Источник: Художественно-документальные жанры. (Вопросы теории и истории). Тезисы докладов на межвузовской научной конференции. Май 1970 г. - Иваново, 1970. - С. 166-177.
1. Теккерей-публицист оценен у нас недостаточно. Писатель работал одновременно в больших и "малых" жанрах, и эту синхронность следовало бы соблюдать в собрании его сочинений, поскольку обе линии его творчества взаимно дополняют друг друга. В романах он по преимуществу изображает прошлое (XVII век и начало XIX), обходит вопросы рабочего движения, революционной борьбы. Зато в своих газетных статьях, рецензиях, журнальных очерках он уделяет много места Великой французской буржуазной революции, "славному июлю" 1850 года, чартизму, ирландскому освободительному движению, событиям 1848-1849 годов и т.д. Публицистика Теккерея - это не только хроника политической жизни Западной Европы 30-х-40-х годов XIX века, но и политический комментарий к его романам, а также лаборатория, в которой создавались наброски крупных художественных образов, эскизы романных сцен, оттачивалось мастерство писателя.
2. Границы между большими полотнами Теккерея и его журналистикой то едва заметны, то резко очерчиваются. Наиболее ощутимая разница - помимо жанровой специфики - в степени внимания к политическим проблемам. В "Ярмарке тщеславия" и "Пенденнисе", печатавшимся в 1848 году, нет прямых отзвуков революции, острая социальная критика в авторских отступлениях и переводится чаще всего в моральный и философский аспект. Гораздо острее вопросы классовой борьбы ставятся художником в его газетных репортажах и журнальных очерках и фельетонах этого года.
Такое "разделение труда" между романистом и публицистом вызвано противоречиями мировоззрения писателя, история человечества для него - трагикомический гротеск, в котором социальные процессы, политика (легко схватываемые журнальными жанрами) подчиняются метафизическому циклу "суеты сует" (с этой концепцией связан и заголовок "Ярмарки тщеславия").
5. 1848-й год - время наибольшего обострения противоречий в политических воззрениях Теккерея. Пережив в феврале-марте кратковременное увлечение Ламартином и февральской революцией в Париже (очерк "Шум в клубе", 14 марта), писатель скоро освобождается от этих иллюзий. Он не щадит Луи Филиппа, Гизо, Тьера, Ледрю-Роллена, принца Альберта, английских тори и либералов, напуганных чартизмом и социализмом. Но им осуждаются и чартисты (особенно их вожаки О'Коннор, Эрнест Джонс, О'Брайен), и борцы за свободу Ирландии. Опасения, вызванные июньским восстанием парижского пролетариата, заставили Теккерея после "Ярмарки тщеславия" взяться за менее значительного "Пенденниса".
4. Теккерею-публицисту не был близок жанр газетного репортажа (см. его статьи в газете "Морнинг Кроникл": "Собрание на Кеннингтон Коммонз", 14 марта; ''Собрание чартистов", 15 марта). Значительно сильнее он там, где факта служат толчком для "игры фантазии", дающей событиям нужное автору истолкование. Этой целью служат прежде всего комические и сатирические "малые" жанры с "карнавальной" стихией: иронический репортаж, соединенный с хвалебным словом ("Шум в клубе"), шутливое описание города ("Окольная прогулка"), пародийное "обращение к читателям" или "письмо в газету" от лица отрицательного персонажа ("Ирландский жемчуг", "М-р Сноб против м-ра Смита"), комическая "застольная беседа" ("Послеобеденный разговор"), сатирическая баллада в виде "рождественской пасни". ("Три певца").
5. Все эти жанры являются художественно-документальными, но хроника событий 1848 года и образы авторской фантазии соединяются в них гротескными связями. Получается своего рода "комическая история" некоторых аспектов буржуазно-демократической революции. В соответствии со своим пониманием истории Теккерей-публицист дал истолкование одного из её этапов. Многие элементы этой мозаики и сейчас не утратили значения как сами по себе, так и для понимания романов писателя.