Домой     Acta  Diurna    Содержание

Губина Т. Н.

Технологии цифрового телевидения

в Европе, США и России

 

Введение

Глава 1. Причины появления цифрового телевидения, текущие задачи, последствия

Глава 2. Принципы передачи цифрового сигнала

Глава 3. Цифровое телевидение за рубежом и  в России

Глава 4. Возможности телевидения на базе цифровых  технологий

Заключение

Использованная литература

Приложения

          Приложение 1

 

 

Введение

 

Современные системы телевизионного вещания развиваются в трех направлениях:

первое направление – это рост числа индивидуальных установок спутникового телевизионного вещания (задействованы радиолинии);

второе направление – внедрение широкополосных сетей кабельного телевидения, способных предоставить телезрителю до 100 и более ТВ-программ (волоконно-оптические кабельные линии);

третье направление – внедрение и развитие наземного телевидения при реализации многоканальных микроволновых систем (медные кабельные линии).

Предложенный в начале 90-х годов метод преобразования аналоговых сигналов в цифровые при высоком качестве изображения дал огромный импульс к развитию систем цифрового телевещания, и в каждом из трех выше перечисленных направлений наметилась устойчивая тенденция к переходу на цифровые методы передачи.

Цифровое телевидение – это «многоканальность, многовариантность доставки и мультимедийность. Это сложнейшая информационная среда» [1]. Цифровое телевидение позволяет значительно улучшить качество изображения на экранах телевизоров, увеличить количество каналов при тех же мощностях вещания.

В этой работе под определением «цифровые сигналы» мы будем иметь в виду сигналы передачи данных, вырабатываемые компьютерами, а под «цифровым телевидением» - отрасль телевизионной техники, в которой передача, обработка и хранение телевизионного сигнала осуществляется в цифровой форме.

Актуальность работы и ее практическое значение заключается в том, цифровое телевидение – это новая ступень развития электронных СМИ и применение методов и средств цифрового телевидения обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с методами передачи информации посредством аналогового телевидения, а именно:

- повышение помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов;

- уменьшение мощности передатчиков телевизионного вещания;

- существенное увеличение числа телевизионных программ, передаваемых в одном частотном диапазоне;

- повышение качества изображения и звука в телевизионных приемниках;

- расширение функциональных возможностей студийной аппаратуры, используемой при подготовке и проведении телевизионных передач;

- передача в телевизионном сигнале различной дополнительной информации, превращение телевизионного приемника в многофункциональную информационную систему;

- создание интерактивных телевизионных систем, при пользовании которыми зритель получает возможность воздействовать на передаваемую программу [2].

В пользу цифрового телевидения говорит многое, а вот что лучше – компьютер-телевизор или просто телевизор – предстоит решить потребителю.

У современного мультимедийного телевизора качество звука и изображения значительно выше, чем у телеприемников. Но стоимость телевизора много меньше, чем «мультикомпьютера». И массовый потребитель отдает предпочтение телевизору, тем более что появилось множество различных приставок, позволяющих обычному телеприемнику выполнять некоторые функции персонального компьютера.

Первые упоминания о возможности цифровой передачи телевизионных сигналов появились в 1990 году.

Цель данной курсовой работы - познакомить с принципами организации работы цифрового телевидения, со стандартами такого телевидения, принятыми в зарубежных странах и в России, а также с возможностями дальнейшего развития телевидения на базе цифрового вещания.

Изучение особенностей цифрового телевидения мы проведём, используя работы отечественных и зарубежных исследователей, материалы журналов, посвященных данной проблематике, сделаем собственные выводы.

В связи с заявленной целью нам предстоит решить следующие задачи:

1)               вывести ключевые понятия, характеризующие принципы организации цифрового телевидения;

2)               пользуясь современными наработками, дать концепции организации цифрового телевидения в европейских странах, в США и в России;

3)               охарактеризовать общие направления развития возможностей телевидения.

4)               познакомиться с реалиями журналистской работы, во время которой применяются цифровые технологии.

Этапы исследования

1. В первой теоретической главе мы кратко расскажем о причинах появления цифрового телевидения, о факторах, влияющих на его развитие, поставленных задачах и последствиях.

2. Во второй главе проанализируем общие принципы передачи цифрового сигнала.

3. Третья глава должна быть посвящена развитию телевидения в странах Европы, в частности, в Великобритании, в США и в России.

4. В четвертой главе мы рассмотрим направления дальнейшего совершенствования цифровых телевизионных систем и возможности применения цифровых технологий.

 

 


Глава 1. Причины появления цифрового
телевидения, текущие задачи, последствия

 

Во введении мы уже отмечали основные преимущества передачи телевизионной информации в цифровом виде по сравнению с аналоговыми способами, еще раз обозначим их:

                        переход от множества телевизионных стандартов (их имеется более 40, включая NTSC, PAL, SECAM) к единому цифровому стандарту. Группой экспертов ряда стран Европы и США разработан стандарт цифрового оборудования DVB - Digital Video Broadcasting,

                        передачи видеоизображений повышенного качества, а также на основе цифровых систем запуск телевидения высокой четкости, многопрограммного и стереоскопического телевидения, мультимедийного, голографическое телевидения,

                        реализация интерактивной связи, когда телеэкран, имеющий функции компьютерного монитора, позволяет в режиме реального времени осуществлять выбор информационных ресурсов, единовременно присутствующих на нем,

                       при неизменной мощности передатчика спутника-ретранслятора уменьшение скорости передачи информации в канале и уменьшению вероятности ее сбоя,

                       в полосе ствола ретранслятора передача большего количество телевизионных программ.

Рассмотрим факторы, определяющие стратегию развития цифрового телевидения в любой стране. Такими факторами, по мнению автора, выступают:

- во-первых, вещатели и производители программ для телевидения,

- во-вторых, передающие компании, которые должны иметь соответствующее для передачи телепрограмм в цифровом формате оборудование,

- в-третьих, уровень развития промышленности (имеет ли данная страна необходимый потенциал для изготовления телевизионных абонентских приставок и цифровых телевизоров IDTV, или она станет импортировать оборудование),

- в-четвертых, потребители, которые, исходя из своего материального положения и желания, готовы или не готовы приобретать технику для принятия цифровых телепрограмм. От того, как быстро у населения появятся такие телевизоры, зависят сроки перехода вещательного ТВ от аналогового способа передачи сигналов к цифровому, 

- в-пятых, конкуренты, а ими выступают системы кабельного телевидения и системы непосредственного спутникового вещания. Заметим, что взаимо­действие спутниковых и кабельных сетей с цифровыми вещателями позволит охватить большую аудиторию и привлечь местных рекламодателей, что, безусловно, выгодно для телесетей,

- наконец, в-шестых, правительство и его заинтересованность в осуществлении современной технической политики и регулировании монополий вещателей.

Поэтому каждой стране необходимо создание бизнес-моделей, которые сделали бы переход к новым технологиям практически осуществимым. Так как переход к «цифре» затрагивает ряд отраслей промышленности, политику, экономику и финансы, поэтому необходимы различные бизнес-модели для разных стран, например, для промышленно развитых и развивающихся стран.

В настоящее время задачи цифрового телевидения можно определить так:

                        глобальная стандартизация технических средств в виде серии международных стандартов, охватывающих производство, распределение и демонстрацию цифрового телевидения,

                        комплексное решение технических, технологических и экономических  задач на государственном уровне,

                        исследование влияния новой техники и технологии на творческий процесс создания программ, оценка новых изобразительных возможностей цифровых технологий,

                        исследования эффективности цифрового телевидения с точки зрения хорошего источника дохода. Нельзя не сомневаться, что показ рекламы на таком телевидении может приносить хорошую прибыль, а определенные зрительские группы готовы платить за просмотр нравящихся им программ. Для этого необходима система шифрования и условного доступа, которая не позволяла бы принимать программы до тех пор, пока зритель за них не заплатит.

Следующим этапом нашего исследования станет определение последствий, к которым может привести реализация плана цифрового вещания.

1.                Аудитория сегментируется по интересам, по возможностям смотреть определенные программы, поэтому необходимо ограничение в росте цен на использование каналов цифрового телевидения, а также поддержка культурных, спортивных каналов на государственном или спонсорском уровне.

2.               Изменится экономика СМИ, свое место найдут процессы концентрации и укрупнения  корпораций. С одной стороны, входящим в объединения компаниям становится проще поддерживать рентабельность, создавая качественный программный продукт, но с другой стороны, появляется опасность возникновения «стандартизации» подхода, ведущей к формированию у потребителя шаблонных ценностей.

3.               По содержанию и направленности каналы будут подразделяться, учитывая зрительские интересы и собственные возможности, вероятно, появится много развлекательных и музыкальных каналов, не отличающихся качественной подачей информации.

 

 


Глава 2. Принципы передачи цифрового сигнала

 

В своем развитии цифровое телевидение прошло ряд этапов. На каждом этапе сначала выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создавались экспериментальные устройства и системы, а затем принимались стандарты, как правило, международные, которые должны выполняться всеми организациями, ведущими телевизионное вещание и выпускающими видеопрограммы, и всеми фирмами-производителями аппаратуры.

Международные стандарты принимаются в первую очередь Международной организацией по стандартизации (ISO). Для разработки стандартов в какой-либо области техники ISO создает рабочие группы.

Первый этап развития цифрового телевидения – использование цифровой техники в отдельных частях телевизионной системы. Наиболее важным достижением данного этапа было создание полностью цифрового студийного оборудования. На выходе студийного оборудования цифровой сигнал преобразуется в аналоговую форму и передается по обычным каналам связи.

Другое направление использования цифровой техники, характерное для первого этапа развития цифрового телевидения – введение цифровых блоков в телевизионные приемники с целью повышения качества изображения или расширения функциональных возможностей. Примерами таких блоков могут служить цифровые фильтры для разделения яркостных и цветоразностных сигналов, для уменьшения влияния шумов на изображение и для подавления эхо-сигналов. Широко известны также устройства для реализации функций «стоп-кадр» и «кадр в кадре», декодирования и воспроизведения на экране дополнительной информации, передаваемой по системе «Телетекст» и т.д.

Второй этап развития цифрового телевидения – создание гибридных аналогово-цифровых телевизионных систем с параметрами, отличающимися от принятых в обычных стандартах телевидения. Можно выделить два основных направления изменений телевизионного стандарта: переход от одновременной передачи яркостного и цветоразностных сигналов к последовательной их передаче и увеличение числа строк в кадре и элементов изображения в строке. Примерами гибридных телевизионных систем могут служить японская система телевидения высокой четкости MUSE и западноевропейские системы семейства MAC.

Третьим этапом развития цифрового телевидения можно считать создание полностью цифровых телевизионных систем.

Первые предложения по полностью цифровым системам телевидения появились в 1990 году в Европе. В основе этих проектов лежали достижения в методах и технике эффективного кодирования и сжатии изображений. В мае 1993 года четыре группы компаний и исследовательских организаций, представлявших близкие по существу проекты, объединились в «Grande Alliance» и в дальнейшем представляли единый проект.

Результаты всех исследований, проведенных с 1990 года по 2007, нашли отражение в нескольких стандартах. Обозначим наиболее важные из них.

Для сжатия неподвижных изображений широко используется стандарт JPEG.

Методы сжатия движущихся изображений и сигналов звукового сопровождения описаны в стандартах MPEG-1 и MPEG-2. В настоящее время системы цифрового телевидения, основанные на сжатии телевизионных сигналов по стандарту MPEG-2, быстро распространяются во многих странах. При этом в первую очередь решается задача значительного увеличения количества передаваемых программ телевидения обычного расширения, так как это дает быстрый коммерческий эффект.

В Европе уже в 1993 году был принят проект DVB (Digital Video Broadcasting), в работах по которому приняло участие более 130 фирм и научно-исследовательских организаций разных стран. В развитых странах поставлен вопрос о прекращении в первом десятилетии 21 века аналогового телевизионного вещания.

Рассмотрим метод передачи  данных в стандартной цифровой телевизионной системе с технической стороны.

Во-первых, отметим, что цифровой сигнал – это дискретный сигнал[3], представленный в форме значений, выбранных в отдельные моменты времени. Во-вторых, это квантовый[4] сигнал. И, в-третьих, цифровой сигнал в своей окончательной форме представляет собой символьное представление дискретных по времени, квантовых значений.

Цифровой телевизионный сигнал получается из аналогового телевизионного сигнала путем преобразования его в цифровую форму. Это преобразование включает следующие три операции [5].

1. Дискретизацию во времени, т.е. замену непрерывного аналогового сигнала последовательностью отдельных во времени отсчетов этого сигнала.

2. Квантование по уровню, заключающееся в округлении значения каждого отсчета до ближайшего уровня квантования.[6] Фиксированные уровни, к которым привязываются отсчеты, называются уровнями квантования.

Дискретизированный и квантовый сигнал уже является цифровым.

3. Для увеличения помехозащищенности сигнала его лучше преобразовать в двоичную форму, при этом номер будет преобразован в кодовую комбинацию символов 0 или 1 (импульсно-кодовая модуляция). В результате кодирования (оцифровки) значение отсчета представляется в виде числа, соответствующего номеру полученного уровня квантования.

Все три операции выполняются в одном узле – аналого-цифровом преобразователе. Обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый производится в устройстве, называемом цифро-аналоговым преобразователем.

Как мы уже сказали, цифровая информация передается в виде последовательности двоичных символов – единиц и нулей. В результате действия шумов и помех отдельные двоичные символы могут быть приняты с ошибкой. Например, если уровень импульсного шума выходит за допустимые пределы, то возникает распад изображения на квадраты. Шумы квантования проявляются в виде цветных узоров, на плавных перепадах яркостей и пр.

 Причины возникновения ошибок [7]:

- действие шума, проявляющегося во входных каскадах приемной аппаратуры,

- индустриальные и атмосферные помехи,

- помехи, создаваемые радиопередатчиками.

Способами повышения помехоустойчивости являются увеличение мощностей передатчика, увеличение усиления антенны, применение малошумящих усилителей в приемнике, помехоустойчивое кодирование. С помощью цифровой фильтрации в телевидении решаются задачи уменьшения влияния шумов и помех, разделение сигналов яркости и цветности, повышение субъективного качества изображения и т.д.

Система цифрового подавления шумов автоматически убирает все дефекты: «эффект снега» – черные и белые точки на экране, неравномерную яркость, размытость цветовых тонов и др.

В наиболее благоприятных условиях с точки зрения обеспечения помехоустойчивости находятся кабельные телевизионные системы, потому что они защищены от действия атмосферных и индустриальных помех.

Источник аналоговых телевизионных сигналов формирует яркостный сигнал и цветоразностные сигналы, которые поступают на АЦП видео, где преобразуются в цифровую форму.

В следующей части системы, называемой кодером видео, осуществляется эффективное кодирование видеоинформации с целью уменьшения скорости передачи двоичных символов в канале связи.

Силы звукового сопровождения также преобразуются в цифровую форму.

Кодированные данные изображения и звука, а также различная дополнительная информация объединяются в мультиплексоре в единый поток данных. Суть мультиплексирования в цифровом телевидении состоит в следующем: единый поток данных компонуется из пакетов с деталями одной или более телевизионных программ. Именно такой сигнал передается затем на модулятор кабельной линии передачи, спутниковый транспондер или модулятор несущей в системе наземной трансляции. Таким образом, одна несущая может использоваться для нескольких цифровых телевизионных каналов.

В кодере канала выполняется еще одно кодирование передаваемых данных, имеющее целью повышение помехоустойчивости.

В приемной части системы осуществляется демодуляция принятого высокочастотного сигнала и декодирование канального кодирования.

Затем в демультиплексоре поток данных разделяется на данные изображения, звука и дополнительную информацию. Из нескольких копий составляется одна. После этого выполняется декодирование данных.

В результате на выходе декодера изображения получаются яркостный и цветоразностный сигналы в цифровой форме, которые преобразуются в аналоговую форму в ЦАП и подаются на монитор. На выходе декодера звука получаются сигналы звукового сопровождения, также преобразуемые в аналоговую форму.

Таким образом, сигнал должен пройти следующую стадии обработки, чтобы попасть на экран телевизора [8]:

Предварительная аналоговая обработка, кодирование и компрессия, канальное кодирование, модуляция, демодуляция, канальное декодирование, декодирование и преобразование в аналоговую форму, аналоговая обработка

Благодаря успехам технологий сжатия цифровых сигналов цифровое телевидение способно обходиться более узкой полосой передач. Можно сказать, что именно технологии сжатия (компрессии) данных лежат в основе цифрового телевидения. Полоса, отводимая раньше одному аналоговому каналу, теперь достаточна для передачи сразу нескольких цифровых каналов.

Сегодня цифровые системы обеспечивают широкоформатный экран, чтобы сделать просмотр приятным для зрителя. Остановились на промежуточной величине относительной ширины кадра – 16:9.

Цифровое телевидение кроме широкого экрана обеспечивает и кинематографический звук. Наибольшее различие между европейскими и американскими цифровыми телевизионными системами лежат именно в кодировании звука, а не в изображении. Европейский проект выбрал кодирование звука по стандартам MPEG, в американской же структуре используется система АС-3.

 

 


Глава 3. Цифровое телевидение за рубежом и
в России

 

Временем начала цифрового ТВ-вещания в Европе и США следует считать ноябрь 1998 года. В Европе цифровое вещание развивалось в соответствии с проектом DVB (Digital Video Broadcasting). Учитывая разнообразие форм ТВ-вещания, часть проекта была посвящена разработке технических решений применительно к спутниковому телевидению, часть – к кабельному, а часть – к наземному, или эфирному, вещанию, применимый в спутниковых, кабельных и наземных системах цифрового телевизионного вещания [9].

Предпосылкой для внедрения DVB и Digital Audio Broadcasting (DAB) стали договоренности, которые еще в 1993 г. были достигнуты между крупнейшими организациями из 16 европейских стран и США, занимающихся цифровым телевидением. В 1996 г. компания SES вывела на орбиту первый спутник „Астра" с 20 цифровыми ретрансляторами. Следует заметить, что в настоящее время единый для всех стран стандарт на цифровое вещание отсутствует.

За рубежом сегодня предлагает два принципиально различных пути формирования приемного парка цифрового телевещания, которые условно можно назвать «европейским» и «американским».

В Европе прием программ DVB на первом этапе его развертывания предполагается осуществлять в основном на имеющиеся у населения телевизоры при помощи специальных цифровых абонентских приставок–«ресиверов» - Set Top Box. Такие приставки являются конструктивно законченными устройствами, содержащими полный набор схем и узлов, необходимых для приема и обработки цифровых сигналов звука и изображения, а также преобразования их в аналоговую форму. Кроме того, в состав DVB-приставки входят модуль питания и собственный процессор управления. Абонентские DVB-приставки первого поколения производятся с 1996 года и предназначены для приема цифрового вещания по схеме «вещатель – зритель».

Наряду с производством абонентских приставок ряд фирм уже выпустил в продажу цифровые телевизоры, которые могут обеспечить прием программ как обычного аналогового ТВ ПАЛ / СЕКАМ, так и цифрового ТВ DVB.

В последние годы в стандарте DVB-T начали вещание Швеция, Испания, Дания и Австралия. Кроме того, подготовительные работы велись в Сингапуре, Новой Зеландии и Индии.

Первый шаг в переходе на цифровое вещание сделала Великобритания. Посмотрим, как в дальнейшем сложилась судьба цифрового телевидения в этой стране.

В 1998 году у ВВС появились новые цифровые телеканалы «ВВС chose» и «News-24» (ранее только через кабельную сеть). В 2002 г. начали вещание молодежный канал BBC-3, культурный канал BBC-4 и два детских цифровых канала. Все эти каналы являются подписными. А осенью этого же года по согласованию с правительством BBC создала группу открытых цифровых каналов "Freeview». Система "Freeview" доступна любому владельцу обычного телевизор через декодер стоимостью в 100 ф.ст. В 2004 году она имела 4 миллиона подписчиков.

Крупнейшие коммерческие телекомпании «Carlton UK productions» и «Granada television» создали консорциум цифрового вещания «British digital broadcasting» (BDB) и ввели свою цифровую систему из 30 каналов, имеющую название «Ondigital».

8 лет назад BSkyB ввела в стой свою систему из 140 цифровых спутниковых каналов, получившую название «Sky TV Digital». Она на сегодняшний день стала самой крупной компанией, передающей программы в цифровом формате. К концу 2004 г. на BSkyB приходилось более 7 миллионов подписчиков, которые платят от 20 до 50 евро в месяц.

В цифровой формат были переведены фильмовые каналы, спортивные, детские («Cartoon Network», «Nikelodeon» и др.), новостные каналы («Bloomberg», «Fox News»), научно-познавательные каналы.

На "Sky Digital" есть также большой выбор специальных документальных каналов. Это прежде всего группа качественных документальных каналов, принадлежащих американской фирме "Discovery": Качественные видовые фильмы передают также канал "UK garrisons", географический канал "National geographic" и туристский "Sky Travel". Исторические фильмы (документальные и художественные) передает канал "History channel”.

12 каналов платформы "Sky Digital" посвящены кинофильмам. В дополнение к этому заказной канал "Sky Box Office" предлагает ежедневно набор из 20 фильмов на заказ по 3 ф.ст. за просмотр. По "Sky Box Office" можно заказать и концертные программы.

Есть интерактивный спортивный канал "Sky Sports Extra", по которому можно получить дополнительную информацию о спорте: графики состязаний, таблицы расположения команд, повторы, архивные данные, аналитические материалы и т.п. Причем повторы могут по желанию зрителей показываться в сверхзамедленном темпе. Зритель может сам выбрать угол зрения и освещение. Существует также канал "Sky Sports On-Line", занимающийся трансляцией целых спортивных событий.

Недавно к этим каналам добавился чисто заказной музыкальный канал "Box", непрерывно показывающий видеоклипы с заказом по теле­фону. Кроме него, имеются еще 44 чисто аудиомузыкальных канала, составляющих группу "MTV Choice". Все эти каналы вещают непрерывно и круглосуточно, без объявлений и ведущих. На экране появляются только название произведения, фамилии исполнителей, год первого исполнения и год данной записи. Есть также специализированные шоу по жанрам и интервью со знаменитостями, перемежающиеся музыкой. При этом слышен только голос самой "звезды", а голос интервьюера вырезан из записи. "Music Choice" предоставляет также информацию о наличии в магазинах видеокассет с записями прослушиваемой музыки. В дальнейшем предполагается организовать двустороннюю связь между телезрителями и магазинами видеокассет.

Следует также отметить, что на платформе "Sky Digital" представлены и все каналы эфирного телевидения (кроме канала ITV-2, идущего на конкурирующей платформе "Ondigital"). Это означает, что владельцы антенн и декодеров "Sky Digital" могут смотреть в улучшенном изображении каналы BBC-1 и BBC-2, круглосуточный канал новостей BBC "News-24" и американский круглосуточный информационный канал CNN, имеющий глобальный охват, кинопрограмму четвертого канала и про­граммы пятого канала.

В марте 2004 г. новая цифровая спутниковая платформа "Top-up TV" объединила 10 каналов. В их число вошли британские каналы "UK Gold", "UK Stile" и "UK Food", а также цифровая версия четвертого канала и американских "Bloomberg", "Discovery" [10].

После удачного опыта Великобритании вместе с другими странами Европы в конце 90-х годов Германия начала переходить на цифровую форму вещания.

Поначалу группа Кирха сделала попытку утвердиться на этом рынке с помощью разработанного ею декодера для цифрового телевидения (Set top-Box). Однако вскоре она была вынуждена взять в долю и своих конкурентов CLT/Ufa и «Deutsche telecom». Эта олигополия потерпела крах из-за сопротивления со стороны других частных оферентов программ и публично-правовых телерадиокомпаний. В целях сохранения конкуренции она была запрещена Федеральным ведомством по делам картелей и комиссией ЕС по развитию конкуренции. Поэтому «Deutsche telecom» разработала программный интерфейс, позволяющий и другим оферентам использовать декодер для своих нужд (поиск программ, доступ в Интернет, интерактивные рекламные передачи). Таким образом, в сфере цифрового телевидения была предотвращена монополия нескольких сильных в финансовом отношении групп.

С середины 1989 г. АРД вместе с «Deutsche telecom» транслировала под названием «Digitalis satelliten radio» (DSR) 16 культурных и информационных программ на цифровой основе, но не через спутник, а по кабельным сетям. Это не нашло широкого отклика среди потребителей, поскольку для приема программ были нужные новые и очень дорогие телеприемники. Всего было продано лишь около 100.000 таких приемников. Сейчас благодаря техническим возможностям Digital Audio Broadcasting (DAB) и Digital Video Broadcasting (DVB) в кабельные сети можно загрузить в 10 раз больше программ. Поэтому к 15 января 1999 г. DSR прекратило свои передачи.

В том же году «Deutsche telecom» открыл свои кабельные каналы для передачи цифровых телепрограмм. После установления норм для DAB АРД приступила к осуществлению пилотных проектов, первый был начат 25 августа 1995 года.

Владельцы сетей, телекомпании готовятся к миллиардным инвестициям. Открытым остается вопрос о том, как будут реагировать граждане на новые и не всегда более выгодные в финансовом плане предложения.

Лидером внедрения цифровых технологий во Франции является объединение «Canal Satellite», созданное «Canal plus». Уплотнение сигнала позволило ему запустить новые сети, в том числе интерактивные. В 1999 г. «Canal Satellite» распространял в цифровом виде 60 телепрограмм.

Однако заметим, что в некоторых странах, например, в Ирландии, программа цифрового вещания оказалась неосуществимой по техническим причинам.

Второй стандарт цифрового телевидения ISBD (Integrated Services Digital Broadcasting) был разработан в Японии и является в некотором смысле модификацией европейского стандарта ТВ-вещания. Еще в 1968 г. японцы начали разработку телевидения высокой четкости (ТВЧ), а в 1990 г., не дожидаясь принятия всемирного стандарта, запустили экспериментальную программу ТВЧ (стандарт развертки -- 1125 строк при экране 3:5).

Иначе обстоит дело в США, где переход на «цифру» предполагает полную замену аналоговых телевизоров на новые цифровые телевизоры стандарта ATSC. В США работа над стандартом цифрового телевидения началась в 1987 году, а в 1996 году Федеральная комиссия США по связям утвердила разработанный стандарт в качестве национального. Он получил название ATSC (Advanced Television Systems Committee). К цифровому вещанию в стандарте ATSC присоединились также Канада, Северная Корея, Тайвань и Аргентина.

Система ATSC предполагает кодирование аудиовизуальной информации по стандарту MPEG-2, однако транспортный поток не должен превышать значения 80 Мбит/с. Система имеет недостаточную помехозащищенность передаваемого сигнала, особенно в сложных условиях распространения радиоволн.

Телевизоры стандарта ATSC выпускаются только с большим размером экрана – не менее 74 см на 102, поэтому они достаточно дороги (около 3000 долл. – 90 тыс.).

Осенью 1998 г. начали цифровое вещание общенациональные каналы «ABC» и «PBS». На сегодняшний день, кроме этих телеканалов, лидирующими телевизионными операторами цифровых программ являются «DirectTV», «USSB», «Primestar», «Canal Plus», «Echostar» и «Sky».

На данный момент 95% зрителей цифрового телевидения смотрят его с помощью службы Direct-to-home – DTH («прямое спутниковое телевидение – домой»).

В России подразумевается, что формирование приемного парка будет происходить по европейскому стандарту.

Предварительные маркетинговые исследования показывают, что приемная сеть цифрового телевидения в России может стать массовой, если за возможность принимать программы в «цифре» населению придется заплатить не более 3000 руб., однако самые простые модели импортных DVB-приставок стоят дороже: спутниковая – 7500, кабельные и эфирные – 9000 руб. Такие цены неприемлемы для большей части россиян. Значительное снижение стоимости DVB-приставок произойдет при организации их серийного производства в России. Однако в настоящее время это невозможно без кардинального технологического переоснащения российских телевизионных заводов. Опытным предприятием можно назвать НИИ в Зеленограде, на других заводах предполагается организовать выпуск гибридных, аналогово-цифровых телевизоров. Прогнозируемый спрос на комбинированные телевизоры оценивается в несколько миллионов штук в год, так как большая часть имеющихся у населения телевизоров была выпущена более 10 лет назад и выработала технический ресурс. Можно ожидать, что розничная цена на комбинированный телевизор составит 9000 рублей. Комбинированные телевизоры очень привлекательны для телевизионных заводов, так как они создаются на основе серийно выпускаемых моделей.

Пробные ТВ-передачи в стандарте DVB были начаты несколько позже, чем в европейских странах. Опытное цифровое ТВ-вещание было начато в Нижнем Новгороде в 2000 году, в Санкт-Петербурге в 2001 году (компания TeleMedium предлагает абонентам пакет из 5 каналов за 100 долл. в год, т.е. около 3 тыс. в месяц, распределяет программы в широкоэкранном формате 16:9). Эти службы рассматриваются как «испытательный полигон» для проверки технологий цифрового наземного телевидения.

Предполагается, что у вещательных компаний должен возникнуть интерес к этому направлению. Потребители, однако, на сегодняшний день удовлетворены условиями кабельного телевидения. Поэтому встает вопрос о рентабельности цифрового телевидения в будущем.

Негосударственные предприятия осуществляют свои проекты цифровой связи через спутники (примером может служить запуск спутника «Ямал-100», профинансированный акционерным обществом «Газком», и компания «Бонум-1», занимающаяся техническим обеспечением проекта «НТВ-Плюс»). [11] Однако приемная сеть этих компаний ограничена. И дело здесь не только в необходимости платить ежемесячную абонентскую плату в 180 – 900 рублей, но и в относительно большой стоимости комплекта приемного оборудования (антенны и терминала).

 

 


Глава 4. Возможности телевидения на базе цифровых
технологий

 

1.                Телевидение высокой четкости

Еще одно немаловажное нововведение, которое появится с переходом на цифровое телевидение - Телевидение высокой четкости (HDTV - High Definition Television). Для стандартного ТВ-изображения характерны менее высокая четкость, дрожание строк, мерцание изображения.

Проблема в том, что HDTV - дорогое удовольствие, и ему остается немного шансов. Тем не менее, телевидение высокой четкости наверняка найдет своих приверженцев среди покупателей из элитных слоев общества, а со временем - и удешевлением - дойдет и до массового потребителя.

Уже приняты параметры формата для телевидения высокой четкости: формат кадра 16:9; полное число строк 1125; частота кадров 24, 25 или 30 Гц при чересстрочной развертке.

В 2003 году в Голландии прошла дискуссия по проблемам цифровых технологий. Японские специалисты представили доклад «Видеосистема сверхвысокой четкости на 4000 строк». Авторы работы занимаются исследованием систем сверхвысокого разрешения, которые дают зрителю большее ощущение реальности, чем системы современного телевидения высокой четкости в стандарте HDTV.

Изучение субъективных ощущений зрителей было первичным, оно послужило базой для разработки технических требований к системам сверхвысокой четкости. Известно, что предпочтительное расстояние наблюдения и, соответственно, угол, под которым зрителю виден экран, зависят от размера экрана и разрешения видеосистемы. Экспериментальные исследования авторов показали, что зрители предпочитают  сидеть к экрану ближе и видеть экран под большим углом, чем это рекомендовано в современном телевидении высокой частоты, если разрешение характеризуется большими величинами. Ощущение реальности увеличивается с возрастанием угла, под которым виден экран, но при достижении значения, равного примерно 100º, дальнейшего приращения зрители практически не ощущают. Видеосистема должна иметь разрешение примерно 4Кх8К (4320×7680 пикселей) [12].

 

2. Современные научные разработки лабораторий корпорации ВВС.

Цифровое телевидение, особенно его наземная разновидность "Freeview" , является предметом внедрения различных новшеств.

В связи с тем, что вещателям постоянно приходится изыскивать способы передачи все возрастающего количества каналов с помощью потоков цифровых данных ограниченной емкости, на первое место выходит решение проблемы увеличения скорости передачи данных. Неиспользованные мощности нескольких потоков данных можно накапливать, а затем объединять и создавать стабильный поток для передачи дополнительных данных, например для интерактивного обмена информацией.

В связи с тем, что количество ТВ-служб постоянно расширяется, а рядовым телезрителям все сложнее определить, какие программы идут в определенный момент времени, корпорация ВВС занялась изучением эффективности электронных программ передач и разработкой способов, облегчающих поиск нужной программы.

Большой интерес вызвало устройство Floorman, разработанное в виде миниатюрного бескабельного монитора и позволяющее наблюдать за изображением от любой камеры, задействованной на данной площадке. Нажимая на соответствующие кнопки панели управления, на экран можно вывести видеоизображение, поступающее от любой камеры, в том числе от самых современных беспроводных камер, от производственного оборудования, видеомагнитофонов, телесуфлера, из сети Интернет. На экране можно создать мозаичную картину, скомпонованную из видеоизображений от нескольких источников, и таким образом одновременно следить за работой нескольких камер или блоков видеооборудования.

Кроме вывода изображения, прибор Floorman позволяет одновременно поддерживать несколько радиоканалов: производственные, микрофонные и сетевые [13].

 

3. Интерактивная сеть ТВ-вещания. Интерактивной называют систему, возможности которой позволяют организовать диалоговый обмен информацией между телезрителем и центром подготовки ТВ-программ. Соответственно, структура интерактивных систем предусматривает наличие не только прямого канала для передачи ТВ-программ и дополнительной информации, но также наличие обратного канала передачи сообщений или другой информации в обратном направлении, от телезрителей к источникам программ.

Появление интерактивных систем открывает возможность использования системы вещательного телевидения в роли информационно-справочной системы, а также для получения ряда других услуг: путеводитель по программам, подтверждение различных сообщений, передача викторин, игр, телетекста, передача информации для принтера, услуги «видео по заказу» и др. Это такие услуги, как:

«Плата за канал»: содержание программ и их последовательность определяются производителем, потребитель платит за канал целиком.

                        «Плата за просмотр»: потребитель оплачивает только отдельную передачу.

                        «Видео по заказу»: потребитель сам составляет себе программу.

                        «Сервис по заказу»: заказ товаров и услуг.

При всех вариантах применения интерактивных средств мультимедиа центральную роль играет дополнительный элемент, приставка к телевизору – Set-Top-Box. Он имеет следующие основные функции:

- Переключать обычные телевизионные программы;

- Осуществлять MPEG-декодирование и цифро-аналоговое преобразование программ мультимедиа;

- Осуществляет связь с источником ТВ-программ.

Таким образом, это функции, свойственные персональному компьютеру. По желанию зрителей, связавшихся при помощи компьютера или обычного телефона со студией, могут быть изменены отдельные эпизоды, развязка, а то и целиком сюжет передачи. Современная видеотехника с цифровой обработкой видеосигнала позволяет легко дробить изображение, увеличивать отдельные его фрагменты, выделять их, придавать произвольную окраску выбранным участкам. Видеотехника позволяет в считанные мгновения осуществлять эффекты, требующей трудоёмких процедур от кинематографической техники: стоп-кадры, ускоренное или замедленное движение, многократное экспонирование (микширование изображения), рир-проекцию, соляризацию и многое иное.

Зритель сможет знакомиться с заголовками новостей, постоянно имея возможность детализировать ту или иную информацию, с электронной программой передач.

 

4. Передача дополнительной информации в вещательных телевизионных системах.

Распространение дополнительной информации по аналоговому ТВ-каналу началось в Великобритании в 70-е годы. Несколькими годами позже появилась система «Телетекст». Первые системы «Телетекст» были английскими. Сейчас в качестве стандартных утверждены четыре системы: А, В, С, D.

Система А (Didon-Antiope) разработана и используется во Франции. Система В (WST) разработана в Великобритании и используется в других странах. Система С (NABTS) – североамериканская, используется в Канаде и США. Система D разработана и используется в Японии.

 

5. Передача телевизионных программ по сети Интернет.

Сеть Интернет всегда привлекала внимание разработчиков. Она практически свободна от географических ограничений и популярность ее растет чрезвычайно быстро. Это позволяет считать привлекательной возможностью осуществлять вещание ТВ программ через сеть Интернет. Появились эквивалентные термины – веб-вещание или Интернет-вещание.

Однако распространение информации в сети происходит по другим законам. Информация в ней распространяется частями, пакетами. Этим объясняются принципиальные сложности, возникающие при передаче мультимедийной информации по сети. Еще одно обстоятельство – сервер может одновременно отправлять информацию ограниченному числу пользователей (адресный принцип).

Достаточно универсальной является технология «мультивещание». В процессе маршрутизации информационных потоков происходит их размножение и распространение определенной группе получателей.

Однако наиболее жесткое требование – это ограниченная скорость потока. Разработка стандарта MPEG-4, позволяющего эффективно сокращать цифровой поток передаваемого изображения, в своем низкоскоростном уровне допускает передачу изображений небольшого формата со скоростями от 5 до 64 кбит/с.

Итак, технология «информация через Интернет» обеспечит хранение большого объема информации, взаимодействие с абонентом из любой точки планеты в режиме сотовой связи, высокую оперативность, доступ к справочной информации, малые затраты на обеспечение работы сети.

К несовершенствам новостного информирования через Интернет-систему относятся проблемы недостаточной защищенности информации от несанкционированного доступа, поиска инвестиций на обновление аппаратных средств, нестабильное воспроизведение изображения из-за шумов, недостаточной пропускной способности линий и больших размеров файлов.

 

6. Остановимся на основных принципах работы журналиста с цифровыми технологиями.

Известно, что для того, чтобы подготовить качественный сюжет или передачу, журналисту необходимо разработать идею, собрать материал, совместно с оператором снять видеоряд, просмотреть и смонтировать отснятые кадры. Нас прежде всего интересует техническая часть создания телесюжета.

Наиболее распространенный состав телевизионного журналистского комплекта:

моноблочная конструкция из камерной головки с видеомагнитофоном формата JVS (аналоговый вариант), например, камеры D-9 или Professional DV, или конструкция из камерной головки с цифровой обработкой сигнала с жестким диском (цифровой вариант).

Вначале мы рассмотрим форматы записи изображения во время съемки.

Для профессиональной тележурналистики аналоговый формат VHS, разработанный фирмой JVS и самый распространенный в бытовой записи, непригоден. Есть улучшенная версия этого формата – SVHS (Super Video Home System). Она существенно снижает помехи благодаря раздельной обработке сигналов яркости и цветности. Длительность воспроизведения - 5 часов, разрешающая способность по горизонтали составляет 400 линий.

Видеокамеры с полупрофессиональным форматом Video-8 отличаются небольшими габаритами и удобны для оперативной журналистики. Запись данного формата происходит на 8-мм ленту, однако разрешающая способность всего 240 линий. Этого недостатка нет в разработке Hi-8, где разрешение по горизонтали достигло 424 линий.

Профессиональным форматом видеозаписи был Betacam фирмы Sony. Скорость движения ленты в камере составляла 101,5 мм/сек, вид записи - аналоговый, запись сигналов цветности и яркости производится двумя отдельными магнитными головками, при этом на ленте продольно записывается звук. Формат позволяет вести запись с профессиональным качеством (500 линий). В формате Betacam SP применяется улучшенная металлопорошковая лента, звук записывается параллельно с сигналом яркости.

Аналоговые форматы теперь довольно редко применяются во время съемок в серьезных телекомпаниях. Операторы таких телекомпаний выбирают цифровые технологии, так как они позволяют получать максимально высокое качество ТВ-сигнала, автоматизировать выпуск передач в эфир. Основное преимущество цифровой записи перед аналоговой также заключается в том, что при перезаписи (во время монтажа) не накапливаются искажения.

Видеозапись в цифровом формате в системе Digital Betacam впервые была применена в 1993 году (цифровой поток – 125,58 Мбит/сек. скорость движения ленты удалось снизить до 96,7 мм/сек, время записи увеличить до 124 мин).

Betacam SX позволяет записывать компонентный цифровой сигнал. Оптимальное соотношение обработки сигналов яркости и цветности позволило улучшить цветовую информацию. Благодаря усовершенствованному алгоритму сжатия время записи увеличилось до 184 мин. Оборудование данного формата позволяет добиться высокого качества изображения, ускорить монтаж.

Среди множества присутствующих на телерынке форматов следует упомянуть D6, созданный совместными усилиями Toshiba и BTS. Формат предназначен для телевидения высокой четкости, имеет широкую пропускную способность, рассчитан как на американский, так и на европейский рынок.

В пермских телекомпаниях довольно распространенным форматом фирмы Sony является DVCAM и DV. Цифровой компонентный сигнал пишется на ленту шириной 6,25 мм, скорость цифрового потока 25 Мбит/сек. Впервые в ленточную кассету встроены микросхемы с метаданными (временной код, номера сцен, монтажные метки и т.д.). Благодаря служебным данным возможно облегчить операцию монтажа.

Лента остается самым дешевым носителем аналоговой и цифровой информации, но качество записи-воспроизведения у цифровых дисков выше. Копировать информацию можно без большой потери качества. В 2002 году крупнейшие компании представили новый стандарт Blu-Ray Disc (синий лазерный луч), на него можно писать видео в течение 2 часов с профессиональным разрешением. Но DVB-устройства не так удобны для внестудийной съемки – царапина не дает возможность воспроизвести записанную информацию и объемы электронной памяти для видеоинформации необходимо на порядок выше.

Есть у цифровых дисков и преимущества. Если исходный журналистский материал записывался на камеру с жестким диском, к нелинейному монтажу можно приступит сразу по окончании съемки. В случае использования видеокамер с ленточными носителями необходима оцифровка, и она занимает значительное время (реальное время записи). Достоинства – прямой доступ к любому месту видеосюжета, низкая стоимость аппаратуры. Недостатки – временные затраты на обратное преобразование сигнала в аналоговый.

Видеосигнал, записанный в цифровой форме, позволяет значительно расширить спектр видеоэффектов. Чередование кадров на основе стыков и переходов лежит в основе монтажных операций. Эффект моментальной смены одного кадра другим легко осуществить обычным переключением микшерного пульта с одной камеры на другую. Для передачи эффекта большого расстояния между событиями нередко применяется расщепленный экран, разбитый на сегменты, в которых одновременно транслируются разные кадры и многое другое.

Для проведения внестудийных передач используется передвижная телевизионная станция – комплекс телевизионной аппаратуры, смонтированный в транспортном средстве. В задачи ПТС входит обеспечение прямых трансляций с удаленных от телецентра событий. В ПТС основная часть передающей системы – антенна, всегда спутниковая (видеосигнал распространяется только в зоне прямой видимости). В состав ПТС входят аппаратура обработки и преобразования сигнала.

Передвижная репортажная телевизионная станция - разновидность ПТС, отличающаяся меньшими габаритами. Основное назначение – репортажная съемка и ведение прямых эфиров. Наиболее распространенными системами ПРТС являются Flay Away.

При совместной работе видеокамера дополняет камеры ПТС, ПРТС, при этом видеосигнал может быть доставлен как по кабелю, так и посредством оперативной видеолинии. Дальность передачи достигает 1 км. Электромагнитные волны поступают на приемную систему, а далее при помощи спутниковой портативной антенны уходят в эфир.

При совместной работе видеокамера дополняет камеры ПТС, ПРТС, при этом видеосигнал может быть доставлен как по кабелю, так и посредством оперативной видеолинии. Дальность передачи достигает 1 км. Электромагнитные волны поступают на приемную систему, а далее при помощи спутниковой портативной антенны уходят в эфир. Однако спутниковые системы стоят недешево (около 6 миллионов рублей), а аренда спутника составит более 20 тысяч за час.

 

 


Заключение

 

Подведем итог нашему исследованию. Выделим плюсы и минусы цифровых систем.

Цифровые каналы менее подвержены искажению и интерференции, чем аналоговые. Аналоговые сигналы могут принимать бесконечное множество форм, и даже небольшое возмущение может неузнаваемо исказить сигнал. При использовании цифровых технологий очень низкая частота возникновения ошибок плюс применение процедур выявления и коррекции ошибок делают возможность высокую точность сигнала. ухудшение качества носит пороговый характер. Правда, если отношение сигнал/шум падает ниже некоторого порога, качество обслуживания может скачком измениться от очень хорошего до очень плохого. В аналоговых же системах ухудшение качества происходит более плавно.

Цифровые каналы надежнее и могут производиться по более низким ценам, чем аналоговые. Кроме того, цифровое программное обеспечение допускает более гибкую реализацию, чем аналоговое.

Для цифровых систем необходимо выделение значительной части ресурсов для синхронизации на различных уровнях. Аналоговые системы легче синхронизировать.

При одинаковой пропускной способности канала цифровые системы позволяют передавать большее число программ по сравнению с аналоговым телевидением; благодаря уменьшению необходимых настроечных операций на этапе производства они более технологичны; выше эксплуатационная надежность цифровой аппаратуры.

Цифровые методы позволят включить телевидение в единую мировую информационную систему через телевизионные интерактивные каналы, а также реализовать возможность приема телевизионных программ через подключение к сети Интернет.

Можно представить системы цифрового телевидения двух типов. В системе первого типа, полностью цифровой, во всех звеньях тракта передачи изображения информация передается в цифровой форме. Однако в настоящее время таких преобразователей еще не существует, поэтому пока применяются цифровые ТВ-системы второго типа, в которых с датчика получается аналоговый ТВ-сигнал, затем он преобразуется в цифровую форму, подвергается обработке, а затем снова преобразуется в аналоговую форму.

Идет медленное превращение домашних компьютеров в некое подобие телевизоров. Началось оснащение большинства персональных компьютеров платой тюнера, позволяющего принимать цифровые телепередачи. Идет сближение двух направлений, и новое бытовое устройство соединяет в себе преимущества как телевизора, так и компьютера.

Внедрение цифровых технологий наталкивается на экономические, технологические и функциональные препятствия. Цифровые технологии требуют больших вложений и окупаются не сразу.

К серьезному недостатку цифрового телевидения отнесём пока его зависимость от рейтинга и рекламы, а, следовательно, от бизнеса. К плюсам можно отнести интерактивность, возможность глобального охвата.

Наша работа была направлена на описание общей картины разработок и использования цифровых технологий в средствах массовой информации, в частности, в сфере телевидения. Мы рассмотрели метод передачи цифрового сигнала, примеры телевизионных каналов, передающих свои программы в цифровом виде, возможности применения цифровых технологий для дальнейшего развития телевидения.

 


[1] Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - СПб., 2002.

[2] См. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001 - с. 5.

[3] Дискретный сигнал – прерывистый, состоящий из отдельных частей.

[4] Квантовый сигнал разделяется на отдельные потоки в электромагнитном поле.

[5] См. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001 - с. 13.

[6] Квантование – испускание и поглощение света атомами вещества отдельными порциями, называемыми квантами.

[7] Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001 - с. 150.

[8] Телевидение/под ред. Джакония В.Е. - М.: Радио и связь, 2004 -  с. 92.

[9] Обычно их обозначают так:

DVB-C Digital Video Broadcasting Cable - цифровое кабельное телевидение. Стандарт DVB-T появился в 1996 году.

DVB-S Digital Video Broadcasting Satellite - спутниковое цифровое телевидение.

DVB-T Digital Video Broadcasting Terrestrail – наземное цифровое телевидение.

[10] Эта часть написана на основе проведенного ранее исследования, отраженного в материалах курсовой работы «Телевидение Великобритании: история развития, современное состояние, перспективы».

[11] Подробнее об этом в приложении 2.

[12] По материалам статьи Гласмана К.Ф. Конференция IBC2003: Цифровое кино. // Техника кино и телевидения - 2003 - №12.

[13] По материалам статьи  Смирнов В.А. Современные научные разработки лабораторией корпорации ВВС // Техника кино и телевидения -2004 - №3.

 


Использованная литература

 

1.            Ануфриев И.К., Соколов В.М., Быструшкин К.Н. Комбинированные телевизоры – универсальная платформа для цифрового телевидения. // Техника кино и телевидения – 2000 - №12.

2.            Брайс Р. Справочник по цифровому телевидению. - г. Жуков: Эра, 2001.

3.            Гласман К.Ф. Конференция IBC2003: Цифровое кино. // Техника кино и телевидения – 2003 - №12.

4.            Егоров В.В. Телевидение. - М.: Аспект-пресс, 2004.

5.            Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

6.            Зарубежная журналистика // Вестник Московского Университета. Серия 10: Журналистика. – 2002 - № 6.

7.            Крук Б.И., Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные системы и сети. Т.1. -  М.: Горячая линия-Телеком, 2003

8.            Макарцев В.В. Еще раз о цифровом кино. // Техника кино и телевидения – 2004 - №12.

9.            Мамлев Н.С., Мамлев Ю.Н., Теряев Б.Г. Цифровое телевидение. -  М.: Горячая линия - Телеком, 2001.

10.       Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы.-  СПб., 2002.

11.       Олефиренко П.П. Цифровое телевидение и кабельные сети // Техника кино и телевидения – 2004 - №3.

12.       Орлова В.В. Конкуренция глобальных телесетей новостей на информационном рынке. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 6.

13.       Селюкова Г.В. Конвергенция компьютерных и телевизионных технологий: новые возможности телевидения в США.

14.       Скляр Б. Цифровая связь: Теоретические основы и практическое применение. - М-СПб-Киев, 2003.

15.       Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001.

16.       Смирнов В.А. Современные научные разработки лабораторией корпорации ВВС // Техника кино и телевидения – 2004 - №3

17.       Телевидение / под ред. Джакония В.Е. - М.: Радио и связь - 2004.

18.       Техника и технология СМИ / под ред. Ситникова В.П. – М.: Слово, Эксмо – 2004.

19.       Устинов В.А., Хлебородов В.А. Цифровое эфирное телевидение в Европе: обзор и оценка. // Техника кино и телевидения. – 2004 - №12.

20.       Шмалько А.В. Цифровые сети связи: основы планирования и построения. – М.: Эко-Тренуз, 2001.

 

 


Приложения

 

Приложение 1


Телекомпания НТВ+ основана в 1996 году. Компания первая в России реализовала передачу ТВ-программ в цифровом виде. Многоканальная система непосредственного спутникового вещания «НТВ+» - это 44 цифровые программы на Россию (за исключением Восточной Сибири и Дальнего Востока), кроме того, это вещание на Европу, Израиль, США, Канаду и Австралию. Около 40 каналов передается в цифровом виде в стандарте MPEG-2.

Это собственный спутник «Бонум-1» и 16 транспондеров, арендуемых на спутнике W4, это первые в России полностью цифровые студии и новейшее оборудование для внестудийного производства программ. Сигналы со спутника принимаются на индивидуальные антенны с диаметром 0,5 – 1,5 м.

Спутник «Ямал-100» был запущен в 1999 году, он является основным элементом системы «Ямал», эксплуатируемой ОАО «Газком», предоставляющим широкий спектр телекоммуникационных услуг. Прием программ спутникового цифрового ТВ осуществляется наземными станциями приема с последующей ретрансляцией местными средствами эфирного вещания и кабельными сетями. Мощность спутника позволяет обеспечить прием программ на антенны диаметром от 1 до 2 метров практически на всей территории России. Пакет программ транслируется в стандарте DVB-S MPEG-2. В качестве оператора «Газком» намерен предлагать пользователям набор услуг – телефония, передача данных, выдача канала по требованию и др.

 

Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz