Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Л. Р. Дускаева
Газетные оценочные жанры
в аспекте диалогичности
Диалогичность газетно-публицистических текстов, их фундаментальное
онтологическое коммуникативное качество, формируется под влиянием целой
системы экстралингвистических факторов: гносеологических, социальных,
идеологических, коммуникативных — и представлена не только в собственно
диалогических текстах, не только в межтекстовых единствах, но и во внешне
монологических текстах. Понимание внутренней диалогичности, отражающей
социальную сущность публицистического общения, отличается от понимания
ее как лишь стилистического приема. Помимо аспекта адресованности, диалогичность
включает аспект ответности и выражается не только способами и средствами,
как бы заимствованными из устного диалога, но и средствами, специально
для этого выработанными в письменной речи.
Диалогичность выступает жанроформирующим свойством, поскольку образование
речевых жанров детерминируется информационными запросами и коммуникативными
интересами аудитории. Исходя из коммуникативных интенций диалога автора
и читателя, выделяются следующие оценочные жанры: «Оценка и прогноз
общественных изменений»; «Оценка причин и последовательности событий,
приводящих к изменениям»; «Оценка явления»; «Оценка ситуации»; «Оценка
чужих высказываний».
Развертывание оценочных жанров предстает во взаимодействии смысловых
позиций автора и адресата и структурируется в соответствующих диалогических
единицах газетных текстов — циклах (термин Г. М. Кучинского), первая
смысловая позиция в которых выступает сообщением, вторая — оценкой этого
сообщения. Смысловая позиция адресата, презентируемая оценочными сообщениями
о специфическом для каждого жанра предмете оценки, вступает во взаимодействие
с оценочно-исследовательской активностью адресата, с его гипотетической
оценкой предмета речи. Оценочность в жанрах вызывает необходимость обоснования
ее для читателя. В каждом жанре и в каждом субжанровом цикле, входящем
в композицию жанра, аргументация осуществляется специфическим образом.
Характер отношений между смысловыми позициями (по существу, характер
ответной смысловой позиции) эксплицируется с помощью регулятивов, языковых
средств разных уровней. В жанрах, направленных на оценку динамики, выражается
оценка совершенных и еще не совершенных действий и объяснение этой оценки.
В жанрах, направленных на оценку свойств и состояний явлений и объектов,
выражается соответственно оценка свойств и состояний. В жанрах, направленных
на оценку чужого высказывания, оценивается форма выражения и содержательное
наполнение чужой речи, способ ее сообщения. Таким образом, классы текстов
отличаются общностью предмета оценки, а значит, содержательным единством;
общностью логики оценки, а значит, композиционной целостностью; общностью
стилистики оценки, а значит, стилистическим единством.
Анализ оценочных жанров показывает особый статус оценочности в них:
если в иных (например, в информационных) жанрах оценочность выполняет
вспомогательную функцию, то здесь она становится ведущей, она призвана
передать взаимодействие оценочных смысловых позиций. Отсюда — чрезвычайно
экспрессивное, многократно прокцентированное выражение оценки. В стилистике
авторской ответной, реагирующей смысловой позиции отражается гипотетическая
оценочная позиция адресата. Если автор стремится к эффективной коммуникации,
значит он учитывает интерпретирующую активную позицию адресата, благодаря
чему в стилистике жанра отражается композиция, в пространстве которой,
а следовательно, и в ходе авторской мысли, адресат может легко ориентироваться.
Успешная коммуникация обеспечивается использованием богатого арсенала
оценочных регулятивов, способствующих формированию соответствующей логики
жанра экспрессивности, обращенностью речи к читателю, интимизацией,
побудительностью, активизирующей его мыслительную деятельность.
Назад : : : Содержание : : : Вперед
Домой