Домой     Acta  Diurna    Содержание

Немкина Л. Н.

Советская пропаганда периода «холодной войны»:

методология и эффективная технология

 

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Советская журналистика и пропаганда периода «холодной войны»

     1. «Холодная война» как исторический период и способ взаимодействия СССР и США.

     2. Журналистика и пропаганда

     3. Методология пропаганды

     4. Технология пропаганды

          1)        манипулирование.

          2)        мифологизация

          3)        стереотипизация.

          3)        методы и приемы пропагандистской деятельности

          4)        структурные (жанровые) единицы пропаганды

III. Заключение

Библиографический список

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Данная работа «Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и технология» посвящена рассмотрению и изучению советской пропаганды во время конфронтации между Западом и Советским Союзом.

Мы предполагаем, что советская пропаганда являлась довольно развитой технологией влияния на массовое сознание, следовательно, проблема разработки темы заключается в исследовании и доказательстве успешности советской пропаганды не только внутри страны, но и в применении к зарубежным странам. Мы считаем эту проблему достойным объектом для изучения современными специалистами, т.к. в настоящее время отсутствует четкая выстроенность и в идеологии государства, и в системе ценностей, и в их пропаганде.

Новизна и актуальность исследования заключаются в том, что мы предлагаем взглянуть на советскую пропаганду именно с точки зрения ее эффективности, ее сильнейшего влияния на массовое сознание людей, ее способности объединить людей в некую общность, необходимую государству. Соответственно, методы и приемы, используемые советской пропагандой, необходимо, на наш взгляд, актуализировать в ситуации современных информационных войн. Разработка этой проблемы, с углублением в сторону идеологии, может явиться продолжением данного исследования.

В своем исследовании мы опирались на такие ведущие научные работы, как: Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда; Почепцов Г. Г. Информационные войны; Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда; КПСС о средствах массовой информации и пропаганды; Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики; Войтасик Л. Психология политической пропаганды; Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты; Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов; Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. В этих трудах разработана теория пропаганды, психологической и информационной войн, исследуются коммуникативные технологии по формированию мотивационных и поведенческих установок общества. Эти направления представлены в научной литературе больше всего и существуют в основном в форме экспертных теоретических разработок, а не в виде научных практических исследований, несмотря на то, что пропагандистские возможности средств массовой коммуникации достаточно хорошо известны исследователям, политикам, специалистам в области рекламы и имиджмейкинга.

Наша работа предполагает частично восполнить этот пробел, разрабатывая практический анализ пропагандистских (журналистских) материалов, использую методологию анализа пропагандистского, жанрового и проблемно-тематического.

Таким образом, в результате сложившейся современной ситуации в сфере идеологии и пропаганды, при наличии практической нерешенности вопросов функционирования пропаганды, целью дипломной работы является проведение анализа текстов газетных публикаций на предмет выявления эффективной техники пропаганды. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности исторического периода «холодной войны».
  2. Произвести выборку газетных публикаций советских изданий с точки зрения применения агитации и пропаганды в рамках «холодной войны».
  3. Произвести анализ газетных текстов на предмет используемых приемов, методов, техник пропаганды как эффективных.

Объектом исследования являются газетные материалы советской печати (издания «Труд», «Правда», «Известия» периода 1983, 1984, 1988 гг.).

Предметом – анализ методов и приемов публикаций на страницах советской прессы с точки зрения их эффективности, действенности.

Структура исследования, направленная на решение задач и достижение цели, следующая: во-первых, показывается политическая ситуация времени, интересующего исследователей, т.к. в период «холодной войны» особенно ярко проявилось применение пропаганды на массовое сознание. Во-вторых, раскрываются базовые термины исследования – журналистика и пропаганда - с точки зрения инструментария идеологической войны. В-третьих, доказывается, что газетные материалы как источники документальной информации могут применяться для аналитической работы. В-четвертых, определяется методология и технология пропагандистской деятельности через конкретные газетные публикации. В заключении делается вывод об эффективности систематической, научно обоснованной пропагандистской деятельности советского периода.

Основное внимание исследования при рассмотрении функционирования средств массовой коммуникации в аспекте пропаганды сосредоточено на анализе способов и форм социального взаимодействия, информационно-коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, социальное управление, на развитие общества и личности. Мы предполагаем, что СМК через пропаганду формируют нормы консолидации и идентификации, нормы соотнесенности с социальными ценностями, с культурными образцами. На этом основана их особая политико-идеологическая значимость.

Итак, в работе содержится исследование пропагандистской деятельности прессы советского периода «холодной войны». Исследуются основные характеристики системы журналистской пропаганды, особенности ее функционирования в условиях построения социализма, холодной войны. Осуществляется анализ методики журналистской пропаганды — способов и приемов идеологического воздействия. Сформулированы рекомендации, направленные на дальнейшее повышение эффективности средств массовой информации и пропаганды.

 

 

 

II. Советская журналистика и пропаганда периода «холодной войны»

 

1. «Холодная война» как исторический период и способ взаимодействия СССР и США.

 

Ход истории, после 1917 года, внес колоссальные изменения в карту мира, в соотношение сил на международной арене: противостояние капиталистической и социалистической мировых систем. Классовый конфликт принимает форму принципиального соревнования в экономической, идеологической и политической сферах. Несмотря на противостояние, важнейшей задачей периода «холодной войны» является не допустить перехода этого противоборства в русло военного конфликта. [44, 68].

«Холодная война» - термин, получивший широкое распространение после второй мировой войны, для обозначения сложившейся ситуации. Причинами «холодной войны» явилось существование двух ядерных сверхдержав (СССР и США) и борьба за раздел мира между ними.

Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д. Ф. Даллесом. Суть его – политическая, экономическая, идеологическая и даже психологическая конфронтация двух систем, сопровождающееся гонкой вооружений, балансирование на грани войны. «Холодная война» как бы заменила «горячую», стала ее суррогатом. Идеологическим обоснованием «холодной войны» стала доктрина президента США Трумена, выдвинутая им в 1947 году. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задачи США – борьба с коммунизмом во всем мире с целью как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и не распространения коммунистической идеологии, а при благоприятном стечении обстоятельств «отбрасывания» СССР к прежним границам. [3, 24]. Все мировые события рассматривались через призму противостояния СССР и США.

В свою очередь, советское руководство во главе со Сталиным развернуло активную пропагандистскую кампанию против «англо-американских поджигателей войны». Основной целью внешней политики СССР в первые послевоенные годы было расширение сфер своего влияния в мире. Путем формирования дружественных политических режимов в странах Восточной Европы, Советский союз стремился создать у своих западных границ «зону безопасности». В советский исторический период в нашем обществе осуществлялось крупномасштабное и массированное идеологическое воздействием на людей через жесткие общественные связи в государстве, систему социальных институтов, посредством которых и осуществлялось социальное управление.

В период «холодной войны» между СССР и США обе страны порождали по отношению друг к другу как информационную, так и немедийную составляющую (в качестве примера последней выступают выставки, концерты и пр.). Со своей стороны, Советский Союз активно пытался удерживать рамки существования «свободы слова в СССР», что вполне можно рассматривать в качестве контроля критичной для оппонента информации. Соответственно СССР порождал как информационные, так и немедийные «сообщения», подчеркивающие его имидж борца за революционные изменения, поддержку всего прогрессивного человечества.

Таким образом, в послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. ведущей тенденцией в развитии международных отношений стал поворот от политики сотрудничества стран антигитлеровской коалиции к конфронтации, основной осью которой стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США, принявшей характер «холодной войны» и определявшей геополитическую ситуацию в мире.


 

2. Журналистика и пропаганда

Как было сказано выше, «холодная война» велась на всех «фронтах» - экономическом, политическом, культурном, идеологическом. А главным оружием в идеологической борьбе являются средства массовой коммуникации и информации, важнейшее из которых – журналистика. Исследование взаимодействия таких явлений, как журналистика и пропаганда, важно и необходимо уже в силу того, что они соотносятся с интересами и жизнедеятельностью миллионов людей, практически каждого из нас.

Однако прежде чем вести речь о журналистике, агитации и пропаганде, следует четко определить эти понятия (в рамках исследуемого исторического периода), договориться о терминологии, используемой в нашей работе

Журналистика как вид общественно-политической деятельности представляет собой регулярное освещение с определенных позиций явлений и событий повседневной действительности, имеющих актуальное общественное значение. [37,5]. Суть и характер категории журналистика представляются очевидными для большинства исследователей и не вызывают существенных разногласий. В отношении же категории пропаганда такой ясности нет. Поэтому считаем необходимым разъяснить это понятие более обстоятельно.

По мнению М. И. Скуленко, различие предопределено направленностью этих двух видов массово-политической деятельности на различные сферы общественного сознания. Сознание общества подразделяется на две большие области — общественную психологию и общественную идеологию. Общественная психология включает в себя изменяющиеся и, как правило, не систематизированные явления духовной жизни — умонастроения, влечения, оценки текущих событий и др. К сфере общественной психологии относится и общественное мнение, сущность которого составляет оценочное отношение к актуальным явлениям действительности. Общественное мнение представляет собой изменяющееся под влиянием различных факторов проявление массового сознания.

Особенностью агитации является то, что она направлена, прежде всего, на общественную психологию. Причем главный объект ее влияния — общественное мнение, выступающее одним из ведущих проявлений общественного сознания в деятельности народных масс.

Пропаганда соотносится с другой сферой общественного сознания — с общественной идеологией как системой взглядов, представлений личности и общества. В отличие от общественной психологии, общественная идеология всегда проявляется как концептуальное, относительно стабильные и систематизированные знания, взгляды и представления, выходящие за пределы социально-классовых отношений, например, естественнонаучные убеждения, этические нормы, правовые воззрения и др. В этом смысле общественная идеология как сфера массового сознания находит свое наиболее полное воплощение в понятии мировоззрения. [37, 5].

Мировоззрение представляет собой «систему таких обобщенных взглядов и представлений о действительности, систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способов осознания себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики». [37,6]. Мировоззрение — это предельно обобщенные суждения человека об окружающей действительности и о себе. Особенностью пропаганды является то, что она нацелена, прежде всего, на мировоззренческие проявления массового сознания.

Обращенность пропаганды к систематизированным взглядам и суждениям предполагает системный характер ее проведения. Системность состоит не только в совокупном действии инструментов пропаганды, представляющих собой единое целое. Это также особый подход к освоению действительности. Пропаганда стремится создать систему взглядов, устойчивые оценки и мнения. Агитации же важно создать отношение к данным фактам.

Итак, пропаганда представляет собой распространение и утверждение в массовом сознании идеологически обусловленных систематизированных взглядов и представлений, составляющих мировоззренческие позиции личности и общества в целом.

Пропагандистские материалы передаются по многим каналам. Различают два основных пути осуществления пропагандистского воздействия — на уровне межличностного общения (устное выступление, лекция, пропагандистский семинар и др.), а также с использованием технических средств массовой информации: пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, часть кинематографа и книгоиздательского дела.

Средства массовой информации (массовой коммуникации) СМК могут в равной мере как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМК могут способствовать его совершенствованию через многообразные формы интеграционного взаимодействия.

Учитывая мощность воздействия средств массовой коммуникации, именно они, удовлетворяя потребности общества, должны активно информировать граждан по этим вопросам. При этом СМК осуществляет функции информирования, образования и социализации.

Идеологическая борьба - одна из форм классовой борьбы, главным полем деятельности которой является духовная сфера, общественное сознание, а оружием - идеи и их производные в социально-политической и нравственной сферах. И.Б. на международной арене развивалась в рамках исторического противоборства социализма и капитализма.

Считаем необходимым для полноты представления о предмете исследования привести мнение зарубежного исследователя Жак Эллюля о пропаганде. Он различает пропаганду агитации от пропаганды интеграции. Последняя помогает индивиду в полной мере участвовать в жизни общества. Тем самым Ж. Эллюль снимает несколько негативное отношение к пропаганде, которое бытует сегодня. «Интеграционная пропаганда направлена на стабилизацию социального организма, на объединение и усиление его». [4,14]. Он также считает, что пропаганда помогает трансформировать неосознаваемые действия членов общества в осознаваемую деятельность, которая видна, слышна и оправданна.

При этом пропагандистское сообщение действует на двух уровнях: как на уровне открытых смыслов, так и на уровне скрытых смыслов с целью изменения в области принятия решений, где источником решения служит собственно информация, а пропаганда – это само принятие решения.

Данная работа посвящена изучению пропагандистских аспектов журналистской деятельности, т.е. пропаганды с использованием средств массовой информации, в частности, печатных материалов. Газета – официальный печатный документ, выполняющий несколько функций: информативную, регулятивную, коммуникационную, культурно-воспитательную. Анализ документов – один из эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех сфер общества. Сведения о процессах и результатах деятельности личностей, коллективов, общества в целом.

Материалы прессы являются важнейшим источником документальной информации. Публикации газет синтезируют в себе черты документов различных типов: словесную, цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления, письма граждан, документы истории, и материалы о современности. Печать информирует население, способствует повышению его общей культуры, выступает в роли действенного организатора масс, регулятора общественных отношений.

Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. В частности, пресса отражает систему социального контроля, посредством которого регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.

В нашем исследовании мы проведем анализ газетных публикаций  ведущих изданий советского периода: газета «Известия» за ноябрь 1986, 1987 гг., май 1988, 1989 гг.; газета «Труд» за октябрь, ноябрь 1983, 1984 гг.; «Правда» за май 1986. 1987, 1989 гг.

Следует подчеркнуть, что массовая коммуникация в Советском Союзе того периода, о котором мы говорим, развивалась как неотъемлемая часть советского государства. В рамках советской системы не существует теории государства и теории коммуникации, в ней существует одна теория. С самого начала пролетарской революции средства массовой коммуникации понимались как инструмент власти, а не как отдельная «четвертая власть». Именно Ленин сказал, что газеты должны быть «коллективным пропагандистом, коллективным агитатором…коллективным организатором». [3,56]. Следовательно, средства информации были инструментом, подлежащим контролю со стороны государства (от имени народа) посредством контроля над материальными средствами коммуникации. Средства информации должны были использоваться для того, чтобы донести «учение» Кремля, т. е. были приспособлены для отражения официальной советской идеологии, советского государства и советской «идеальной личности», как мы увидим из анализа содержания газет.

Таким образом, средства массовой коммуникации, в том числе и печать, использовались как инструмент государства и власти:

- они составляют единое целое с другими инструментами государственной власти и партийного влияния;

- они используются для обеспечения единства внутри государства и партии;

- они используются почти исключительно как инструменты агитации и пропаганды;

- они характеризуются строго выполняемыми обязанностями. [18, 6].

Итак,основной задачей советской прессы была задача вести пропаганду, контрпропаганду и идеологическую войну с капиталистическим миром.Советская пропаганда была научно координированной деятельностью государства, цель которой — установить контроль над массами.

 

3. Методология пропаганды

Пропаганда — один из «трех китов», на которых держится журналистика, могучий фактор ее влияния на общественное сознание.

Пропаганда в средствах массовой информации, как и любая целенаправленная деятельность, опирается на свои методологические принципы, имеет свои предмет и объект, функции, цели и задачи.

Метод пропаганды определяется спецификой ее объекта (мировоззрение общества), предмета (распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов), функций (политическое просвещение, идейное воспитание, регулятивные задачи), целей (формирование политического сознания, стимулирование социальной активности), общих и организационных принципов (научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела; широта и массовость охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность и последовательность пропагандистской работы, комплексный подход, централизация, специализация, взаимодействие и координация).

Совокупность объекта, предмета, функций, целей, основных принципов составляет фундамент метода пропаганды. Однако этим категория метода пропагандистской деятельности не исчерпывается. Метод — это не только методология, но и методика, т. е. пути практического осуществления социального назначения деятельности. Существенными факторами любой целенаправленной деятельности являются методические принципы, средства и инструменты ее осуществления, способы и приемы ее проведения.

Принцип системности в освещении действительности обусловлен сущностью пропаганды, формирующей прежде всего системные представления человека об окружающем мире.

Системность — это неотъемлемая черта всей пропаганды в целом. Коммунистическая идеология являлась стройной системой взглядов и идей рабочего класса. Отражение мира с позиций этой идеологии предполагает создание полной и объективной картины жизни на основе выявления внутренних закономерностей реальной действительности.

Важным методическим принципом пропагандистской деятельности советских средств массовой информации является популярность и доходчивостьматериалов. Популярность означает понятность текстов самым широким слоям населения. Доходчивость выражает умение пропагандиста ясно, четко, последовательно и логично излагать свою мысль.

Степень популярности и доходчивости варьируется в зависимости от уровня образованности, информированности, компетентности населения.

Одним из методических принципов журналистской пропаганды является дифференцированныйподходк различным группам и слоям населения. Пропаганда как совокупность идеологических влияний обращается ко всему населению в целом. Но каждый отдельный пропагандист имеет дело с вполне конкретной аудиторией, обладающей своими специфическими признаками. Если пропагандист хочет эффективно влиять на свою аудиторию, он должен учитывать ее особенности и общего, и конкретного плана. Необходимо принимать во внимание установки и ценностные ориентации, сложившиеся в каждом социальном слое или группе населения, социальные, национальные, этнические, образовательные, возрастные, профессиональные и другие характеристики.

Любая организованная, целенаправленная деятельность предполагает наличие как тех или иных принципов, так и определенных средств. Пропаганда использует самый разнообразный «материал», участвующий в массовом общении,— все разновидности информации — как вербальной, так и аудиовизуальной. Однако в инструментарии журналистской пропаганды следует выделить ряд основных, определяющих элементов. К ним относятся факт, оценка и призыв. Значение этих средств обусловлено способами отражения, присущими пропаганде.

Б. Н. Пшеничный называет три способа или уровня освоения пропагандой действительности: описание, оценивание, предписание. [35, 64]. Каждому из трех способов пропагандистского воздействия соответствует определенное, основное «средство производства»: описанию — факт, оцениванию — оценка, предписанию — призыв.

Факт, оценка и призыв — три основных средства пропагандистского воздействия. Однако для того чтобы воздействие осуществилось, необходимо воплотить его в определенную форму. Факт должен быть изложен, оценка сформулирована, призыв обозначен. Иначе говоря, необходимы определенные средства выражения. Журналистская пропаганда использует все выразительные средства, применяемые в массовом общении: устное и письменное слово во всех его стилистических разновидностях, включая образно-художественные тропы (метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу и др.), различные невербальные знаковые системы передачи информации, визуально-изобразительные и акустические средства.

Любая целенаправленная, организованная деятельность предполагает наличие не только определяющих, исходных позиций — принципов, но также объекта и предмета этой деятельности. Объект — это то, на что направлена деятельность. Объект пропаганды — мировоззрение общества, мировоззренческие суждения, которые связаны с актуальными политическими и социально-экономическими потребностями общества. Газета, радио, телевидение могут вести речь о любом вопросе (политике, экономике, культуре, спорте и др.), однако вопрос этот будет рассматриваться под углом зрения тех насущных задач, которые решает сегодня общество.

Формируя мировоззрение, пропаганда создает идеологический фундамент, на котором строятся оценки текущих событий, т.е. общественное мнение.

Специфика пропаганды как целенаправленной общественно-политической деятельности обусловливает наличие не только конкретного объекта этой деятельности, но и ее предмета. В своем философском значении категория «предмет» выражает назначение деятельности. Пропаганда имеет задачу не столько получить новое, неизвестное ранее знание, сколько повлиять на сознание общества, распространяя идеи, суждения и взгляды.

Но пропаганда распространяет не любые идеи, суждения и взгляды, а только те, которые соотносятся с определенной идеологией, иными словами, с определенными партийно-классовыми интересами.

В то же время идеологическое воздействие для пропаганды вообще и журналистской пропаганды в особенности — не самоцель. Пропаганда направлена на решение задач, стоящих перед обществом, иными словами, она подчинена потребностям социального управления. Таким образом, предмет пропаганды — распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов, стимулирование осознанной активности масс в целях социального управления обществом.

Журналистская пропаганда проявляет свою специфику в том, что она ежедневно, во многих случаях с большой оперативностью, анализирует с партийно-классовых позиций актуальные явления и факты, прямо и непосредственно участвуя в социальном управлении. Отсюда мы перейдем к рассмотрению функций пропаганды.

Пропаганда занимается не просто просвещением, не распространением знаний вообще, а утверждением таких идей, представлений, установок и ценностных ориентации, которые имеют политическое значение, т. е. знаний, необходимых для решения стоящих перед обществом актуальных задач и проблем. Для пропаганды важна информация, которая способна повлиять на образ мыслей и поступки людей в соответствии с классово-политическими потребностями. Знания, которые распространяет пропаганда, представляют собой политическую информацию. Политическая информация выходит далеко за пределы собственно политической жизни как отношений между классами на международной арене и внутри страны. Политическая информация — это информация о событиях и явлениях в любых областях общественной жизни, имеющих политическое значение. Политическая информация — именно то знание, которое распространяет пропаганда. Поэтому ведущей функцией пропаганды является не просвещение вообще, а политическое просвещение.

Функцию политического просвещения с использованием современных технических средств массового общения взяла на себя журналистская пропаганда. Газеты, телевидение, радио ежедневно дают политическую оценку происходящим в стране и за рубежом событиям, анализируют представляющие общественный интерес явления в области экономики, культуры, науки, искусства, спорта. Это и есть политическое просвещение средствами журналистской пропаганды.

Как уже отмечалось, основным объектом пропаганды являются мировоззренческие аспекты сознания. А ядро мировоззрения — идеология. Пропаганда направлена, прежде всего, на идеологическую сторону воспитания, иными словами, она выполняет идейно-воспитательную функцию.

Разумеется, что в своей воспитательной работе пропаганда обращается к самым различным вопросам — этическим, эстетическим, морально-нравственным и другим, но все они имеют идеологическую направленность. В числе основных функций пропаганды обычно называют также организаторскую. Действительно, пропаганда по своей природе призвана служить стимулятором общественного действия. Механизм организаторской роли пропаганды: от знаний — к убеждениям, от убеждений — к действию. Значительный мобилизующий потенциал пропаганды заключается в том, что она воздействует как на рациональную (утверждение мировоззренческих суждений), так и на эмоционально-волевую сферу общественного сознания (обращенность к актуальным потребностям и интересам). В силу этого во всем многообразии организаторской деятельности журналистики пропаганда выполняет прежде всего функцию социального управления.Она активно участвует во всех социально-экономических, политических и культурных мероприятиях, проводящихся в стране. Иными словами, журналистская пропаганда выступает одним из регуляторов общественного развития. Таким образом, в структуре организаторской деятельности средств массовой информации пропаганда выполняет регулятивную функцию: 1. Разъяснение директивных партийно-государственных документов и участие в их реализации. 2. Распространение социального опыта. Средства массовой информации анализируют и делают всеобщим достоянием опыт передовых предприятий, трудовых коллективов, пропагандируют научные формы организации труда, оправдавшие себя на практике способы проведения социалистического соревнования. 3. Указание путей решения проблем, стоящих перед обществом. Пропаганда может стимулировать социальную активность не только распространением передового опыта, но и нахождением решений тех или иных проблем, возникающих в ходе общественного развития. В поле зрения журналистской пропаганды оказывается, скажем, конфликтная ситуация в трудовом коллективе, проблема трудоустройства выпускника вуза, жалоба по поводу недоброкачественного ремонта радиоприемника и др. Находя пути решения конкретных ситуаций, пропаганда обнаруживает закономерные связи между явлениями, дает ответы на волнующие общество вопросы. Тем самым указываются четкие ориентиры для социальной активности.

Функции журналистской пропаганды лежат в основе ее целей и задач. Цели пропаганды носят конкретно-исторический характер, они предопределяются классовыми, социальными отношениями в обществе, его потребностями, особенностями идеологической борьбы.

Важнейшие перспективные, долгосрочные задачи пропагандистской деятельности, вытекающие из решений КПСС, связаны с практическим претворением в жизнь генеральной линии внутренней и внешней политики партии — линии на ускорение социально-экономического развития страны, упрочение мира на Земле. Например, газета «Правда» от 15.05.1986, 3 полоса: рубрика «Сбережем нашу планету» содержит заметки: «Против «звездных войн», «Посвящается Году Мира», в колонке комментатора статья «За мирную Европу и против нее»: «…однако мировой общественности широко известна роль Советского Союза, его конкретные предложения в деле освобождения человечества от…угрозы». Здесь наблюдается и прием обращения к авторитету – «широкая общественность»; «Труд» от 20.10.1984 – статья «Память Белграда» в рубрике «Пульс планеты» посвящена освобождению столицы Югославии от фашистских захватчиков, т.е. косвенно говорится о борьбе за мир русскими.

Итак, стратегические и тактические цели и задачи пропаганды изменяются, модифицируются под влиянием конкретно-исторических условий. В то же время пропаганда имеет кардинальные целеположения, которые отличаются стабильностью и действуют независимо от социально-экономических особенностей развития общества. Именно к таким задачам относится:

1.Формирование политического сознания масс. Р. Яновский дает следующее определение политическому сознанию: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение, выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран». [37, 67].

Газета «Труд» 10.11.1984, 1 полоса имеет рубрику «Последние телеграммы из-за рубежа» с заметками: «Волна террора», «Чад: сохраняется напряженность», «Классовые сражения» – эти заметки говорят о тяжком положении трудящихся в капиталистических странах. Рядом находится статья «Прирост по всем показателям» - о хорошем экономическом положении советского предприятия, успехов его трудящихся. Обязательны на 1 полосе материалы о деятельности партии: «В политбюро ЦК КПСС», «В Центральном Комитете КПСС» - о постановлениях, о работе с трудящимися, о решениях по обращениям граждан.

2. Стимулирование и формирование осознанной социальной активности, организация деятельности общества.

Основой для воспитания норм поведения служат ценностные ориентации, составляющие необходимый элемент сформированного политического сознания. Утверждая идеологически обусловленные представления о «добре» и «зле», о «полезном» и «вредном» для личности и общества, пропаганда прокладывает путь к культивированию социальных привычек и норм поведения. Важное значение в этом отношении имеет пример, распространение пропагандой определенных образцов поведения. Журналистская пропаганда настойчиво воспитывает такие нормы поведения, как бережное отношение к социалистической собственности, добросовестный труд на пользу общества, взаимопомощь в трудовом коллективе и др.

Итак, основная цель пропаганды — формирование политического сознания и стимулирование социальной активности: образует систематизированные взгляды и представления общественного сознания; утверждает убеждения мировоззренческого характера; организовывает и направляет осознанную общественную деятельность; воспитывает социально значимые привычки и нормы поведения.

Например, материалы на 1 полосах: «Призваны обновлять землю», «На радость покупателям», «Есть годовое задание», «Оператор А.Н. Якименко» («Труд») – дают пример, ориентир для социальной полезной деятельности общества.

Функциями, целями и задачами пропаганды предопределяются основные содержательные направления ее деятельности:

1. Производственно-экономическая пропаганда в средствах массовой информации охватывает практически все аспекты организации, планирования и управления производством, функционирования всех отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.). Основными объектами приложения пропагандистских усилий стали техническая реконструкция народного хозяйства, осуществление Продовольственной программы СССР, перестройка хозяйственного механизма, приведение в действие резервов экономического роста, проблемы эффективности производства, дисциплины труда, качества продукции.

К производственно-экономической пропаганде относятся очерки о передовиках, победителях социалистического соревнования, корреспонденции и репортажи с мест новостроек, проблемные статьи по вопросам экономики и др. Материалы производственно-экономической пропаганды включаются в такие рубрики, как «Трибуна ударника пятилетки», «Люди трудовой славы» «Сегодня – коммунистический субботник», «Покажем образцы труда» («Труд»).

Производственно-экономическая пропаганда включает освещение не только хозяйственной практики, но и вопросов теории.

2. Решающую роль в ускорении социально-экономического развития страны играет научно-технический прогресс. В связи с этим особую важность приобретает научно-техническая пропаганда. Повысилась действенность пропаганды, направленной на внедрение в производство новой технологии, последовательнее и обстоятельнее ведется рассказ о перестройке народного хозяйства на основе научно-технического прогресса: рубрика в «Труде» так и называется «Наука ведет поиск», статья «Двигатель 21 века» говорит о новой модели микроавтобуса.

3. В последнее время заметно возрос удельный вес пропаганды по проблемам социального развития общества. Пропаганда по проблемам социального развития общества включает также материалы, посвященные совершенствованию социально-классовых и национальных отношений, дальнейшей демократизации социалистического общества, деятельности Советов народных депутатов, общественных организаций. В этом тематическом направлении выделяется пропаганда советского образа жизни — утверждение духовных ценностей социалистического общества, норм и форм жизнедеятельности, отвечающих природе социализма: рубрика «Пульс планеты», газета «Труд», содержит заметки как о советском общественном развитии, так и других социалистических стран: «Крепить единство», «За мир и социальный прогресс», «Оздоровить политический климат». Там же, рубрика «Два мира – два образа жизни», статья «Дело по душе» - о «конституционном праве советского человека на труд, на социальное благополучие», а в противовес статья «Ради куска хлеба» - о безработице в Вашингтоне. Статьи сопровождаются фотографиями, которые оказывают эмоциональное воздействие на читателя.

4. Средства массовой информации являются действенным инструментом культурного просвещения народа. Культурно-просветительная пропаганда — неотъемлемый компонент работы печати, телевидения, радиовещания. Пропагандируя литературу и искусство, средства массовой информации проводят целенаправленный отбор произведений, знакомя общественность с лучшими образцами отечественной и мировой культуры. Политический подход, классовая оценка, учет потребностей социального управления играют при этом важную роль.

Но для нас в данном случае больший интерес представляет журналистская деятельность в культурно-просветительной пропаганде. Она составляет важную часть политического просвещения. Задача средств массовой информации в культурно-просветительной пропаганде — формирование духовно развитой личности, политически зрелого гражданина социалистического общества.

Речь идет о регулярном журналистском комментировании новинок в области литературы и искусства, о нахождении форм широкого общения журналистов, выступающих по этим проблемам, с различными возрастными и профессиональными группами населения, о более целенаправленном формировании журналистикой эстетических взглядов и вкусов. Здесь же помещаются и спортивные новости и достижения, и материалы о знаменитых людях. Например, «Труд», рубрика «Из блокнота журналиста», статья «Там, где жил Коперник», рубрика «Клуб: будни и праздники» - «Живое слово» (о пользе интересной лекции), «Песни в каждом доме» - о деятельности агитбригад во время посевной работы, помещена фотография с комментариями. Можно сказать, что это направление разрабатывается со всех сторон, как научной, так и популярной.

5. Пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношений является одним из постоянных и ответственных направлений пропагандистской деятельности средств массовой информации. В этой сфере идеологической работы можно выделить, во-первых, пропаганду миролюбивого внешнеполитического курса Коммунистической партии и Советского государства. Во-вторых, значительное место в этой пропагандистской работе занимает отражение международного положения в целом. Журналисты ежедневно анализируют события, происходящие в различных частях земного шара, дают им политическую оценку, обобщают и разъясняют наиболее существенные явления международной жизни. В условиях сложной международной обстановки и острой идеологической борьбы журналистская пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношений приобретает особую важность. Большая часть материалов посвящена этой теме: «Труд» - «Не надо ядерной войны» (письма американцев президенту США)», «Крепнет солидарность»: «…международная солидарность трудящихся – непреодолимая сила… Уверены, что она поможет британским шахтерам одержать победу в их борьбе за право на труд, за жизнь, за мир на земле...», рубрика «На фронтах классовых сражений», «горизонты братского сотрудничества» и т.д.

6. Пропаганда участвует в трудовом воспитании, прививая людям уважение к труду, готовность работать для пользы общества. Газеты публикуют рассказы о различных профессиях; телевидение проводит соревнования и конкурсы, в которых применяются трудовые навыки; радио транслирует заседания «клубов трудовой славы» и др. Культивируя заинтересованность в общественно-полезном труде, журналистская пропаганда вносит свой вклад в профессиональную ориентацию молодежи, способствует развитию инициативы и творчества в работе, укреплению начал коммунистического отношения к труду. Добиваясь утверждения авторитета честного, высокопроизводительного труда, пропаганда подвергает общественному осуждению проявления тунеядства, получение нетрудовых доходов, иждивенческого, потребительского отношения к народному достоянию. Провозглашается отсутствие в Советском союзе эксплуатации человека человеком, высокий статус «рабочего человека», который чувствует себя активной силой, что отражается на его нравственности, моральном, психологическом облике: «Право работать и право искать работу», «Требования профсоюзов», «Успех марша батраков» («Труд»). Обязательно на 1 полосах газет публикуются рекорды производства, Указы о награждении за трудовой подвиг. В «Правде» печатаются достижения пятилетки, трудовые новости зарубежных стран: «Пришли на помощь», «Электроника на полях», «Бройлеры – самолетом».

7. С формированием научного мировоззрения и трудовым воспитанием тесно связано такое направление пропагандистской деятельности, как утверждение коммунистической морали. В социалистическом обществе, основанном на сознательном участии миллионов людей во всех сферах социальной деятельности, мораль — система нравственных принципов человека — приобретает особое значение. Коммунистическая мораль — мораль коллективистская, гуманистическая, активная и деятельная. На культивирование именно этих качеств направлены усилия журналистской пропаганды. Внутренняя тематика советской печати распространяется на такие стороны жизни, как политическое руководство страной, трудовая сфера, спортивная жизнь, взаимоотношения с социалистическими странами.

Например, вопрос отношения человека и власти решен так: в СССР существует депутатская система, право избирателей, всестороннее обсуждение на сессиях и съездах вопросов государственного управления, в то время как буржуазная демократия служит интересам лишь господствующего класса: «Известия», статья «США: накануне выборов» - о пустых обещаниях кандидатов, об интересах кандидатов, большинство из которых – миллионеры. «Правда» - рубрика «С разных широт» - факты об экологических катастрофах, преступности и т.п. в капиталистических странах. «Труд», рубрика «Там, где правит капитал», статья «Под окнами Белого дома» - о митингующих против нищеты и бездомности в Америке. Статья «Два мира – два типа профсоюзов» сравнивает их и нашу жизнь, труд, права, приводятся цифры, статистика.

В целом, показывается высокая моральность советского человека и, следовательно, аморальность капиталиста.

8. Темы патриотического и интернационального воспитания находят свое отражение во многих материалах прессы. Газетные рубрики «На фронтах классового сражения», «Их нравы», «В защиту мира», «Пульс планеты» содержат материалы о братских странах, о забастовках и митингах в капиталистических странах. Существенной составной частью патриотического и интернационального воспитания является утверждение пропагандой чувств дружбы и братства, объединяющих нации и народности СССР, формирование в общественном сознании нетерпимости к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и национального эгоизма. Значительное внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию. Пропаганда прививает молодым людям готовность защищать социалистическое Отечество от любых посягательств на его свободу и суверенитет.

Внешняя направленность подразделяется на два аспекта: с одной стороны, материалы положительные о деятельности СССР, с другой стороны – критические, о деятельности США. Затрагиваются такие темы, как «холодная война», гонка вооружений, борьба за мир, разоружение, восхваление прав и свобод человека в СССР, профсоюзная жизнь соц.стран, помощь Советского Союза нуждающимся в других странах, инфляция и безработица на Западе, бедность населения капиталистических стран, мораль и нравы двух полярных систем.

В Советском Союзе средства массовой информации и пропаганды – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства – являлись мощным инструментом коммунистической партии в большом деле формирования нового советского человека, в единении всех прогрессивных сил современности. В СМИ информационный ряд незаметно переходит к идеологическому (политическому) ряду. По существу, как это подчеркивается в коммунистической теории пропаганды, политический ряд по своему содержанию неразрывно связан с информационным, ибо информация, и тем более информация политическая, является как бы «хлебом» пропаганды, публицистики.

Пропаганда всегда направлена на понятие «образа жизни», т. к. в нем сходятся все основные черты и свойства той или иной общественной формации, преломляясь в жизнедеятельность людей. В нем проявляются все главные ценностные установки доминирующей идеологии. А доминирующая идеология определяет взгляды людей на окружающий мир. Поэтому идеологическая борьба – это показ всех сторон ценностной ориентации общества, в том числе политической, трудовой, духовной культуры.

Статьи, репортажи, комментарии о советском строе должны носить проблемный характер, т.е. вводить читателя в курс насущных задач и проблем, стоящих перед советским обществом. Задача авторов - убедительно показывать, что социалистический строй надежно защищает как отдельных граждан, так и интересы всего общества, не сглаживая при этом острых углов. Производственная сфера призвана служить фоном, на котором идет рассказ о человеке, где на первый план выступает не мир вещей, а мир духовный. Особенно рельефно должны быть показаны такие исторические преимущества социалистического образа жизни, как коллективизм и товарищество, дружба всех наций и народностей страны, нравственное здоровье и социальный оптимизм. Что с успехом и воплощалось на страницах газет, нами рассмотренных.

Итак, мы охарактеризовали ряд направлений, тематики и проблематики пропагандистской работы, которые соотносятся с задачами политического просвещения. Обратим внимание, что материалы этой направленности оперируют преимущественно актуальной текущей информацией в основном событийного характера.

Для пропаганды является важным формирование политических суждений и взглядов об окружающей действительности, воздействие на установки, ценностные ориентации, идеологические убеждения человека.


 

4. Технология пропаганды

Мы можем говорить о наличии у пропаганды ряда выразительных средств, которые присущи именно ей и которые являются специфическим инструментарием ее влияния. К ним следует отнести такие понятия, как манипуляция, мифологизация и стереотипизация сознанием.

манипулирование

В современном представление «манипуляция» имеет негативную окраску. Однако слово «манипулирование», или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare, в своем первоначальном содержании означает в совершенно позитивном смысле «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т. п. В современной литературе под манипуляцией, или манипулированием, понимается искусство управлять поведением с помощью целеустремленного воздействия на общественную психологию, на сознание и инстинкты человека. [6, 19].

Мы в своем исследовании, опираясь на мнения ученых и философов, признаем необходимость манипуляции общественным сознанием. В частности, писатель X. Ортега-и-Гассет, выводит феномен «манипулирования» из фатальной необходимости духовной диктатуры во все эпохи истории. «Большинство людей, — заявляет он, — не имеет мнения» [6, 48]. Народ, по Ортега-и-Гассету, не обладает теоретическим пониманием бытия вещей, ему присущи только оценочные суждения. Народ никогда не имел идей о чем-нибудь, а лишь веру, эмпирический опыт, предания, поговорки. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает народу принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Но без мнения человеческое общество было бы хаосом, даже более — «историческим ничто». Поэтому мнения «следует втиснуть в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину». Это навязывание общественного мнения облегчается, по Ортега-и-Гассету, тем, что массе в целом присущи врожденная психическая функция подражания, инстинкт послушания и стремление к некоторому образцу. Конечно, признает он, это навязанное общественное мнение — насилие, благодаря которому в человеческом обществе возникает господство. Но без духовной власти, без кого-нибудь, кто повелевает, без манипулирования мнением и людьми в обществе водворилась бы анархия, которая привела бы к его распаду. Тем более манипуляция необходима в современную эпоху, когда масса претендует на руководство обществом, не имея на это соответствующих способностей. Современный «массовый человек» не умеет мыслить, заявляет Ортега-и-Гассет. Поэтому формирование общественного мнения, — делает он вывод, — является всеобщим законом тяготения политической истории». [6,50].

Подобного же образа мыслей придерживается и А. Мейер, использующий для обозначения процессов манипуляции слова «социализация» и «легитимация». Процесс социализации, считает он, неизбежно происходит в условиях любой общественно-политической системы, ибо «никогда еще не существовало такого общественного или политического строя, при котором люди могли бы действовать и добиваться успеха, следуя только своим врожденным инстинктам и побуждениям, не подрывая при этом общественной и политической структуры». Именно социализация, по мнению А. Мейера, превращает индивидуума «в полезного и преуспевающего члена общества путем воспитания его в духе господствующих норм поведения и в духе той роли, которую ему отводят». Социализация тесно связана с легитимацией. Под последней А. Мейер понимает процесс, направленный на то, чтобы «заставить индивидуума принять соответствующий строй таким, каков он есть, чтобы выработать у него положительное, одобрительное отношение к существующей системе и к ее институтам, к ее руководителям и к методам, с помощью которых они избираются на свои высокие посты». [6, 51].

Г. В. Грачев в своей работе «Информационные войны» необходимость манипуляции объясняет следующим: у человека два пути. С одной стороны, полнейшая свобода и независимость, отречение от всевозможных норм морали, идеологических "догм", социальных "связей-оков" и т.д. и обретение сопутствующих этому процессу психического напряжения, чувства ничтожности и одиночества, противостояния один на один с окружающим миром, полным опасностей и угроз, или другой путь — принятие определенных ценностей и общественных норм, правил и социально позитивных форм взаимодействия с другими людьми и группами, включенность в разнообразные социальные связи (семейные, профессиональные, национальные, групповые и т.п.) и, следовательно, некоторое ограничение своей свободы и независимости как компенсация за возможность удовлетворения потребностей в безопасности и обеспечения хотя бы минимальных условий для нормального психического и физического существования как человеческой личности. [9, 87].

Таким образом, в нашем исследовании мы исходим из посыла конструктивной манипуляции. Манипуляция же, в свою очередь, опирается на такие средства управления сознанием людей, как мифологизация и стереотипизация.

мифологизация

Мифы задают вариант символической картины мира. Эта картина мира носит в значительной степени системный характер, пытаясь совместить в себе в достаточной степени противоположные концепции. В случае пропагандистских техник осуществляется переход не от факта к мифу, а, наоборот, - от мифа к факту. Исходным является миф, под который подбираются (создаются) факты. В период «холодной войны» определяющей была мифологическая составляющая в идеологическом противопоставлении двух держав. Как пишет В. Легойда: «В Советском Союзе роль советской идеи, призванной скреплять общество, долгое время выполняло представление о противоборстве двух систем. Биполярный мир, который идеология послевоенного мира и экономические интересы военно-промышленного комплекса привели к гонке ядерных вооружений, очень четко делил всех и вся на своих и чужих. В идеологическом отношении Советский Союз и Соединенные Штаты были зеркальным отражением друг друга. Показательны даже лексические совпадения (в обоих полушариях были в ходу выражения «империя зла» и «гарант мировой безопасности»)». [18, 87].

Мифология выступает в роли аргументов, усиливающих обычные высказывания. Например, мифологическое представление об Америке времен «холодной войны» как о «загнивающем капитализме» является базовым по отношению к выводимым из него газетным фактам типа «попрошайки на улицах американского города, борьба негров за свои права» и т.п. С другой стороны, базовые представления для своего существования требовали постоянного подтверждения в действительности. Например, «агрессивный американский империализм» должен был постоянно проявлять свою агрессивность, что должно отражаться в конкретном новостном потоке сообщений, Систематически эту пропаганду проводит, например, газета «Труд», где из номера в номер мы видим рубрику «Их нравы», «Пульс планеты», «Два мира – два образа жизни», «последние телеграммы из-за рубежа».

Содержание информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии с существующей в конкретной социальной общности мифологической системой, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания.

В создании мифов используются своеобразные приемы. Ярким приемом является создание образов. Например, миф о «советской угрозе» — это не застывший стереотип. Образ этой «угрозы» видоизменяется его авторами в зависимости от потребностей, наполняется различным содержанием: вчера это была «угроза подрывной деятельности», сегодня — «военная угроза», завтра это может быть угроза «экономической экспансии СССР» и т. д. С середины 60-х годов лозунг «советской угрозы», например, активно ассоциировался с мифом о роли СССР как «подстрекателя» национально-освободительных движений.

Любая сфера действительности может функционировать эффективно, только если она поддержана сильной мифологической составляющей. В советское время вообще произошел интересный феномен постулирования новых ценностей мифологического порядка по модели "советский + X". Попытаемся увидеть, что именно здесь акцентируется. Возьмем для примера привычные сочетания типа "советская женщина" или "советская торговля". Кстати, и то, и другое были названиями соответствующих ведомственных журналов (для "Советской женщины" — это было не министерство, а, вероятно, Комитет советских женщин).

Модель "советский + X" акцентирует характеристики, отличные от сложившихся в рамках мифологии и описывающих "буржуазное общество". У любого человека сразу возникает прочный ряд ассоциаций при этом слове: господство капитала, все в угоду наживе, на улицу выбрасываются безработные, забастовка, борьба трудящихся за свои права, все прогрессивное человечество, пролетарии всех стран, соединяйтесь, загнивание капитализма. По всем этим характеристикам "советское общество" должно было занимать противоположный полюс. То есть "советская женщина" имела в своем составе такие характеристики, как женщина-труженица, женщина-мать, женщина-врач, учитель, солдатская мать. В основном это ценности социального свойства. "Советское значит отличное" — еще одна мифологема того времени, которая впоследствии стала употребляться, наоборот, в ироническом ключе, когда что-то, к примеру, не работало, портилось и т.д. Хотя, отметим, после рухнувшего социализма эта мифологема опять ожила – советское - значит качественное, в отличие от современных товаров и услуг. Приведем еще некоторые символы-конденсаторы ситуации: мы пойдем иным путем, народ и партия едины, слава КПСС, здоровье народа богатство страны, ум, честь и совесть, решения ... съезда в жизнь, решения... съезда выполним, профсоюз школа коммунизма, партия наш рулевой. Практически любая область жизни была "закрыта" той или иной мифологемой. При этом они работали как некий стабилизирующий фактор, задающий условия функционирования. Такая мифологема действовала как сильный центростремительный феномен, запрещая отклонения от сформулированных эквивалентностей. Эти мифологемы задают необходимую иерархизацию общества.

Любое общество должно иметь не только стабилизирующие механизмы, но и механизмы инновационного характера. Вспомним, как в советском обществе реализовывалась инновационная составляющая. Она легитимизировалась постановлениями съездов.

Советская мифология стала разрушаться с появлением "социализма с человеческим лицом". Театр, литература, кино стали показывать не канонического Ленина, а его человеческие черты. Этот переход от Ленина-памятника к Ленину-человеку не уничтожил систему. Он просто был еще одним знаком в попытке системы измениться, приспособиться под новые требования. Однако это был уже искусственный переход, это было оживление неживого. Более удачной была попытка "оживления живого" — речь идет о последнем генсеке М. Горбачеве. Горбачев не только стал движущимся и говорящим — телевидение показывало множество невиданной доселе как бы лишней информации о нем. О памятниках (а генсеки были как бы живыми памятниками) не бывает лишней информации, есть только ограниченный объем сведений. Он стал знаком оживления системы. И появление рядом с ним Р. Горбачевой тоже было элементом живого существования. [10, 174].

стереотипизация

Следующий элемент манипулирования, используемый для активного формирования «установки восприятия» в желательном для пропагандиста направлении, — стереотип. Стереотип очень «удобен» для пропаганды. Во-первых, это суждение, которое прочно усвоено в данной социальной группе. Оперируя им, пропаганде легче формировать представления и взгляды, поскольку тем самым она апеллирует к устойчивым психическим образованиям — к эмоциональному отношению на основе усвоенного знания. Скажем, если пропагандист призывает к борьбе с бюрократизмом, ему не нужно каждый раз доказывать необходимость этой борьбы, ведь с этим понятием в общественном сознании связано отрицательное отношение. Во-вторых, в силу своей схематичности и упрощенности стереотип легко усваивается и запечатлевается, что очень важно для пропаганды, которая заинтересована в формировании стабильных и прочных суждений. Закрепившийся в сознании стереотип очень трудно поколебать. Одна из трудностей переубеждения человека состоит в том, что разрушить утвердившиеся стереотипы весьма непросто.

Стереотипы очень устойчивы. Будучи устойчивым элементом социальной психологии, стереотипы в то же время не адекватны истине, ибо они не выражают точное знание, всегда оставаясь упрощенными представлениями. Каждое общество, каждая система воспитания вынуждена считаться с ролью стереотипов как первичных элементов мироосознания человека.

Воздействие стереотипов вызывает в первую очередь не работу мысли, а эмоциональную реакцию или же, в лучшем случае, однозначное — положительное или отрицательное — отношение к данному предмету или явлению.

Стереотипы упрощают восприятие окружающей действительности, делают ее более понятной и доступной для повседневного восприятия, что позволяет человеку лучше понять и оценить текстовый материал и, соответственно, повысить к нему свой интерес. Стереотипы способствует и созданию эмоциональной комфортности у читателя, поскольку они, скорее всего, будут соответствовать его психологии.

Пропаганда в своей информационной деятельности использует совокупность стереотипных проявлений, спроецированных на достижение определенного политического интереса. Она может осуществляться не только директивным образом, но и в более мягких формах – просвещения, внушения, используя не рациональные, а эмоциональные, чувственные ощущения, путем социализации личности (например, через духовную культуру).. Однако во всех случаях происходит продвижение определенных идей и ценностей, которые в совокупности идеологизируют массовое сознание, придают ему однотипность восприятия жизни через скрытое или открытое навязывание одной идеи личности или обществу.

Журналистика чаще всего оказывается востребованной в ходе ведения и формирования идейной стереотипизации. Например, в Советском Союзе существовали стереотипы об «отеческой» заботе партии, о государстве как об «институте демократии», «общественной трибуне», в США таким стереотипом можно считать мысль о «стране равных возможностей».

Л. Войтасик выделяет две причины появления стереотипов:

  1. склонность людей к упрощенному мышлению
  2. стремление выразить абстрактные понятия в конкретных образах.

«Из описанных двух источников возникают стереотипы, которые выступают как условные «ярлыки», навешиваемые на людей и явления, определяющие отношение к окружающему и происходящему». [8,120].

Стереотип – основное понятие, формирующее общественное мнение. Это код, резко упрощающий реальность, что позволяет облегчать общение. Люди реагируют не столько на реальность, сколько на «картинки в своих головах», описывающие эту реальность» СМИ служат связующим звеном между реальными событиями и образами в головах людей.

Таким образом, наличие идеологически окрашенных стереотипов формирует особое содержание СМИ, делая их эмоционально близкими массовой аудитории.

Поэтому коммуникатор должен принять их существование как объективное и учитывать это в процессе пропаганды.

Итак, стереотипы и мифы выступают в качестве наиболее распространенных средств пропагандистского воздействия, их можно обнаружить практически в любом пропагандистском материале, несущем более или менее значительную содержательную нагрузку. Это обусловлено универсальностью этих средств. Каждое из них может служить фактором как рационального осмысления материала, так и внушающего влияния пропаганды.

Таким образом, пропаганда имеет свои специфические методы и приемы ведения, основу которых составляют три основных пласта: мифологизация, стереотипизация и манипуляция. Знание этих основ позволит пропагандисту, главным образом речь идет о СМИ, грамотно вести пропагандистскую деятельность.

Итак, сделаем вывод о том, что советская пропаганда имела большой арсенал средств в процессе влияния на массовое сознание, этот арсенал эффективно использовался, причем был не статичен, а динамичен в своих проявлениях, реагируя на изменяющуюся ситуацию в стране и в мире.

методы и приемы пропагандистской деятельности

Существуют конкретно разработанные методы и приемы пропаганды, направленные на достижение наибольшего эффекта пропаганды.

Эффективность пропаганды социализма может быть обеспечена только с учетом всех элементов пропагандистского процесса: содержания, целей, подготовленности кадров, выборов средств, форм и методов идеологического воздействия, особенностей аудитории, влияние внешних условий среды как на пропаганду, так и на ее аудиторию.

Эффективность воздействия опирается на определенный набор приемов. К примеру, Л. Войтасик перечисляет следующие варианты:

  1.  дозировка негатива и позитива, чтобы похвала выглядела более правдоподобной;
  2.  введение сравнения (например: "Вчера в штате Калифорния был запущен очередной метеорологический спутник Земли. Это 11-й американский спутник в нынешнем году. Советский Союз за тот же период вывел на орбиту 45 спутников");
  3.  подбор фактов для усиления или ослабления высказывания. [8,258].

Вышеперечисленные приемы с успехом использовались на страницах советских газет: композиционно и содержательно материалы располагаются чаще всего как «негатив – позитив», в сравнении «хорошо – плохо», в качестве фактов подбирались цифры, фотографии, цитаты: статья в «Труде» «Два мира – два типа профсоюзов» усилена фактами-цифрами «Их образ жизни» и «Советские профсоюзы в цифрах». Рубрика в «Труде» «Внимание: диверсия!» помещает две заметки: «Радио Рейгана» (очередная антикубинская провокация Вашингтона) и наш комментарий к ней, усиленный карикатурой. На этой же странице вверху располагаются материалы под общим названием «Народы требуют мира».

Из других источников по агитации, пропаганде и психологии выделим следующие приемы воздействия на сознание общества:

  1.  использование с целью усиления эмоционального воздействия на аудиторию фотографий, карикатур;
  2.  приемы использования прямой речи как способ апеллирования к авторитету, опубликование писем: например, письмо американцев президенту США «Не надо ядерной войны»;
  3.  обращение к авторитету: «по сообщениям агентства…», «мировое сообщество», «союз профсоюзов» - все они, как правило, безличны, но массовы и крупномасштабны;
  4. Эффект первичности. Доктор Геббельс ввел в современную пропаганду один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. В силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести свою трактовку событий до широкой аудитории. Советские СМИ всегда претендовали на оперативность зарубежной информации, это подчеркнуто, например, в газете «Труд» рубрикой «Последние телеграммы из-за рубежа»;
  5. Эффект присутствия. Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия: информация о событиях за рубежом как правило подписана «соб.корр.». Например, статья «Ради куска хлеба» - в ней не просто говорится о нищете, а показана встреча и разговор с темнокожими американцами, их будни, безуспешные поиски работы. К материалу прилагается фотография с комментариями: «Фотографию этого пожилого американца опубликовала газета «Чикаго трибюн» (правдоподобность в том, что не русский фотограф сделал специальный снимок, а сама же американская газета, т. е. претензия на объективность материала. – Л. Н. Немкина). Человек остался без работы, без крова и средств к существованию. Дни и недели проводит он в поисках куска хлеба. Его трагедию нищеты, голода, болезней разделяют миллионы жителей сегодняшней «богатой и процветающей» Америки».
  6.  информационная блокада. Лишить противника возможности публично высказать свою позицию — одна из главных задач пропагандистской войны. Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. Как правило, в советской печати если и приводится иностранное мнение, то только то, которое является солидарным;
  7. комментарии. Цель — создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или зрителю несколько разумных вариантов объяснения (см. выше пример с фотографией).

Мы перечислили и показали лишь ряд приемов создания общественного мнения и формирования социально активного поведения людей, используемых в советской печатной пропаганде. Как видно из практического анализа публикуемых газетных материалов, пропаганда действительно существовала как системная деятельность, имеющая свои цели, задачи, методы и приемы, в связи с чем и была успешной и эффективной.

 структурные (жанровые) единицы пропаганды

Система пропаганды в том или ином средстве массовой информации представляет собой совокупность структурных (жанровых) единиц, рационально используя которые, редакция может добиваться желаемого пропагандистского эффекта. В каждом номере газеты, в материалах радио- и телевизионного «дня» можно обнаружить такие элементы. Это не значит, что все они в обязательном порядке должны быть представлены в полном объеме. Но, так или иначе, они неизменно присутствуют в работе редакции и составляют основной пропагандистский арсенал издания.

Идеологический ряд содержания, как правило, полно и обстоятельно раскрывается разными жанрами: документальными публикациями (изложениями и полными текстами речей, докладов и т.п.), аналитическими статьями, репортажами, очерками. Идеологический ряд составляет ядро ценностной нагрузки любого вида СМИ: печати, радио, ТВ. В прессе идеологический ряд концентрируется, как правило, на 1 полосе и на развороте: это 2-3 аналитические статьи, документальная публикация, комментарийная оценка, рубрикация, передовицы, письма читателей.

Основными структурными элементами системы пропаганды в газете являются следующие.

Подборки информационных заметоктипа «Зарубежный курьер» («Известия»), «Нам пишут», «Факты, мнения, проблемы» («Правда»), «Пульс планеты», «Последние телеграммы из-за рубежа» («Труд»). Они отличаются большой лаконичностью, дают возможность составить цельное представление о широком спектре проблем и вопросов социально-экономической и политической жизни. Пропагандистский потенциал таких публикаций состоит, во-первых, в концентрации выразительного фактографического материала;

Тематические страницы, публикуемые под заголовками «День Родины», «Уверенная поступь социализма», «СССР на стройке», «Народы требуют мира», «Мир на этой планете» («Труд», «Правда», «Известия»), содержащие разнообразный материал. Сюда включаются различные газетные жанры — от корреспонденции до очерка.

Преимущество этих публикаций состоит в том, что они дают возможность обстоятельно и разносторонне рассмотреть то или иное явление, выделить главное, расставить необходимые пропагандистские акценты. Тематические страницы тем действеннее, чем полнее содержащаяся в них информация соответствует интересам читателей, чем конкретнее и ярче освещаемые в них факты.

Передовица. Передовая редакционная статья, открывающая номер газеты, отражает политическую линию издания. Как правило, она посвящена важнейшим явлениям, имеющим актуальное значение для широкой общественности. Передовая статья указывает пути и способы решения той или иной проблемы, помогает читателю ориентироваться в обстановке, дает политическую оценку главным событиям дня, формулирует задачи на будущее. Обобщающий политический характер передовых статей придает им значительную пропагандистскую нагрузку. Передовая статья — это призыв к действию с указанием конкретных путей и способов осуществления деятельности. Если передовая статья тесно связана с жизнью, если материал изложен логично и доходчиво, живо и выразительно, она может иметь значительный мобилизующий эффект: «Равняться на лучших», «Сегодня – коммунистический субботник» («Труд»).

Пропагандистская статья. Это, как правило, крупноформатное авторское выступление, имеющее целью утвердить определенный взгляд, суждение, представление по важному общественно-политическому или иному вопросу. Ее особенность состоит в том, что она должна содержать развернутую, углубленную аргументацию. Все основные положения, высказываемые в ней, подлежат тщательному анализу. В газетных пропагандистских статьях нередко затрагиваются существенные вопросы современной идеологической борьбы и международных отношений, методологии общественных наук, разъясняются те или иные партийные документы и др.: статьи в «Известиях» - «Двойной стандарт морали», «США: накануне выборов».

Обозрение. Задача обозрения — дать целостную картину той или иной сферы жизни, соединив воедино разрозненные факты на основе найденных закономерных связей между ними. Скажем, цель международного обозрения — выявить характерные особенности международной жизни за определенный период. Экономическое обозрение содержит анализ наиболее типичных явлений определенной отрасли или народного хозяйства в целом. Участвуя в формировании системных представлений аудитории по актуальным проблемам современности, обозрение выполняет важную пропагандистскую функцию, являясь одним из наиболее сложных жанров журналистской пропаганды. Он требует знания обширного фактографического материала, достаточных аналитических способностей и глубокого понимания политической сути явлений. Если обозрение содержит глубокий анализ фактов и явлений, обобщение которых имеет практическую ценность, оно выполняет очень важную и ответственную пропагандистскую работу.

Сатирические газетные жанры. В структуре газетной пропаганды эта жанровая группа играет заметную роль. Памфлет, фельетон, пародия, эпиграмма прямо относятся к пропаганде, поскольку, критикуя тех или иных носителей социального зла, они воспитывают непримиримость к нему. XXVII съезд КПСС подчеркнул значение принципиальной и конкретной критики в советской пропаганде, указав в то же время на те социальные явления, которые должны стать первоочередными объектами критических выступлений,— бюрократизм, инертность, формализм, ведомственность и местничество, хозяйственные и служебные злоупотребления, нетрудовые доходы, угодничество, самоуспокоенность, бесхозяйственность, обольщенность успехами. [44, 13]. Чем последовательнее и острее ведется газетой борьба с недостатками, чем шире и полнее используются сатирические жанры (включая карикатуру), тем увереннее можно рассчитывать на успех пропагандистской деятельности. Большое пропагандистское значение имеют и сатирические материалы на международные темы.

Таковы основные структурные единицы, входящие в систему газетной пропаганды.

Подведем итог по вопросу пропагандистской деятельности. Мы доказали, что пропаганда и журналистика находятся в тесной взаимосвязи; пропаганда – одно из сильных средств по консолидации и интеграции общества, что является необходимым для любого государства. Пропаганда имеет как свою специфическую методологию, так и технологию ведения. Общая схема работы пропаганды такова: сначала происходит привлечение внимания общественности к данному вопросу. Создается определенная атмосфера, а соответственно и эмоциональное отношение к явлению. Затем в аналитических материалах формируются оценки (политические, философские, правовые и др.). Пропаганда стремится закрепить оценочные суждения разнообразной аргументацией, рассмотрением тех или иных альтернативных позиций. Нередко средства массовой информации, чтобы добиться поставленной цели, должны вновь и вновь возвращаться к одному и тому же вопросу, подходить к нему с разных сторон, применять различные формы, приемы и средства влияния. Без целенаправленности и последовательности ни о какой эффективности пропагандистской работы не может быть и речи.

Что же такое эффективная пропаганда? Единым обобщающим критерием эффективности пропаганды может быть только достижение стоящих перед нею целей и задач. П. В. Поздняков совершенно справедливо отмечает: «Мера эффективности — это степень приближения к исходной цели пропаганды». [26,132].

Эффективная пропаганда — это пропаганда, в которой полностью проявляются обусловленные ее природой закономерности. Такая пропаганда максимально реализует свои методологические принципы — научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела. Пропаганда может быть эффективной, если она обеспечивает широту и массовость охвата населения единым идеологическим влиянием, целенаправленность, последовательность и комплексность воздействия.

Эффективная пропаганда предполагает функционирование своего аппарата на основе централизации, специализации, взаимодействия и координации. Эффективная пропаганда — это пропаганда, которая на практике осуществляет методические принципы воздействия — системность, популярность и доходчивость, дифференцированный подход к различным социальным группам и слоям населения, наращивание идейных влияний. Наконец, эффективная пропаганда широко и умело использует арсенал разнообразных средств и приемов, имеющихся в ее распоряжении.

 


III. Заключение

 

Разрабатывая наше исследование, мы можем сделать следующий вывод: журналистика в одном из своих аспектов существует как целостный пропагандистский механизм, чьи усилия, по большому счету, направлены на формирование положительного отношения к власти. С этой целью СМИ выработали и взяли на вооружение особую систему манипулятивного воздействия на общество, способствующую упрощенному, не критическому восприятию в массовом сознании окружающей действительности. Манипулятивность журналистики проявлялась и проявляется в существовании стереотипизации и мифологизации, способствующей формированию единой идеологии, главным образом – единого политического мировоззрения, позитивного отношения к власти как основы для осознания и сохранения своей народности, национальности и самобытности, способности противостоять чуждым влияниям во время информационных войн - в этом и состоит, на наш взгляд, необходимость владения методами, приемами и способами пропаганды и контрпропаганды.

В своем исследовании, рассмотрев методологию и технологию советской пропаганды, мы можем утверждать, имея перед собой ход исторической судьбы СССР, что советская пропаганда была успешной и эффективной долгий период времени. Признаками эффективности служит то, что советская пропаганда справлялась с задачами, поставленными партией, сплотила людей в «социалистическое общество», успешно налаживала «братские отношения», имела поддержку среди населения капиталистических стран, поднимала и поддерживала дух и гордость советского народа за свою страну. Не избежала советская пропаганда и ошибок: и в теоретической литературе, и в журналистской практике советского периода мало внимания уделялось социологической пропаганде.

Это понятие ассоциировалось со средствами массовой информации капиталистических стран. Исходили при этом из следующей посылки: поскольку буржуазная пропаганда обречена на провал в силу порочности идеологии, которую она отстаивает, средства массовой информации капиталистических стран вынуждены прибегать в основном к скрытой — социологической пропаганде; коммунистическая идеология, отличающаяся научностью, привлекательна для народных масс, поэтому коммунистической пропаганде нет необходимости прибегать к скрытым формам распространения идеологических взглядов, можно, дескать, ограничиться одной политической направленностью идеологического влияния. Довольно наивное предположение. Буржуазная пропаганда для достижения своих целей широко использует материалы и социологического, и политического характера. В то же время для распространения научной идеологии недостаточно одной политической пропаганды. Мировоззрение складывается не только из политических взглядов, оно включает все представления и принципы, определяющие отношение человека к окружающему миру. Ограничиться только политикой — значит потерять возможность овладеть мировоззрением в целом.

Известно, к каким издержкам привели недооценки нашей пропагандой воспитания вкусов и запросов молодежи к одежде, к таким, казалось бы, незначительным аксессуарам, как надписи на майках, значки и др. Вакуум, созданный, конечно, не без вины промышленности, стал заполняться чуждыми для социалистической идеологии влияниями. Невнимание к социологической пропаганде обернулось потерями в политической сфере.

В современном мире все взаимосвязано. И политическое кредо не так уж обособлено от привычек в одежде и манер общения. Поэтому совершенно необходимо, чтобы политическая пропаганда дополнялась и подкреплялась социологической.

Несмотря на это, советская пропаганда была мощным и успешным идеологическим орудием, сформировала советскую идеологию, идеологию, на долгое время сплотившую социалистическое общество.

Пропаганда развивается вместе с развитием общества. Общество должно породить социальный заказ на исследования в сфере пропаганды, только тогда мы, столкнувшись с новой ситуацией, сможем разрешить ее.

Перестройка пропагандистской деятельности в средствах массовой информации должна совершаться по двум основным направлениям: развитие научных основ пропаганды и совершенствование системы журналистской пропаганды. Развитие научных основ пропаганды включает более полное использование ею новейших достижений общественных наук. Пропагандистская деятельность прямо зависит от идеологической, теоретической работы. От глубины и точности научного анализа закономерностей развития советского общества во многом зависит оптимальное определение направлений, видов и форм пропагандистской работы.

Развитие научных основ пропаганды предполагает также применение ею научно обоснованных методов и приемов воздействия. В этом отношении большое значение для пропаганды приобретают новейшие исследования закономерностей распространения и усвоения информации, изыскания в области общей и социальной психологии.

Разработка и совершенствование системы журналистской пропаганды и управления пропагандистским процессом может являться продолжением разработки нашего исследования.

Перестройка журналистской пропаганды выдвигает в центр внимания, прежде всего, четкое определение идеологических приоритетов развития российского общества. А отсюда и развитие следующих факторов, от которых зависит эффективность пропаганды:

  1. совершенствование планирования пропагандистской деятельности, внедрение комплексного подхода к организации пропаганды и руководству ею;
  2. углубление взаимодействия и координации всех средств пропаганды и агитации;
  3. постановка систематического научного изучения эффективности и действенности пропагандистской работы;
  4. внедрение научных методов организации и ведения пропаганды;
  5. улучшение системы подготовки и переподготовки кадров журналистской пропаганды;
  6. организация постоянного и регулярного политического ориентирования и оперативного информирования пропагандистов на всех уровнях.

Оказать посильную помощь совершенствованию журналистской пропаганды призваны и специализированные научные разработки, относящиеся к деятельности средств массовой информации. В данном исследовании была предпринята попытка обобщающего анализа методологии и методики журналистской пропаганды

В своем исследовании, изучив особенности советского периода «холодной войны», рассмотрев методы, способы и приемы советской пропаганды через аналитическую работу над газетными материалами, мы можем утверждать, имея перед собой ход исторической судьбы СССР, что советская пропаганда была успешной и эффективной долгий период времени. Изучение достижений и ошибок советской пропаганды было выдвинуто и разработано нами как проблема данной дипломной работы с целью продолжения разработки в плане формирования новой идеологии российского, русского общества, необходимость которой в наше время продолжающейся информационной войны с Западом назрела как никогда остро.


 

 

Библиографический список

 

  1. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социс, 2005.
  2. Беглов М.С. Коммивояжеры смерти. – М.: Советская Россия, 1986.
  3. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М.: Высшая школа, 1980.
  4. Беглов С.И. Империя меняет адрес: британская печать на рубеже тысячелетий. – М., 1997.
  5. Бережной А.Ф. Ленин. Принципы советской печати. – Л.: Лениздат, 1970.
  6. Бессонов Б. Н.. Идеология духовного подавления. — М., 1978.
  7. Большая советская энциклопедия, т.28. с.1026
  8. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 1981.
  9. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты -М.: Изд-во РАГС, 1998.
  10.  Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996.
  11.  Журналистикав политической структуре общества: Некоторые  проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Я. Н. Засурского. - М., 1975.
  12.  Журналистика и идеология / Под ред. В. В. Ученовой. - М., 1985.
  13.  Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2001.
  14.  Ильин В.В. Политология. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.
  15.  История России 20 века. / под ред. Б.В. Личмана.- Издательство УГТУ-УПИ, Екб, 2003.
  16.  Как провести социологическое исследование / под ред. М.К. Горшкова. –М.: Политиздат, 1990.
  17.  Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.
  18.  КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М.: Политиздат, 1987.
  19. Крысько В. Г.Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). –Минск., 1999.
  20.  Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). – М.: Флинта: Наука, 2002.
  21.  Кузнецов И. В., Мишурис А. Л. История партийно-советской печати. –М.: Изд-во московского университета , 1974.
  22.  Мельвиль А. Ю. Политология: учебник. – М.: МГИМО, 2004.
  23.  Мельник Г. С. Maas Media: психологические процессы и эффекты - Спб., 1996.
  24.  Общественноемнение и пропаганда / Отв. ред. А. К. Уледов. М., 1980.
  25.  Поздняков П. В. Эффективность коммунистической пропаганды. - М., 1975
  26.  Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999.
  27.  Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. С. 18.
  28.  Почепцов Г. Г. Информационные войны. – М., 2000.
  29.  Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.
  30.  Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. –М.:Центр, 1998.
  31.  Почепцов Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного символизма и мифологизма. – Киев.: Глобус, 1994.
  32.  Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики – М.: Высшая школа, 1980.
  33.  Психология влияния: Хрестоматия / сост. А. В.Морозов. - СПб, 2000.
  34.  Пшеничный Б. Н. Способы ведения массовой пропаганды // Вопр. теории и практики массовых средств пропаганды. 1970. Вып. 3. С. 290—328.
  35.  Расторгуев С. П. Информационная война. — М: Радио и связь, 1999.
  36.  Россия в мировой истории / Под ред. В. С. Порохни. - М.: Логос, 2003
  37.  Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. – Киев, «Вища школа», 1987
  38.  Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2001.
  39.  Теория и практика советской периодической печати / ред. Д. Т. Бекасов и др. – М.: Высшая школа, 1980.
  40.  Теплюк В. М. Этика журналистского творчества – М.: Мысль, 1980.
  41.  Феофанов О. А. США: реклама и общество. - М., 1974.
  42.  Фред С. Сиберт, Уилбур Ш., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Вагриус, 1998.
  43.  Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2001.
  44.  ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политической, воспитательной работы». Сборник выступлений. – М.: 1979.
  45. Шиллер Г. Манипуляторы массовым сознанием. – М.: 1980.
  46.  Яновский Р. О возрастающем значении политического сознания // Коммунист. 1986. № 1.
  47.  Известия, 1986, 9, 12 ноября, 1987, 8, 10 ноября; 1988, 3, 5 мая, 1989, 7, 8 мая.
  48.  Труд, 1983, 15 октября, 27, 29 ноября; 1984, 15 октября, 17 октября, 24, 25 ноября.
  49.  Правда, 1986, 1987, 1989 2, 3, 17 мая.
Домой     Acta  Diurna    Содержание
Hosted by uCoz