|
|||
Кунтур Я. Античный театр как одна из предтеч публицистики
В дожурналистские эпохи функции передачи информации, политической и идеологической агитации, формирования общественного мнения несут на себе те составляющие духовной культуры, которые наиболее развиты в данное время и способны оказывать наибольшее влияние на массы. В Греции V в. до н. э. первенство среди других видов литературы занимает драма, и поэтому, наряду с риторикой и историографией,, она несет на себе функции публицистики. Причем, если историография служила, в основном, для передачи информации и обоснования идеологии, то драма, как и риторика, обладая силой прямого воздействия, выполняла функции (кроме чисто эстетических, художественных, этических, психологических) прямого формирования политических взглядов и общественного мнения. Легко можно представить, какое воздействие имело представление на огромную массу народа, собравшуюся на амфитеатре для единственной цели – внимать происходящему на скене.
Мы можем предположить, что темы публицистической направленности наполняли в мифологические и легендарные сюжеты уже самых ранних драм, например, Феспида. Ведь у его ученика Фирниха, победителя на состязании трагиков, устроенном Фемистоклом, в трагедии «Взятие Милета» сюжет публицистически использует недавние события: разгром в 494 г. до н. э. персами близкого афинянам Милета, причем трагедия оказывает такое воздействие на массу, что его, как нарушителя спокойствия, штрафуют на 1000 драхм. Падение Милета и трагедия его жителей представлены здесь, как результат неудачной политики Афин, то есть, как едкая критика политического руководства. Последующие трагики старались не касаться впрямую реальных близких событий, памятуя неудачу Фирниха, но вписывали в свои произведения намеки, знаки, понятные соотечественникам и во многом скрытые теперь для нас. Мы можем теперь только предполагать, насколько злободневны были их трактовки мифов, фразы персонажей, жесты героев, ведь реальность, оставшаяся за чертой литературы, утеряна для нас навсегда. Многие произведения были утеряны или дошли до нас в незначительных фрагментах. Но, несмотря на это во многом, что мы можем прочесть сегодня, видна явная публицистическая направленность. Например, проступает она в трагедии «Персы» Эсхила, написанной в 472 г. до н.э. Здесь не скрываемый идеологический пафос строителя нового прогрессивного государства, торжество афинской политической системы перед другими и гордость за афинское оружие, победившее самого сильного противника того времени. Эсхил идеологически ориентирован в том же направлении, что и развивающееся афинское государство, разделяет его амбиции, шовинизм и формирует общественное сознание его масс, государственную идеологию. По этому он нужен и полезен торжествующим Афинам. Ту же идейную направленность, по-видимому, несли и другие произведения Эсхила, что вкупе с высоким литературным мастерством позволило стать ему властителем дум своего времени. Как представитель крупной земельной аристократии, он выступает против тирании («Лучше умереть, чем быть под властью тирана» - «Агамемнон»). Но его аристократические интересы ведут в конце концов и на разрыв с демократией, в результате чего Эсхилу приходится покинуть Афины и перебраться на Сицилию. Наиболее сильно выражены политические интересы Эсхила в трагедии «Эвмениды», где идет прославление Афинского Ареопага, долгое время являвшегося оплотом аристократии – за четыре года до постановки он подвергся реформе, отнявшей у него прежние функции. В трагедиях Эсхила часто звучат призывы к согласию, в то время как в Афинах давно идет ожесточенная внутренняя борьба группировок. Но, все-таки, «Эвмениды» заканчиваются торжественным шествием, увлекающим всех зрителей в общий патриотический порыв прославления государства. Эсхил остается самим собой. У Софокла публицистичность политического и идеологического направления менее заметна, хотя некоторые исследователи видят в образах Софокла современников, прикрытых мифическими именами. Например, в Филоктете – вернувшегося Алквиада, в коварном Одиссее – Писандра и т.п. Более заметна публицистическая тенденциозность у Еврипида, это вопросы внешней и внутренней политики, религии, семьи. В его произведениях много патриотического пафоса и ненависти к врагам, как, например, в «Андромахе» – ненависть к кичливым спартанцам, высмеянным образами коварных Менелая и Гермионы. Эту трагедию относят к началу Пелопонесской войны и считают политической исповедью поэта о его переживаниях при ее начале. Есть у Еврипида и размышления о тирании, восхваление демократии, рассуждения о необходимости присутствия в государстве как бедных так и богатых. В его драмах впервые звучат слова против рабства и за равноправие женщин, предвосхищая публицистические векторы будущих эпох.
Если в трагедии публицистическое начало было часто завуалировано за мифологическим сюжетом и вычитывалось больше из контекста, то аттическая комедия наоборот не скрывала своей тенденциозности, превращаясь, порою, в прямой памфлет против идейных противников. Например, у одного из ранних комедиографов Кратина в ряде представлений выступает карикатурный образ Перикла. Ярко политическую окраску носили комедии Эвполида, сверстника и единомышленника и одновременно конкурента Аристофана. Основными объектами его нападок были Гипербол и Алкивиад. Наиболее жестко критикуется Эвполидом линия внешнеполитического поведения Афин по отношению к городам Афинского морского союза в комедии «Города», а внутренние дела полиса – в комедии «Демы». Этой же линии политической комедии придерживался и другой автор начала Пелопонесской войны – Платон. Но наиболее знакомы мы с проявлением сильных публицистических тенденций аттической комедии по сочинениям Аристофана. Об этом много писалось, поэтому будем кратки. Для раскрытия темы здесь достаточно упомянуть названия комедий и назвать объекты критики:
Древнегреческий театр во многих своих проявлениях нес ярко выраженную идеологическую направленность, прежде всего комедии Аристофана, повлиявшие на многие публицистические произведения последующих веков.
Литература
|