: : :  Домой     Acta  Diurna    Содержание  : : :

Д. Постаногов

Проект радиопередачи

"Пермский проСВЕТ"

 

Введение

ГЛАВА I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА РАДИОПЕРЕДАЧИ «ПЕРМСКИЙ проСВЕТ»

1.1. Характеристика современной культурной жизни Перми

(на материале программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006»)

1.2. Анализ пермского радиовещания

1.3. Жанр беседы в системе жанров радиожурналистики

ГЛАВА II. ПРОЕКТ РАДИОПЕРЕДАЧИ«ПЕРМСКИЙ проСВЕТ»

2.1. Формат передачи. Примерная структура и драматургия проекта «Пермский проСВЕТ»

2.2. Описание программы

2.3. Функции программы «Пермский проСВЕТ»

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Концепция программы «Культурная столица»

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе культурных проектов «Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006»

 

 

Введение

 

В 2006 году Пермь получила статус «Культурной столицы Поволжья». В рамках программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006» был проведен ряд мероприятий, которые показали, что Пермский край обладает высоким культурным потенциалом. Однако приходится констатировать тот факт, что пермские электронные средства массовой информации уделяют теме культуры недостаточно внимания.

Как на телевидении, так и на радио культурной тематике посвящены, в основном, короткие информационные сюжеты в выпусках новостей. Следует также отметить, что среди радиостанций, вещающих в FM -диапазоне, наиболее популярном среди слушателей (по данным института УралИНСО за апрель 2006 года уверенное лидерство занимают Русское радио, Хит FM и Максимум), только Эхо Москвы в Перми выпускает специализированную передачу, которая затрагивает проблемы культурной жизни - «Отражение культуры».

Другой проблемой культурной жизни Перми является то, что многие талантливые творческие люди не находят площадки для своей самореализации, не имеют возможности представить продукт своей творческой деятельности широкой пермской публике, а уж тем более общероссийской. За последние годы лишь один пермяк, писатель Алексей Иванов, заставил говорить о себе всю страну. Но и в этом случае заметен парадокс. До тех пор пока об Иванове и его книгах не заговорили в Москве, о нем почти никто не знал и в Перми. Таким образом, представление пермской аудитории талантливых людей своего региона может стать первой ступенью, способствующей актуализации имиджа Пермского региона.

Для того чтобы решить проблемы недостаточного освещения культурной жизни молодежи и реализации творческого потенциала молодых пермяков, авторы данной дипломной работы решили создать новую культурно-развлекательную радиопрограмму. Новизна проекта заключается в том, что это первая в регионе программа, которая одной из своих задач ставит отбор талантливых молодых людей для участия в культурной жизни страны, в том числе в проекте телеканала «Россия» «проСВЕТ».

В работе предлагается проект разговорно-музыкальной радиопередачи «Пермский проСВЕТ». Основная целевая аудитория программы – это люди с активной жизненной позицией в возрасте от 20 до 35 лет. Предполагаемое время выхода программы – один раз в неделю, по субботам в 19.05.

Представление нового радиопродукта – программы «Пермский проСВЕТ» - является целью дипломной работы.

Задачи:

  •    провести исследование потенциальной аудитории радиопрограммы;
  •    провести анализ имеющихся в пермском радиоэфире культурно-развлекательных программ; особенное внимание уделить их содержанию;
  •    доказать актуальность предлагаемого продукта, наличие свободной ниши на пермском радиорынке; показать, что данная программа будет интересна пермским радиослушателям;
  •    создать проект культурно-развлекательной программы «Пермский проСВЕТ»; записать демо-версию пилотного выпуска.

Объект исследования: рынок пермского радиовещания и потенциальная аудитория культурно-развлекательной радиопрограммы. Предмет исследования: потребности аудитории пермских радиостанции в расширенной информации культурной направленности.

Рабочая гипотеза: Молодежная аудитория Пермского региона не удовлетворена содержанием региональных культурно-развлекательных радиопрограмм. Специализированная программа может быть реализована на действующих региональных радиостанциях, заполнив существующую нишу в пермском радиоэфире.

Методологической базой исследования послужили работы В. В. Смирнова, А. А. Шереля, П. С. Гуревича, В. Н. Ружникова, Э. Г. Багирова и др. Для проведения исследования аудитории и анализа рынка использован метод стандартизированного интервью и контент-анализа. Из интервью получены сведения об интересах и предпочтениях целевой аудитории. Далее было изучено соответствие программ пермских радиостанций запросам молодежной аудитории; при этом учитывался содержательный аспект – тематика программ, ее культурная направленность. Результаты исследования показали, что в пермском радиоэфире культурных программ, отвечающих запросам аудитории, недостаточно.

Практическая ценность работы состоит в том, что проект, представленный в работе, может быть реализован на действующих радиостанциях г. Перми. Для автора данного проекта особую ценность представляет овладение комплексными знаниями в области разработки радиопрограмм. Материалы исследования частично были представлены на студенческой научно-практической конференции филогического факультета ПГУ в 2005 г.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений. В первой части данной работы авторы обосновывают актуальность представляемого проекта. Для этого проводится анализ культурной жизни Перми, а так же анализ современного пермского радиовещания. Для программы «Пермский проСВЕТ» авторами выбран жанр радиобеседы. Причины выбора именно этого жанра также приведены в первой главе работы.

Вторая часть работы представляет собой собственно проект нового радиопродукта. Описана драматургия, суть проекта, а также его основные функции. В заключении содержатся итоги проделанной работы. В работе также имеются приложения: концепция программы «Культурная столица».

Дополнительным приложением и творческой составляющей дипломной работы является запись демо-версии передачи «Пермский проСВЕТ».

 


ГЛАВА I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА РАДИОПЕРЕДАЧИ «ПЕРМСКИЙ проСВЕТ»

 

1.1. Характеристика современной культурной жизни Перми

(на материале программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006»)

Культурная жизнь Перми, вне всякого сомнения, весьма насыщена. В нашем городе живет не мало талантливых творческих людей: поэтов, музыкантов, художников, режиссеров и т.д. Именно поэтому в 2006 году Пермь стала победителем федеральной программы «Культурная столица Поволжья» [1].

В рамках программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006» было проведено и еще планируется претворить в жизнь более тридцати различных проектов. Среди них есть уже традиционные (Арт-салон, в выставочном центре «Пермская ярмарка», международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», фестиваль рок-музыки « Rock - Line », международный джазовый фестиваль и др.), а также осуществляются и новые для города проекты, такие как форум пермской скульптуры, акция «Картина в витрине» (выставки художников), фестиваль перформанса «СКВЕР», бьеннале «Архитектурная весна-2006», и многие другие.

Из этого можно сделать вывод, что творческие люди в Перми есть. Но сколько талантливых пермяков не смогли принять участие в проектах программы? К сожалению, программа «Пермь – культурная столица Поволжья 2006» ограничивается многими факторами, главным образом, временным.

Для того чтобы процесс популяризации культуры Пермского края не прекратился вместе с окончанием данной федеральной программы, необходимо, чтобы эту функцию взяли на себя СМИ.

Радиопроект «Пермский проСВЕТ» нацелен на долговременную, постоянную популяризацию пермской культуры и продвижение ее на общероссийскую культурную арену.

 

1.2. Анализ пермского радиовещания

 

На сегодняшний день в Перми действует 17 радиостанций. Вещание местного контента производится на тринадцати из них. Это:

Альфа радио;

Взрослое радио;

Максимум;

Наше радио;

Мьюзик радио;

Рекорд;

Радио Ностальжи;

Радио Мотор;

Радио Пермского края (Т7);

Радио Союз FM ;

Радио Прикамья;

Хит FM ;

Эхо Москвы в Перми.

Большинство из них – радиостанции исключительно музыкально-развлекательного формата. Их основная функция – рекреативная, то есть развлечение аудитории. А это лишь одна из функций СМИ. Программы, которые были бы посвящены полностью культуре или каким-либо образом пропагандировали культурную жизнь Перми, в сетках вещания данных радиостанций отсутствуют.

Из вышеприведенного списка разговорно-информационными станциями можно назвать лишь Радио Пермского края и Эхо Москвы в Перми. Для того чтобы определить количество эфирного времени пермских радиостанций, отведенное для передач культурной направленности, мы повели мониторинг сеток вещания Радио Пермского края и Эхо Москвы в Перми.

 

Табл. 1 Сетка вещания Эхо Москвы в Перми

(кроме новостей; жирным шрифтом выделены передачи культурной тематики)

Название программы

Дни выхода в эфир

Время в эфире

Большая информационная программа Эхо

С понедельника по пятницу

7.00-7.45

Город П (повтор)

С понедельника по пятницу

7.45-8.00

Обзор прессы, Фондовый вестник

С понедельника по пятницу

8.45-9.00

Новости валютного рынка, Спорткурьер, Диагноз дня

С понедельника по пятницу

9.45-10.00

Курс валют, Выход в свет, Пермские старости

С понедельника по пятницу

10.45-11.00 14.45-15.00

Эхо-аукцион

С понедельника по пятницу

11.45-12.00

Вопрос ребром

Пн., ср., пт.

16.45-17.00

Отражение культуры

Понедельник

13.00-14.00

Медицинский экспресс

Вторник

13.00-14.00

Гранит науки

Вторник, четверг

16.45-17.00

Особое мнение

С понедельника по пятницу

18.00-18.45

Город П

С понедельника по пятницу

19.45-17.00

Истории вслух

С понедельника по пятницу

20.45-21.00

Дневники «Рок-лайна»

Пятница, два раза в месяц

01.00-01.45

Город детства

Воскресенье

9.00-11.00

 

Табл. 2 Сетка вещания Радио Пермского края

 

Вести-Пермь. События недели.

Суббота

10.10

День сегодняшний

С понедельника по пятницу

13.10-14.00

Диалог с молодыми

Понедельник

20.10

Доброе утро, Пермский край!

С понедельника по пятницу

6.00-6.30 7.10-8.00

Добрый вечер, Пермский край!

С понедельника по пятницу

18.10-19.00

Как работает закон

Суббота

10.50

Ориентир

Воскресенье

10.10

От сердца к сердцу

Воскресенье

12.10

Здесь и сейчас

С понедельника по пятницу

10.00-10.30

 

Анализируя сетку вещания данных станций (табл. № 1,2), мы пришли к выводу, что на Радио Пермского края культурные события Прикамья освещаются только в формате новостей. А Эхо Москвы в Перми является единственной станцией, имеющей полноценные программы, посвященные культуре: «Отражение культуры» и «Дневники «Рок-лайна». Причем последняя выходит два раза в месяц. Таким образом, в пермском радиоэфире специально для передач культурной направленности отводится 330 минут эфирного времени в месяц. Из-за рекламных блоков чистое время программ уменьшается.

Вывод анализа сеток вещания Радио Пермского края и Эхо Москвы в Перми: задача актуализации имиджа Пермского края, как региона с большим культурным потенциалом, местными радиостанциями на внутреннем уровне не выполняется.

 

1.3. Жанр беседы в системе жанров радиожурналистики

Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются, по мнению В. В.Смирнова, содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей [2].

Историки вещания – В. Б. Дубровин, Ю. А. Летунов, П. С. Гуревич, В. Н. Ружников [3] – рассматривали истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.

Опыт этих исследований создает теоретическую базу для методологического осмысления жанров с точки зрения их функциональных особенностей.

Внутренняя эволюция отдельных жанров и всей системы в целом во многом зависит и от технических параметров коммуникационного канала, его специфики. Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых возможностей.

Известны попытки деления жанров по темам, по предмету, по форме, по источнику информации. М. Каган, говоря о жанрах искусства, предлагал учитывать тематику, познавательную емкость жанра, аксиологическую плоскость, тип создаваемой образной модели [4].

Э. Г. Багиров, рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач [5].

Предлагаемые В. В. Смирновым две классификации жанров радиожурналистики базируются на двух основаниях: первая – на функционально-предметном подходе к системе жанров и жанровому делению на группы, вторая – на форме звучания в эфире [6].

Эти классификации, учитывающие все основные категории функционирования журналистики, пересекаясь, создают объем содержательных и формальных параметров, подчеркивают взаимодействие жанров в системе, расширяют вектор бытия отдельных жанров, обусловленный подвижностью конкретных задач.

В таком случае система отражает коренные жанровые "гнезда", их главные типо-родовые отличия [7], а также подвижность жанров, которой так богата творческая практика журналистики.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров динамические связи, которых как внутренние, так и внешние определяются:

- потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;

- функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

- единым типом творчества - публицистическим;

- акустическими особенностями коммуникационного канала;

- функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.

Журналистика решает тройную задачу:

- сообщение фактов;

- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

- изображение фактов, событий, явлений.

Эти три задачи формируют и три группы жанров:

- информационное радиосообщение;

- аналитические;

- документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:

-информационные жанры;

-аналитические жанры, к которым относится и жанр радиобеседы;

-документально-художественные жанры:

По форме звучания в эфире:

Монологические и диалогические жанры. К последней группе также относится жанр радиобеседы.

Для радиопроекта «Пермский проСВЕТ» создатели выбрали жанр диалогической радиобеседы. М. М. Лукина называет такую форму беседы «креативным интервью» [8].

Радиобеседа – это разговор двух и более людей в студии, предназначенный для широкой аудитории [9]. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы в смысле разнообразия тем, и тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Ведущий становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора.

Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возможность прямого воздействия на аудиторию. Беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей, их сообщения на пейджер и SMS . В таком случае структура программы претерпевает значительные изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире. Здесь необходимо быть готовым к варьированию основной темы, более острому повороту в развитии сюжета.

Часто многие путают радиобеседу с интервью. Однако это разные жанры. Они различаются ролью журналиста. В интервью ведущий просто задает вопросы, в беседе же он равноправный участник диалога. Он может высказать свою точку зрения, проиллюстрировать мнение собеседника, поспорить с ним. Беседа – это, как правило, аналитический жанр.

Проведя исследование культурной жизни Перми и анализ сетки радиовещания местных станций, мы пришли к выводу, что в пермском радиоэфире существует незаполненная ниша культурно-развлекательных программ. Для проекта «Пермский проСВЕТ» нами был выбран жанр радиобеседы. Это аналитический жанр, который позволяет всесторонне осветить выбранную тему. Беседа – диалогический жанр, это позволяет нам обсудить ту или иную проблему со специалистом, а интерактивное общение позволяет слушателям активно участвовать в диалоге.


 

 

ГЛАВА II. ПРОЕКТ РАДИОПЕРЕДАЧИ

«ПЕРМСКИЙ проСВЕТ»

2.1. Формат передачи

 

Примерная структура и драматургия проекта «Пермский проСВЕТ»

 

время

элемент

хроно

форма

человек

19.00

Новости

4

 

 

19.04

Реклама

1

 

 

19.05

Промо «Пермский проСВЕТ»

 

одежда

 

 

Приветствие, представление ведущего, гостя

2

Live

Ведущий

19.07

Досье гостя

1

одежда

 

19.08

Объявление номера студийного телефона, пейджера.

1

Live

Ведущий

19.09

Беседа

4

Live

Ведущий, гость

19.15

Песня

4

Live

Гость\одежда

19.19

Беседа, прием звонков, вопросы с пейджера.

11

Live

Ведущий, гость

19.30

Новости

5

 

 

19.35

Реклама

2

 

 

 

Промо «Пермский проСВЕТ»

 

одежда

 

19.37

Повторное приветствие, представление ведущих, гостя. Объявление номера телефона, пейджера

1

Live

Ведущий

19.38

Беседа, прием звонков, вопросы с пейджера

10

Live

Ведущий, гость

19.48

Песня

4

Live

Гость\ одежда

19.52

Подведение итогов, прощание

1

Live

Ведущий

19.53

Афиша

2

одежда

 

19.55

Реклама

 

 

 

Тип программы – культурно-развлекательный.

Формат программы – разговорно-музыкальный.

Жанр – беседа.

Периодичность – один раз в неделю по субботам.

Время выхода в эфир : 19.05

Хронометраж : 60 минут (общее время), 40 – 45 минут (чистое время).

Промо: «Пермский просвет. Для тех, кто тянется к свету»

Постоянные рубрики:

  • «Досье гостя»

Данная рубрика звучит в начале программы. Ее запись производится заранее. В досье слушателю дается краткая информация о госте передачи: фамилия, имя, отчество; год рождения; образование; род занятий и достижения в этой сфере; семейное положение; увлечения.

Эта запись, занимающая примерно 1-1,5 минуты эфирного времени, имеет большое значение для хода всей передачи. Благодаря досье мы автоматически избавляемся от «лишних» звонков слушателей, которые выглядят примерно так: «А сколько книг\аудиодисков\фильмов вы издали?», «Иван Петрович, а сколько вам лет? И получали ли вы музыкальное образование?» и др. Тем самым экономим время для разговора «по делу».

  • «Афиша»

В этой рубрике будет даваться информация о концертах, выставках, творческих встречах и т.д. Отличительной чертой афиши «Пермского проСВЕТА» будет следующее: мы не говорим о том, что в кинотеатре «Кристалл» идет показ очередного нашумевшего блокбастера, но говорим, что в к/р «Молот» продолжаются встречи клуба интеллектуального кино «Другое небо» и на этой неделе вы можете увидеть, например, картины, относящиеся к классике итальянского кинематографа. Мы не говорим, что в цирке будет выступать Стас Пьеха (об этом уже все знают благодаря рекламе), но зато рассказываем, что в библиотеке им. Пушкина состоится встреча с Алексеем Ивановым. Вообщем, сообщаем ту информацию, которая не звучит на других радиостанциях.

«Плавающая» рубрика :

  • «Мнение».

Данная рубрика представляет собой опрос жителей города на улицах, записанный заблаговременно. Использоваться рубрика может не всегда, а лишь в том случае, если подходит к теме передачи. Например, беседа в студии идет с композитором, который пишет музыку к документальным и художественным фильмам. Вполне уместно будет подготовить стрит-ток «Какую роль для вас играет музыка в кино?»

 

2.2. Описание программы

 

Основа проекта «Пермский проСВЕТ»: беседа ведущего в прямом эфире с музыкантом, поэтом, писателем или иным деятелем современной пермской культуры. Создатели проекта не останавливаются только на героях-музыкантах, чтобы не повторять многочисленные передачи центральных теле- радиокомпаний. Цель беседы – познакомить слушателей с творчеством и личностью героя, обсудить состояние той или иной стороны культурной жизни города. В ходе беседы герой исполняет свои песни, читает стихи. Если же творческий продукт гостя студии невозможно выразить посредством радиоэфира, то он заранее выбирает из фонотеки станции несколько музыкальных композиций, которые ему нравятся. Именно они и звучат в программе. Песни, выбранные гостем, служат индикатором личности человека, а также позволяют выдержать разговорно-музыкальный формат передачи.

Если гость программы и его творчество достаточно известны аудитории, то может быть задана определенная тема разговора. Безусловно, собеседник должен разбираться в данной теме.

Немаловажным является то, что «Пермский проСВЕТ» идет в прямом эфире, а значит, ведущему, гостю и слушателям доступны все средства интерактивного общения.

Интерактивное общение не только уничтожает расстояние, но и сокращает дистанцию между обычным человеком и человеком у микрофона. Возможность слушателя поговорить с гостем или с ведущим, высказать свое мнение в прямом эфире, когда его услышат тысячи людей, - все это сближает ведущего и его аудиторию, ставит их на одну ступень. Радио становится досягаемым, более близким, "домашним" [10]. Интерактивное общение, сближая аудиторию с масс-медиа, в то же время не принижает статус последних, а повышает статус слушателя в его собственных глазах. Человек выходит в эфир, высказывает свою точку зрения и тем самым реализует принцип свободы слова. Ведь никто не может заранее знать, какие именно слова прозвучат сейчас в прямом эфире.

В студию «Пермского проСВЕТА» принимаются звонки слушателей, SMS , а также сообщения на пейджер. Интерактивность позволяет слушателям самим участвовать в разговоре – задавать вопросы, выражать свое мнение, тем самым активно влиять на ход беседы. Важно, что звонки слушателей никак не фильтруются. Для нас важно любое мнение.

К тому же, как пишет сотрудница радиостанции «Эхо Ростова» Наталья Шопен: «сегодня слушатели держат в своих руках право даровать жизнь или обрекать на смерть целые коллективы, занимающиеся коммерческим радиовещанием» [11].

Именно поэтому ведущие радиостанции огромное внимание уделяют знакомству со своей целевой аудиторией, на удовлетворение вкусов и ожиданий которой и направлена основная их деятельность. Сегодня как никогда важно построить внутреннюю информационную систему, способную создать портрет потребителя. И ведущим звеном этой системы является именно получение обратной связи от слушателей, которая бы выражала их реакцию на продукт, то есть на эфир каждой отдельно взятой радиостанции.

Таким образом, мы не только сближаем слушателя с гостем и ведущим, но и проводим мониторинг аудитории. Мы узнаём ее интересы, замечания, а, следовательно, можем корректировать свою деятельность.

Конечно, у интерактива есть и недостатки. Например, «паразиты эфира» (люди, которым всегда есть что сказать, и сказать именно в эфире, и которым совершенно невообразимым способом удается регулярно дозваниваться), существует так же опасность услышать в эфире бранные слова и т.д. Но тут ведущий программы должен проявить свой профессионализм. Мы учитываем наличие большего количества достоинств у интерактивного общения, чем недостатков.

 

2.3. Функции программы «Пермский проСВЕТ»

 

Радиожурналистике, как и журналистике в целом, присущи четыре основные функции: информационная, культурно-просветительская, пропагандирующая и развлекательная (Прохоров). Как уже говорилось выше (§1.2.) на сегодняшний день пермскими радиостанциями не все эти функции выполняются полностью.

Информационная функция радиопроекта «Пермский проСВЕТ» заложена в его основной цели: познакомить слушателей с творчеством и личностью героя передачи.

А. А. Шерель в ряду функций радиожурналистики выделяет функцию общения [12]. «Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями», - пишет он. Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Прямой эфир – один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Последний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо конкретного человека. Общение в студии «Пермского проСВЕТА» осуществляется с помощью телефона, SMS и пейджера.

Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы. Большинство развлекательных, или рекреативных, радиопрограмм находится, как правило, за пределами журналистики. Тем не менее, передачи, граничащие с публицистикой, несут в себе заряд не только познавательный, но и чисто развлекательный.

 

Культурно-просветительская функция, по мнению А. А. Шереля включает в себя эстетическую и просветительскую. Эстетическая функция: прежде всего, это эстетика лучших образцов радиожурналистики. К ней относятся яркая образная речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в своем воображении представить их в мельчайших деталях. Во-вторых, радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. Гость «Пермского проСВЕТА» исполняет свои песни, читает стихи. Тем самым эстетическая функция программой выполняется полностью.

«Пермский проСВЕТ» - первая в регионе программа, которая одной из своих задач ставит отбор талантливых молодых людей для участия в культурной жизни страны, в том числе в проекте телеканала «Россия» «проСВЕТ». Тем самым, мы даем возможность талантливым людям представить продукт своей творческой деятельности не только пермской публике, но и общероссийской. Таким образом, проект выполняет и рекламную функцию.


 

 

Заключение

 

В ходе работы мы провели анализ имеющихся в пермском радиоэфире культурно-развлекательных программ, при этом особое внимание уделили их содержанию. В результате мы пришли к выводу, что в местном радиоэфире ниша культурно-развлекательных программ остается незаполненной. Единственной из 17 станций, выпускающей программу культурной тематики является Эхо Москвы в Перми.

Для того чтобы решить проблемы недостаточного освещения культурной жизни молодежи и реализации творческого потенциала молодых пермяков, авторами данной работы был создан проект новой культурно-развлекательной радиопрограммы «Пермский проСВЕТ», своеобразной региональной стартовой площадки для проекта телеканала «Россия» «проСВЕТ».

Итогом проделанной работы явилась запись пилотного выпуска программы.

Тип программы «Пермский проСВЕТ» – культурно-развлекательный.

Формат программы – разговорно-музыкальный.

Жанр – беседа.

Периодичность – один раз в неделю по субботам.

Время выхода в эфир: 19.05

Хронометраж: 60 минут (общее время), 40 – 45 минут (чистое время).

В программу включены постоянные рубрики:

- Досье гостя;

- Афиша.

Также включена одна «плавающая» рубрика:

- Мнение.

Основой проекта «Пермский проСВЕТ» является беседа ведущего в прямом эфире с музыкантом, поэтом, писателем или иным деятелем современной пермской культуры. Цель беседы – познакомить слушателей с творчеством и личностью героя, обсудить состояние той или иной стороны культурной жизни города. Радиопроект «Пермский проСВЕТ» впервые в Прикамье производит отбор талантливых молодых людей для участия в культурной жизни страны, в том числе в проекте телеканала «Россия» «проСВЕТ». Мы даем возможность талантливым людям представить продукт своей творческой деятельности не только пермской публике, но и общероссийской; таким образом, проект выполняет и рекламную функцию.

 

Примечания

[1] См. прил. 1

[2] Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики / Учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 32

[3] Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М.: Искусство. 1976. С. 54

[4] Каган М. Морфология искусств. Л., 1972. Цит. по: Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики / Учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 23

[5] Багиров Э. Г.Очерки теории телевидения. М.: Искусство. 1978. С. 95.

[6] Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики/Учебное пособие для вузов. М., 2002. С.24.

[7] Там же, С. 47

[8] Лукина М.М. Технология интервью.Учебное пособие. М.,2003. С. 12.

[9] Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.Учебное пособие для вузов. М., 2002.С.25.

[10] Интервью с Натальей Шопен [электронный документ] (http://radioportal.ru). Проверено 02.05.2006

[11] Там же.

[12] Радиожурналистика. Учебное пособие /Под редакцией А. А. Шереля. М., 2002. С.43.


 

Библиографический список

 

  1.     Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство. 1978.
  2.     Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью // [электронный документ] (http://evartist.narod.ru/text2/48.htm). Проверено 20.06.2006.
  3.     Болотова Л.Д. Некоторые тенденции развития современного отечественного радиовещания // СМИ в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1999. С.126-127
  4.     Бубукин А. Интерактивность на радио // [электронный документ] (http://radiostation.ru/music/intractive.html). Проверено 20.06.2006.
  5.    Бубукин А. Эфирные тайны // [электронный документ] (http://radiostation.ru/music/clothes.html). Проверено 20.06.2006.
  6.     Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М.: Искусство. 1976.
  7.     Кривоносов А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы) // СМИ в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1999. С.171-172
  8.     Лебедева А. Радио-активность // Пермский обозреватель. 2003. 23 дек.(№48). С.3.
  9.     Лукина М.М. Технология интервью.Учебное пособие. М.,2003.
  10.     Малькольм Ф. Мэллэт. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы// [электронный документ] (http://journ.ru/library/info/sp_00.html). Проверено 20.06.2006.
  11.     Набокова М. Правила работы ведущего музыкальной пограммы // [электронный документ] (http://radiostation.ru). Проверено 20.06.2006.
  12.    Памятка ведущих эфира радио Эхо Москвы в Перми (Документ опубликован не был).
  13.    Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.
  14.    Радиожурналистика. Учебное пособие. Под редакцией А. А. Шереля. М., 2002.
  15.    Рекламный штурман. Рекламный справочник. Пермь, 2006.
  16.    Смирнов В.В. Диалогизация эфира. К вопросу о типологии современных радиопрограмм // СМИ в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1998. С.158-159.
  17.    Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.Учебное пособие для вузов. М., 2002.
  18.    Смирнов В.В. Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания. Ростов-на-Дону, 1984.
  19.    Смирнов В.В. Формы вещания. М., 2002.
  20.    Соболев С. В столичном эфире возрождаются закрытые радиостанции и форматы // [электронный документ] (http://radioportal.ru/news_2.shtml?show=20060530131356). Проверено 20.06.2006.
  21.    Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. Учебное пособие М., 2002.
  22.    Сайт радио Эхо Москвы в Перми // [электронный документ] (http://echo.perm.ru). Проверено 20.06.2006.
  23.    Сайт радио Эхо Москвы // [электронный документ] (http://echo.msk.ru). Проверено 20.06.2006.
  24.    Сайт «Клуб радио» // [электронный документ] (http://gusei.comradio). Проверено 20.06.2006.
  25.    Библиотека журналиста // [электронный документ] (http://psujourn.narod.narod.ru). Проверено 20.06.2006.
  26.    Сайт Нашего радио // [электронный документ] (http://nashe.perm.ru). Проверено 20.06.2006.
  27.    Сайт радио Максимум // [электронный документ] (http://maximum.perm.ru). Проверено 20.06.2006.
  28.    Сайт Мьюзик радио // [электронный документ] (http://music.perm.ru). Проверено 20.06.2006.
  29.    Информационное агентство onair.ru // [электронный документ] (http://onair.ru). Проверено 20.06.2006.
  30.    Сайт газеты «Пермский обозреватель» // [электронный документ] (http://permoboz.ru). Проверено 20.06.2006.
  31.    Сайт телерадиокомпании «Т7» // [электронный документ] (http://t7.ru). Проверено 20.06.2006.
  32.    Сайт УралИНСО // [электронный документ] (http://uralinso.ru). Проверено 20.06.2006.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Концепция программы «Культурная столица»

 

Каждый город, находящийся на территории Приволжского федерального округа, имеет шанс стать культурным центром всего региона.

 

Партнерство и открытость лежат в основе организационной структуры программы, поэтому она способна привлекать все виды творческой активности, инспирировать инициативы, служить местом встречи разных культур.

 

Поддерживая новое, выбирая самое достойное в собственном культурном пространстве и становясь гостеприимной гастрольной площадкой, город-победитель тем самым обогащает весь округ, а «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА» делает это общим достоянием.

 

Конкурс проектов определяет те инновационные культурные события, которые реализуются в любом месте на территории округа, но удостаиваются права быть представленными в КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕ. Спектакли, выставки, форумы, концерты, смотры, фестивали, массовые праздники, конкурсы - все пестрое многообразие обращенных к аудитории акций может быть включено в Марафон культурных событий.

 

Становясь активным инструментом культурной политики, программа «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ» создает позитивные образы городов, способствует внедрению новых управленческих моделей в гуманитарной сфере, развивает культурный туризм. Она помогает культурному развитию каждой территории в Приволжском федеральном округе, тем самым, влияя на формирование гражданского общества.

 

Структура управления

 

Высшим органом управления программы «Культурная столица» является Советпрограммы, который утверждает стратегию программы и подводит итоги конкурса городов на звание культурной столицы года.

 

В состав Совета программы входят деятели культуры, политики, бизнесмены, представители международных благотворительных организаций. Председателем Совета является полномочный представитель Президента РФ в ПФО С.В.Кириенко.

 

Оперативное управление программой осуществляет Фонд «Культурная столица ».

 

Для проведения Марафона культурных событий в городе, выбранном культурной столицей, ежегодно создаются территориальный Совет программы и Исполнительная дирекция.

 

Источниками финансирования программы являются как государственный бюджет (средства Министерства культуры РФ, областной и городской бюджеты региона - культурной столицы года), так и средства благотворительных организаций и спонсоров.

 

 

Структурирование проектов в рамках Программы «Пермь - культурная столица Поволжья 2006 г.»

1. Традиционные системные проекты, имеющие финансовую поддержку со стороны бюджета в течение ряда последних лет

Проект

Сроки

Ответственный

1.

Арт-салон

январь

С. Климов

2.

Международный фестиваль снежных и ледовых скульптур «И снег, и лед, и пламень»

открытие 10 февраля

Р. Габдуллин

3.

Международный конкурс молодых артистов балета «Арабеск-2006»

19 - 29 апреля

Г. Исаакян

4.

Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»

3 - 10 мая

П. Печенкин

5.

Международный чемпионат по компьютерному спорту

март - май

С. Маленко

6.

Фестиваль рок-музыки «Рок-лайн» с участием зарубежных рок-групп

30 июня - 1 июля

Е. Новоселова

7.

Международная ярмарка воздухоплавания (специальная программа в Перми)

30 июня - 1 июля

А. Махмудов, О. Силийчук

8.

Открытый фестиваль видео и компьютерного искусства (в т.ч. фестиваль актуального видеоискусства easy video «Машиниста»)

октябрь

Д. Лебедев, С. Тетерин

9.

Международный проект «Год Пастернака в Прикамье»

в течении года

В. Абашев

10.

Мюзикл «Доктор Живаго» в рамках проекта «Год Пастернака в Прикамье»

октябрь

Б. Мильграм, М. Зорина

11.

Фестиваль «Малые Дягилевские сезоны»

октябрь

Г. Исаакян, О. Коблова

12.

Международный джазовый фестиваль

декабрь

Л. Пирожкова

13.

Фестиваль органной музыки

декабрь

О. Згогурин

14.

Недели национальной кинематографии стран Европы, Азии и америки

открытие 10-го февраля

П. Печенкин

2. Проекты, предложенные в рамках инициатив проектантов г. Перми в течение 2005 г.

Проект

Сроки

Ответственный

1.

Конкурс проектов в сфере культуры «Культурная столица Поволжья - 2006»

январь - март

О. Е. Ощепков, Терр. Совет, Исп. дирекция

2.

Международный фестиваль моды «Красное платье»

март

И. Филичкина

3.

Акция «Миллион на культуру»

в течение года

З. Лукьянова

4.

Открытый фестиваль университетов «Пермь-Европа»

июнь

Л. Катаев

5.

Международная летняя школа художников

июнь - август

З. Лукьянова

6.

Совместный проект ПГТРК «Т7» и театра драмы «Территория культуры: Театр - Город - ТВ»

март - декабрь

В. Вайсман, Б. Мильграм

7.

«Urbanplan - Культура в городском квартале»

июнь - август

Э. Бирюкова

8.

Акция «Картина в витрине» (выставки художников)

май - сентябрь

Ю. Лапшин

9.

Форум пермской скульптуры

август - сентябрь

А. Залазаев

10.

Мультимедийная серия выставок художников из других городов России «Десять имен - десять выставок»

март - декабрь

С. Тетерин, Р. Шабалин

11.

Фестиваль перформанса «СКВЕР»

июнь

Н. Шостина

12.

Этнофутуристический фестиваль «КАМва»

июнь - илюль

И. Филичкина, Е. Зорина, Н. Шостина

13.

Акция «Ночь посланий»

май - июль

Ю. Лапшин

14.

Бьеннале «Архитектурная весна -2006»

апрель - май

С. Шамарин

15.

Первый пермский фестиваль поэзии и поэтического видео «Белые ночи Юрятина»

май

А. Сидякина, С. Тетерин

3. Проекты - победители, заявленные через региональный конкурс «Культурная столица Поволжья - 2006»

 

Помимо обозначенных проектов будет обеспечиваться работа по следующим направлениям:

1.Организация церемонии открытия Программы «Пермь - культурная столица Поволжья»

2.Культурные программы для гостей Пермского края;

3.Комплексная PR-кампания (в т.ч. полиграфия и сувенирная продукция);

4.Обеспечение работы регионального Совета и Дирекции в течение года.

 

Контакты (дирекция):

2198119, 2198167 (факс) Пирожкова Лариса;

8-9024763792 (Протасевич Александр);

e-mail: vuzinform@pstu.ac.ru;

890247 66162 (Лукьянова Зоя)

e-mail: soja.lukjanova@moe-kulturmanager.de

 

Утверждено на заседании

Территориального Совета программы

«Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006»

от 26.12.05

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе культурных проектов "Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006"

 

Администрация Пермской области и Администрация города Перми объявляют совместный конкурс культурных проектов для участия в Программе Приволжского федерального округа «Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006».

Конкурс проектов «Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006» является важным инструментом формирования культурной политики региона. Проведение конкурса позволит усовершенствовать механизмы социального партнерства, продемонстрировать творческий потенциал и уровень проектной культуры, а так же привнести новые идеи в развитие городской социо-культурной среды г.Перми.

1. Концепция конкурса

Конкурс «Пермь - Культурная столица Поволжья - 2006» (далее конкурс) ориентирован на поддержку и демонстрацию лучших инновационных проектов в сфере культуры, объединение усилий по созданию единого культурного пространства и развитию социокультурных коммуникаций в г. Перми, Пермском крае и Приволжском федеральном округе.

Конкурс не имеет тематических и жанровых ограничений. При этом, предпочтение отдается проектам, направленным на осмысление актуальных тем и проблем.

2. Цели конкурса

- Выявление творческих инициатив и значимых проектов для развития культуры на территории города Перми;

- Поддержка инновационных культурных проектов в рамках программы «Пермь - культурная столица Поволжья - 2006» и Марафона культурных событий (сентябрь - октябрь 2006 г.);

- Установление и развитие партнерских отношений между различными организациями в целях совершенствования социо-культурного пространства города Перми.

3. Участники конкурса

3.1. К участию в конкурсе допускаются предприятия и организации, независимо от формы собственности. В конкурсе могут принять участие так же частные лица и инициативные группы, не имеющие статуса юридического лица. В этом случае в качестве получателя средств целевого финансирования на реализацию конкретных проектов выступает исполнительная дирекция программы «Пермь - культурная столица Поволжья - 2006.»

4. Условия, сроки и порядок организации конкурса

4.1. В рамках конкурса будут рассматриваться вновь созданные и готовые к реализации культурные проекты, имеющие зрелищную, доступную для публики форму (акции, выставки, спектакли, концерты и т.д.).

4.2. Предпочтение будет отдано проектам:

- направленным на диалог поколений;

- ориентированным на молодежную аудиторию;

- направленным на развитие партнерских связей в треугольнике «бизнес - власть - общество»;

- предполагающим межрегиональные и международные связи;

- способствующим созданию новых городских традиций;

- направленным на диалог культур;

- направленным на развитие культурных индустрий.

4.3. Заявленные на конкурс проекты должны быть реализованы на территории г. Перми.

4.4. Прием конкурсных документов осуществляется Исполнительной дирекцией программы «Пермь - культурная столица Поволжья - 2006» (далее дирекция) с 10 января 2006 г. по 10 февраля 2006 г.

4.5. Объявление итогов конкурса состоится 1 марта 2006 г.

5. Порядок рассмотрения проектов, поданных на конкурс

5.1. Все проекты, поданные на конкурс, рассматриваются экспертным советом и передаются для окончательного решения на Территориальный Совет программы «Пермь - культурная столица Поволжья - 2006» (далее Территориальный Совет).


 : : :  Домой     Acta  Diurna    Содержание  : : :

Hosted by uCoz