: : :  Домой     Acta  Diurna    Содержание  : : :

Ю. А. Тохтуева

Становление отечественного сериала

за последние 10 лет

 

Введение

Глава 1. Сериал: история и статистика

1.1 История жанра сериала

1.2. Статистика самых длинных сериалов

Глава 2. Классификация сериалов по жанровым категориям

1.2 Детективный сериал

1.3 Комедийный сериал

1.4 Мелодраматический сериал

1.5. Мистический сериал

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа выполнена в рамках критического анализа и посвящена изучению особенностей русского сериала в период 1996-2006 гг.

Тема отечественного сериала относится к числу малоисследованных, что и определяет актуальность данной курсовой работы.

Объектом настоящего исследования явился отечественный сериал.

Предметом настоящей курсовой работы является изучение развития отечественного сериала за последние десять лет.

Целью данной курсовой работы было проследить историю и становление российского сериального производства за последние десять лет.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  •    уточнение термина «сериал» и выработка аппарата исследования;
  •    выявить и разъяснить типологию жанра сериала
  •    разграничить понятия «сериал» и «многосерийный фильм»
  •    указать динамику становления жанра сериала

Ход исследования соответствует поставленным задачам.

На предварительном этапе освещается история становления российского сериала, анализируются существующие на российском экране сериалы, рассматриваются базовые понятия и проблемы сериального производства, а также аспекты и методы его изучения.

Научная новизна исследования заключается:

а) в изучении феномена «телевизионный сериал» и его комплексном описании;

б) в развитии методики анализа телевизионного сериала;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлена информация об одном из наиболее значимых периодов отечественного сериального производства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и полученные результаты могут найти применение в практике вузовского преподавания телевизионной журналистики.

Вариативность объекта исследования и многоаспектность анализа потребовали сочетания разнообразных методов исследования. Использовались описательно-аналитический метод с его составляющими (наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация); привлекались статистические методики.

Работа представляет собой введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключение. В первой главе данной работы выявляется история жанра сериала как такового. Также в данном разделе приводится статистика самых продолжительных сериалов. В данной главе представлена сравнительная таблица количества сериалов в 1996 году и на сегодняшний день, транслируемых по первому каналу. Таблица потребовала привлечения периодических изданий 1996 года и использования сравнительного метода.

Вторая заключительная глава сочетает в себе классификацию сериалов по жанровым критериям и их описание в отдельности.


 

Глава 1. Сериал: история и статистика

 

1.1 История жанра сериала

 

«Сериал – многосерийный телефильм, объединенный одними героями, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия, она же и создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме – его развязка. Образцом такого сериала стал фильм «Семнадцать мгновений весны» - отдельные части которого можно смотреть только в определенной последовательности, иначе теряется сюжетная линия, логика действия» [1].

Данное определение термина «сериал» категорически не соответствует истине. Нужно уметь разделять понятия «сериал» и «многосерийный фильм». Жанр сериала не предполагает «видимой» концовки, чего нельзя сказать о многосерийном телефильме. Многосерийный художественный фильм – довольно редкий и вымирающий жанр. Многосерийный фильм, чаще всего снятый по какому-либо литературному произведению, содержит более или менее замкнутую тему, имеет свои жесткие рамки. Таким образом, концовка многосерийного фильма предопределена. Фильм «Семнадцать мгновений весны», используемый Егоровым в качестве примера жанра сериала, подходит именно под жанр многосерийного фильма.

Сериал будет идти до тех пор, пока зритель будет его смотреть, то есть зритель не может «видеть» концовку, а, следовательно, предвидеть чем закончится сериал. Иначе говоря, сериал это телефильм, в котором развитие сюжетной линии не ограничено временными рамками.

Формат газетного романа-сериала, публикующегося главами, был популярен в XIX веке, когда читатели покупали газету ради продолжения истории.

1 июля 1836 года французский финансист и издатель Эмиль де Жирарден выпускает ежедневную газету «Пресс», годовая подписка на которую – 40 франков – вдвое ниже, чем у всех других газет. Именно в ней и начали публиковаться «фельетоны» - романы с продолжением. Гюго, Готье, Бальзак, Дюма, Планш, Скриб печатались с первых номеров «Пресс». И уже в первые шесть месяцев число подписчиков достигло 10 тысяч, а вскоре и 20-ти.

1 февраля 1863 года в Париже выходит первый номер ежедневной газеты «Пти Журналь», основанная Моизом-Полидором Мийо. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, которые стали прародителями современного детективного жанра сериала, она быстро увеличивает свой тираж. К 1865 году – 260 тыс., затем роман-фельетон Эмиля Габорье доводит его до 300 тысяч.

Произведения многих ныне известных писателей вроде Чарльза Диккенса и Генри Джеймса впервые увидели свет именно в таком виде. Сам Скотт Фицджеральд, умерший в 1940 году, успел опубликовать таким "сериальным" образом два своих произведения - "Прекрасные и проклятые" и "Ночь нежна". Но позже эта практика сошла на нет. Романы публиковались в периодических СМИ лишь выдержками или по особым случаям. Нужно отметить, что эта форма близка к современным телесериалам, и не только по названию, но и по сути. В обоих случаях внимание аудитории оказывается на долгое время прикованным к журналу или телепрограмме - за счет периодичности выхода вызывающего интерес сериала, который таким образом повышает коммерческий успех данного СМИ. В свое время, очевидно, и само литературное направление популяризовалось ("раскручивалось") во многом благодаря удачно найденной форме контакта с потребителем, которой он обязан именно периодической печати.

В это же время первые сериалы появились на радио.

Первым сериалом, появившимся на русском экране, был «Рабыня Изаура», который приносил необычайные рейтинги каналу, транслирующему данный сериал.

Российский сериал сегодня стал главным кинематографическим продуктом, отвоевав у фильмов гигантскую территорию: в телевизионном эфире, в рабочем графике актеров и сценаристов, операторов, режиссеров, продюсеров и, разумеется, в сознании миллионной аудитории.

Как всякий новый тип культурной продукции, телесериал – иногда осознанно и последовательно, чаще на ощупь, подстраиваясь под требования зрителей, - вырабатывает свои собственные законы, свою эстетику и технологию.

В истории русских сериалов как и во всем существуют поворотные моменты.

Первой вехой был сериал «Менты», про который сейчас можно читать спецкурс. Вышедший в 2000 году, он произвел революцию детективных сериалов на отечественном экране. Конечно, это был прорыв, поскольку все предыдущие попытки – типа «Зала ожиданий» и «Клубнички» - не удавались. С концептуальной и коммерческой точек зрения этот сериал был правильно продуман, был сделан по принципу «чем ближе к реальности – тем лучше». На протяжении предыдущих десяти лет телевидение полностью ориентировалось на иностранный продукт, и сериалы были покупные. Снятый на камеру Betacam без постановочного света, с неизвестными актерами, смонтированный впопыхах, но с жизненными ситуациями сериал поразил аудиторию.

Следующая веха – «Каменская» (2002год), которая вернула представление о нормальном качестве производства. «День рождения буржуя» пошел вслед за этим направлением – он тоже был сделан ответственно и продумано.

Третья веха – «Бедная Настя» (2004 год). Собственно еще один уровень технологичности, а именно – уход от кино – составляющих производства к телевизионным технологиям производства, к павильону вместо натуры с многокамерной съемкой и т.д. «Моя прекрасная няня», которая идет сейчас на СТС, продолжает эту историю – удачная попытка сделать настоящий отечественный «ситком».

21 век открывает новые возможности. Сериальное производство сегодня выходит на новый уровень, все больше и больше вытесняя зарубежную сериальную продукцию.

Изучение опыта и новых технологий зарубежных производителей позволяет сделать сериальный продукт лучше, и в смысловом и в техническом плане. Все чаще и чаще продюсеры сериалов практикуют интерактивность. Интерактивное телевидение позволяет зрителю не только смотреть, что хочется, но и активно вторгаться в передаваемый ему на экран сюжет, по желанию зрителей, связавшихся при помощи компьютера или обычного телефона со студией. Зритель может изменить отдельные эпизоды, развязку, а то и целиком сюжет полюбившегося ему сериала. Таким образом, был сделан, вышедший в 2005 году сериал «Участок 2», - продолжение одноименного сериала с актером Сергеем Безруковым. Сценарий к этому сериалу написала телезрительница, откликнувшаяся на рекламное предложение продюсеров «продолжить любимый сериал».

Таким образом, зритель может сегодня вторгаться в производство сериального продукта.

 

 

1.2. Статистика самых длинных сериалов

 

  •    «Путеводная звезда» (начало в 50-х годах, идет до сих пор. Более 12 тыс. серий).
  •    «Коломбо» (1954-2003)
  •    «Санта-Барбара» (2-3 тыс. серий)
  •    «Симпсоны» - самый длинный мультипликационный сериал. В настоящее время насчитывает 17 сезонов и 359 серий. Дебютировал в 1989 году на канале компании FOX .

 

1.3 Сравнительная таблица количества сериалов на один канал (Первый канал)

 

1996 год

2006 год

  •    Тропиканка
  •    Убойная сила
  •    Элен и ребята
  •    Талисман

 

  •    Мошенники

 

  •    Любовь как любовь

 

  •    Веревка из песка

Количество сериалов в 1996 году на телеканале «Останкино» составляло два сериала в день. Оба – зарубежного происхождения.

В 2006 году количество сериалов на том же канале составляет уже пять сериалов в день. Все без исключения, отечественного производства.

Исходя из вышеприведенной таблицы, следует, что транслирование сериалов на сегодняшний день возросло в два с лишним раза.

Лидером показа сериалов является канал СТС, по которому в день транслируется тринадцать сериалов. Разница очевидна.


 

 

 

Глава 2. Классификация сериалов по жанровым категориям

 

Исходя из жанровых особенностей, мы разделили сериалы на следующие категории:

  •    Детективный сериал
  •    Комедийный сериал
  •    Мелодраматический сериал
  •    Мистический сериал

 

 

1.2 Детективный сериал

 

В апреле прошлого года я посмотрела 14сериалов данного типа на 4каналах – «Первый», «Россия», «НТВ» и «СТС» 54 серии и сделала вывод, что преобладающий жанр – детектив, а драмы и мелодрамы представлены в меньшей степени. Но ведь вот что важно в этих сериалах. Среди главных героев в два раза больше мужчин, чем женщин. По сути своей, они все достаточно агрессивные, жесткие, мужские, невротические, несколько криминализированные. И в текстах отечественных сериалов, и в сути сюжетов отражен, кстати, кризис семьи, как института. Об этом говорит и распад семейных связей, ослабление социальных связей, конфликты между супругами. Очень плохо показаны люди действия, успеха, даже нейтральные и позитивные образы предпринимателей, в общем, отсутствуют. Велик скепсис к правоохранительным органам в сюжетных линиях сериалов не про «ментов». Я уже не говорю о трудовом коллективе, бизнесе и вообще о чем-то таком, что может как-то рассказать о созидании. Вот такая не самая радужная картина.

Судя по тому, какое место занимает в новостных сюжетах криминал, интерес народных масс к детективному зрелищу не кажется преувеличенным. Где существуют серийные грабители, серийные убийцы, серийные коррупционеры, должны быть и серийные следователи, серийные прокуроры, серийные милиционеры. Они с нами в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Гражданин начальник», «Агент национальной безопасности», «Марш Турецкого», «На углу у Патриарших».

Детективофилия не может не иметь обратной стороны, коей и является детективофобия. Недовольство обилием работ этого жанра на телеэкране давно стало тривиальностью. Слишком много трупов, крови, драк, выстрелов и погонь.

Есть в этой телевизионной практике и нечто утешительное. При низкой раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений в реальности приятно видеть, как на экране все аналогичные правонарушения не остаются безнаказанными. С таким показателем можно жить. Детективное «мыло», стало быть, возвращает нам поколебленную было в последние годы веру в торжество справедливости, утраченное чувство душевного комфорта. Пусть ненадолго и всего лишь в воображении.

Хотя, конечно, по части душевного комфорта никогда не было так хорошо, как при советской власти, когда обеспечивали его нам следователи Знаменский, Томин и криминалист Зиночка Кибрит («Следствие ведут знатоки»). Сериал довольно регулярно возобновляется на наших домашних экранах.

Второе пришествие «знатоков» сделало более контрастным своеобразие нынешних «ментов», оттенило некоторые из особенностей героев нашего криминального времени. И полковник Знаменский, и почти все остальные милицейские чины от лейтенанта до генерала в советском кино, они лишь отчасти занимались своим прямым делом – поимкой преступников, распутыванием тугих узлов правонарушений; в основном же они спасали души людей, покинувших путь истинный. То есть они были не столько детективами, сколько моралистами, проповедниками, а так же исповедниками.

Сейчас же происходит активная феминизация такой мужской работы, как милицейская, - в некотором смысле новость в истории отечественного детективного «мыла». Который год не сходит с экранов Каменская. Не закончила, надо полагать, свой сериальный круг следователь Мария Швецова, посвященная в «Тайны следствия». Относительно недавно Алиса Фрейндлих продемонстрировала очевидные достоинства «Женской логики» в сыскном деле. На том же поприще неплохо зарекомендовали себя Лампа («Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант») и Даша («Любительница частного сыска Даша Васильева»).

 

 

1.3 Комедийный сериал

 

Этот жанр - самый популярный в американском и английском телевидении, то, на чем держится вечерний прайм-тайм.

Предшественниками этого жанра были сатирический журнал «Фитиль», а затем и «Ералаш».

Сейчас производство комедийных сериалов или ситкомов (ситуационных комедий) в России на подъеме, если не на пике.

Первым ситкомом, взращенным на русской почве была «Клубничка». Затем - «Саша и Маша», адаптированный с французского варианта. Правда, это не классический ситком, а скорее всего репризная комедия. Но первый и успешный во всех смыслах российский ситком – это «Моя прекрасная няня». Как и все ситкомы, он имеет американский аналог. Очень крепкая драматургия, очень точно расставлены акценты, а простые истории могут заинтересовать всю страну.

Ситком снимается как сериал, но на съемках присутствуют реальные зрители. В павильон прглашают человек 60 и записывают живую естественную реакцию на уже смонтированную серию. В итоге смех, который звучит за кадром, - это реальный, естественный смех зрителей, которые смотрели спектакль. Закадровый смех в частности выполняет роль музыкальных отбивок: он придает некоторую динамику. Долгое время считалось, что «ситкомы» у нас невозможны – смех за кадром был в нашей стране табуирован. Но произошло некоторое смещение жизненной реальности – и у нас стал возможен этот жанр.

Следующим проектом в этом жанре был сериал «Люба, дети и завод» по американской «Грейс в огне». Сейчас пошел новый лицензионный Who`s the boss – «Кто в доме хозяин». Все, кто с ним хоть немного знаком, считают, что это «Няня» наоборот. Наверное, это тенденция – сначала все снимают про милиционеров, потом про войну, потом про домработниц.

Часто ситком называют «семейным сериалом», для зрителей самых разных возрастов и предпочтений.

Наибольшей причиной успеха этого жанра мне представляется появление среднего класса, который обладает устойчивой системой мировоззрения, в которую входит супермаркет, передвижение на машине, отдых за границей, кинотеатр, ресторан и… «ситком» по телевидению. Это доказывает востребованность проекта в целом.


 

1.4 Мелодраматический сериал

 

В данной главе рассматриваются история становления и функционирования мелодраматического сериала в России.

Российские мелодраматические сериалы начали развиваться относительно недавно. Мы находимся на таком рубежном отрезке, когда мелодраматическое производство находится на самом пике.

Телезрители всех стран очень похожи и видеть они хотят примерно одно и то же: любовь – ненависть, счастье – несчастье, подлость – героизм. Этим признакам и отвечает мелодраматический сериал.

В этом контексте не мог остаться незамеченным сто двадцати семи серийный телефильм Бедная Настя – проект канала СТС, осуществленный совместными усилиями российской компании Amedia и американской Sony Pictures Television International . Это был первый в истории отечественного телевидения опыт масштабного сотрудничества России и США, поскольку Бедная Настя опробовала и адаптировала к нашим условиям совершенно новые принципы производства и творчества, новые технологические идеи и новые формы работы – на всех стадиях создания сериала: от рождения замысла и написания сценария до монтажа и post production .

В сериалах данного жанра более сложная драматургическая конструкция, там более сложная жанровая конструкция. Она, безусловно, основывается на мелодраме по-прежнему. Но там очень силен элемент детективно-приключенческий. И, в общем, и по литературе, и по режиссуре, и по актерской игре.

Еще одним примером мелодраматического сериала может послужить всем известный проект, запущенный на телеканале СТС – «Не родись красивой». Он также может служить примером успешного мелодраматического сериала.

Первые сериалы, появившиеся на российском экране («Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара»), также могут служить примерами мелодраматического жанра.


 

1.5. Мистический сериал

 

Основным отличием этого жанра от других является неправдоподобность сюжетных элементов, то есть то, чего в действительности быть не может. Данный жанр получил свое развитие достаточно давно, когда еще не были развиты детективные и комедийные сериалы.

Примерами жанра мистического сериала могут послужить такие сериалы, как «Зачарованные», «Секретные материалы», «Горец», «Твин Пикс».


 

Открытый вопрос: что, по вашему мнению, несут в Россию западные сериалы,

какое влияние они оказывают на россиян?

 

 



Заключение

 

Исследуя данную тему, нами была поставлена главная задача – определить, что такое сериал как новый тип и жанр медиа продукции. Для ее достижения использовались различные методики исследования, основным из которых является описательно-аналитический метод.

Нами была проведена граница между понятиями «сериал» и «многосерийный фильм», выявлены их жанровые признаки, а также было дано собственное определение термина «сериал».

В данной курсовой работе была выявлена история жанра сериала как такового. Нами были определены основные исторические моменты зарождения жанра сериала, выработана его классификация, а также при помощи сравнительного метода была выявлена количественная разница между транслированием сериалов десять лет назад и в 2006 году, для чего потребовалось привлечение периодических изданий 1996 года. Исходя из данной главы, нам представляется, что потребности российского телевидения далеко не удовлетворены, прежде всего, с точки зрения насыщения его российской сериальной продукцией.

Нами была предложена абсолютно новая типология сериалов по жанровым категориям, из которой следует четыре типа сериалов. В последующих пунктах они были рассмотрены подробнее.

 

Примечания

[1] Егоров В. «Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии»


 

Список используемой литературы

 

  1.    Таги-Заде А. Надо учиться у американцев снимать кино для людей; Искусство кино, №7/2003;
  2.    Таги-Заде А. Евгений Гиндилис: Сериал развивается в сторону абстрактных конструкций / Искусство кино, №8/2003;
  3.    Таги-Заде А. «Бедная Настя»: мировой телеконтекст / «Искусство кино» №7/2003;
  4.    Богомолов Ю. Мур, мон амур / Огонек, №21/2004;
  5.    Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. Москва 1997;
  6.    Аникиев В. Е. История французской прессы (1830-1945). Москва 1999;
  7.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика. Состояние, перспективы. Санкт-Петербург 1998;
  8.    Цуладзе А.М. Политические манипуляции или покорение толпы. Москва 1999;
  9.    Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. Москва 1998;
  10.    Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Москва 2001.

 

 : : :  Домой     Acta  Diurna    Содержание  : : :

Hosted by uCoz