Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед

Л. Р. Дускаева

Газетные оценочные жанры
в аспекте диалогичности

Диалогичность газетно-публицистических текстов, их фундаментальное онтологическое коммуникативное качество, формируется под влиянием целой системы экстралингвистических факторов: гносеологических, социальных, идеологических, коммуникативных — и представлена не только в собственно диалогических текстах, не только в межтекстовых единствах, но и во внешне монологических текстах. Понимание внутренней диалогичности, отражающей социальную сущность публицистического общения, отличается от понимания ее как лишь стилистического приема. Помимо аспекта адресованности, диалогичность включает аспект ответности и выражается не только способами и средствами, как бы заимствованными из устного диалога, но и средствами, специально для этого выработанными в письменной речи.

Диалогичность выступает жанроформирующим свойством, поскольку образование речевых жанров детерминируется информационными запросами и коммуникативными интересами аудитории. Исходя из коммуникативных интенций диалога автора и читателя, выделяются следующие оценочные жанры: «Оценка и прогноз общественных изменений»; «Оценка причин и последовательности событий, приводящих к изменениям»; «Оценка явления»; «Оценка ситуации»; «Оценка чужих высказываний».

Развертывание оценочных жанров предстает во взаимодействии смысловых позиций автора и адресата и структурируется в соответствующих диалогических единицах газетных текстов — циклах (термин Г. М. Кучинского), первая смысловая позиция в которых выступает сообщением, вторая — оценкой этого сообщения. Смысловая позиция адресата, презентируемая оценочными сообщениями о специфическом для каждого жанра предмете оценки, вступает во взаимодействие с оценочно-исследовательской активностью адресата, с его гипотетической оценкой предмета речи. Оценочность в жанрах вызывает необходимость обоснования ее для читателя. В каждом жанре и в каждом субжанровом цикле, входящем в композицию жанра, аргументация осуществляется специфическим образом. Характер отношений между смысловыми позициями (по существу, характер ответной смысловой позиции) эксплицируется с помощью регулятивов, языковых средств разных уровней. В жанрах, направленных на оценку динамики, выражается оценка совершенных и еще не совершенных действий и объяснение этой оценки. В жанрах, направленных на оценку свойств и состояний явлений и объектов, выражается соответственно оценка свойств и состояний. В жанрах, направленных на оценку чужого высказывания, оценивается форма выражения и содержательное наполнение чужой речи, способ ее сообщения. Таким образом, классы текстов отличаются общностью предмета оценки, а значит, содержательным единством; общностью логики оценки, а значит, композиционной целостностью; общностью стилистики оценки, а значит, стилистическим единством.

Анализ оценочных жанров показывает особый статус оценочности в них: если в иных (например, в информационных) жанрах оценочность выполняет вспомогательную функцию, то здесь она становится ведущей, она призвана передать взаимодействие оценочных смысловых позиций. Отсюда — чрезвычайно экспрессивное, многократно прокцентированное выражение оценки. В стилистике авторской ответной, реагирующей смысловой позиции отражается гипотетическая оценочная позиция адресата. Если автор стремится к эффективной коммуникации, значит он учитывает интерпретирующую активную позицию адресата, благодаря чему в стилистике жанра отражается композиция, в пространстве которой, а следовательно, и в ходе авторской мысли, адресат может легко ориентироваться. Успешная коммуникация обеспечивается использованием богатого арсенала оценочных регулятивов, способствующих формированию соответствующей логики жанра экспрессивности, обращенностью речи к читателю, интимизацией, побудительностью, активизирующей его мыслительную деятельность.


Назад : : : Содержание : : : Вперед
Домой

Hosted by uCoz