|
|||
M. В. Фоменко Традиции английской публицистики в газетаханглийских христианских социалистов
Источник: Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX- XX веков. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1986.
Во время одного из подъемов чартизма, "первого широкого, действительно массового, политически оформленного, пролетарски революционного движения" (б; 305), в апреле 1848 г., несколько английских джентльменов объединились для пропагандистской работы под руководством пресвитера англиканской церкви Ф. Д. Мориса. Позднее, в 1850 г., за ними закрепилось название "христианские социалисты" (20; 448). В 1848 г» печатным органом группы стала еженедельная газета, доступная по цене ( I пенс) демократическому читателю. На такого читателя было в первую очередь рассчитано и название - "Политика для народа" (2 7). В 1793-1795 гг. одноименный журнал выпускал сторонник "аграрного коммунизма" Т. Спенс (9; 29); в начале 1840 гг. правый чартист Дж. Р. Стефенс, упоминающийся в трудах Ф. Энгельса, В. И. Ленина (2; 453, 4; 81) издавал "Народный журнал" (26). Минимум шесть периодических изданий чартистов включали в свои названия слово "народ" и "народный" (8; 413, II ; 327). В названии новой газеты отразился и скептицизм редакторов относительно политики вообще. Оценка политики как поприща бездушных демагогов была к тому времени достаточно распространена в английской литературе: в сочинениях Свифта, Стерна, письмах Кольриджа (13; 9-12, 54, 55), произведениях Т. Карлейля, Диккенса, Теккерея; бытовала в среде рабочих (2; 453). Группа Ф. Д. Мориса политику для народа определяла как "все, что имеет отношение к человеку как существу общественному" и как "неотрывную от религии" (27; II ). Признавая обоснованность возмущения "низов", морисовцы отвергали революционные способы переустройства общества; в этом смысле предлагаемая ими политика была "для народа", но никак не народной. Свой политический идеал "христианские социалисты" формулировали так: "если предметом и механизмом политики являются люди, то целью политики является бог... «единственный способ обеспечить работу такого механизма с такой целью указан самим господом: любить ближних как самих себя... " (27; 3, 35). И в газете "Политика для. народа", и в другой печатном органе морисовцев, газете "Христианский социалист" (22), актуальность тематики была неизменный принципом. 70 Осуждались проблемы, волновавшие в те дни английское общество, связанные гак или иначе с конфликтом между трудом и капиталом, "Христианские социалисты", как и "английские проповедники ХVЛ века... живо и остро реагировали на события, широко пользовались... политическим словарем современной Англии" (10; 115). Обсуждались, например, условия жизни лондонских и сельских пролетариев, проблемы здравоохранения и народного образования, политические партии дворянства, буржуазии, проблемы англиканской церкви. Характер организации и изложения материала свидетельствует об ориентации газет на демократического читателя, а также об общей грамотности английского пролетариата, отмеченной Ф. Энгельсом ( I ; I , 252-254). Жанры, чаще всего используемые "христианскими социалистами", связывают их газеты с публицистикой XVII в.: это проповедь с политической целью (10; 115), трактат, портрет-эссе (10; 121, 143). Своеобразными "анатомиями" политических деятелей являются "Портреты партий" (27; 4, 7, 12, 13): в них понятие "юмор", разработанное Б. Джонсоном и Р. Бертоном (10; 98-99, 105-106), раскрыто в узком смысле - как "политические пристрастия". Обращение к жанру трактата, лекции отражает стремление редакции не только агитировать, но и просвещать. Примечательны такие названия статей, как "Наброски лекций по современной истории" (27; 7), "Университеты и рабочие" (27; 5), "Законы - прирожденное право" (27; 17), "Права и обязанности" (22; 6), "Братство" (27; I ), "Правительство" (27; 7) и т. п. Широко использовались жанры, популярные в демократической (в том числе чартистской) печати XIX в.: памфлет, басня, афоризм., песня, письмо, диалог (14; 6, 24; 174-175). Многочисленные диалоги представляли собой беседу представителей разных общественных слоев на злободневные темы: "Чартизм моральной силы. Диалог между вигом и чартистом" (27; 1, 13), "Свобода. Диалог между французским пропагандистом, английским рабочим и редактором" (27; 4), "Университеты и люди труда. Диалог между студентом из Оксфорда, плотником и мною" (27; 5), "Равенство. Диалог между молодым французом, государственным деятелем из Америки и английским механиком" (27; 6). Публиковались письма в редакцию: "Мнение сельского жителя о шести пунктах Хартии" (27; 5), спор некоего "радикала Тома" с "тори Биллом" (22; 10, 13). В последнем случае сохранены были лексика и орфография малограмотного корреспондента. Эта нарочитая "точность" наряду с аргументацией и пафосом писем "радикала Тома" позволяет предположить искусную стилизацию: вероятно, под этим именем выступил член группы Ф. Д. Мориса писатель Ч. Кингсли. Редакция и открыто обращалась к читателям в письмах: "Письма к чартистам" (27; 2, 4, 8), "О чартистах - сторонниках партии моральной силы" (27; 9), "Письма к землевладельцам" (27; 14, 15). 71 Под рубрикой "Информация" перепечатывались материалы из других газет - и отечественных (27; 17), и французских (22; 19, 29; 30). Как правило, это были выдержки из выступлений известных проповедников - Ф. Д. Мориса (22; 8), П. Стерри (27; 14), А. Дж. Скотта (27; 17), Ч. Кингсли (22; 32), Дж. М. Ладлоу (22; 17), или из рецензий на новые книги. "Христианские социалисты" приглашали читателей высказаться по актуальным вопросам английского общества (22; I , 27; I ), в газете "Христианский социалист" была рубрика "Свободная переписка". Как и в чартистской периодике (14; 6-12), в газетах морисовцев перепечатывались художественные произведения - и самодеятельных сочинителей (27; Ю, 16), и профессиональных (22; 20-25, I ; 35. 27; 1, 3, 6)» Редакция предпочитала аллегорические, дидактические произведения малых форм: басни, рассказы, афоризмы, стихотворения. Морализаторским рассказам Э. Гаскелл "Герой Секстона", "Непогода и ясные дни на Рождество" было отведено место в шести номерах "Христианского социалиста" (22; 20-25). Из поэтов печатались "лейкисты", Дж. Китс, Ч. Кингсли, чаще всех - А. Теннисон. Периодике морисовцев отнюдь не была свойственна "тупая ненависть к "образованным", отличавшая, по словам Ф. Энгельса (1; 2, 241), журнал немецкого "христианского социалиста" В. Вейтлинга. Все члены группы имели университетское образование, но свои статьи подписывали скромно: инициалами, псевдонимами ("пастор Лот", "Джон Таунсенд", "один из духовенства"), или оставляли анонимными. Маркс, как известно, полагал, что анонимность превращает газету "из сборного пункта многих индивидуальных мнений в орган единого разума", "способствует большей свободе и беспристрастию не только автора, но и публики, которая в этом случае видит перед собой не того, кто говорит, а только то дело, о котором он говорит... " (9; 41). Сочетание антибуржуазного пафоса публикаций с верой в изначальную гармонию людского сообщества сближает газеты группы Ф. Д. Мориса с публицистикой раннего Просвещения, с сатирико-нравоучительными журналами Р. Стиля и Дж. Аддисона, с трактатами графа Шефтсбери. Из-за нехватки денег первая газета английских "христианских социалистов" выходила в свет менее трех месяцев (по 29 июля 1848 г). В 1849 г, морисовцы заинтересовались идеей рабочих товариществ, уже созданных к тому времени во Франции. В том же году первое товарищество (портных) было организовано в Лондоне, было учреждено "Общество по распространению рабочих товариществ" (20; 452-453) - уч редителями являлись морисовцы. В 1850 г. они опубликовали серию статей ("Трактаты о христианском социализме") и начали выпуск новой газеты "Христианский социалист" (29; 12). 72 В ней формулировки стали определеннее, агитация за общественный прогресс путем нравственного совершенствования граждан настойчивее» В передовице первого номера, называвшейся "Новая идея", постулировалась гармония принципов социализма и христианства; редакция обещала "распространять принципы сотрудничества - как практического применения христианства - в торговле и промышленности" (22; I )., Планировалось обсуждение в газете актуальных проблем: повышения эффективности сельского хозяйства, налогообложения и социального обеспечения, здравоохранения и народного образования. Завершался первый номер маршем из нашумевшего романа Ч. Кингсли "Олтон Локк, портной и поэт. Автобиография": в песне призывалось "покончить с бездельниками, плутами и тиранами... работать, быть верными божьему учению... Тьма кончилась... близится день Страшного суда, и Судия уже занял свое место! Кто сможет предстать перед ним с чистой совестью?" (22; I ). По-прежнему разнообразна была тематика: вопросы этики производства (22; 5, 15), задачи политической экономии (22; 12); полемика с мальтузианцами (22; 16, 22-24); вопросы здравоохранения, образования масс (22; 15), положения сельского пролетариата (22; 32). Редакция чаще адресовалась к "образованным классам", связывая именно с ними свою надежду на социальные преобразования. Главной интонацией статей оставалась увещевающая. Думается, осмысление всех затрагиваемых в газете вопросов с позиции христианской морали наряду с доверительным топом, особенно лестным для читателя "из низов", способствовало формированию особого типа читателя: самокритичного, нацеленного на совершенствование себя самого, а потом уже общества» Известно, что связь борьбы социально-политической и религиозной отразилась в литературе Великобритании неоднократно. В XI V в. - проповеди Дж. Болла в поддержку восстания У. Тайлера, трактаты Дж. Уиклифа и лоллардов, аллегорическая поэма У. Ленгленда. В XVII в. - публицистика и поэмы Дж. Мильтона, трактаты Дж. Уинстенли, аллегорические повести Дж. Беньяна. В XVIII в. - памфлеты Дж. Свифта, на рубеже XVIII - XIX в. - лирико-философские поэмы У. Блейка, в XIX в. - памфлеты Т. Карлейля, К. Маркс отметил, что "Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета" ( I ; 1, 162). Участники первого пролетарского движения в Англии тоже пользовались ими: Ф. Энгельс писал об обусловленности "религиозной чепухи" у чартистов ( I ; I , 539-540). 73 Английские все "христианские социалисты" осмысляли современность исключительно через библейские притчи; отсюда их высокопарный и одновременно страстный стиль. Сила чувства в публицистике одобрялась К. Марксом и Ф. Энгельсом ( I ; I , 453-454, 9; 36-37). В английской пролетарской критике конца 1840-х гг. слова "истовость, серьезность" были высшей похвалой ( II ; 79). В то же время тон "Новой Рейнской газеты" К. Маркса и Ф. Энгельса "отнюдь не был торжественным, серьезным или восторженным, У нас были одни только презренные противники, и мы относились ко всем им... с крайним презрением" (12; 175-1?6). К концу XIX в. набожно-серьезный тон был скомпрометирован идеологами самодовольной буржуазии до такой степени, что антибуржуазность в английской литературе выражалась, в частности, высмеивании нарочитой серьезности - в пьесах О. Уайльда, Б. Шоу, например. В XVIII в. Дж. Свифт "связывал укрепление позиций англиканской церкви с защитой личности от гипертрофии всякой государственности" (16; 137). В начале XIX в. С. Т. Кольридж разрабатывал учение о церкви как истинной демократии в противоположность государству. В 1830-е гг. его учение пропагандировал методист Дж. Р. Стефенс ( II ; 58, 19; 13, 57), а на рубеже 1840-1850-х гг. - морисовцы. В своих газетах они каялись в том, что духовенство поучало трудящихся много, но не дало им верного представления о библии, использовав ее лишь как "опиум для усмирения перегруженных вьючных животных" (27; 4, 58). Против такого применения библии английские "христианские социалисты" решительно возражали; это видно из открытого письма к читателю "тори Биллу": "Что Вы имеете в виду, когда советуете людям "сносить свои невзгоды бодро" и помнить, что "на все воля божья"?. 0. Не подразумеваете ли Вы, что существует воля божья на то, чтобы спайтелфилдские ткачи - и не только они - работали день и ночь, даже по воскресеньям, а зарабатывали лишь на хлеб и воду?... То, что подобное происходит - воля божья? О, Билл, мне стыдно за Вас!" (22; 17, 78)о Одновременно критикуются насильственные методы чартистов: "слишком многие у вас пытаются делать божье дело дьявольскими средствами" (27; 2, 29). Взамен чартистам предлагается библия как "пособие для реформатора", как "слово божье против тиранов, бездельников, обманщиков" (27; 4, 58); рекомендуются отдельные библейские тексты, и предсказывается, что, несмотря на попытки тиранов и лицемеров исказить священное писание, "оно будет вечным свидетельством против них!" (27; 9, 137). 74 Призыв вернуться к "истинному" христианству сближает морисовцев с Э. Гаскелл - сторонницей "религии сердца" (28; 54, 224), с французским "аббатом-социалистом" Ф. Р. Ламенне, с В. Гюго и Ж. Санд (18; 13; 18; 37), с Л. Толстым и Ф. Достоевским. Безусловно, группа Ф. Д. Мориса была разновидностью тех социалистов-утопистов, о которых Ф. Энгельс сказал, что они "…понимают, почему рабочий озлоблен против буржуа, но это озлобление, которое единственно и может вести рабочих вперед ...считают бесплодным и проповедуют еще более бесплодные в современной английской действительности филантропию и всеобщую любовь" (2; 460). Сочувствие морисовцев обездоленным ярко проявилось в критике ими теории Мальтуса (22; 16, 22-24), в агитации за просвещение "низов" (27; 9, 136), Все же антиисторизм их мышления очевиден: призывы превратить работные дома в "дворцы труда" (27; 13, 221), пропаганда товарищества богатых и бедных (27; 17, 274), уговаривание помещиков относиться к арендаторам "отечески" (27; 14, 228-231). Характерной для второй половины XIX в. "попыткой примирить с молельней лабораторию" (17, 145) является интерес "христианских социалистов" к политической экономии буржуазии. Рассуждая о важности этой науки - "стать настоящим социалистом можно, лишь изучив по-настоящему политическую экономию" (22; 9, 18), они трактуют ее наивно, принимая желаемое за действительное: "... конечной целью политической экономии является благосостояние человека ... производство все более совершенных условий жизни для человека" (22; 12). Определение К. Маркса иное: "...наука об аскетизме, и ее подлинный идеал это - аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб... Ее основной тезис - ...отказ от жизни и от всех человеческих потребностей" ( I ; 1, 181-182). Морисовцы считали причиной конфликта между трудом и капиталом не только недостатки общественного устройства, но и несовершенство человеческой природы (концепция многих чтимых ими литераторов XVII в. Так, в понимании Р. Бертона, Дж. Мильтона, Дж. Беньяна, истинный герой, человек как подобие божье - это стоик (10; 192-193, 214), высшая человеческая доблесть - защита истины (10; 184), жизнь человеческая - это непрестанный труд, и последний есть лучшее средство от душевной печали (10; 106, 184). Уважаемый морисовцами Т. Карлейль писал о "религии будущего", пророком которой считал И. В. Гете: "Всякий истинный труд священен... Если уж это - не культ, го к черту всякий культ!" ( I ; 1, 444-445). 75 "Христианские социалисты" писали, что "смиреннейший ремесленник наравне с величайшим из ученых вправе считать свою повседневную работу священной" (22; 15, 114) - так комментировалась притча о том, как бог обучил Моисея ремеслам. "Наверняка заповедям христианства можно следовать в труде так же, как в молитве ... в наш век церковь призвана помочь людям; научить их не только молиться сообща, но трудиться сообща для удовлетворения нужд своих и ближнего своего" (22; 23, 178); "истинно, что когда создаешь стихи, картины, проповеди, законы, - или мастеришь столы и стулья, - залогом успеха будет не жажда почестей и богатства, но мудрое стремление к совершенству ради совершенства" (27; 13, 224). Человек рассматривался морисовцами не только как средство, но и как цель труда: "Мы должны выучиться смотреть на самого человека как на сокровище - как на золото, серебро, уголь... хлеб. В природе ничто не растрачивается, зачем же общество растрачивает людей?" (27; 13, 221). Оценка труда, попытки возродить почетность ремесел, достоинство трудящегося сближают "христианских социалистов" и с Дж. Рескиным (недаром они цитировали его в своих статьях), антибуржуазность публицистики которого раскрыта советскими литературоведами(7; 254-257)» Заметив явления дегуманизации, деэстетизации труда в буржуазном обществе, "христианские социалисты" не поняли их причин. Только К. Маркс объяснил эти явления, всесторонне проанализировав акт отчуждения труда (3; 289-304). Проповедь политической терпимости в газетах морисовцев - еще одно свидетельство ненаучности их социальных воззрений. В правочартистском трактате мы тоже столкнемся с определением политической партии как "успеха единиц за счет безумства сотен" (21; 4); это отчасти объясняется тем, что к концу 1840-х гг. буржуазные партии скомпрометировали себя перед "низами". Примечательно, однако, что "христианские социалисты" публиковали мнения представителей разных партий - но не предоставили места сторонникам партии "физической силы" в чартизме. В одной из передовиц редакторы признавали: "Мы предполагали свободное обсуждение политических вопросов со всех точек зрения... Рады, что дискуссия задела за живое представителей всех партий: это входило в наши намерения, мы и дальше будем следовать этому правилу. Мы верим, что честная, решительная, свободная полемика - хорошая отдушина для накопившегося возбуждения" (27; II , 177). В качестве еще одной "отдушины" редакция неоднократно предлагала читателям-беднякам эмиграцию (27; 8, 14, 17, 22, 24) и неизменно уговаривала чтить законы (вслед за Т. Карлейлем с его проповедью "порядка"). 76 В анонимной статье "Владычество закона" автор горделиво писал о том, что в Англии - в отличие от России, Франции, Испании, Италии - "королем является закон" (27; 13, 223). Ф. Д. Морис, выступая в "Обществе по распространению рабочих товариществ", опроверг обвинения в том, что это "общество настраивает трудящихся против капиталистов, разрушает ...понятия порядка и дисциплины... Лектор показал, что, наоборот, общество является школой законности и порядка" (22; 8, 61). Невольно вспоминаются слова Г„Флобера: "Буржуа - это те, кто стоит за порядок" (18; 89)„ С одной стороны, английские "христианские социалисты" среди людей своего класса и своей эпохи... выделялись страстным желанием наполнить идею бога реальным значением, используй религию в борьбе за социальную справедливость" (15; 193), и прав исследователь, говорящий о близости их этики и эстетики с ее романтическим пафосом прерафаэлитизму (19; 132). С другой стороны, деятельность их была по сути оппортунистична и, значит, "христианские социалисты" явились предшественниками фабианцев (5; 98). Видно, как глубоко прав был Ф. Энгельс, когда писал, что "превращение в свою противоположность... составляет... неизбежную судьбу всех исторических движений, участники которых имеют смутное представление о причинах и условиях их существования и поэтому ставят перед ними чисто иллюзорные цели. "Ирония истории" неумолимо вносит здесь свои поправки" ( I ; I , 366).
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. М., 1983. 2. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. З. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О морали и нравственном воспитании. М., 1985. 4. Ленин В. И. Народничествующая буржуазия и растерянное народничество // Полн. собр. соч., Т. 8. 5. Ленин В.И. О задачах Третьего Интернационала // Полн. Собр. соч. Т. 39. 6. Ленин В. И. Третий Интернационал и его место в истории // Полн. собр. соч. Т. 38. 7. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1985. 8. Антология чартистской литературы (на англ. яз.) /Сост. Ю. В. Ковалев. М., 1956. 9. Бережной А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс - журналисты. М., 1983. 10. Виппер Ю, Б., Самарин P . M . Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в. М., 1954. 77 11. Демурова Н. М. Чартистская литературная критика (из истории пролетарской литературы и критики в Англии 30-50 гг. XIX в.). Дисс. канд. филол. наук, М., 1958. 12. Дымшиц А. К. Маркс и Ф. Энгельс и немецкая литература. М., 1977. 13. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. Мо, 1978. 14. Ковалев Ю. В. Литература чартизма // Антология чартистской литературы. М., 1956. С. 3-20. 15. Мортон А. От Мэлори до Элиота // Пер. с англ. М., 1970. 16. Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968. 17. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь // Соч. М., 1924„ ТЛ4. 18. Трапезникова Н. С. Эволюция романтизма в романе. Проблема взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80 гг. XIX в . Казань , 1980. 19. Brantlinger P. The Spirit of Reform. British Literature and Politics. 1832-1867. ( Mass.) Cambr., 1977. 20. Cazamian L. Le roman social en Angleterre (1830-1850). P., 1904. 21. Chartist Tracts for the Time; №№ 1-8. Wortey near Leeds, 1849. 22. Christian Socialist; a Journal of Association: №№ 1- 35. L., 1850-51. 23. Colloms B. Charles Kingsley. The Lion of Eversley. L.; N. Y., 1975. 24. James L. Fiction for the Working man 1830- 1850. L., 1963. 25. Martin K. B. The Dust of Combat. A life of Charles Kingsley. L., 1959 26. The People's Magazine. 27. Politics for the People: №№ 1- 17. L., 1848. 28. Rubenius A. The Woman question in Mrs. Gaskell's life and works. Upsala, 1950. 29. Vulliamy C. E. Charles Kingsley and Christian socialism / Fabian Tract. L ., 1935. 78 |