 20 рекламных роликов с участием супергероя, на основании которых мы сделали вывод, что образ супергероя  в основном используется в двух контекстах:

  •   Если ты, будешь использовать нашу продукцию, ты станешь таким же сильным как супергерой (в основном эта реклама направлена на детскую аудиторию, так как именно в-первую очередь для детей образ супергероя служит примером для подражания). Рассмотрим два рекламных ролика:
  •   Реклама  компании Nestle хлопьев «Космостар». В этой рекламе маленькому мальчику сильный супергерой Космостар открыто говорит: «Если ты будешь есть хлопья «Космостар» станешь таким же сильным и ловким, как Космостар».
  •   Реклама жевательной резинки «Boomer» строится по такому же принципу, в качестве героя выступает  Boomer, тело которого обладает невероятной эластичностью, и если ты будешь жевать жевательную резинку  «Boomer» ты станешь обладателем такой же невероятной силы.

2. Во втором случае образ супергероя используется от противного: «даже если вы супергерой вам необходим наш товар».

  •   Реклама жевательной резинки «Орбит». По сюжету супергерой борется с чудовищем на глазах множества людей, но никто не обращает на него внимания, но как только он кладет в рот несколько подушечек жевательной резинки, его улыбка обращает на себя внимания всех присутствующих людей.
  •   Американская офтальмологическая компания JWT сделала  наружную рекламу, в которой использовала образ Супермена.

  

Кажущееся сначала нелепым положение Супермена объясняется вопросом «Плохо видите?».

Мы хотели бы заметить, что нами не была произведена оценка эффективности  воздействия образа супергероя в рекламе. Это не входит в рамки нашей исследовательской работы. Мы ставили перед собой задачи, во-первых, показать наличие образ супергероя в американской рекламе, во-вторых, проанализировать в каком контексте он используется.

 

1.4. Исторический контекст возникновения и развития образа супергероя в американских СМК

Возникновение супергероев в американской культуре не случайно, оно обусловлено этапами исторического развития и особенностями конкретного исторического периода. Рассмотрим с этой точки зрения появление супергероев массовой культуре США.

1938 год начало второй мировой войны. Весь мир находится в страхе перед Гитлером, Соединенные Штаты Америки не являются исключением. Стране нужен герой, который укрепит дух нации – этим героем становится Супермен (как уже говорилось ранее, Супермен впервые появляется на страницах комикса в 1938 году). Расчёт создателей Супермена был на то, что люди, особенно дети, увидят нового мирового героя и борца за светлую идею, но самое главное, личность с американским характером.

В 1939-му году по сюжету комикса Супермен спасает человека из страны, напоминающей гитлеровскую Германию. А через два года авторы забрасывают его в фашистскую «Дюкалию». Он участвует в спортивных соревнованиях и побеждает «идеальных» светловолосых и голубоглазых атлетов на их собственной территории. Еще большей прямолинейностью «отличается» Капитан-Америка. На обложке первого выпуска комиксов с его участием он наносит удар в лицо Гитлеру — за девять месяцев до того, как США объявили войну Германии. «В апреле 1940 года в одной из газет СС министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс подверг резкой критике Супермена, назвав Джерри Сигеля «хитрым израильтянином», а так же — «интеллектуально и физически обрезанным молодчиком», готовым на все ради денег. У американцев супергерои вызвали диаметрально противоположные чувства. Они приняли их с распростертыми объятьями, и во время Второй мировой войны комиксы занимали приблизительно 25 процентов «площади» журналов, которые отправлялись и американскому военному контингенту за рубежом» [5,3].

В начале сороковых годов в комиксах появляется первая женщина супергероиня Вандервумен – сильная и независимая, не нуждающаяся в помощи от мужчин - она подавала пример и отчасти была отображением американских женщинам эмансипированных войной.

Следующий пик активности  связанный с образом супергероя – 60-е года ХХ века. Моральный дух американцев подавлен войной во Вьетнаме и обострением проблем связанных с расовым неравенством. Стране нужен герой - на экранах появляется первый фильм о супергерое «Бетмен». Также появляются новый журнал комиксов «Люди Х», основной сюжет которых связан с мутантами, которые борются за свои права в мире, где общество притесняет и боится их, так как они не похожи на остальных простых людей.

Активная работа феминистского движения привела к тому, что с начала 60-х по 75-ый год в комиксах появляется все больше женщин супергероев (женщина – кошка, электра, Люди Х: Гроза, Джин Грей, Джубили и др.).

В конце ХХ начале ХХI века на большие экраны выходит все больше фильмов о супергероях: трилогия «Человек–паук», «Сорви голова», «Электра», «Великолепная четверка», «Халк», возвращаются на большой экран Супермен и Бетмен «Возвращение Супермена», «Бетмен: начало» и др.

В это же время события 21 сентября 2001 года и война в Ираке привела к падению авторитета  правительства внутри страны. Стране нужны были герои, и Голливуд их дал. Конечно, не маловажную роль в популярности экранизации комиксов играют сборы, почти все фильмы о супергероях становятся блокбастерами, то есть приносят продюсерам большую прибыль - спрос рождает предложение. Но это ещё раз подтверждает выше сказанное – стране нужен герой и Голливуд предоставляет возможность людям увидеть его с больших экранов. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о безусловной связи между  появлением, а так же последующем развитии образа супергероя в американских средствах массовой коммуникации и конкретными историческими событиями, происходящими в государстве.

 

1.5. Типология супергероев

В американской массовой культуре существует множество различных супергероев, все они обладают одним общим качеством – наличие невероятной силы (благодаря которой они борются со злом в различных его проявлениях). Но эта сила появлялась у них по-разному. Нами были проанализированы самые популярные супергерои и были выявлены группы обладающие сходством в происхождение сверхсилы.

Типология супергероев (по принципу происхождения невероятной силы):

 

1. Инопланетные супергерои

История появления невероятной силы: обладают невероятными способностями с рождения. Чаще всего рождены на другой планете (Супермен, Супергерл) или в другом мире (Вандервумен).

Основное отличие от других супергероев: для них «маска» - повседневная жизнь простого земного человека, а когда они принимают вид супергероя, они становятся самими собой. Супергерои из данной категории могут обладать целым рядом способностей сразу (Супермен обладает суперсилой, может летать, пуленепробиваемый, рентгеновское зрение и др.), поэтому считаются самыми сильными.

Представители: Супермен, Супергерл, Вандервумен, Орлица, Джон Джонсон (Марсианин) и др.

 Шаера Хол на родном Танагаре была детективом под прикрытием. Несколько лет назад, выслеживая бандитов использующих запрещенную технологию, она была облучена телепортационным лучом. Она была распылена на молекулы и перенесена через пол-галактики. Очнулась она на Земле. Пользуясь своими знаниями выживания, она взяла себе Земное имя Орлица и научилась выживать с местным населением.

Несмотря на то что Шаера надеется вернутся на Танагар, она сильно привязалась к народу Земли. Как Орлица, она использует свои танагарские способности чтобы служить и защищать. Она может летать, владеет навыками рукопашного боя и говорит с птицами.

 

2. Супергерои-мутанты

История появления невероятной силы: в прошлом обычные люди, чаще всего ученые (Невероятная четверка, Флэш, Халк) в результате мутации у них проявляются необычные способности такие как: телекинез, телепатия, неосязаемость-призрачность, полет, неуязвимость, суперсила, суперскорость, психокинез и др. Но как правило в результате мутации они становятся обладателем только одной силой: Флэш – суперскорость, человек – паук – сила и ловкость паука, Гроза – управляет погодой и др.

 Флеш перед тем как стать героем был ученым и одним вечером в него ударила молния он очнулся и что-то почувствовал, решил пробежаться и умчался с гиперскоростью.

Основное отличие: психологическая неустойчивость. Это связано с двойной жизнью которой им приходится жить (человек-паук, Флэш), неприятия их в обществе, так как они не такие как все (Люди  Х) Из-за того, что им приходится жить двойной жизнью у них происходит раздвоение личности и они уже путаются где они настоящие. Самым ярким примером раздвоения личности является история Халка, его трудно назвать супергероем  - он не спасает мир, не помогает слабым, наоборот он все рушит на своем пути. Но именно в этом герое показана внутренняя борьба человека с самим собой с одной стороны уравновешенный ученый Брюс Беннер, но стоит ему разозлиться, он превращается в зеленого монстра Халка. Поэтому, чтобы не превратится в монстра Беннеру приходиться учиться контролировать свои эмоции.

Кадр из фильма «Халк»

Представители: Человек-паук, Невероятная четверка, люди Х, Флэш, Женщина-кошка, Халк.

 

3. Супергерои-обычные люди

История возникновения необычной силы: как таковой необычной силы у супергероев данной категории нет, это обычные люди, которые благодаря  своей ловкости, уму (они окружают себя супертехникой которая помогает им в борьбе с преступниками) и  умения драться (чаще всего они являются знатоками восточных единоборств – Бетмен, Электра) вступают в борьбу с преступниками.

Самым главным изобретателем среди супергероев является Бетмен, помимо Бетмобиля (на картинке) он создал для борьбы с преступниками газовые бомбы, электростатический плащ, упругий канат для передвижения по воздуху,индикатор приближения опасности и многое другое. Многие из своих приспособлений Бетмен носит в своем специальном поясе. (кадр из фильма «Бетмен. Начало»)

Небольшим исключением является Сорви-голова он тоже обладает выше перечисленными качествами, но помимо этого он обладает повышенным слухом из-за того, что в детстве потерял зрение.

Основные отличия: мотивацией в борьбе с преступностью почти для всех супергероев из данной категории является месть (чаще всего это убийство ближайших родственников).

Электра встала на путь супергероини из-за убийства её отца (кадр из фильма «Электра»).

Представители: Бэтмен, Робин, Зеленый фонарь, Сорви–голова, Электра и др.

Ведущая роль супергероя в современной массовой культуре очевидна. 90% американских фильмов разворачивается вокруг борца со злом, который убивает врагов мира, бандитов, террористов, инопланетян-людоедов и русских. Архетип «сверхчеловека» развитый в американской культуре во множестве обличий, таких как «Человек-Паук», «Бетмэн», «Робот-Полицейский» или более приземлённых, типах «Рэмбо», шагнул за пределы США в культуры других стран. К концу XX века супергерои становятся неотъемлемой частью массовой культуры Америка – открываются музеи Бэтмена и Супермена, за огромные деньги продаются кинокостюмы супергероев, а также повсюду можно увидеть людей (независимо от возраста) в одежде с символикой различных супергероев.

 

 

 

Глава 2. Образ супергероя как отражение американских ценностей

 

1.1. Национальные ценности США

 

В данной главе нашего исследования мы рассмотрим понятие ценностей, их связь с американскими стереотипами, а также составим идеальный образ супергероя, ориентируясь на основные стереотипизированные характеристики американца. Рассмотрим какие национальные ценности пропагандируются через существующих в СМК США образ супергероя.

Национальная специфика складывается из двух понятий: национальных ценностей (то есть, совокупность качеств, ценимых основной массой этнической группы) и национальных стереотипов.

Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания.

«Теория ценностей, или аксиология, - это «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными фактами и структурой личности» [19,25]. Идея истинности американских ценностей является мощным пропагандистским орудием. Очень часто этим понятие апеллируют американские политики. «Пропагандируя войну в Ираке, они стремились защищать именно ценности. Так, именно этот термин часто выносится в заглавия статей. Например, статья Джорджа Ливадаса, опубликованная в Интернете 3 июля 2002 года, так и называется «Who Will Defend American Values?» [19,25].

Понятие национальных ценностей нельзя рассматривать отдельно от понятия стереотипов, так как они связаны между собой, одно порождает другое.

Как мы уже говорили в первой главе для эффективного воздействия в целях пропаганды лучше всего создавать образ, впитавший в себя общественно и личностно значимые морально-эстетические качества. Ценности национальной культуры, уже многие годы вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои.

Поэтому при изучении понятия национальные ценности никак нельзя не рассмотреть образы и стереотипы, которые мы видим в кинематографе Соединенных Штатов Америки. Голливуд в своих фильмах создает особую реальность, рисуя образы и характеры, строя города и внеземные поселения, вырисовывая стереотипы и копируя национальные характеры. Попытаемся проследить их связь с национальными ценностями, для этого необходимо рассмотреть понятие «стереотип» вообще.

Первое упоминание о стереотипах мы видим в книге американского социолога Уолтора Липпмена, он же впервые использовал сам термин «стереотип». В своей книге он давал термину «стереотип» следующие характеристики:

  •   стереотипы просты: гораздо проще самой реальности, чаще всего их можно сформулировать в двух-трех предложениях;
  •   принимаются с помощью посредника: в большинстве случаев люди знакомятся со стереотипами с помощью посредников, нежели познают их на своем собственном опыте. Культура сама создает стереотипы и заставляет людей поверить в их достоверность путем осторожного и избирательного применения данного стереотипа в конкретной ситуации;
  •   ложны: все стереотипы по своей природе ложны. Они не что иное, как попытка создать упрощенное видение ситуации, более простую, чем она есть на самом деле, картину мира. С помощью стереотипов люди пытаются доказать, что любой человек, принадлежащий к конкретной группе, обладает тем набором качеств и черт, которые присущи данной группе. Основываясь на идее уникальности каждого человека, можно с уверенностью заявлять, что стереотипы ложны;
  •   трудноизменяемы: в течение последних двадцати пяти лет проблема расового и тендерного равенства в Америке заставила многих людей поверить в опасность, которую таят в себе стереотипы. Несмотря на это, до сих пор старые стереотипы продолжают существовать и влиять на взаимоотношения людей друг с другом.

Из этих утверждений мы можем сделать вывод, что стереотипы по природе своей сложны и неоднозначны. Если попытаться упростить, то можно сравнить стереотипы со слухами - никто не знает первоисточник их появления, но они заражают окружающих и оставляют за собой отпечаток на обществе. То же самое можно сказать и о ценностях.

Как мы уже говорили выше, очень сложно разграничить два этих понятия - «ценности» и «стереотипы». Стереотипы напрямую связаны с национальными ценностями, так стереотипы содержат схематические и главное общие характеристики общества, а национальные ценности – те общие моральные, этические, культурологические, политические и др. установки которых оно придерживается.

Нужно отметить, что каждая нация имеет свою систему ценностей и стереотипов, но в тоже время очень много общенациональных ценностей и клише. Поэтому можно сказать что стереотипы, во-первых, помогают найти общее у людей различных национальностей (если присущим и той и другой нации), а во-вторых, являются вспомогательный инструмент при изучении особенностей других культур.

Также при изучении стереотипов важно сказать об ещё одной присущей им функции. Особенно ярко она прослеживается в СМК, в частности в кинематографе, они позволяют избегать ненужных объяснений поступков тех или иных людей. «Это облегчает процесс коммуникации, так как позволяет рассказчику (отправителю) сконцентрироваться непосредственно на содержании своего послания, без необходимости останавливаться и объяснять, чем мотивируется тот или иной поступок» [5,12]. Так, например, зритель никогда не будет задумываться, почему супергерой убивает антигероя, это понятно без лишних объяснений.

«В наше время основным путем формирования стереотипов по праву можно назвать средства массовой информации: газеты, радио и телевидение. Кроме того, никак нельзя забывать о кино, которому сегодня принадлежит огромная роль в вопросах массового воздействия на национальное сознание. Кинематограф дает как бы зрительное воплощение национальных образов. К сожалению, воплощение это, как правило, крайне примитивное, даже в хороших фильмах» [19,24].

Стереотипы упрощают людей, делают сложные вещи простыми и доступными, и это упрощение также передает отношения людей друг к другу, ценности и идеалы нации или группы. Для наглядности приведем следующий пример, при просмотре фильма ни у кого не возникает вопроса, а почему этот человек встал на путь преступности, каковы его мотивы, может, он этого не хотел, но так сложились обстоятельства, его сразу принимают как антигероя, потому что он так представлен рассказчиком. То же самое происходит и с супергероем – никто не задумывается, что могло бы случиться, если бы Супермен изначально стал плохим, никто просто не допускает такой возможности.

«Очевидно, что визуальные и поведенческие стереотипы могут быть найдены в каждом фильме и имеют большее или меньшее соответствие ценностям, которые пропагандирует государство» [6,5].

Гари Алтен в своей книге «American Ways. A Guide for Foreigners in the United States» дает некоторые примеры стереотипизации американцев и американского образа жизни, какими они представляются в кинолентах:

  •   Соединенные Штаты Америки состоят из Нью-Йорка, Чикаго, Диснейленда, Лас-Вегаса, Голливуда, Сан-Францисо и Техаса;
  •   большинство американских женщин красивы (в соответствии с современными стандартами красоты), а мужчины привлекательны; если это не так, то они преступники или представители низших слоев общества;
  •   во всей стране постоянно присутствует угроза жестокого преступления;
  •   каждый день на улицах американских городов можно наблюдать погони и перестрелки.

В своей работе мы рассмотрим самые ярки и общие клише, присущие американскому обществу. Итак, согласно интернет-сайту www.moviecliches.com, стереотипизации или клишированию подвергаются: мужчины, женщины, герои, антигерои, дети, иностранцы, пришельцы, животные, чудовища, самолеты, автомобили, вертолеты, мотоциклы, дома, тюрьмы, бары и т. д. Каждый человек ежедневно встречается со стереотипами во всех сферах своей жизни, но именно за кинематографом остается первое место в пропаганде стереотипов, идей и национальных ценностей, присущих тому или иному государству.

Мы в исследовании хотим проследить, каким принятым стереотипам соответствует образ супергероя и как эта стереотипизации образа помогает в пропаганде национальных ценностей.

Кинопроизводители любого государства, будь то Америка, Россия, Великобритания, Италия и т.д., будут основывать свою продукцию на тех устоях общества, к которым они привыкли с детства, на тех нормах и ценностях, на которых их воспитывали.

Совершенно естественно, поэтому предположить, что американское общество предлагает всему миру не просто свою высококачественную продукцию, но и набор своих, американских ценностей, которые могут отличаться от ценностей других стран.

Все ценности реализуются, прежде всего, через конкретное поведение человека. Именно поэтому изучение ценностей через конкретных представленных на экране героев представляется оправданным с точки зрения культурологии как науки социальной.

В. П. Шестаков в своей книге «Очерки американской культуры и национального характера» предлагает следующую версию о происхождении американских ценностей. Он считает, что именно продукция Голливуда оказала наиболее существенное влияние на развитие, укоренение и последующую трансформацию американских ценностей и идеалов. В частности, он пишет, что «трудно переоценить значение кинематографа для развития американской культуры. В известном смысле, многие ценности американской жизни ? результат воздействия кино. <...> Для такого подхода есть все основания. Действительно, многие ценности в США обязаны своим происхождением не литературе и не изобразительному искусству, а кинематографу. В США кино издавна признается одним из главных и популярных видов искусства, формирующим привычки, стереотипы поведения, нравственные и политические имиджи американцев. Другие виды искусства не могут сравниться с кинематографом по своему воздействию на публику. Более того, литературное произведение становится популярным в Америке тогда, когда оно экранируется» [19, 36].

Принимая во внимание тот факт, что в Америке издается гораздо большее, чем в других странах, количество книг по теории кино, В.П. Шестаков приходит к выводу, что кинематограф играет огромную роль в формировании общественного сознания американцев и их самосознания.

А своей работе «Современное американское кино в социально-культурном аспекте» Анна Терпакова рассматривает несколько классификации стереотипов и национальных ценностей, присущих американскому обществу.

Первой она рассматривает классификацию Джона Битгаер. Он классифицирует ценности следующим образом, начиная с самой, по его мнению, главной:

  •   aesthetic (эстетические);
  •   humanitarian (социальные);
  •   intellectual (интеллектуальные);
  •   material (материальные);
  •   power (государственные);
  •   religious (религиозные).

Анна Терпакова отмечает, что Б. С. Ерасов, предлагает свой список ценностей, несколько отличающийся от списка, предложенного Битгнером в плане приоритетного расположения ценностей, а также в плане упоминания в списке самих ценностей:

  •   витальные;
  •   социальные;
  •   политические;
  •   моральные;
  •   религиозные;
  •   эстетические.

В итоге, сопоставив две классификации, Анна Терпакова выводит свою классификацию признаков национального поведения. Изучение кинематографической продукции свидетельствует о том, что именно эти характеристики во многом определяют поведение героев и событийную канву. Классификация представлена в алфавитном порядке, так исследователь не берет на себя ответственность выделять главные из них, перевод также не претендует на точность, а представляет собой попытку найти наиболее близкие по значению эквиваленты. Мы рассмотрим, каким из этих характеристик соответствует существующий в СМК образ супергероя.

1. Action/Work Orientation (Активное отношение к жизни, установка на деятельность): супергерой ведет активный образ жизни (в образе обычного человека он работает в престижных профессиях – журналист, ученый, юрист фотограф и др.; в героическом образе он борется с преступностью и спасает людей от различных стихийных бедствий).

2. Change (Страсть к переменам): супергерой кардинально меняет свой внешний облик, чтобы стоять на страже правосудия.

3. Competition (Дух состязания): супергерой находится в постоянном противоборстве как с самим собой, так и с преступниками.

4. Directness/Openness (Прямота/прямолинейность): супергерой открыто выражает свои эмоции, не боясь при этом выглядеть смешным. Так же при борьбе с антигероем он не пытается хитрить, втереться в доверие.

5. Equality (равенство / равноправие): супергерои придерживаются идеи равенства, для них нет разницы между богатыми и бедными, людьми различных национальностей, они помогают о поддерживают всех.

6. Future Orientation (устремленность в будущие): это открывается через образы супергероев ученых.

7. Honesty (честность): это не является отличительной чертой супергероя.

8. Individualism and Privacy (индивидуализм и личная свобода): супергерои всегда стоят на страже демократических идеалов Америки и очень часто их противниками выступают антигерои стремящиеся к мировому господству.

9. Informality (неформальность, демократизм в общение): супергерои в обычной жизни легко общаются со своими начальниками и наставниками.

10. Personal Control Over the Environment/ Self-Help Concept (принцип помоги себе сам): все супергерои сделали себя сами, как в обычной жизни, так и в героической.

11. Practicality/ Materialism/Acquisitiveness (практичность / материализм / потребительство): данная характеристика не отражена в образе супергероя.

12. Time and Time Control (пунктуальность и контроль за временем): так как супергерои ведут двойную жизнь они просто обязаны следить за временем. Так же, следует отметить, что любое промедление супергероя может закончиться трагически, но они всегда успевают во время.

 

1.2. Характеристики супергероя

Прежде чем, основываясь на рассмотренных нами классификациях типичных для американского общества поведенческих моделях и тех национальных ценностей, которых оно придерживается, составлять идеальный портрет супергероя, рассмотрим какими клише, наделяет образ супергероя Деменева Е. М. в своей статье «Образ супергероя в городском пространстве».

По её мнению, супергерой - олицетворение справедливости. Именно справедливости, а не добра или милосердия. И линия его поведения определяется двумя мотивациями, во-первых, это месть, например «исполнитель роли Бетмена, Кристиан Бейл, так описывает своего героя: "Он носит черное, таится в тенях, он раздираем яростью и ненавистью. Его мотивация - не альтруизм и не жажда нести добро. Он взбешен; ему приходится останавливать себя - в определенный момент он понимает, что полюбил рвать негодяев на части» (сноска); а во-вторых, это тяга к справедливости, таких героев Деменева Е. М, называет альтруистами. «Справедливость, которую несут герои-альтруисты, появляется из чувства ответственности», отмечает она. Герои-альтруисты используют способности из любви к человечеству, возможно, поэтому они обладают большим количеством человеческих качеств (жалость, нерешительность, эмоциональность, стремление вести обычную жизнь, доверчивость), характеризующих их со слабой стороны. Они способны любить и могут быть счастливы.

Итак рассмотрев и проанализировав все выше перечисленные компоненты мы можем вывести идеальный образ супергероя (именно через такой образ пропаганда национальных ценностей будет производится эффективнее всего):

  •   супергерой должен вести активный образ жизни, он должен быть целеустремленным, не бояться перемен и ценить время;
  •   разделять идеи равноправия, он должен быть прост и демократичен в общении, честен и открыт с окружающими;
  •   полагаться в этом мире в первую очередь только на себя, то есть реально оценивать свои возможности;
  •   не бояться технических новшеств, а наоборот поддерживать их изобретение и внедрение в жизнь;
  •   он должен быть честен в состязании, и уметь ценить материальные блага.
  •   супергерой должен придерживаться моральных норм, то есть быть не предвзятым и справедливым.

Проанализировав различные образы супергероев, встречающихся в средствах массовой коммуникации США, мы можем сделать вывод, что они недалеки от идеала, но есть и недостатки. Основной из них - скрытность: почти все супергерои скрывают свою героическую сущность, что в итоге приводит к отрицательным последствиям. Девушка Питера Паркера (Человек–Паук) влюбилась в его героическую маску Человека-паука, а на самого Питера не обращала внимания. Очень часто близкие супергероев страдают от их врагов, этого бы не происходило, если бы они могли подготовиться к такой опасности (а так как они не подозревают, что кто-то из их близких «борец за справедливость» они считают свою жизнь заурядной и не думают, что они могут заинтересовать антигероев).

 

1.3. Национальные ценности, пропагандируемые через образ супергероя

Теперь рассмотрим, какие национальные ценности пропагандируются через образ супергероя в американских СМК (телевидение, кино, реклама). Список составлен по принципу убывания, то есть первым пунктом стоит самая пропагандируемая ценность, последним соответственно реже всего встречающаяся.

  •   Политические: пропаганда национального духа («Америка - сильное государство»).
  •   Социальные (пропаганда равенства): между мужчиной и женщиной, расовое равенство, послевоенная адаптация человека в обществе.
  •   Независимость личности: «Каждый человек делает себя сам».
  •   Пропаганда семейных ценностей.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

 

I. Политические: пропаганда национального духа («Америка - сильное государство»)

По мимо поведенческих установок, которыми руководствуется любой супергерой таких как – помощь слабым, борьба с преступника, да и вообще, супергерои бросают все свои дела и по первому зову спешат на помощь, за частую это происходит в ущерб их личному счастью.

Пропаганда осуществляется и на визуальном уровне – это проявляется через костюмы супергероев – чаще всего они в красно-синей гамме, то есть используются цвета флага Америки. Супермен – синий костюм и красный плащ; Вандервумен – красный верх и синие шорты с белыми звездами; Человек–паук – красно-синий костюм и т.д. Это связано с тем, что героизм на современном уровне все чаще ассоциируется на экранах с государственным флагом. Некоторые супергерои из-за излишне политизированных имен (совсем уж открытая пропаганда) теряют свою популярность, самыми яркими примерами являются Капитан–Америка и его сподвижница Мисс Америка, они не столь популярны как Супермен и Вандервумен.

Впервые фильм у Супермене выходит на экран в 1978 гг. Списанный с героя комиксов 1938 года Супермен «был необходим, чтобы возродить легенду о доблестной и великодушной Америке, которая, мол, непобедима и желает всем только добра. Однако замыслы создателей киноленты и их вдохновителей шли, как оказалось, еще дальше». Режиссер-постановщик Ричард Лестер должен был «превратить рисованного героя и его невероятную сказочную историю в занимательное, феерическое зрелище, начиненное необходимым идеологическим содержанием. Супермен отрекается от личного счастья и спешит на помощь президенту Америки. Заключительный кадр - Супермен в синем трико и красном плаще летит с государственным флагом США над Вашингтоном и вручает его президенту».

 

II. Социальные (пропаганда равенства)

  •   Между мужчиной и женщиной: пропагандируется через создание и культивирование образов женщин супергероинь, которые не нуждаются в мужской помощи и наравне с мужчинами вступают в схватку с преступниками. Надо заметить, что среди антигероев тоже не мало женщин. Первая женщина супергероиня — это Вандервумен она появилась в комиксах в начале 40-ых годов ХХ века.

 Вандервумен была рождена как Диана, принцесса Тимескиры. Дочь Ипполиты, Диана была благословлена богами необычайной силой и скоростью. Она также может летать, носит серебряные браслеты, защищающие от пуль, а также владеет неразрушимым лассо из волоса матери земли Гаэа. Диана выросла среди амазонок, воинственной расы женщин, которые выучили ее быть абсолютной воительницей амазонок. После этого она впервые встретила мир мужчин. Ее жизнь на Тимескире не подготовила ее к встрече с жестокостью, жадностью и эгоизмом, которые она встречает у человеческой расы.

  •   Расовое равенство: пропагандируется в основном через команду Людей Х. Они появились в комиксах в 60-е года. Команда Людей Х это мутанты, которые борются за свои права в обществе «обычных» людей. Основная идея, которую можно вывести проанализировав фильмы, мульт- и телесериалы об этих героях - нельзя осуждать человека только за то, что он не такой как ты. Не важно мутант это или человек, важны его моральные качества, плохие есть и среди мутантов, и среди людей. Стоит отметить, что среди мутантов, борющихся за свои права есть два лагеря: одни хотят жить в равноправном мире с людьми именно эти образы являются основными в повествовании), другие, хотят уничтожить людей, так как считают себя высшей расой. Среди людей прослеживаются тоже две тенденции к решению сложившегося конфликта: одни, хотят равноправия, то есть не считают мутантов опасными, другие, за изоляцию или полное их уничтожения, так как считают мутантов генетической ошибкой.

Кадр из фильма «Люди Х»

  •   послевоенная адаптация человека в обществе: пропагандируется через образ Росомахи одного из членов команды Людей Х. Он впервые появляется на страницах комиксов в конце 60-х годов, как раз после войны Во Вьетнаме. Росомаха мутант (у него очень быстро происходит регенерация клеток, так что его невозможно убить) он прошел службу во Вьетнаме, а после этого на нем производились правительственные эксперименты. В результате этого он потерял память. Никто не принимает его в обществе, он озлоблен и не знает, что ему делать. Так происходит до тех пор, пока он не встречает профессора Ксовьера (лидер команды Люди Х), который помогает ему, не смотря на то, что его агрессия зачастую становится опасной для жизни близких ему людей.

 

III. Независимость личности: «Каждый человек делает себя сам»

Почти все супергерои являются сиротами, либо от них отказались родители, так как они не такие как все. Но это не сламливает дух супергероя, почти все они являются представителями престижных профессий: Супермен (Кларк Кент) – журналист; Человек-паук (Питер Паркер) – студент колледжа, работает фотографом в газете; Сорви-голова – адвокат и т.д. То есть им в становление не помогали родители или связи, они «сделали себя сами». Небольшим исключением является Бетмен (Брюс Уен), он с детства был наследником многомиллионного состояния, но после гибели родителей встал на путь преступности, но, в конце концов «взялся за ум», закончил престижный университет и стал управлять своим состоянием самостоятельно.

 

IV. Пропаганда семейных ценностей

Осуществляется через отношение супергероев к семье, для них это одна из первостепейнеших ценностей. Они любят своих приемных родителей, дядь и теть, братьев и сестер несмотря ни на что. Даже если те от них отказались или учувствовали в заговоре против супергероев, они кидаются им на выручку при первой же опасной ситуации. Стараются их отгораживать от своих проблем и своей «второй жизни» (скрывают свои способности).

Надо отметить, что выше перечисленные национальные ценности не пропагандируются в открытую, все это происходит на подсознательном уровне зрителя.

Две основные черты, указывающие на рост актуальности мифов о супергероях — органичность в городском пространстве и человечность супегероя, стали особенно заметны в последнее время. Образ супергероя постепенно меняется, но необходимость в его существовании осталась. Возможно, это обусловлено отсутствием баланса между ценностями индустриального общества: свободой, трудом, семьей, деньгами. Наличие супергероя, утверждающего ценность другого, более высокого уровня, ставящую все остальные ценности в один ряд, гарантирует относительную стабильность.

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели образ супергероя в американских средства массовой коммуникации, проанализировав его использование в разных видах масс-медиа (кинофильмы, комиксы, рекламные ролики).

Нельзя отрицать, что супергерой уже стал частью массовой культуры США, но возникновение его не случайно оно обусловлено этапами исторического развития и особенностями конкретного исторического периода. Рассмотрев исторический контекст возникновения и последующего развития образа супергероя в США, мы пришли к выводу о безусловной связи между  появлением, а так же последующем развитии образа супергероя в американских средствах массовой коммуникации и конкретными историческими событиями, происходящими в государстве.

Следуют, отметить, что образ супергероя в СМК США представлен достаточно разнообразно. Мы проанализировали основные из них и вывели типологию супергероев (по принципу происхождения невероятной силы):

    •   Инопланетные супергерои (Супермен, Вандервумен, Орлица)
    •   Супергерои-мутанты (Человек паук, Люди Х, Халк)
    •   Супергерои-обычные люди (Бэтмен, Электра, Сорви голова)

Во второй главе нашей исследовательской работе, мы рассмотрели основные национальные ценности и стереотипы американского общества. Исходя из них мы вывели идеальный образ супергероя (именно через такой образ пропаганда национальных ценностей будет производится эффективнее всего):

  •   супергерой должен вести активный образ жизни, он должен быть целеустремленным, не бояться перемен и ценить время;
  •   разделять идеи равноправия, он должен быть прост и демократичен в общении, честен и открыт с окружающими;
  •   полагаться в этом мире в первую очередь только на себя, то есть реально оценивать свои возможности;
  •   не бояться технических новшеств, а наоборот поддерживать их изобретение и внедрение в жизнь;
  •   он должен быть честен в состязании, и уметь ценить материальные блага.
  •   супергерой должен придерживаться моральных норм, то есть быть не предвзятым и справедливым.

Проанализировав образ супергероя в основных каналах СМК (телевидение, кино, реклама, комиксы), мы пришли к выводу, что через образ супергероя пропагандируются следующие национальные ценности (писок составлен по принципу убывания, то есть первым пунктом стоит самая пропагандируемая ценность, последним соответственно реже всего встречающаяся):

  •   Политические: пропаганда национального духа («Америка сильное государство»).
  •   Социальные (пропаганда равенства): между мужчиной и женщиной, расовое равенство, послевоенная адаптация человека в обществе.
  •   Независимость личности: «Каждый человек делает себя сам».
  •   Пропаганда семейных ценностей.

Образ супергероя является очень востребованным не только в США, но и в других странах, в России тоже. Но эти супергерои пропагандируют американские ценности. Следовательно, подражая супегерою, мы подражаем американскому типу поведения, заимствуем их ценностные ориентиры.

Данные нашей исследовательской работы можно использовать для создания образа супергероя в России, через которого будут пропагандироваться российские ценности. Образы, подобные американским супергероям, с сознательной и или не вполне оглядкой на Запад так или иначе уже выступают в отечественных масс-медиа. Однако чаще всего такие заимствования происходят стихийно, без теоретического обоснования. Проведённый нами анализ подготавливает почву для того, чтобы сделать такие заимствования более обдуманными.

* В работе использован монографический принцип ссылок, первая цифра соответствует номеру источника в списке литературы, а вторая странице

 

 

 

Использованные материалы

 

  1.   Агапова А. У супермена проблемы со зрением. URL: http://www.rwr.ru/?rubr13=20608&day=2294&r=rubr13.
  2.   Авсеенко Н.А. Американская традиция на российском телевидении. Дисс. канд. наук. М., 2000.
  3.   Анастасъев Н. Американцы. М., 2002.
  4.    Баталов  Э.Я.  Американские ценности в современном мире.// Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
  5.   Бессмертный А. Кино и общество. URL: http://www.ovsem.com.
  6.   Голенпольский   ТТ.,   Шестаков  В.П.   «Американская   мечта»   и американская действительность. М., 1981.
  7.   Голованов В. Особенности идейной борьбы в американском кино 60-х годов. М., 1971.
  8.   Деменева Е. Образ супергероя в городском пространстве. URL: http//maiskoechtivo.pstu.ru/2007/4/5/5.html.
  9.   Карцева Е.Н. Основные тенденции развития массовой продукции Голливуда в 60-е годы. М., 1966.
  10.   Капралов Г. А. Западный кинематограф - супермены и люди. М., 1987.
  11.   Кокарев И. Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М, 1987.
  12.   Комов Ю. А. Голливуд без маски. М., 1982.
  13.   Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
  14.   Кузнецова В. Актер в телесериале - специфика существования.// Время сериала. Контуры нового телевидения. СПб., 2001.
  15.   Лапшин И. К., Востокова А.П. Американские ценности и национальные характеры в оценке Алексиса де Токвиля. URL: http://vfnglu.vladimir.ru/Rus/NetMaglv3/v3arll/htm.
  16.   Лавров Н. Н., Лаврова В. Ф. Премия «Оскар». Награды. Рекорды. Фильмы. Рейтинги. Жанры. Ростов-на-Дону, 2002.
  17.   Павловская А. В. Этнические стереотипы в сфере межкультурной коммуникации // Вестник Московского Университета, выпуск 1. М., 1998.
  18.   Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М., 1966.
  19.   Терпакова А. Современное американское кино в социально-культурном аспекте. Дисс. канд. Наук. М., 2003.
  20.   Семенов С. Умные картинки. URL: http:// www.comics.com.ua/taxonomy/term/18.
  21.   Сороченко В. Кино как средство информационно-психологической войны. Энциклопедия методов пропаганды.
  22.   Флейтр Дж. Вверх, вверх и вперед! URL: http://www.every.com/index.php.
  23.   Харитонов Е. Супермен.
    URL: http://www.fandom.ru/about-fan/comics/kiss%20super%20special.htm.
  24.   Шестаков В. П. Очерки американской культуры и национальный характер. М, 1996.
  25.   Энциклопедический словарь кино. М., 1987.
  26.   Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. URL: http://www.mega.km.ru/cinema

Фильмография

  1.   Бэтмен. Режиссер Вильям Дозер, 1966.
  2.   Бэтмен возвращается. Режиссер Тим Бартон, 1992.
  3.   Бэтмен навсегда. Режиссер Джоел Шумахер, 1995.
  4.   Бэтмен и Робин. Режиссер Джоел Шумахер, 1997.
  5.   Бэтмен: начало. Режиссер Кристофер Нолан, 2005.
  6.   Блейд. Режиссер Стивен Норрингтон, 1998
  7.   Блейд 2. Режиссер Стивен Норингтон, 1998.
  8.   Блейд: Троица. Режиссер Дэвид С.Гойер, 2005.
  9.   Блед 4. Режиссер Питер Фэллон, 2006.
  10.   Великолепная четверка. Режиссер Филипп Хайм, 2004
  11.   Возвращение Супермена. Режиссер Брайен Сингер, 2006.
  12.   Женщина кошка. Режиссер Питоф, 2004.
  13.   Лига выдающихся джентльменов. Режиссер Стивен Норрингтон, 2003.
  14.   Люди Х. Режиссер Брайн Сингер, 2000.
  15.   Люди Х (II). Режиссер Брайн Сингер, 2003.
  16.   Люди Х (III). Последняя битва. Режиссер Бретт Рэтнер, 2006
  17.   Сорвиголова. Режиссер Марк Стивен Джонсон, 2002
  18.   Супермен. Режиссер Ричард Доннер, 1978.
  19.   Супермен-2. Режиссер Ричард Лестер, 1980.
  20.   Супермен-3. Режиссер Ричард Лестер, 1983.
  21.   Супермен-4: В поисках мира. Режиссер Сидней Дж.Фюрье, 1987.
  22.   Супергерл. Режиссер Жано Шварц, 1984.
  23.   Суперсемейка. Режиссер Брэд Бред, 2004.
  24.   Халк. Режиссер Энг Ли, 2003.
  25.   Хеллбой: Герой из пекла. Режиссер Гельермо дель Торо, 2004.
  26.   Человек-паук. Режиссер Сэм Рейми, 2002.
  27.   Человек-паук 2. Режиссер Сэм Рейми, 2004.
  28.   Человек-паук: враг в отражении. Режиссер Сэм Рейми, 2007.
  29.   Электра. Режиссер Роб Бауман, 2005.

 

 

Приложения

 

Приложение 1. Иллюстрации супергероев

 

Супермен

 

Флеш

 

Бэтмен

 

Вандервумен

 

Супермен в рекламе

Домой     Acta  Diurna    Содержание
Hosted by uCoz