Домой     Acta  Diurna    Содержание

Мокрушина Е. В.

Разработка концепции пермского интернет-СМИ
и его продвижение в сети Интернет

(на примере портала «Аргументы и факты – Прикамье»)

Глава 1. Особенности интернет-СМИ в ряду традиционных периодических изданий.

1.1. Интернет-СМИ в России: исторический аспект

1.2. Особенности интернет-СМИ

1.3. Интернет как площадка для продвижения интернет-СМИ

1.4. Социальные сети как основной метод продвижения Интернет-СМИ.

Глава 2. Исследование рынка пермских интернет-СМИ

2.1. Критерии исследования рынка интернет-СМИ.

2.2. Исследование рынка пермских интернет-СМИ по выработанным критериям.

2.2.1. PRM.RU

2.2.2. 59.RU

2.2.3. PROPERM.RU

2.2.4. NEWSPERM.RU

2.2.5. PERM.KP.RU

2.3. Обозначение занятых ниш на рынке пермских интернет-СМИ

3. Разработка концепции интернет-СМИ perm.aif.ru

3.1. Исследование существующей концепции сайта perm.aif.ru

3.2. Разработка новой концепции

3.3. Реализация новой концепции сайта perm.aif.ru

Заключение

Список использованных источников

 

 

Глава 1. Особенности интернет-СМИ в ряду традиционных периодических изданий

1.1. Интернет-СМИ в России: исторический аспект

Чтобы определить особенности интернет-СМИ, обратимся к истории образования первых в России интернет-газет.

И. Давыдов в докладе «Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации» подразделяет историю развития российских интернет-СМИ на следующие периоды:

– до 1998 г. – появление первых российских интернет-ресурсов.

– 1999 – начало 2000 г. Развитие интернет-СМИ.

– 2000 г. – инвестиции в сферу интернет-СМИ.

– 2000 г. – по настоящее время. Возрастание значимости ресурсов комментаторского и смешанного типов.

Прототипами интернер-СМИ стали авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Современные онлайн-СМИ содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. «Блог (сокр. от англ. weblog) – сетевой журнал (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме – это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий»[1].

Первой ежедневной русской интернет-газетой, не имевшей бумажного аналога, стала газета.ru.

Одним из основателей первого в России ежедневного интернет-СМИ такого формата стал политтехнолог Глеб Павловский, который провел данный проект «по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русской контент за всю его недолгую историю»[2]. Главным редактором интернет-газеты стал стратап-менеджер и журналист Антон Носик. Он избрал редакционную политику, коренным образом отличающуюся от политики традиционных СМИ. К примеру, в период балканского кризиса все средства массовой информации «с одинаковым пафосом рассказывали об агрессии американского империализма против наших славянских братьев». В это время газета.ru старалась быть информационным источником, освещающим конфликт беспристрастно. Иная редакционная политика и метод распространения информации (интернет-пространство) позволили интернет-газете уже в первый год существования обладать постоянной аудиторией в 150 тысяч посетителей.

«Интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ»[3]

Чуть позже веб-пространство начали осваивать традиционные СМИ. Первой свою сетевую версию открыла «Независимая газета» в сентябре 1999 года. «Независимая газета» была доступна в сети с 1997 года, но ранее была доступна только по платной подписке.  С 1 сентября 19999 года сайт «Независимой газеты» стал существовать как отдельный веб-проект. Это отдельное независимое (организационно, художественно, технологически) от газеты издание – «Web-Независимая газета».

В числе первых свои сайты создали АиФ, КП, «Огонёк». На начальном этапе были сформированы три способа функционирования в сети: выкладка полного номера, частичная выкладка, сообщение о выходе свежего номера.

«Увеличение своего присутствия в Интернете – естественная реакция на снижение доходов и падение тиражей изданий», – считает вице-президент Всемирной газетной ассоциации Евгений Абов. «Издательский рынок сейчас достиг дна, и в этих условиях участники рынка пытаются сохранить свои бренды. Интернет на данный момент располагает множеством возможностей для такого решения»[4].

Переход традиционных СМИ в веб-пространство можно объяснить следующими причинами:

1. Выпускать интернет-газету или журнал гораздо дешевле, чем печатную версию СМИ.

2. Возможность конкурирования с электронными СМИ.

3. Высокая оперативность онлайн-СМИ.

4. Возрастание спроса на интернет-рекламу.

В период кризиса (2009 г.) сегмент онлайн-рекламы демонстрировал рост – он составлял 5-7%, в то время как сегменты телевизионной, радио- и печатной рекламы сокращались[5].

В ходе перехода в веб-пространство, традиционные газеты интегрировали на своих ресурсах новые технологии: подкасты, виджеты, приложения для iPad и iPhone, возможность электронной рассылки и электронной подписки, гипертекст. Издатели смогли не только интегрировать новые технологии, но и адаптировать свой бренд под веб-пространство – интернет-версия повторяет вёрстку традиционного издания.

Интернет-СМИ изначально развивались как обособленные веб-проекты, а не онлайн-версии традиционных изданий. Из этого можно сделать вывод, что изначально онлайн-издания следует рассматривать как уникальные медиапроекты с присущими только им техническими, юридическими особенностями, а также особенностями продвижения.


1.2. Особенности интернет-СМИ

Словарь интернет-терминологии Яндекс определяет интернет-СМИ как  регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию)[6]

Итак, мы обозначили, что интернет-СМИ следует рассматривать как отдельные медиапроекты, а не онлайн-версии традиционных СМИ. Теперь выделим основные виды этих медиапроектов:

1. Издания, существующие только в интернете;

2. Смешанные издания (выкладывающие информацию из несетевого издания, при этом имеющие отдельную веб-редакцию).

Также выделяют клоны несетевых изданий, но мы не берём их в расчёт, так как функционально они веб-изданиями не являются, а выполняют лишь представительские и маркетинговые функции в сети.

Некоторые исследователи классифицируют веб-издания по их сходности с традиционными аналогами:

1. Интернет-газеты – часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на новостях.

2. Интернет-журналы – издания в основном аналитического характера как тематические, так и общественно-популярные.

3.  Интернет-радио – web-радиостанции.

4. Web-телевидение – развивающееся интерактивное телевидение.

5.  Специализированные информационные агентства – ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент[7].

Ещё одна форма классификации – на основании доминирующих технологий:

1. Информационные технологии – новостные ленты, сборники обзоров, дневники.

2. Интерактивные технологии – включение посетителей в процесссоздания интернет-СМИ.

3. Коммуникационные технологии.

4. Фото-, аудио-, видеотехнологии.

5. Анимационные flash-технологии – веб-издания, использующие в качестве основного информационного носителя графику в формате flash.

В рамках данной дипломной работы нас интересует интернет-газета как основной вид веб-изданий. При создании контента она использует информационные технологии. Основной контентной формой интернет-газеты являются короткие сообщения новостного характера. По данным, полученным в результате исследования службы Яндекс.Новости профессиональных СМИ рунета, каждый будний день СМИ публикуют в интернете не менее 50 тысяч новостей на русском языке, каждый выходной - не менее 15 тысяч[8].

Жанровое своеобразие и объём размещаемых в интернет-газете материалов зависит от типа интернет-газеты. Короткие новостные заметки – от 195 слов, размещаются в ежедневных интернет-газетах. Длинные же материалы (от 485 слов) появляются на сайтах еженедельных журналов. Также в данных интернет-СМИ -самая высокая доля интервью – 1% от всех публикаций. Мультимедийные объекты во всех типах интернет-газет встречаются редко: фотоиллюстрации в 39% сообщений, аудио и видео – в 2% сообщений

Важной составляющей интернет-СМИ является гипертекст. Согласно определению Словаря литературоведческих терминов, «гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов»[9]. Гипертекст создаётся при помощи гиперссылок. Размещение гиперссылок в тексте превращает его в гипертекст. Таким образом, несколько связанных между собой публикаций образуют систему, облегчая доступ интернет-пользователя к любому из них. Гипертекст образуется как внутри сайта – ссылки ведут лишь на материалы данной интернет-газеты, так и вне её – ссылки размещаются на внешние ресурсы. Внутренний гипертекст формирует такой параметр, как глубина просмотра сайта. Внешний гипертекст – тИЦ (индекс цитируемости).

По данным службы Яндекс.Новости, в каждом четвёртом сообщении онлайн-СМИ содержатся гиперссылки на другие издания. 10% из них являются результатом «рерайтинга» или «копипаста», то есть копирования чужого текста с гиперссылкой на источник[10].

Важная тенденция западных интернет-СМИ на данный момент – это предоставление пользователю не только информации, но и различного рода услуг. «News is shifting from being a product – today’s newspaper, Web site or newscast – to becoming a service: how can you help me, even empower me?» (Новости меняются; то, что было продуктом – сегодняшняя газета, веб-сайт или сводка новостей – становится сервисом: как вы можете мне помочь, или даже поддержать меня?)[11] Данный шаблон активно используется  как западными порталами, так и российскими интернет-СМИ. Это возможно применить не только по отношению к сервисам «купоны на скидки», «бесплатная отправка SMS», «каталог недвижимости» и др., но и применительно к журналистским публикациям.

Делаем вывод, что интернет-СМИ сегодня – совершенно уникальный продукт, отличающихся от традиционных СМИ аудиторией (аудитория онлайн-СМИ более молодая, более активная и более технически оснащённая), жанровым своеобразием, уровнем текста (гипертекст). Объединение в интернет-СМИ информационной составляющей и услуг для пользователей является отличительной чертой современных веб-порталов.

1.3. Интернет как площадка для продвижения интернет-СМИ

Сегодня интернет является общедоступным источником информации. Любой человек, имея компьютер и подключение к сети, может мгновенно получить сведения в любой области. Информация является абсолютно бесплатной и бесцензурной. Сеть предоставляет пользователю выбор, он сам решает, что смотреть. Сведения в Интернет обновляются ежесекундно, в режиме онлайн. Это объясняет, почему данное средство массовой коммуникации является приоритетным для большой аудитории.

World Wide Web (WWW) является эффективным пространством PR в виду его свойств:

•  интерактивность;

•  персональная ориентированность;

•  инфоцентричность;

•  мгновенность;

•  измеримость;

•  гибкость;

•  взаимосвязанность;

•  экономичность[12].

1. Интерактивность. В технологии WWW заложена диалоговость. Интернет дает возможность не только передавать сообщение читателю, но и узнавать его реакцию. Читатель не абстрактный, а реальный.

2. Персональный подход. Интернет учитывает потребности конкретного читателя или группы читателей.

3. Инфоцентричность. Встроенная возможность иерархичности информации допускает при участии читателя детализацию изложения.

4. Мгновенность. Скорость передачи информации в сети Интернет постоянно растет и удешевляется.

5. Измеримость. Сеть обладает инструментами, позволяющими быстро оценить популярность какой-либо публикации. Таким образом, элементы медиамаркетинга оказываются автоматически встроенными в данную систему. Количество посещений рекламных материалов позволяет определить, какой материал вызвал интерес аудитории.

6. Гибкость. Материал в сети может быть изложен в свободной форме и обновлен в любой момент. Это дает возможность читателям участвовать в построении страницы, поддерживая таким образом у них постоянный интерес.

7. Взаимосвязанность. Современные технологии позволяют переходить из одного раздела в другой при помощи ссылок и гипертекстового языка.

8. Экономичность. «Небольшая веб-страница – бесплатная услуга провайдера при подключении к интернету. Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов – системой авторизации, баннерами, поисковыми средствами, системой безопасности и другими». При всех необходимых затратах, веб-издание все же дешевле периодической печати.

Интернет-пространство обладает такими  выгодными свойствами, как интерактивность и мгновенность. Это содействует в осуществлении основной цели рекламного сообщения. «Цель любого рекламного сообщения – побудить людей к конкретному действию, с желаемым и программируемым результатом, причем временной интервал между посланием и ожидаемой реакцией на нее должен быть как можно меньше, т.е. действовать следует как можно быстрее, как можно энергичнее»[13].

Продвижение в сети (интернет-маркетинг) неразрывно связано с понятием электронного бизнеса. Он развился благодаря появлению сети Интернет, совершенствованию информационных технологий, систем, и стандартов их взаимодействия.

«Электронный бизнес – это любая деятельность, использующая возможности глобальных информационных сетей для ведения коммерческой деятельности»[14]. В данной дипломной работе рассматривается издательский электронный бизнес. Важным элементом электронного бизнеса является электронная коммерция.

Результат по повышению таких важных показателей, как посещаемость и узнаваемость сайта, напрямую зависит от маркетинговой политики, проводимой СМИ в веб-пространстве.

Основные инструменты маркетинговых коммуникаций в интернете:

– Баннерная, текстовая реклама и реклама, использующая возможности средств мультимедиа

– Регистрация сайта в каталогах и индексация сайта поисковыми системами

– Реклама при помощи электронной почты

Вышеперечисленные инструменты направлены на первоначальное привлечение посетителей на веб-проект. Удержать посетителей и сделать их своей постоянной аудиторией – задача другая. «Залогом лояльности пользователя и повторного посещения сайта становится максимальное удовлетворение основной потребности пользователя, приведшей его на web-сайт»[15].

Рассмотрим основные методы маркетинга интернет-СМИ:

– Вирусный маркетинг;

– SEO (поисковое продвижение);

– Маркетинг в социальных сетях (SMM).

Вирусный маркетинг и вирусная реклама – это маркетинговая техника, которая использует социальные сети для того, чтобы повышать осведомленность о бренде и стимулировать продажи. Никто никого ни о чем не просит, никто никого не нанимает. Если рекламное сообщение понравилось пользователям, они по собственной инициативе начинают его пересылать своим друзьям[16]

SEO (поисковое продвижение) можно охарактеризовать как внутреннюю оптимизацию сайта для продвижения в поисковых системах[17]. Схема работы следующая:

1. Составить семантическое ядро сайта.

2. Анализ высокочастотных, среднечастотных и низкочастотных запросов в соответствии с семантическим ядром.

3. Оптимизация сайта (переработка контента для улучшения позиций по ключевым запросам).

Маркетинг в социальных сетях для интернет-СМИ является одним из основных методов продвижения. Социальные сети позволяют точно сфокусировать транслируемую информацию по различным параметрам: возраст, пол, географическое положение, интересы, хобби и др. Для интернет-СМИ маркетинг в социальных сетях позволяет привлечь, в первую очередь, молодую активную аудиторию.

Делаем вывод, что вместе с появлением интернет-СМИ в конце 20 – начале 21 века изданий нового типа – интернет-СМИ,  появились такие понятия, как «электронный бизнес» и «интернет-маркетинг». Электронный бизнес вынужден задействовать другие методы взаимодействия с рекламодателями и потребителями; интернет-маркетинг – другие методы продвижения продукта. Методы продвижения должны работать в комплексе, исходя из маркетинговой стратегии веб-сайта.


1.4. Социальные сети как основной метод продвижения Интернет-СМИ.

Социальные сети как направление развития сети Интернет являются наиболее эффективными, так как данные ресурсы имеют большое количество активных пользователей. Такие пользователи просматривают страницы сайта ежедневно. К примеру, число активных пользователей социальной сети FaceBook превышает 175 миллионов человек. Основную часть аудитории составляют мужчины и женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Минимальная стоимость объявления – 1$ в день. Размещение объявлений и баннеров – наиболее простой способ продвижения.

Существуют также способы бесплатной рекламы и PR в социальных сетях – это создание собственных рекламных кампаний. Рассмотрим функционал, применяемый для PR-кампаний на примере сети FaceBook:

Группы – это сообщества, представляющие собой тематические социальные сети пользователей.

События – это страницы, посвященные концертам, выставкам, конференциям, вечеринкам и прочим явлениям социальной жизни.

Приложения.

Hidden friends – сообщество поклонников какой-либо персоны на FaceBook.

Массовые рассылки.

Сейчас социальные сети продолжают развиваться. На многих появляются дополнительные приложения, а также новые опции. Поощряется создание подобных веб-приложений и сторонними разработчиками. Для этих целей социальной сетью FaceBook организован фонд по финансированию разработок.

Функционал некоторых социальных сетей является закрытым для чужих разработок. Относится это, в первую очередь, к сети ВКонтакте. Так, у администрации сайта произошёл конфликт с независимыми разработчиками, которые предлагали пользователям отправлять картинки и текст на сайт при помощи мобильного телефона. В  итоге, их группа была заблокирована. Несмотря на это, другие социальные сети принимают помощь разработчиков и даже сотрудничают с другими проектами.

«Сейчас FaceBook и MySpace работают над тем, чтобы пользователям стал доступен сервис Fan Video, который, к сожалению, не работает в России. Вообще, сотрудничество – очень верный шаг для обеих социальных сетей. В MySpace есть множество контента, которого нет у FaceBook, а у второго, в свою очередь, огромная аудитория»[18]

Подобное соглашение двух социальных сетей, рассмотренное нами в качестве примера, имеет для обеих сторон свои положительные стороны. И в одном случае – расширение контента сайта, что имеет два последствия: увеличение возможностей для PR и рекламы в данной социальной сети и увеличение количества просмотренных пользователями страниц.

Второе последствие напрямую обусловлено так называемой теорией «длинного хвоста». Основа теории состоит в том, что специфические нишевые продукты в общем количестве пользуются большей популярностью, чем бестселлеры. «Почти всегда в нишевых экономиках, достаточно подкрепленных спросом, можно построить успешный бизнес. Андерсон приводит несколько примеров. 57% от всех продаж книг интернет-магазина Amazon составляют «не-бестселлерные» книги, отсутствующие в большинстве «оффлайновых» книжных магазинов. 20% фильмов, взятых напрокат в Netflix на DVD, не идут на большом экране и не продаются в обычных магазинах»[19]. Данное правило можно переложить и на социальные сети. Разнообразный функционал даёт пользователю право пользоваться не только популярными сервисами, но и узконаправленными, специфическими. Наиболее яркий пример можно взять из категории сообществ: Вконтакте можно найти сообщество людей, которые любят гулять под дождём, слушают «эйсид-джаз» или родились 20 апреля. По принципу теории, количество постоянных членов таких групп в сумме намного больше, чем групп популярных. Кроме того, посещаемость таких сообществ намного выше, чем сообщества «Миллион людей, любящих лето» (самой популярной группы ВКонтакте).

Построение успешной PR-кампании в социальной сети зависит не только от возможностей, которые данная сеть предоставляет. Необходимо учитывать особенности аудитории и общения с ней. К примеру, любое действие в пространстве сети, произведённое PR-службой, станет известным другим пользователям и будет доступным для комментариев, не всегда положительных. Некоторые действия могут оказать негативное воздействие на аудиторию. Именно поэтому для успешного PR в социальных сетях имеется ряд правил:

1.     Определиться с целями PR-кампании.

2.     Использование принципа «взаимного обмена».

3.     Быть честным с аудиторией.

4.     Не нужно пытаться показаться потенциальной аудитории «своим» человеком.

5.     Следует четко определиться с критериями эффективности[20].

Рассмотрим данные правила более подробно. «То, какие цели преследует PR-кампания, является основополагающим фактором для определения инструментария, а также подбора площадок»[21]. При помощи маркетинга в социальных сетях можно решить следующие задачи: нишевый брендинг, повысить стимуляцию продаж, создать социально-ориентированный имидж, увеличить количество упоминаний в интернет-СМИ, создать сообщество лояльных пользователей, наладить эффективную обратную связь с аудиторией, распространять новости о деятельности политика в сети Интернет.

Эффективный PR в социальных сетях – это тесное взаимодействие с аудиторией, в результате которого, довольны остаются обе стороны – принцип «взаимного обмена». То есть пользователь соглашается воспринимать информацию рекламного характера только в том случае, если получает что-то взамен, соответствующее его интересам. К примеру, обилие баннеров в социальной сети FaceBook возмещается широким функционалом для общения.

Следующее правило – быть честным с аудиторией. О своих целях нужно говорить открыто. PR-кампания даст отрицательный результат, если аудитория почувствует обман. Разумеется, «существуют случаи, когда для проведения успешной кампании просто необходимы элементы партизанского и скрытого маркетинга, однако делать на них основной упор – большая ошибка»[22].

Четвертое правило – в социальной сети стоит вести себя, как подобает гостю: пройти определенный инкубационный период и избегать фамильярнорстей, уважительно относиться к законам внутри сложившегося сообщества.

Успешность PR-кампании в социальной сети определяется по следующим критериям: количество рекламных контактов, количество публикаций в качественных источниках, количество отзывов, соотношение положительных и отрицательных отзывов, количество ссылок на данный блог, соотношение упомянутых показателей с показателями конкурентов.

При проведении политической PR-кампании в сети необходимо учитывать политическую ситуацию, состояние массового сознания в данный период времени, преобладание тех или иных механизмов восприятия в конкретной целевой группе. Также необходимо учитывать состав аудитории канала распространения.

Делаем вывод, что эффективная рекламная кампания в социальной сети должна придерживаться определенных правил общения с аудиторией, так как в данном случае отличительной чертой ресурса является интерактивность, и источник рекламы вступает в диалог с реципиентами.

 


Глава 2. Исследование рынка пермских интернет-СМИ

2.1. Критерии исследования рынка интернет-СМИ.

Проведение исследования рынка пермских интернет-изданий необходимо для определения общей ситуации на рынке, структуры рынка и свободных ниш. Данные, полученные в ходе исследования, помогут в разработке концепции интернет-СМИ, а также в разработке рекламной кампании СМИ с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.

Таким образом, цель исследования рынка пермских интернет-СМИ – найти нишу на рынке.

Задачи исследования рынка пермских интернет-СМИ:

– узнать объём рынка;

– узнать структуру рынка;

– провести анализ рыночных трендов;

– выявить потенциальную аудиторию;

– сбор данных о конкурентах[23].

Объем рынка – это измеренный в конкретный момент времени объем продаж товаров или услуг на конкретной территории. В случае с интернет-СМИ учитывается также уровень аудитории.

Объём рынка позволяет компании определить свою долю на рынке. Доля рынка – это мера размера и успеха продукта на рынке (доля более 25% – уже монополия). Понятие «доли рынка» входит в понятие «структуры рынка». Структура рынка –  основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке фирм, степень, в которой товары разных фирм схожи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации[24].

Анализ рыночных трендов позволяет изучить качественные и количественные изменения, происходящие во времени, понять и спрогнозировать изменения во всех компонентах комплекса маркетинга.

Одной из задач исследования рынка пермских интернет-СМИ является выявление потенциальной аудитории. То есть выявление фокус-группы, потребности которой данное интернет-издание может удовлетворить. Глубокое знание потребностей потенциального клиента поможет «внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, то есть скорректировать все компоненты комплекса маркетинга»[25]

Сбор данных необходим для представления сильных и слабых сторон конкурентов на рынке.

Маркетинговые исследования рынка направлены на изучение рынка с целью определить долю продукта на рынке. В нашем случае продукт – это интернет-СМИ, и исследование будет проводиться по аудиторным показателям и уровню контента.

В ходе проведения исследования пермских интернет-СМИ нам понадобится чёткая типология. Исследователи расходятся во мнениях на этот счёт. Наиболее близкой к теме нашего исследования нам показалась типология интернет-СМИ, разработанная студенткой Шагаловой О.В. в ходе написания курсовой работы «Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание». В качестве основы взят характер контента:

1.  Интернет-дайждест (сборка новостей или статей с других источников)

2.  Информационное интернет-СМИ (по большей части собственная информация)

– Информационное агентство

– Сетевая версия "оффлайнового" СМИ

– СМИ, выходящее только в интернете (интернет-журнал, интернет-газета)

– Портал, представляющий какую-либо организацию, компанию[26].

В соответствии с задачами исследования рынка и типологией интернет-СМИ выработаем критерии исследования каждого СМИ – участника рынка:

1. Тип интернет-СМИ

2. Основные рубрики и жанры

3. Качество оформления сайта (дизайн, юзабилити)

4. Учредители, владельцы, история появления

5. Частота обновления

6. Посещаемость (среднесуточная посещаемость за месяц – посетители и просмотры, ядро, самые посещаемые разделы)

7. Качество размещаемых материалов

8.  Характер общения с аудиторией (интерактивность).

9. Продвижение сайта

10. Использование на сайте новых технологий.

Мы выработали ряд важных критериев для исследования рынка. По данным параметрам мы проанализируем наиболее крупных игроков рынка интернет-СМИ в Перми: PRM.RU, 59.RU, PROPERM.RU. А также прямого конкурента портала PERM.AIF.RUPERM.KP.RU, и конкурента портала по региональной посещаемости (порядка 1,5 тысяч посетителей в день) – NEWSPERM.RU.


2.2. Исследование рынка пермских интернет-СМИ по выработанным критериям.

2.2.1. PRM.RU

PRM.RU позиционирует себя как информационно-сервисный портал, предлагающий посетителям актуальные и значимые новости Перми, страны и мира и необходимые интернет-сервисы. По типу мы отнесём его к «СМИ, выходящему только в интернете».

Основные разделы сайта:

– Новости

– «Пермский автопортал»

– Портал «Недвижимость в Перми»

– Сервис «Погода в Перми»

– Портал «Пермская Афиша»

– Сервис «Работа в Перми»

– Пермский медицинский портал

– Сервис «Знакомства в Перми»

– Сервис «Поиск в сети Интернет»

– Сервис «Отправка SMS»

– Сервис «Карта Перми»

– Пермский медицинский форум

– Сервис «Он-лайн конференции»

– Портал «Игры он-лайн»

– Сервис «Почта@PRM.RU»

– Проект «Требуется мама»

– Портал «Фото в Перми»

С точки зрения юзабилити сайт удобен для пользователя. У него понятная навигация, чёткое разделение по разделам, спокойное оформление.

Домен prm.ru появился в 2001 году и долгое время использовался как поддомен для размещения других порталов – например, rabota.prm.ru. На главной странице висело стандартное объявление о цене хостинга, услугах «Дата-Арта»[27]. С 2006 года prm.ru – это не просто сообщество поддоменов, а полноценный интернет-портал. 31 августа 2007 года prm.ru получил свидетельство о регистрации средства массовой информации.

Портал обновляется ежедневно и круглосуточно. В среднем в день появляется порядка 40 сообщений на главной странице сайта.

Сумма уникальных посетителей по все порталам и сервисам prm.ru за май 2011 года составляет 27313. На них просмотров – 123057. За май было просмотрено более 3 млн страниц, портал посетило более 500 тысяч уникальных посетителей. Примерная глубина просмотра составляет 6,6.

В части контента основной жанр портала – это новости. Частота появления региональных новостей: 8-10 в день.  Новости не эксклюзивные, без оригинальных комментариев и мнений сторон. Мировые новости – так называемый «копипаст» с федеральных порталов: Lenta.ru, РБК,  gazeta.ru и др.

Авторские жанры (колонка, эссе) на портале практически не представлены. Исключение составляют рубрики «Интеллигентный звон» и «Злободневные записки». «Интеллигентный звон» – серия эссе на общую тему культурной политики в Перми.  Рубрика не пополняется с 2008 года. «Злободневные записки» – серия материалов, в котором высказывается точка зрения журналиста на злободневную проблему. Рубрика не пополняется с 2010 года.

Интерактивность в редакционной части портала отсутствует – нет комментариев, нет форума. Единственный способ обратной связи на сайте – это контактные данные.

Продвижение сайта осуществляется при помощи:

– наружной рекламы;

– поисковой оптимизации (СЕО)

– индексирования поисковыми системами

– кросс-промо с интернет-проектами.

Портал prm.ru не использует для продвижения социальные сети. На страницах сайта отсутствует сервис «поделиться» (сервис используется интернет-СМИ для удобства перепоста понравившегося сообщения в социальную сеть).

Основным достижением портала на рынке можно назвать объединение множества тематических проектов и сервисов. Проекты и сервисы предлагают посетителю услугу, а не информацию. Посетитель может выбрать необходимый ему товар, просмотреть афишу мероприятий, найти работу. Это полезно для аудиторных показателей портала: увеличивается посещаемость и глубина просмотра (так как посетитель просматривает несколько объявлений).


2.2.2. 59.RU

59.ru позиционирует себя как портал, рассказывающий «всё о жизни города в режиме онлайн».

Структура сайта: блок новостей, «Город онлайн», а также тематические проекты по различным отраслям бизнеса: финансы, авто, недвижимость, развлечения, медицина.

Сайт удобен для пользователя. У него понятная навигация, чёткое разделение по разделам, динамичное оформление (обилие flash-баннеров, мелькающих анонсов). Последнее конкуренты портала склонны считать недостатком дизайна.

ООО «Информационная группа 59» входит в группу компаний RUgion. Группа компаний существует на рынке с 1996 года, сейчас в её состав входят около 100 сайтов по всей стране.

Портал 59.ru обновляется ежедневно и круглосуточно. Ежедневно на сайте появляется порядка 20 новостей (основная часть – эксклюзивные), 5 видеосюжетов, а также как минимум по 1 публикации в каждом разделе.

Среднесуточная посещаемость ресурса за май 2011 года[28] – 21 тысяча уникальных посетителей, 232 тысячи просмотров. Ядро аудитории – порядка 10 тысяч посетителей в день. Самые посещаемые разделы: авто, недвижимость, афиша, финансы.

Все материалы сайта эксклюзивные. Каждая публикация сопровождается большим количеством экспертных мнений.

Отличительной чертой портала является высокий уровень интерактивности. «Аудитории предоставляется уникальная возможность высказать свою точку зрения практически по любому вопросу: начиная с собственной оценки деятельности мэра и заканчивая обсуждением поста ГАИ или развлекательного заведения, – говорит Верясов. – И о мнении людей, благодаря нашим сайтам, узнают и мэр, и руководство ГАИ, и хозяева кофеен. Зная настроение общества, они могут регулировать свой курс в политике и в бизнесе»[29].

Интерактивность ресурса реализуется при помощи таких сервисов, как форум, комментарии, возможность быстрого перепоста во все социальные сети, онлайн-конференции, онлайн-консультации, обратная связь, а также возможность выйти напрямую на любого сотрудника сайта (контакты указаны в рубрике «Команда»).

Продвижение сайта осуществляется при помощи:

– наружной рекламы;

– поисковой оптимизации (СЕО)

– индексирования поисковыми системами

– кросс-промо с интернет-проектами

– внешние мероприятия (круглые столы, онлайн-конференции с привлечением журналистов других СМИ, конкурсы, фотокубок и др.)

Из используемых современных технологий на сайте можно обозначить следующие: «Радио онлайн», «Карта Перми», «Почта», мобильная версия сайта.  По аналогии с prm, портал объединяет в себе комплекс тематических проектов, которые предоставляют посетителю, в первую очередь, услугу, а не информацию: «Работа», разделы объявлений в рубриках «Авто» и «Недвижимость».


2.2.3. PROPERM.RU

Properm.ru позиционирует себя как «современный портал о Перми». Согласно принятой нами типологии, он относится к типу интернет-газет.

По структуре сайт состоит из нескольких разделов, в числе которых: «Новости», «Недвижимость», «Работа», «Авто», «Бизнес» и др. На сайте присутствует рубрика «Авторские колонки» – отклик экспертов в своей области на значимые события». Также properm.ru активно внедряет элементы социальных сетей в структуру городского портала – раздел «Я на properm», в состав которого входят возможности загрузки фотографий, видеозаписей, создания собственных групп и др.

С точки зрения дизайна примечателен объём главной страницы сайта. У properm.ru он небольшой, благодаря чему величина вертикальной прокрутки сайта также небольшая. В данном случае properm.ru находится в более выигрышном положении по сравнению 59.ru. Количество рубрик у двух сайтов совпадает, но вопрос анонсирования рубрик на главной странице сайта они решают по-разному. 59.ru размещает блок каждой рубрики на главной странице сайта, что увеличивает величину вертикальной прокрутки. А properm.ru использует для этой цели выпадающее меню, что для интернет-пользователя является более удобным.

«По всей видимости, такова тенденция, что качественные пермские сайты организуют крупные пермские веб-дизайнерские конторы. Мы предполагаем, что эти компании по долгу службы хорошо разбираются в местном сетевом рынке и видят его перспективы, а потому предпочитают вкладывать в новые проекты «пермнета». Вот и Properm.ru – портал, созданный при участии двух компаний по разработке сайтов – «Реактива» и «Инсайта»[30].

Сайт обновляется ежедневно. В среднем, на портале появляется порядка 15 новостей в день в основной ленте новостей и от 2 до 10 новостей в день – в каждом разделе. Кроме того, формированию контента портала способствуют и сами читатели благодаря разделу «Я на properm», куда активно добавляют свои фотографии, видеоролики и блоги.

Среднесуточная посещаемость портала по итогам мая 2011 года составила 13 тысяч посетителей, 50 тысяч просмотров. Ядро аудитории – около 1300 посетителей.

На уровне отбора информации для публикации выбираются достаточно интересные темы, которые впоследствии активно обсуждаются посетителями. Например: «В Перми пройдёт Шествие пододеяльников», «Непогода превратила центр Перми в Венецию», «Ответом года на ЕГЭ стало признание «Я дура» и др. Однако сами сообщения неэксклюзивные, зачастую – переписанные новости федеральных и региональных СМИ, а также переписанные пресс-релизы. Авторские колонки, размещенные на properm.ru, отличаются эксклюзивностью и особенным (по сравнению с 59.ru) методом подачи экспертного мнения – от первого лица.

Прочитав мнение эксперта в его авторской колонке, любой посетитель сайта сможет затем высказать собственное мнение по данному вопросу в комментариях к публикации. Сервис доступен применительно ко всем редакционным материалам. Интерактивность на properm.ru выражается не только через комментирование публикаций, но и благодаря использованию на сайте элементов социальных сетей – раздел «Я на properm». Также в разделах есть обращение к читателям, активно призывающее к обратной связи: «Вы можете отправить свои новости Перми нашим редакторам. Самые интересные из них будут опубликованы на портале». Ниже сообщения указан адрес электронной почты редакции. Контактные данные имеются также на странице сайта «О проекте».

Продвижение сайта осуществляется в нескольких направлениях. Основной способ продвижения – крупнейший городской форум teron.ru, вместе с которым портал properm входит в компанию «Промедиа». Properm.ru использует кросс-промо не только с родственным форумом, но и с другими площадками. Портал использует наружную щитовую рекламу для продвижения как самого ресурса, так и для тематических рубрик. Также портал активно прибегает к помощи поисковой оптимизации (СЕО). Главные новости сайта индексируются поисковыми системами. Активно работает продвижение в социальных сетях (vkontakte.ru, facedook.com. twitter.com).

Из числа новых технологий, используемых на сайте, можно назвать возможность прямой связи посетителя со службой техподдержки сайта, если у посетителя возникают проблемы с работой ресурса. В некоторых разделах имеется так называемый «калькулятор» – программа, позволяющая  произвести вычисления в режиме онлайн. Например, в разделе «Недвижимость» посетитель может подобрать себе ипотеку в зависимости от первоначального взноса и стоимости объекта. Среди технологий, используемых на сайте, хотелось бы отметить возможность загрузки изображений и видеороликов любым пользователем.


2.2.4. NEWSPERM.RU

Данный портал появился на рынке пермских интернет-СМИ недавно, он позиционирует себя как «Новости Перми». С точки зрения нашей типологии портал является интернет-газетой.

Основным жанром портала являются информационные, преимущество отдаётся заметкам. Данный факт подтверждает и название сайта – news perm. Основные рубрики сайта: «Власть и общество», «Экономика и бизнес», «Финансы», «Промышленность», «Культура» и др.

Кроме изначально неверно выбранного названия для сайта, у него масса недостатков. Во-первых, излишне крупный в размерах и непонятный с точки зрения пользователя логотип. Во-вторых, большая вертикальная прокрутка, что является необоснованным – в разделах сайта публикуются исключительно новости. Непонятно, почему сообщения двухмесячной давности не уходят в архив, а до сих пор находятся на главной странице раздела. Непонятным для пользователя является принцип действия центрального блока, который состоит из четырёх раздвигающихся окон.

В связи с тем, что портал появился на пермском рынке интернет-СМИ только в прошлом году, пока его посещаемость невелика – около 1,5 тысяч посетителей среднесуточно. Более подробная статистика находится в закрытом доступе. Вместе с тем, филиал портала появился в Екатеринбурге – newsekat.ru. Однако пока посещаемость дочернего портала не превышает нескольких сотен человек.

Судя по количеству и качеству контента сайта newsperm.ru, пока в портал делаются крупные вложения. Контент обновляется ежедневно – каждый день на сайте появляется порядка 20 заметок. За первую неделю июня в различных разделах сайта появилось 4 фоторепортажа и 8 видеосюжетов.

Качество видеосюжетов вызывает сомнения – портал выкладывает зачастую 10-15-минутные ролики с пресс-конференций, совещаний, круглых столов. При условии отсутствия закадрового голоса, перемены места действия и действующих лиц видео посетителю неинтересно, внимание быстро теряется.

На сайте присутствуют как эксклюзивные информационные заметки, так и неэксклюзивные. На данный момент аналитические материалы практически отсутствуют. Последняя публикация датируется 21 апреля.

Интерактивность на сайте newsperm.ru представлена слабо, так как возможность комментирования на сайте отсутствует. Зато имеется возможность комментировать сообщения сайта через аккаунты в социальных сетях и возможность перепоста всё в тех же социальных сетях. Зато на сайте присутствует свой форум, на котором зарегистрировано всего 109 пользователей. Соответственно, и обсуждения не такие активные, как на форумах крупных городских порталов (59.ru, properm.ru). Имеются контактные данные редакции.

Продвижение сайта осуществляется через социальные сети, кросс-промо с различными внешними мероприятиями, проводимыми в городе.

В числе технологий, используемых на сайте, хотелось бы отметить возможность подписаться на новости. Также на сайте присутствует раздел «сервисы» – сайт предлагает справочник вакансий и резюме в Перми, а также справочник туров от различных туристических компаний Прикамья.


2.2.5. PERM.KP.RU

Perm.kp.ru – это интернет-сайт газеты «КП в Перми». По типу он относится к сетевым версиям оффлайн-СМИ. Среди выбранных для анализа пермских интернет-СМИ perm.kp.ru – первое, которое имеет бумажную версию. Данный портал был выбран нами как прямой конкурент сайта perm.aif.ru.

Структура сайта построена таким образом, что не сразу понятно, где размещён московский контент, а где – пермский. Основными рубриками являются лента новостей, основу которой составляют криминал и происшествия, и центральный блок (самые яркие редакционные материалы). На сайте присутствует рубрика «Афиша», «ТВ» и «Авто».

Обнаружить на сайте две последние рубрики практически невозможно. Отчасти это связано и неудобным дизайном. На уровне юзабилити сайт развит слабо. Во-первых, очень большая вертикальная прокрутка сайта – все материалы и рубрики выкладываются на главной странице портала. Во-вторых, главная страница сайта свёрстана в 4 колонки, расстояние между которыми невелико, что создаёт ощущение тесноты на сайте.

Сайт создан как поддомен на основе московской площадки – kp.ru, это ставит его в зависимость от московского портала.

В день на сайте появляется порядка 15-20 заметок в ленте новостей и от двух до четырёх более крупных по объёму материалов.

Среднесуточная посещаемость perm.kp.ru за май – 2667 посетителей в сутки, из них только 39% – пермяки. Ядро – порядка 400 посетителей. Самыми посещаемыми разделами являются:

– лента новостей, так как новости агрегируются поисковыми системами, благодаря чему на сайт приходят новые посетители, увидевшие новость в новостном агрегаторе;

– происшествия, также благодаря поисковому трафику.

Все материалы perm.kp.ru эксклюзивные. Perm.kp.ru следует примеру газеты и размещает «горячие» материалы, который вызовут отклик у читателя, однако такие материалы не всегда основаны на проверенной информации. В соответствии с размещаемой информацией формируется и аудитория портала: мужчины старше 45 лет.

Интерактивность на сайте реализуется благодаря возможности комментирования публикаций. Также на сайте присутствуют рубрики, построенные на принципе интерактивности: онлайн-конференции, «Гости КП» (читатель задаёт вопрос – гость отвечает), «Блоги читателей». Также на сайте имеется возможность перепостить сообщение в социальной сети.

Продвижение сайта осуществляется за счёт:

– анонсирования в газете «КП в Перми»;

– структуры группы сайтов «КП»: регион пользователя определяется автоматически, если он заходит на сайт kp.ru. В этом случае ему предлагается пермская лента новостей и основные пермские публикации на главной странице сайта.

Большим конкурентным преимуществом сайта perm.kp.ru является активное использование новых технологий: «Пермь в 3D», «Интернет-журналы», и бесплатные сервисы (отправить SMS, игры, калькулятор ОСАГО, калькулятор ЖКХ и др.) Первые два проекта являются пермскими, а бесплатные сервисы базируются на московской площадке.


2.3. Обозначение занятых ниш на рынке пермских интернет-СМИ

Мы провели исследование рынка пермских интернет-СМИ по важным критериям. Проанализируем полученные данные с целью выделить занятые «ниши» на рынке. Это поможет нам выработать оптимальную концепцию для сайта perm.aif.ru.

59.ru, properm.ru, prm.ru работают в нише крупных городских порталов – данный вывод был сделан на основе данных по посещаемости ресурсов, а также на основе данных по качеству и количеству контента. Посетителей на данные сайты привлекает не только информация о жизни города, но и предоставляемые услуги: бесплатные сервисы, объявления, каталоги. На всех перечисленных выше порталах на достойном уровне развиты тематические проекты (Авто, Недвижимость, Афиша и др.): они наполняются информационными публикациями по заданной теме, полезной информацией и объявлениями.

Аудитория 59.ru – мужчины и женщины старше 25 лет с высшим образованием и доходом выше среднего[31]. Портал рассчитан на деловую активную среду города Перми. Согласно данным webomer.ru, охват региональной аудитории составляет 4% (от общего количества всех посещений всех сайтов рунета).

Аудитория properm.ru – молодые активные пермяки (возраст – от 20 лет), желающие получать информацию быстро и качественно в удобном для них варианте. Посетители сайта желают не только узнавать информацию, но и делиться новостями из своей жизни с другими пользователями. Согласно данным webomer.ru, охват региональной аудитории составляет 2,78%.

 

Аудитория prm.ru – социально активные люди в возрасте от 20 до 45 лет, проживающие в Пермском крае и за его пределами. Аудитория, которую отличает высокий профессиональный статус и благополучие, охвачена практически на 100 процентов. Согласно данным webomer.ru, охват региональной аудитории составляет 2,03%.

Ниша городских порталов в пермском интернет-пространстве укомплектована тремя ведущими СМИ. Они ориентированы на разные аудитории, что помогает избежать жёсткой конкурентной борьбы.

Молодой пермский сайт newsperm.ru ориентирован, в первую очередь, на деловую аудиторию сети. Используя полезные сервисы (каталоги), он претендует в будущем на роль ещё одного крупного городского портала, однако пока посещаемость портала держится на уровне интернет-аналогов деловых СМИ ("Business Class", "Новый компаньон") – 1,5 тыс. посетителей в день. Вместе с тем пока сайт не достиг уровня пермских деловых СМИ по причине отсутствия аналитических материалов. Согласно данным webomer.ru, охват региональной аудитории составляет 0,3%.

Perm.kp.ru рассчитывает, в основном, на поисковый трафик. То есть аудиторию, которая перешла на яркие кричащие заголовки с новостных агрегаторов. Региональная аудитория данного интернет-СМИ – около 40% от общего количества посетителей сайта. Частыми посетителями являются мужчины старше 45 лет[32]. Согласно данным webomer.ru, охват региональной аудитории составляет 0,31%. Аудитория сайта совпадает с аудиторией газеты – это мужчины и женщины старше 30 лет с образованием выше среднего и средним доходом.

Деловой сегмент пермнета поделен между аналогами деловых газет "Business Class" и "Новый компаньон", молодым интернет-СМИ newsperm.ru и отчасти – городским порталом 59.ru.

В нише массовых интернет-СМИ находится perm.kp.ru, привлекающий посетителей за счёт криминальных новостей, ярких заголовков и эксклюзивного контента.

Делаем вывод, что в пермнете на данный момент занята ниша крупных городских порталов, деловых интернет-порталов и отчасти – массовых интернет-СМИ. В соответствии с полученными данными нам предстоит выработать новую концепцию для портала perm.aif.ru.


3. Разработка концепции интернет-СМИ perm.aif.ru

3.1. Исследование существующей концепции сайта perm.aif.ru

Согласно выбранной нами типологии, perm.aif.ru – сетевая версия оффлайнового СМИ. Однако сам портал отграничивается от газеты и позиционирует себя как «интернет-газета».

Основные рубрики и жанры: «Культура», «Общество», «Город», «Потребитель», «Народное ТВ». На сайте преобладает жанр информационной заметки («лента новостей»). На сайте публикуются и более крупные материалы (корреспонденции, аналитические статьи), имеются также видеосюжеты, которые составляют основу рубрики «Народное ТВ».

Сайт неудобен для рядового пользователя в связи с большой вертикальной прокруткой сайта и большого количества иллюстраций на сайте. Центральный блок состоит из сменяющихся блоков, что также может стать раздражающим фактором для пользователя.

Портал perm.aif.ru был основан в 2009 году на базе центрального сайта «Аргументы и факты» – aif.ru.   

Портал обновляется ежедневно и круглосуточно, лента новостей обновляется 7 дней в неделю. В день на сайте появляется порядка 30 информационных заметок и 5 публикаций, относящихся к аналитическим и художественно-публицистическим жанрам.

Среднесуточная посещаемость портала за май 2011 года составила 3800 посетителей, ими было просмотрено 5790 страниц. Ядро аудитории – 103 посетителя в день. Для пермнета этот показатель очень невелик, его можно связать с большой долей поискового трафика в посещаемости сайта.

Эксклюзивными на сайте являются лишь крупные редакционные материалы: аналитические статьи, зарисовки, корреспонденции. Информационные заметки, как правило, являются результатом рерайтинга (переписаны из других СМИ). Вместе с тем именно заметки и приносят основной процент посещаемости сайта.

Слоган бренда «Аргументы и факты» – «Ответ на любой вопрос». В связи с этим хотелось бы отметить, что интерактивность – главная особенность сайта perm.aif.ru. На сайте представлено множество способов работы с аудиторией: вопрос-ответ (рубрика «Я не понимаю»), вопрос специалисту (рубрика «Онлайн-конференции»), обратная связь, рубрика «Народные блоги» (блоги, которые написали читатели), возможность комментирования публикаций сайта.

Продвижение сайта осуществляется за счёт кросс-промо с крупными городскими порталами, продвижением в социальных сетях и анонсирования основных тем в газете.

Дополнительные сервисы и новейшие технологии на сайте практически не используются, за исключением версий сайта для мобильного телефона и для iPhone.

Аудитория портала perm.aif.ru являлась немногочисленной, охват аудитории – 0,58% от общего количества посещений всех сайтов рунета. Согласно данным Liveinternet.ru, посетители – в основном, мужчины старше 45 лет. Региональная посещаемость – 30% от общей посещаемости. Основной источник трафика – поисковые агрегаторы, а также социальные сети.

Делаем вывод, что существующая концепция сайта perm.aif.ru не устраивает нас в связи с тем, что даёт эффект единичного просмотра – посетители заходят на сайт всего 1 раз для того, чтобы просмотреть интересующую его информацию, найденную на внешних площадках (новостные агрегаторы, социальные сети). Также существующая концепция приводит к низкой посещаемости в пределах пермского региона (30%), хотя сайт ориентирован, в первую очередь, на пермского посетителя. Низкое ядро (103 человека в день) говорит о низком уровне востребованности сайта у аудитории, желании возвращаться к нему снова и снова.


3.2. Разработка новой концепции

Цель новой концепции сайта perm.aif.ru – создать уникальный для пермнета продукт (интернет-СМИ).

В связи с целью выработаем и задачи данной концепции:

– определить целевую аудиторию сайта;

– выработать идею продукта;

– найти нишу на рынке пермских интернет-СМИ;

– определить основные направления развития сайта;

– определить основные рубрики в соответствии с направлениями развития сайта;

– выделить проект-форвард, который поможет сайту стать более узнаваемым пользователями;

– распределить ресурсы.

Желаемая целевая аудитория сайта perm.aif.ru: офисные работники из Перми и Пермского края, сознательные и активные, умеющие выбирать информацию в потоке и использовать её для своей пользы (возраст – от 30 лет).

Идея продукта perm.aif.ru – польза для потребителя. Всю полученную на сайте информацию он может использовать в своих целях. В соответствии с этим сайт должен позиционироваться как «главный пермский интернет-портал о полезном». Данный выбор связан с тем, что сайты о полезном пользуются большой популярностью (Ответы@Mail.ru, afisha.ru и др.), вместе с тем в пермской интернет-среде подобные проекты не представлены. Идея «полезного» СМИ удачно вписывается в общую концепцию «Аргументов и фактов» – «Ответ на любой вопрос».

В соответствии с идеей будет формироваться и контент:

– Основной упор делается на три момента: полезность, оперативность и интерактивность сайта.

– Главная страница сайта формируется по следующему принципу: 1-2 темы дня и  самые интересные темы из рубрик.

– Основными рубриками становятся: «Потребитель», «Здоровье», «Образование». Контент составляется как журналистами, так и при помощи специалистов соответствующих учреждений (медицинские центры, частные школы, товароведы-эксперты и др.)

–  Рубрики «Общество», «Политика», «Экономика», «Культура» заполняются сотрудниками редакции и газетной редакции. Контент общественно-политической направленности, основной критерий – интересная и полезная информация, которую посетитель сможет использовать в своих интересах.

– Новости: редакции не рекомендуется использовать непроверенные новости о жизни звёзд шоу-бизнеса, а также ярких кричащих заголовков. Все мировые, российские и региональные новости должны привлекать читателя не шокирующей скандальностью, а важной для общества тематикой. Общественно-политическое направление новостной составляющей сайта.

– Рубрика «Народное ТВ» может включать все направления работы сайта (экономика, политика, культура, спорт и др.) Новый формат – видеосюжеты для рубрики «Потребитель» (видеоэкспертиза, видеодегустация).

– Персоны для онлайн-конференций выбираются по принципу полезности (человек, который может дать полезный совет посетителю, либо поделиться важной для общества информацией) и исходя из интересов целевой аудитории.

Проект-форвард необходим для новой концепции сайта как «лицо сайта», он должен повышать узнаваемость сайта и способствовать многократным прямым заходам на данный проект, либо на сайт perm.aif.ru.

Считаем, что оптимальным вариантом для данного проекта будут блоги. Структура проекта будет представлять собой комплексную подборку авторских текстов публичных персон, специалистов из различных сфер и журналистов издания «Аргументы и факты – Прикамье».

Данный проект способен вписаться в концепцию сайта, так как в  нём будут представлены и «полезные блоги». Таким образом, блоги специалистов будут относиться не только к проекту «Блоги», но и к тематическим проектам «Потребитель», «Здоровье» и «Образование». Преимущества проекта:

– интерес со стороны жителей города к мнению публичных персон по актуальным вопросам, как следствие, повышение региональной посещаемости;

– повышение имиджа портала за счёт авторских рубрик.

Основное направление деятельности проекта – имиджевое. В связи с этим мы предлагаем разработать для данного проекта уникальный дизайн, отличающийся от других страниц сайта (см. Приложение 1).

На данный момент в редакции сайта работает 4 человека, считая редактора сайта. Распределение ресурсов будет происходить следующим образом: за проект «Блоги» будет ответственен редактор сайта, наполнение его контентом будут осуществлять все сотрудники редакции, они же будут привлекать новых блогеров. План – по 1 блогу в неделю с каждого журналиста и по 1 – с каждого специалиста и VIP-персоны. Распределение ресурсов по проектам «Образование», «Потребитель» и «Здоровье»: каждый журналист назначается редактором проекта и обязан сдать по 1-2 публикации в неделю. Лента новостей заполняется редактором ленты новостей.


3.3. Реализация новой концепции сайта perm.aif.ru

На данный момент новая концепция сайта perm.aif.ru реализуется в течение месяца, можно подвести промежуточные итоги. Основные направления развития интернет-портала: проект «Блоги», лента новостей, тематические рубрики «Потребитель», «Здоровье» и «Образование», оналйн-конференции.

За месяц (13 мая – 13 июня 2011 года) лента новостей портала perm.aif.ru ежедневно пополняется региональными новостями (порядка 20-25 в день). Качество информационных заметок осталось на прежнем уровне – это заметки, переписанные с других интернет-ресурсов. Но изменилась тематика новостей – теперь они касаются политической, социальной и культурной жизни региона. Новости, привлекающие внимание громкими заголовками и скандальной тематикой, больше не появляются в ленте новостей сайта perm.aif.ru.

На сайте был успешно запущен проект «Блоги». За две недели на портале было опубликовано 8 блогов, в числе авторов проекта – 5 журналистов «Аргументы и факты – Прикамье» и 1 специалист – преподаватель ПГУ. За две недели блог журналиста Анны Соколовой «Школа – рассадник педофилии?» собрал 985 просмотров, блог web-редактора Елены Мокрушиной «Авария на трассе «Пермь-Березники». Зачем СМИ делают из мухи слона? » – 414 просмотров, блог Евы Бэлл «Белые ночи в Перми» начались с … дорожных пробок» – 282 просмотра, «Белые ночи в Перми»: акробаты сотворили любовь на высоте 9 этажа» – 245 просмотров. За две недели работы проекта в тестовом режиме блоги собрали почти 2 тысячи просмотров. Резонанс вызвал авторский материал Анны Соколовой «Школа – рассадник педофилии?» На данный момент под публикацией оставлено 47 комментариев. Мнения общественности разделились: кто-то поддерживает автора в её стремлении вывести на чистую воду школьных преподавателей, флиртующих с учениками, кто-то выступает резко против и считает, что такую проблему не стоило выносить на суд общественности. Пока проект работает на сайте в виде отдельных публикаций, анонсируемых как «Блоги» на главной странице сайта. Отдельная страница для проекта появится в конце июня. Считаем, что данное оформление будет способствовать росту интереса со стороны посетителей.

 Тематические рубрики «Потребитель», «Здоровье» и «Образование» призваны сделать портал perm.aif.ru более конкурентоспособным в среде не только информационных порталов, но и порталов, предоставляющему посетителям услуги. Основная задача рубрик – полезность для посетителя.

За месяц (13 мая – 13 июня 2011 года) в рубрике «Потребитель» было опубликовано 14 материалов, из них 6 – рекламного характера. Тематика разнообразная: модные гаджеты, сад и огород, хамство в общественном транспорте, польза и вред некоторых продуктов. Основная цель – донести полезную информацию до потребителя различных услуг. Была выполнена одна из основных задач данной рубрики – доходность, так как 6 статей были опубликованы как рекламные.

В рубрике «Здоровье» за указанный период было опубликовано 8 материалов, все редакционного характера. У посетителей особой популярностью пользовалась публикация «Физкультура для органов пищеварения (советы инструктора ЛФК)» – 681 просмотр. В среднем посещаемость рубрики пока не превышает 2 тысяч просмотров в месяц.

Рубрика «Образование» за месяц пополнилась 10 публикациями. Особо хотелось бы отметить пилотную видеолекцию Мариэтты Чудаковой «Советский язык – словарь умершей эпохи». Формат видеолекций будет активно использоваться на нашем сайте, в первую очередь, как имиджевый проект, а не как способ повысить посещаемость. Данное умозаключение подтверждает и статистика: 72 просмотра с момента публикации, 2 комментария посетителей.

Онлайн-конференции на сайте perm.aif.ru призваны сделать более активной обратную связь с читателем. Портал поднимает важную для всех тему, посетители задают вопросы, на которые в режиме реального времени отвечает эксперт. Первым гостем онлайн-конференции стал подполковник ФСБ Олег Ремянников, который ответил на вопросы накануне Дня пограничника. Конференция активно анонсировалась в социальных сетях и в газете, поэтому собрала 27 вопросов. На них гость сайта отвечал в течение часа. За день проведения конференцию посетило 313 пользователей.

Идеей, призванной консолидировать все проекты, выступают так называемые «полезные блоги» – это авторские материалы экспертов и журналистов, публикуемые в проекте «Блоги» и параллельно – в тематических рубриках. Благодаря этому наряду с авторской подачей информации сохраняется и основная установка, обозначенная в концепции – полезность для пользователя. Данная идея активно реализуется в западных СМИ и в ряде федеральных изданий (к примеру, журнал «Афиша»). В пермских СМИ до сих пор  подобного не было. Сроки реализации на сайте perm.aif.ru – начало июля 2011 года.

У портала появились профили в крупнейших социальных сетях: Vkontakte, Facebook.com и Twitter. На данный момент у профиля «АиФ-Пермь» в социальной сети vkontakte 556 друзей, 381 запись на стене. Все записи – это анонсы публикаций портала. Согласно выработанным в главе 1 правилам поведения в социальных сетях, мы поддерживаем соответствующий стиль общения со своими друзьями Vkontakte, но при этом не опускаемся до фамильярностей. К примеру, на странице профиля имеется фотоальбом, где ростовая кукла в виде «собачки АиФ» сидит за рабочим столом, читает газету, просматривает сайт. Данная серия фотографий вызвала живое обсуждение у пользователей Vkontakte – фотосессия показалась им достаточно остроумной. Анонсы сайта публикуются с забавными комментариями «собачки АиФ»: «В Перми у офисного здания от старости снесло крышу», «Сегодня Всемирный день блондинок и День отказа от курения. Блондинки! Бросайте курить, идите защищать детей!», «Наш веб-редактор на свой вкус и риск сделала подборку фотографий милых детишек к 1 июня». Данные комментарии сближают интернет-СМИ с аудиторией и увеличивают количество переходов. Согласно данным статистики Liveinternet, за две недели июня из социальной сети Vkontakte было 1063 перехода, в мае – 2193 перехода. Для сравнения: в апреле 2011 года (до использования данного метода общения с аудиторией) – всего 872 перехода.

Данная методика применяется и в сервисе микроблогов Twitter, однако пока он пополняется нерегулярно. Как результат – всего 150 читателей и не более 100 переходов в месяц.

Аккаунт в сети Facebook.com выдержан в более деловом стиле, собачка АиФ не комментирует анонсы сайта. Такое поведение связано с тем, что аудитория сети Facebook.com более зрелая и более серьёзная. На данный момент у профиля «АиФ-Пермь» 547 друзей. Суммарное количество переходов на сайт perm.aif.ru в мае – 285, для сравнения: в апреле – 179.

Основные итоги работы новой концепции сайта perm.aif.ru определяем согласно рейтингу webomer: ядро аудитории выросло с 2% до 9%, доля поискового трафика уменьшилась с 51% до 45%, охват аудитории теперь составляет 0,652% (ранее – 0,58%). Согласно данным статистики Liveinternet, за месяц у сайта снизилась общая посещаемость – до 3145 посетителей в день (в мае 2011 г. – 3883 посетителей), но выросла доля посетителей из Перми и Пермского края в среднем на 250 посетителей в день. Ядро аудитории выросло также и в численном выражении – со 103 посетителей в день до 116. Основная аудитория – женщины от 18 до 34 лет (26,8%) и мужчины от 18 до 34 лет (24%).


Заключение

В ходе дипломной работы нам удалось определить специфику интернет-СМИ. Изначально они развивались как обособленные веб-проекты, а не онлайн-версии традиционных изданий. Онлайн-издания следует рассматривать как уникальные медиапроекты с присущими только им техническими, юридическими особенностями, а также особенностями продвижения.

Также нам удалось выявить основные отличия онлайн-СМИ от печатных изданий. Во-первых, аудитория онлайн-СМИ более молодая, более активная и более технически оснащённая, во-вторых, имеются отличия в жанровом своеобразии, уровне текста (гипертекст). Объединение в интернет-СМИ информационной составляющей и услуг для пользователей является отличительной чертой современных веб-порталов.

Вместе с появлением в конце 20 – начале 21 века изданий нового типа – интернет-СМИ,  появились такие понятия, как «электронный бизнес» и «интернет-маркетинг». Электронный бизнес вынужден задействовать другие методы взаимодействия с рекламодателями и потребителями; интернет-маркетинг – другие методы продвижения продукта. Методы продвижения должны работать в комплексе, исходя из маркетинговой стратегии веб-сайта.

Эффективная рекламная кампания в социальной сети должна придерживаться определенных правил общения с аудиторией, так как в данном случае отличительной чертой ресурса является интерактивность, и источник рекламы вступает в диалог с реципиентами.

В ходе дипломной работы нами была решена ещё одна задача, поставленная изначально – проведено исследование основных пермских интернет-СМИ. Изначально нами были разработаны критерии исследования рынка интернет-СМИ в соответствии с поставленными задачами. Также мы выбрали пять пермских онлайн-изданий для анализа. Это наиболее крупные игроки рынка интернет-СМИ в Перми: prm.ru, 59.ru, properm.ru. А также прямой конкурента портала perm.aif.ru perm.kp.ru, и конкурент портала по региональной посещаемости (порядка 1,5 тысяч посетителей в день) – newsperm.ru.

В соответствии с результатами проведенного исследования мы пришли к выводу, что в пермнете на данный момент занята ниша крупных городских порталов, деловых интернет-порталов и отчасти – массовых интернет-СМИ. В соответствии с полученными данными перед нами встала новая задача – выработать новую концепцию для портала perm.aif.ru.

Перед тем, как приступить к разработке новой концепции портала «Аргументы и факты – Прикамье», мы проанализировали старую концепцию согласно разработанным критериям исследования. Мы пришли к выводу, что существующая концепция сайта perm.aif.ru не устраивает нас в связи с тем, что даёт эффект единичного просмотра – посетители заходят на сайт всего 1 раз для того, чтобы просмотреть интересующую информацию, найденную на внешних площадках (новостные агрегаторы, социальные сети). Также существующая концепция приводит к низкой посещаемости в пределах пермского региона (30%), хотя сайт ориентирован, в первую очередь, на пермского посетителя. Низкое ядро (103 человека в день) говорит о низком уровне востребованности сайта у аудитории, желании возвращаться к нему снова и снова.

Затем мы приступили к разработке новой концепции в соответствии с исследованием рынка пермских интернет-СМИ. Нами была обозначена целевая аудитория сайта perm.aif.ru: офисные работники из Перми и Пермского края, сознательные и активные, умеющие выбирать информацию в потоке и использовать её для своей пользы (возраст – от 30 лет).

Идея нового продукта perm.aif.ru – польза для потребителя. Всю полученную на сайте информацию он может использовать в своих целях. В соответствии с этим сайт должен позиционироваться как «пермский интернет-портал о полезном». В соответствии с идеей будет формироваться и контент.

Основные итоги работы новой концепции сайта perm.aif.ru мы определили согласно рейтингу webomer: ядро аудитории выросло с 2% до 9%, доля поискового трафика уменьшилась с 51% до 45%, охват аудитории теперь составляет 0,652% (ранее – 0,58%). Согласно данным статистики Liveinternet, за месяц у сайта снизилась общая посещаемость – до 3145 посетителей в день (в мае 2011 г. – 3883 посетителей), но выросла доля посетителей из Перми и Пермского края в среднем на 250 посетителей в день. Ядро аудитории выросло также и в численном выражении – со 103 посетителей в день до 116. Основная аудитория – женщины от 18 до 34 лет (26,8%) и мужчины от 18 до 34 лет (24%).

Постепенная реализация уникальной концепции портала perm.aif.ru позволит достигнуть цели данной дипломной работы СМИ должно стать конкурентоспособным на рынке региональных онлайн-СМИ.


Список использованных источников

1. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2005.

2. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // http://www.mediaatlas.ru/items/?id=278&cat=analitics&field= (15 мая 2011 г.).

3. Печатные издания уходят в Интернет // http://news.pechatnick.com/index.phtml?id=10916 (16 мая 2011 г.).

4. Челпанова М. Печатные СМИ уходят в интернет // http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1072897-0.html (19 мая 2011 г.).

5. Разговорник Яндекс // http://terms.yandex.ru/?id=244 (19 мая 2011 г.).

6. Медиасфера рунета. Сентябрь 2010 – Январь 2011 //

http://company.yandex.ru/facts/researches/yandex_on_internet_media_spring_2011.xml (19 мая 2011 г.)

7. Словарь литературных терминов // http://slovar.lib.ru/dictionary/gipertext.htm (19 мая 2011 г.)

8. The State of the News Media 2008. Executive Summury // http://www.stateofthemedia.org/files/2011/01/PEJ2008-Overview.pdf (25 мая 2011 г.)

9. Ученова В. В. Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество.  – М.: Смысл, 1995. – 3 с.

10. Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.

11. Вирусный маркетинг // http://www.polylog.ru/ru/marketing-communications-community/pr-btl-help/viral-marketing.htm (25 мая 2011 г.)

12. Логинова Т. Внутренняя оптимизация сайта в продвижении по низкочастотным и среднечастотным запросам // http://clevers.ru/?cat=25 (26 мая 2011 г.)

13. Емельянов И. Facebook.com Connect начал работать в сети MySpace // http://internetno.net/2010/01/15/fconnect-myspace (14 апреля 2009 г.)

14. О длинном хвосте и новых медиа-экономиках // http://habrahabr.ru/blogs/web_2_0/27594/#habracut (12 мая 2010 г.)

15. Халилов Д. PR в социальных сетях: правила эффективности // http://blogbook.ru/2008/04/16/pr-v-sotsialnyih-setyah-pravila-effektivnosti (13 марта 2009 г.)

16. Альпеншталь А. Как провести маркетинговое исследование // http://www.hr-portal.ru/article/kak-provesti-marketingovoe-issledovanie (27 мая 2011 г.)

17. Современный экономический словарь // http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/

18. Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781173 (3 июня 2011 г.).

19. Статистика Liveinternet // http://www.liveinternet.ru/stat/59.ru/index.html?period=month (5 июня 2011 г.).

20. Рейтинг интернет-порталов // http://webomer.ru/cgi-bin/wr.fcgi (7 июня 2011 г.).

21. Профиль АиФ-Пермь // http://vkontakte.ru/aif_perm (7 июня 2011 г.).

22. Профиль АиФ-Пермь // http://www.facebook.com/aif.perm (7 июня 2011 г.).

23. Соколова А. Школа – рассадник педофилии? // http://www.perm.aif.ru/society/article/14509 (13 июня 2011 г.)

24. Мокрушина Е. Авария на трассе «Пермь-Березники». Зачем СМИ делают из мухи слона? // http://www.perm.aif.ru/society/article/14566 (13 июня 2011 г.).

25. Бэлл Е. «Белые ночи в Перми» начались с … дорожных пробок // http://www.perm.aif.ru/gorod/article/14513 (13 июня 2011 г.)

26. Бэлл Е. «Белые ночи в Перми»: акробаты сотворили любовь на высоте 9 этажа // http://www.perm.aif.ru/gorod/article/14573 (13 июня 2011 г.)

27. Профиль АиФ-Пермь // http://twitter.com/#!/aifperm (7 июня 2011 г.)

28. Чашкина Е. ВИДЕОЛЕКЦИЯ: Советский язык – словарь умершей эпохи // http://www.perm.aif.ru/education/article/14641 (13 июня 2011 г.)

29. Кякинен К. Физкультура для органов пищеварения // http://www.perm.aif.ru/health/article/14263 (13 июня 2011 г.).

30. Портал prm.ru // prm.ru (30 мая 2011 г.).

31. Портал 59.ru // 59.ru (30 мая 2011 г.).

32. Портал properm.ru // properm.ru (30 мая 2011 г.).

33. Портал newsperm.ru // newsperm.ru (30 мая 2011 г.).

34. Портал perm.kp.ru // perm.kp.ru (30 мая 2011 г.).

 

Сноски


[2] Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика. http://www.mediaatlas.ru/items/?id=278&cat=analitics&field=

[4] Печатные издания уходят в Интернет http://news.pechatnick.com/index.phtml?id=10916

[5] Печатные СМИ уходят в интернет Lenizdat.ru http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1072897-0.html

[8] Медиасфера рунета. Сентябрь 2010 – Январь 2011.

[9] Гипертекст // Словарь литературоведческих терминов. http://slovar.lib.ru/dictionary/gipertext.htm

[10] Медиасфера рунета. Сентябрь 2010 – Январь 2011.

[12] Калмыков А. А. Коханова Л. А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2005.

[13] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество.  – М.: Смысл, 1995. – 3 с.

[18] Емельянов И. Facebook Connect начал работать в сети MySpace // http://internetno.net/2010/01/15/fconnect-myspace (14 апреля 2009 г.)

[19] О длинном хвосте и новых медиа-экономиках // http://habrahabr.ru/blogs/web_2_0/27594/#habracut (12 мая 2010 г.)

[20] Халилов Д. PR в социальных сетях: правила эффективности // http://blogbook.ru/2008/04/16/pr-v-sotsialnyih-setyah-pravila-effektivnosti (13 марта 2009 г.).

[21] Халилов Д. PR в социальных сетях: правила эффективности // http://blogbook.ru/2008/04/16/pr-v-sotsialnyih-setyah-pravila-effektivnosti (13 марта 2009 г.).

[22] Халилов Д. PR в социальных сетях: правила эффективности // http://blogbook.ru/2008/04/16/pr-v-sotsialnyih-setyah-pravila-effektivnosti (13 марта 2009 г.).

[23] Как провести маркетинговое исследование // HR-портал. Сообщество РК-менеджеров. http://www.hr-portal.ru/article/kak-provesti-marketingovoe-issledovanie

[24] Современный экономический словарь http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/

[25]Как провести маркетинговое исследование // HR-портал. Сообщество РК-менеджеров. http://www.hr-portal.ru/article/kak-provesti-marketingovoe-issledovanie

[26] Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781173 (3 июня 2011 г.).

[27] Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781173 (3 июня 2011 г.).

[28] Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781173 (3 июня 2011 г.).

[29] Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781192

[30]  Шагалова О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание //

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781192

[32] Статистика сайта "Комсомольская правда" в Перми. // Liveinternet.

http://www.liveinternet.ru/stat/perm.kp.ru/demo.html?period=month

Домой     Acta  Diurna    Содержание
Hosted by uCoz