Домой     Acta  Diurna    Содержание

Балакина Е. А.

Программа "Аудиоблог" на радио ПГУ

(творческий проект)

Введение

Глава 1. Аудиоблог: жанровые особенности в контексте интернет-журналистики

1.1. История понятия блог

1.2. Возникновение и развитие аудиоблогов

1.3. Аудиоблог и подкаст

1.4. Аудиоблог и аудиодневник

1.5. Аудиоблог: жанровые особенности

Глава 2.   Проект "Аудиоблог": цель, задачи, функции, контент

2.1. Характеристика проекта

2.2. Функции «Аудиоблога»

2.3. Площадки трансляции

2.4. Характеристика авторов

2.5. Анализ выпусков «Аудиоблога» в соответствии с особенностями жанра

Заключение

Библиографический список

 

Введение

Актуальность и новизна. Актуальность проводимого нами исследования объясняется возникшим с развитием интернета интересом к разным формам подачи аудиоинформации, причём интерес этот очевиден не только со стороны журналистов но и со стороны потенциальной аудитории.

В последние годы отечественное радио сильно обеднело в жанровом отношении. Коммерческие станции, ориентированные на рекламу, отказались от портретных интервью или аналитических программ, превратив процесс прослушивания радио в безвкусную жвачку.  Таким образом, FM-вещание в России оказалось фактически отрезанным от процессов,  происходящих в радиожурналистике Европы и США.  И, если подкастинг, пусть даже в несколько искаженном виде,  постепенно входит в нашу жизнь, то с понятием «фичер» (от англ. feature — зарисовывать, показывать), например, российский слушатель совершенно не знаком. И, конечно, к жанрам, которыми несправедливо пренебрегает отечественное радио, можно отнести аудиоблог. Одной из первых попыток обратиться к этому формату на российском студенческом радио стал проект Радио ПГУ «Аудиоблог». Проект возник как попытка демократизировать университетскую станцию, возникшую в советское время и во многом ещё волюнтаристскую, а также остающуюся верной идеалам партийной журналистики.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проект  Радио ПГУ  «Аудиоблог» в контексте жанровых особенностей жанра аудиоблога,  проанализировав, насколько удачной стала попытка реализовать жанровые требования аудиоблога в условиях российского студенческого радио.

Объектом нашего анализа явился жанр аудиоблога и его отличия от других жанров, функционирующих в сфере отечественной и зарубежной интернет-журналистики. А предметом исследования стал проект «Аудиоблог», разработанный редакцией Радио ПГУ.

Рассказывая об аудиоблоге, нельзя не обратиться к исследованиям, посвященным его собрату и, по сути, прародителю – блогу как форме сетевой коммуникации. В данной работе мы рассмотрим материалы крупнейших исследователей этого феномена, таких, как Ребекка Блад (Rebecca Blood), Джеффри Хеннинг (Jeffrey Henning), Генри Фарелл (Henry Farrell), Ник Дентон (Nick Denton).  Исследования этих авторов и послужили теоретическим основанием для наших научных изысканий.

Однако, говоря об аудиоблоге, можно провести еще несколько параллелей — с подкастом и аудиодневником, ведь сейчас идёт немало споров о том, являются ли эти понятия синонимичными.  Исследованию особенностей этих жанров посвятили свои работы, в частности, Эри Шапиро (Ari Shapiro), Тан Ю Хун (Tan Yuh Huann) и др., исследования которых также нашли отражения в данной работе.

Итак, в нашем исследовании мы попробуем рассмотреть проект Радио ПГУ «Аудиоблог» в связи с  жанром аудиоблога.  Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач. В частности:

                     рассмотреть аудиоблог в контексте других жанров радио- и интернет-журналистики;

                     в сравнении с другими жанрами радио- и интернет-журналистики выделить жанровые особенности аудиоблога;

                     рассмотреть проект «Аудиоблог» в контексте жанровых особенностей аудиоблога;

                     определить, отвечает ли проект «Аудиоблог» жанровым требованиям аудиоблога.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы при создании самостоятельных журналистских произведений как теоретический источник и практическое руководство.

 

 

 

                   Глава 1. Аудиоблог: жанровые особенности в контексте интернет-журналистики

 

                        1.1. История понятия блог

Большинство аналитических прогнозов конца XX века описывали блоги, как однодневное увлечение небольшой группы пользователей-энтузиастов. Как бы то ни было, но большое будущее блогам не прогнозировал никто. Джеффри Хеннинг сравнил блогосферу с айсбергом, стремительно теряющим массу, — ещё в 2003 году исследователь прогнозировал падение интереса к блогингу, однако, и его гипотезы не оправдались. Сегодня блог стал одним из основных инструментов коммуникации в Интернет. Так распространяются новости, заводятся знакомства, проводятся акции, флешмобы, интервью.

Несмотря на столь бурное развитие явления, само слово blog  издательство Merriam-Webster включило в свои словари[1] сравнительно недавно –  в 2004 году.  Термин  появился в результате слияния двух слов – «web и log», что означает «сетевой журнал или дневник событий».  Britannica [2] определяет блог как «дневник, работающий в режиме реального времени, где человек, группа людей или корпорация представляет записи о своих действиях, мыслях или надеждах. Некоторые блоги могут действовать в основном как фильтры новостей, собирая ссылки на различные ресурсы сети и добавляя комментарии к ним. Другие же содержат оригинальные материалы. Блоги также дают посетителям возможность оставлять комментарии»[3]. Так или иначе, сегодня блогом принято называть  веб-сайт, основное содержимое которого представляет собой регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Записи в блогах, как правило, невелики по объёму и отсортированы в обратном хронологическом порядке  (таким образом, самой верхней оказывается последняя запись).

В Россию блоги пришли в начале 2001 года, известна, впрочем, и более точная дата –  в феврале 2001 года в русской версии блог-хостинга LiveJournal.com (ЖЖ — "Живой Журнал") появилась первая запись. С того времени «живыми журналами» обзавелись более 250 тысяч российских пользователей, заняв четвертое место в мире после родины ЖЖ США, Великобритании и Канады. Сегодня в России не меньше двух десятков  блог-хостингов — платформ для создания блога.  Наиболее популярные – это LiveJournal.com, LiveInternet.ru, Blogs.mail.ru, Diary.ru.

Сейчас кажется, что блоги существовали всегда, настолько привычным явлением они стали. Журналист Максим Кононенко заявляет, например, что «блоги вообще нельзя было «придумать». Это наиболее естественная форма подачи информации, знакомая человечеству столько же, сколько существует письменность» [4].  Собственный блог завёл президент Российской Федерации.  Живой журнал у Дмитрия Медведева появился в октябре 2008 года. Первое время посты президента  нельзя было даже комментировать, но позднее такая возможность появилась. Сейчас блог Дмитрия Медведева является одним из лидеров по популярности в Рунете. Собственный блог есть также и у департамента по связям с общественностью Центрального командования США (U.S. Central Command – CENTCOM). Там появляется информация об операциях американцев  в Ираке и Афганистане.

Кроме того, именно блоги запустили механизм действия принципа «журналистом может быть каждый» и положили начало так называемой «блог-журналистике». Ещё несколько лет назад профессиональное сообщество не видело в новом явлении никакой угрозы.  Вот, что писал об этом в 2008 году журналист Максим Кононенко: «Можно говорить о существовании «блог-журналистики», поскольку радио и телевидение сплошь и рядом берут информацию из блогов,  но заменять блоги, разумеется, ничего не будут». Сейчас пока трудно сказать, оправдался ли прогноз журналиста, однако, известно, что многие пользователи интернет (а по данным социологического агентства Miniwatts Marketing Group пользователями интернет на начало 2010 года являются 1,7 млрд жителей Земли) предпочитают знакомиться с новостями посредством блогов. Эмоциональное выказывание в отношении блогов позволил себе журналист «Эха Москвы» Матвей  Ганапольский.  «Блоги – это адское порождение сатаны и Интернета, – заметил он. – Они разрушают традиционную журналистику».

Власти КНР, не ограничившись одним лишь эмоциональным восприятием блогов,  пошли дальше: они начали активно преследовать авторов блогов, публикующих материалы, противоречащие генеральной линии Коммунистической Партии Китая. Так, в марте 2007 года власти Китая закрыли для своих сограждан доступ к блог-хостингу LiveJournal.

Известны, впрочем, и случаи преследования блогеров властями. Так, в уже упомянутой нами КНР, в настоящее время осуждены и находятся в заключении 24 блогера, на Кубе — 20. Поводами для такого рода преследований становятся самые разные ситуации. Например, самым громким прецедентом судебного преследования блогеров в России стало дело Саввы Терентьева. В августе 2007 года прокуратура Сыктывкара предъявила ему обвинение по ст. 282.1 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Поводом послужило то, что Терентьев в Живом Журнале нелестно отозвался о местной милиции. Процесс над Саввой Терентьевым стал первым в России судебным разбирательством над блогером и вызвало широкий общественный резонанс. Савву Терентьева приговорили к одному году условно. Тем не менее, существует точка зрения, согласно которой часть блогов, являющаяся оппозиционной системой СМИ, сегодня часто становится единственным источником информации в условиях государственного контроля.

В блогосфере сформировались даже специальные правила, призванные защитить блогеров от преследований со стороны государства. Американский блогер и член организации "Репортеры без границ" [5] Итан Цукерман советует для сохранения анонимности использовать псевдоним. Чтобы блогера было невозможно найти по адресу электронной почты, Цукерман предлагает регистрировать блог на адрес почты, размещенной непосредственно на блог-платформе. Также Цукерман высказал мысль использовать публичные компьютеры, которыми пользуется большое количество людей. Например, это могут быть компьютеры в компьютерных клубах и библиотеках, поскольку таким образом блогера будет не так просто вычислить и предъявить ему обвинение.

Существует мнение, согласно которому блогеры впервые превратились в источник информации для «больших» СМИ в сентябре 2001 года. Тогда нью-йоркские авторы блогов вели репортажи с места события о теракте 11 сентября: публиковали фотографии, рассказы очевидцев и слухи. Тогда же на ряде факультетов журналистики американских университетов началось изучения феномена блогов.

Исследователи Роберт Скобл (Robert Scoble) и Шел Израел (Shel Israel) в книге «Прямое  Общение: Как блоги изменяют стиль общения между бизнесом и потребителем»  (Naked Conversations: How Blogs are Changing the Way Businesses Talk with Customers) сформулировали  шесть отличий блогов от иных каналов коммуникации. Это, в частности:

 1. Легкость публикации. Создать блог может каждый – это,  как правило, не требует больших финансовых затрат и занимает мало времени. Кроме того, интернет становится всё более доступным с развитием и широким распространением мобильных девайсов.

2. Легкость поиска. Поисковые системы позволяют легко найти любой блог.

3. Опора на общество. Блогосфера представляет собой одну большую беседу, которую ведут миллионы людей. Интересные темы и авторы связаны друг с другом с помощью ссылок.

4. Заразность. Информация, попадающая в блогосферу,  распространяется быстрее, чем в традиционных средствах массовой информации. В русском языке такое явление получило название «перепост» – пользователь «перепечатывает» резонансный материал у себя в блоге, просто ссылаясь на автора. Таким образом возникает новый виток обсуждения.

5.                 Возможность прямой связи. Блоги позволяют подписаться на обновления материалов и обсуждений.

6.                 Взаимосвязанность. Каждый блог может быть связан с другими, а каждый блогер – со всеми участниками блогосферы.

Исследователи подчёркивают, что отдельные черты характерны и традиционным СМИ, однако, совокупность этих характеристик присуща только блогу.

Конечно, книга Роберта Скобла и Шел Израел – это отнюдь не единственное исследование, посвященное отличию блогов от традиционных СМИ. Например, ветеран российского блогинга Вадим Артамонов в статье «Блоги, блоги…» выделяет пять отличительных признаков блогов:

1. Форма контента. Для блогов характерны короткие заметки, в то время как на обычных сайтах размещают достаточно объемный текст или статью. Кроме того, заметки для блога пишутся за меньшее количество времени, поэтому они более субъективны и менее продуманы, чем статьи на сайте.

2. Высокая интерактивность. Механизм публикации блога обеспечивает высокую скорость (и простоту) размещения записи, ведение комментариев и быструю обратную связь.

3. Временной фактор. Частота обновлений блога может быть достаточно высокой – как правило, несколько записей в день, в то время как сайт редко обновляется несколько раз в день (речь идет об авторских, а не о коллективных сайтах).

4. Актуальность. Записи в блогах, как правило, актуальны один-два дня, после чего быстро теряют свою остроту («записи-однодневки»). Статьи на сайте теряют актуальность за больший срок.

5. Формат представления контента. Блоги формируют непрерывную ленту контента, а сайты больше ориентированы на иерархическую структуру. На сайтах на первую страницу чаще выносятся списки обновлений контента, а в блогах – сам контент (он же лента новостей). [6]

Однако в то же время блоги не являются идеальным источником информации. Журналист Forbes Дэниэл Лайонс (Daniel Lyons) утверждает, что блоги на самом деле наносят много вреда, так как информация в них, в отличие от традиционных СМИ, не проверяется, однако многие принимают ее на веру. Недостатком блогов, как источника информации, называют, кроме прочего, ещё и непрофессиональность большинства блогеров. По мнению исследователей, блогер не является профессиональным журналистом и не может объективно осветить событие. Тем временем, некоторые поисковые сервисы ставят СМИ и блоги в один ряд, так сайт Yahoo! объединил поиск по новостям с поиском по блогам, ранее подобный поиск открыла компания Google.

 

                        1.2. Возникновение и развитие аудиоблогов

Аудиоблоги возникли, когда некоторые блогеры вместо текстовых заметок начали записывать свои идеи и мысли в аудиоформате. Это произошло в конце 90-х, распространялись аудиоблоги тогда, как преимущественно и сейчас, посредством интернета  – авторы давали посетителям своих сайтов прослушивать их. Одним из первопроходцев аудиоблогинга на радио стал журналист NPR Эри Шапиро. В 2003 году он опубликовал материал под заголовком «Audio Blogs: Online Diarists Sound Off» («Аудиоблог: авторы он-лайн дневников расшумелись»), в котором описал характерные черты набирающего популярность явления. Эри Шапиро констатирует: «Текстовые блоги возникли в середине 90-х, аудиоблоги — набирают популярность только сейчас» [7]

Здесь же Эри Шапиро даёт одно из первых определений, согласно которому  "аудиоблоги — это интернет-дневники в аудиоформате, благодаря которым жизнь любого человека можно представить в виде увлекательной многосерийной  драмы».  Впрочем, автор отмечает и минусы жанра, например, риск стать банальным «потоком сознания»: «Или послушайте, что сказала одна блогерша: Я влюблена в Люка Уилсона, я просто пленила его.... ». Однако Эри Шапиро сразу оговаривается, замечая, что «есть блоги с интересными перспективами», к ним исследователь относит прежде всего политические аудиоблоги и аудиоблоги об увлечениях — литературе, музыке, искусстве. Такие, в которых мнение автора уникально, носит характер экспертной оценки. 

Однако аудиоблоги получили не столь широкое распространение, нежели обычные текстовые блоги. Причин тому несколько. Во-первых, не все блогеры обладают ораторскими навыками. Часто, записать текст без соответствующего опыта бывает непросто, именно поэтому в числе пионеров аудиоблогинга много представителей публичных профессий – журналистов, ведущих с ТВ и радио, преподавателей, то есть людей, обладающих навыками грамотной и убедительной речи. Во-вторых, создание аудиоблога отнимает существенно больше времени, чем обычная текстовая запись. В-третьих, для ведения аудиоблога необходим ряд технических умений: навыки звукозаписи, монтажа. Однако с развитием простых и доступных программ для записи в последние годы  эта проблема  уже не столь актуальна.

               

                        1.3. Аудиоблог и подкаст

Идёт немало споров и о том, является ли аудиоблог полным синонимом подкаста. Однако прежде чем рассуждать об этом,  необходимо разобраться, что скрывается за термином подкаст.  Итак, подкаст – это аудио или видео цифровой файл, или серия таких файлов, которые можно загрузить с веб-сайта, используя настройки RSS-потока, для прослушивания или просмотра на портативном медиа-плейре или на персональном компьютере. Таким образом, отличие подкастинга от других технологий доставки аудио текста заключается в так называемой подписке: пользователь с помощью программы подписывается на интересующие его подкасты, и те автоматически загружаются на его компьютер по мере обновления. По данным Oxford University Press[8],  термин возник в 2004 году как комбинация частей двух слов – «iPod» и «broadcast». iPod – это портативный плейер, выпускаемый компанией Apple Computer. Слово broadcast в переводе с английского означает вещание.   Изобретение подкастинга приписывают Адаму Керри, бывшему виджею MTV.

Крупных подкаст-терминалов в России пока немного – это, прежде всего, Rpod (что расшифровывается как Russian podcasting), Podfm, PODстанция и некоторые другие. Следить за обновлениями интересующих вас подкастов можно с помощью специальных программ автоматической закачки файла прямо на компьютер или плеер. Самые известные среди них – iTunes и Juice. Автоматическая проверка обновлений подкастов, как уже отмечалось, происходит посредством RSS-лент.

Главной особенностью аудиоблогинга в отличие от подкастинга, является возможность добавить свое мнение или дополнить предложеный автором материал своим материалом, то есть обратная связь. Для нас очевидно — между аудиоблогом и подкастом  существует ещё ряд отличий.

Такой вывод можно сделать, опираясь на исследования журналистов-практиков, в числе которых Эри Шапиро (Ari Shapiro), Тан Ю Хун (Tan Yuh Huann) и другие.  Китайский лингвист и журналист Тан Ю Хун даже предлагает схему, в которой указывает три основных параметра, отличающие аудиоблог от подкаста. (Audioblogging and Podcasting in Education, Tan Yuh Huann, Mong Kok Thong) Во-первых, по мнению исследователя, аудиоблог – жанр рефлексивный. Как замечает Тан Ю Хун, «голос здесь – это главный инструмент самовыражения», в то время как подкасты – ближе к ток-шоу, где личность автора закрыта маской ди-джея, ведущего. Во-вторых, по наблюдениям исследователя, аудиоблог располагает большими возможностями мультимедиа, то есть дополнением к нему могут служить текст, фото, видео или всё сразу.

Эта особенность аудиоблога является одной из наиболее очевидных черт интернет-журналистики, в условиях которой гипертекстуальность[9] и мультимедийность являются основными факторами привлечения аудитории. В-третьих, Тан Ю Хун отмечает, что аудиоблог более интерактивен, нежели подкаст, тут имеется в виду возможность оставить комментарий и получить ответ на него. Исследователь замечает, что авторы аудиоблогов охотнее выходят на контакт со слушателями. В числе других черт, отличающих аудиоблог от подкаста, называются более чёткая хронология и автобиографичность. Похожего мнения придерживается журналист и продюсер Фонда Независимого Радиовещания Вера Новохатская, она убеждена в том, что «аудиоблог и подкаст – не синонимы. У них разные функции и разные инструменты создания. Подкаст – это только звук (голос, шумы, музыка), аудиоблог – это озвученный ЖЖ».

Неудивительно, что в силу таких  размытых черт различия, то и дело возникает терминологическая путаница, за  примерами которой не даже нужно обращаться к исследователям. Так, недавно СМИ распространили информацию о том, что в начале мая 2010 года собственным аудиоблогом обзавёлся основатель партии ЛДПР Владимир Жириновский.  Однако  «аудиоблог Жириновского»  технически относится скорее к подкасту. Во-первых,  в работе над записями политику помогают профессиональные журналисты (ведущие радио Maximum Кремов и Хрусталев), во-вторых, проект, названный по первым буквам фамилий его участников «ЖКХ», приближен к ток-шоу – ведущие задают острые вопросы, а Жириновский отвечает – в своей привычной манере.

На Западе понятия аудиоблога и подкаста разделены более чётко. Существуют специальные хостинги для аудиоблогов.  Например, англоязычный сайт Eblogs[10] рассчитан на различные блоги, в том числе, и в формате аудио, в то время как ресурс Podcast[11]  содержит миллионы подкастов, часто от очень именитых авторов – радиостанции Deutsche Welle, журнала The Economist и проч.

 

                        1.4. Аудиоблог и аудиодневник

Аудиоблог имеет много общего с жанром аудиодневника, который также снискал популярность  у западного слушателя и неизвестен у нас.  Считается, что первые аудиодневники записали американские подростки: радиожурналисты отдали им на время свои диктофоны и микрофоны. С этого эпизода и родился масштабный американский проект «Радиодневники» («Radio Diaries»), которому в 2010 году исполняется 15 лет. Он объединяет сотни записей и сотни героев.

Примеры записей, сделанных в похожем формате, есть и в среде российских независимых радиожурналистов. Например, материалы «Это сладкое слово TRAVAIL» и «4 стены, 1 комната», продюсером которых выступила журналист Фонда Независимого Радиовещания Вера Новохатская.

В первом случае свои мысли на диктофон наговаривал русский актёр, эмигрировавший во Францию в начале нулевых.

Во втором – о своей жизни день за днём рассказывает слепая девочка. «Музыка – это моя жизнь», – говорит она и идёт к магнитофону поставить запись.

Эти аудиодневники были сделаны без непосредственного участия журналиста, последнему осталась функция монтажа. Однако на этапе записи журналиста не было совсем. Недаром аудиодневник стал не просто программой, но и радиоформатом, главным условием которого является отсутствие во время записи профессионального журналиста: перед микрофоном остается обычный человек, у которого есть интересная история и которому важно рассказать ее слушателям.

В несколько искаженном виде, эта форма всё-таки присутствует на российских fm-станциях. В качестве примера можно привести «Аудиодневник» Даниила Fay на радио "Эхо Москвы – в Казани" и  «Будни Барабаки» на “Серебряном дожде”,  аудиодневник Ксении Собчак,  который является скорее шоу, нежели аудиодневником в классическом смысле.

Не так давно редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявлял, что планирует запустить проект «Дневник губернатора», который,  судя по описанию, вполне соотносится с форматом аудиодневника.

Алексей Венедиктов предполагал доверить работу над проектом губернатору Кировской области Никите Белых, он, в частности, говорил: «В федеральном эфире радиостанции «Эхо Москвы», губернатор будет рассказывать о проблемах области и их решении. Главная цель передачи, равной которой пока не существует в информационном пространстве страны,  рассказать на всю Россию о том, что делается в большой области». [12]

Однако, оказавшись в эфирной сетке, программа сменила формат – сейчас от аудиодевника здесь осталось только название. Главный редактор Фонда независимого радиовещания Андрей Аллахвердов определяет аудиодневник, как «программу, в записи которой журналист не принимает никакого участия, её главная задача – дать простым людям возможность рассказать о себе своими словами, в естественной для себя обстановке». [13] Исходя из этой точки зрения, аудиодневник может вести и журналист, однако, в этом случае он должен выступать с позиции рядового человека.

Другой вопрос: может ли журналист совершить такую рокировку?  Как выразилась в одном из интервью главный редактор веб-ресурса для радиожурналистов PODстанция  Елена Упорова, «журналист служит для того, чтобы выражать других, а не себя». [14]Впрочем, это спорный момент.

Тем не менее, аудиодневник, как правило, представляет собой цикл программ от лица конкретного человека, объединённых общей историей и настроением. Для трансляции по радио эти записи объединяются в блоки — порой до десятка. Это делается для того, чтобы показать характер человека или какую-либо историю в развитии.

Иногда психологи специально рекомендуют вести аудиодневник людям, страдающим от стрессов и неврозов. Впрочем, речь здесь идёт о такой форме аудиодневника, которая вряд ли станет достоянием общественности.

 

                        1.5. Аудиоблог: жанровые особенности

Итак, проанализировав жанр аудиоблога в связи с блогом, подкастом, аудиодневником, можно сделать вывод, что аудиоблог имеет сходные черты со всеми перечисленными форматами. Нередко, вместо термина аудиоблог, употребляется даже – по аналогии с подкастингом – термин блогкастинг (от англ. blogcasting от англ. blog — интернет-дневник и англ. broadcasting — радио или телевещание, широковещание). Что подчеркивает схожесть жанра с форматом блога и подкаста.

Например, в случае с блогом аудиоблог имеет схожий тип коммуникации с аудиторией. По классификации, выработанной американским исследователем С. Макмилланом, блог взаимодействует с аудиторией с помощью двусторонней коммуникации в диалогической форме, с низким уровнем контроля со стороны получателя, с возможностью отклика со стороны получателя.

Впрочем, такой тип коммуникации очень распространён в условиях Web 2.0  – методики проектирования систем, основой которой является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Подкаст, в свою очередь, не подразумевает настолько интерактивного общения автора с аудиторией.

Однако подкаст и аудиодневник оказались родственными аудиоблогу по способу осуществления контакта со слушателем, так как представляют собой звуковые файлы. Схожими путями происходит и доставка аудиоматериала адресату. В случае с подкастом и аудиоблогом она осуществляется посредством Интернета, передача аудиодневника иногда возможна по радио.

Тем не менее, нам удалось выяснить что жанр аудиоблога обладает набором специфичных черт, которые не позволяют причислить его к тому или иному из перечисленных жанров.

Это, в частности, возможность одновременного использования различных форм представления информации и её обработки в едином объекте, т.е. возможность мультимедиа. Так, возможности Web 2.0 позволяют размещать в одном блоке текстовую, аудиальную, графическую и видеоинформацию, предполагая также и интерактивное взаимодействие аудиторией с материалом.

Кроме того, аудиоблог подразумевают личную и искреннюю заинтересованность автора в теме, стремление поделиться личным опытом. Материал аудиоблога представлен в виде разговора с невидимым собеседником. Считается, что преимущество аудиоблога перед блогом состоит в том, что надиктовать свои мысли и новости – это намного быстрее, чем записать их в дневник.


                    

                   Глава 2.   Проект "Аудиоблог": цель, задачи, функции, контент

 

                        2.1. Характеристика проекта

Замысел проекта «Аудиоблог» возник зимой 2009 года. Именно тогда для редакции Радио ПГУ стало очевидно, что студенческое радио, являясь по определению комьюнити-радио, не может существовать вне студенческого сообщества.  Сразу же необходимо определится с терминологией.  Комьюнити-радио (от англ. community radio) — это радиостанция, удовлетворяющая интересам определенного сообщества, объединенного схожестью интересов в той или иной области и существующая на добровольные взносы. Традиционно, студенты активно принимают участие в работе своих радиостанций. Поэтому планировалось, что «Аудиоблог»  поможет превратить аудиторию Радио ПГУ из пассивных слушателей в соучастников творческого процесса.

“Отныне на Радио ПГУ будут звучать голоса студенческих селебритиз!” – под таким девизом проект "Аудиоблог" был запущен. Участниками проекта стали студенты и преподаватели, чьи имена давно на слуху, за каждым из них был закреплен определенный день и несколько минут эфира. Предполагалось, что участники расскажут о том, что интересно каждому в отдельности, а это, с высокой долей вероятности, станет интересным и для аудитории. Концепцией проекта было продиктовано и название.  От блога проекту досталась свободная манера повествования, доступный язык, широкий спектр тем и субъективность, а от аудио – возможность быть услышанным в прямом смысле слова. То есть уже изначально проект был ориентирован на соответствие определённому жанру, и для реализации этой идеи были соблюдены самые очевидные жанровые требования, которые, впрочем, были выбраны по большому счёту интуитивно. Однако они оказались актуальны.  Всего в рамках проекта, который длился  два месяца,  вышло 15 выпусков, свежие записи выходили по определенному графику. Строгая последовательность задумывалась для того, чтобы сформировать у слушателя связь между днём недели и автором программы. Впрочем, из-за краткосрочности проекта реализовать этот замысел не вполне удалось.

Тем не менее, по понедельникам в сети и в эфире появлялся аудиоблог Александра Аюпова, выпускника и преподавателя мехмата, звезды студклуба. По средам слушатели могли познакомиться с аудиоблогом Александра Резника, студента-политолога, активиста правозащитных движений, ныне аспирантодного из университетов Санкт-Петербурга. По четвергам выходил аудиоблог Бориса Блюмина, студента юрфака, обладателя  звания "Мистер университет 2009". По пятницам свой  аудиоблог готовила Дарья Вершинина, выпускница истфака, преподаватель, общественный деятель. Первоначально планировалась, что участников будет пять, таким образом, каждый будний день появлялся бы новый выпуск «Аудиоблога», однако, преподаватель философии ПГУ Лев Мусаелян, предполагаемый в качестве пятого участника, не выразил заинтересованности в проекте.

Одним из основных условий «Аудиоблога» стало то, что в создании программ не участвовали представители Радио ПГУ.  Авторам предлагалась полная свобода самовыражения. Александр Резник и Дарья Вершинина, например, делали записи в домашних условиях. Это стало прекрасным подтверждением, что  для того, чтобы делать собственный аудиоблог, сегодня не нужно иметь дорогостоящей аппаратуры или  собственной студии.

Отдельно необходимо поговорить о контенте, смысловом наполнении «Аудиоблога». Бесспорно, что наличие

Наличие в вещательной сетке Радио ПГУ подобных проектов и помогает станции  удерживать в последние годы стабильно высокую планку среди других университетских станций России, которых насчитывается уже несколько десятков (в доперестроечные годы для аналогичного подсчёта хватило бы пальцев одной руки).  Благодаря «Аудиоблогу» Радио ПГУ логично вписывается в мировой контекст, по край мере, редакция старается придерживаться установившихся во всём мире стандартов студенческого радио. Ведь сегодня большинство университетских станций в США и Европе отказались от традиционных методов и форматов радиовещания, они экспериментируют в эфире. Американские студенческие станции, вообще, стали своего рода синонимами креатива, поиска, творческой свободы.

Особенно важным стало то, что рассказ ведётся не от лица штатного сотрудника Радио ПГУ, а от лица представителя аудитории университетской станции. Слушателям всегда любопытны материалы, сделанные «одним из них» Интересно также и то, что, не являясь журналистами, все участники проекта являются в то же время экспертами в какой-то узкой области. Соответственно, их информация – из первых рук, это заведомый эксклюзив, конечно, в зависимости темы, которую они выберут.

В нижеследующей таблице представлены все выпуски проекта «Аудиоблог» в соответствии со временем их выхода, темой, автором и длительностью.

 

 

Дата

Автор

Тема

Тайминг

23 марта,

2009 год

Александр Аюпов

 

Прокрастинация

(история о грузе невыполненных обещаний)

 

1:54 мин

25 марта,

2009 год

Александр Резник

Трудоустройство студентов

(рассказ о безответственном отношении власти к студенчеству)

 

3:20 мин

26 марта,

2009 год

Борис Блюмин

Проблемы курения

(рассказ о том, как бросить курить без риска для жизни)

 

2:31 мин

27 марта,

2009 год

Дарья Вершинина

Женские и мужские профессии (история о дискриминации женщин профессиях, связанных со СМИ)

 

3:07 мин

30 марта,

2009 год

Александр Аюпов

Незряпрожитость

(рассказ о том, как полезно узнавать новые слова)

 

1:35 мин

1 апреля,

2009 год

Александр Резник

Молодёжный парламент

(дискуссия с молодым учителем Данилом на предмет оправданности молодёжного парламента)

 

4:15 мин

3 апреля,

2009 год

Дарья Вершинина

Метросексуал

(рассказ о нарциссизме как  современном способе выживания)

 

2:57 мин

6 апреля,

2009 год

Александр Аюпов

Резиновая уточка

(рассказ о том, как решить любую задачу с помощью вербализации)

 

1:41 мин

9 апреля,

2009 год

Борис Блюмин

Всё, что накипело

(рассказ о событиях прошлой недели)

 

1:48 мин

10 апреля,

2009 год

Дарья Вершинина

Женщины-космонавты

(рассказ о том, почему женщины — лучшие покорители космоса)

 

3:19 мин

13 апреля,

2009 год

Александр Аюпов

Identity

(история о том, почему лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть)

 

1:15 мин

17 апреля,

2009 года

Дарья Вершинина

Женщины-повара

(рассказ о том, почему женщины тоже могут готовить вкусно)

 

3:29 мин

20 апреля,

2009 год

Александр Аюпов

Ментальная гигиена

(история о том, почему критическое мышление полезно для мозга)

 

1:38 мин

23 апреля,

2009 год

Борис Блюмин

Путешествие в Екатеринбург

(рассказ о поездке на конкурс Мисс Юридическая Россия)

 

3:12 мин

24 апреля,

2009 год

Дарья Вершинина

Женщины за рулём

(рассказ о том, почему женщина — идеальный водитель)

 

3:46 мин

7 мая,

2009 год

Борис Блюмин

Все на субботник

(история о том, что чисто только там, где не мусорят)

3:48 мин

                        2.2. Функции «Аудиоблога»

В проект «Аудиоблог» был заложен ряд важных функций. Именно поэтому участниками проекта стали авторитетные представители студенческого и преподавательского сообщества, в отношении которых у аудитории сформировался высокий уровень доверия. Итак, функции «Аудиоблога»:

×                     идеологическая, направленная на воспитание гражданского самосознания студенчества. Здесь уместно привести в качестве примера записи, сделанные Александром Резником. В каждом своем аудиоблоге он  настаивает на том, что любому человеку необходимо определиться не только с устойчивой политической, но и с нравственной позицией. Кроме того, Резник говорит об обязательной осознанности такого выбора. В данном случае автор выступает авторитетом, так как его имя в Перми уже стало синонимом политической борьбы.

×                     культурно-образовательная, которая находится в прямой связи с идеологической функцией. Идеологическая деятельность в некотором смысле даже составляет часть культурно-образовательной.

×                     коммуникативная, так как участие представителей студенческого сообщества в такого рода проектах способствует налаживанию взаимоотношений между студентами и аудиторией.

×                     репрезентативная, так как реализация этой функции способствует презентации студентами их способностей, талантов, достижений, что без сомнения нашло отражение в «Аудиоблоге». Ведь университетские знаменитости предстали аудитории с новых ракурсов (особенно это актуально для преподавателей).  

В целом, очевидно, что направление работы проекта «Аудиоблог» соответствует магистральному направлению развития ПГУ, которое обозначил ректор В.В. Маланин, – повышению коммуникационной компетенции студентов.

 

                        2.3. Площадки трансляции

Одной из главных площадок трансляции “Аудиоблога” стало, конечно, Радио ПГУ.  Кроме того, познакомиться с программами можно было на сайте Радио ПГУ по адресу www.radio.psu.ru и на известном полупрофессиональном web-ресурсе для радиожурналистов  “PODстанция”, расположенном по адресу www.podst.ru.

Выпуски «Аудиоблога», которые были размещены на «PODстанции», были прослушаны в общей сложности 898 раз, поэтому неудивительно, что  именно там и развернулась наиболее аргументированная дискуссия по поводу “Аудиоблога”. Эта дискуссия  оказалась ценна не только разнообразием точек зрения, но и тем, что материалу была дана почти профессиональная оценка  (аудитория сайта состоит, по преимуществу, из  практикующих радиожурналистов).

Ниже приведены некоторые комментарии, оставленные пользователями “PODстанции” (сохранена орфография и пунктуация авторов).

Алёна Кислицина (журналист ФНР, редактор веб-ресурса «Podстанция»): “Мне офигенно понравилось! Очень люблю слушать такие штуки! И по файлам отдельно: 1. не понравился ролик...:( как-то там много всего, винегрет, мешанина... 2. бешенно понравился Аюпов, я просто в него влюбилась. Прекрасный, циничный, чувствуется...супер! 3. Резник – простите, не смогла дослушать. Скучная манера говорить.  4. Блюмин – нормально, но чувствуется, что читает. Читает? Зачем? 5. Вершинина – очень понравилась, но с маленькой оговоркой: отнимите у нее бумажку. Если она все тоже будет от себя говорить – вообще супер суперский будет!”

Наталья Копелянская (коодинатор проектов «PODстанции»):  “Даже удивительно занудный Резник получился. Он же боевая машина в жизни... молодец, давай дальше.  Интересно, какое будет развитие, если отнять бумажки. Может быть,  гораздо живее получиться?”

Вера Новохатская (продюсер ФНР):Идея хорошая! То, что нашли героев, готовых участвовать в ее реализации – победа! То что оживляет эфир и эту страницу – это точно. Меня, к примеру, совсем не смущает, что люди читают свой текст. Никто же (авторы) не заучивает наизусть свой текст "студия" когда озвучиваетidentity свои программы. И пусть слышно, что читают, у кого-то больше, у кого-то меньше. Есть люди, которые вообще так разговаривают – как "по написанному", нормально, это же блоги. Другое дело, что сам текст для радиоблога должен быть написан немножко по-другому, по-радийному. Экплицитней и, может быть, стройнее, проще даже. Технически, обратите внимание, что у вас, ребята, уровень звука в этих блогах разный, все громче к Вершининой. И еще здорово, что разные герои, разные темы и стиль”. [15]

 

                        2.4. Характеристика авторов

Александр Аюпов – преподаватель мехмата – согласился на участие в проекте сразу. Его аудиоблог – стал первой ласточкой проекта. Кроме того, Александр Аюпов сделал собственный блог на сайте Livejournal.com дополнительной площадкой для трансляции “Аудиоблога”.  Правда, опубликовал он всего 4 записи: 23, 31 марта, 8 и 15 апреля. Тем не менее, каждая запись была встречена потоком одобрительных комментариев (в среднем – по 12 к посту). Ниже приведены некоторые из них (сохранена орфография и пунктуация авторов).

×                    аprilgirl: Это нечто, спасибо.

×                     ishak: Какой у тебя голос оригинальный в записи...

×                     gin_the_ruler: немного скучно, больше эмоций! :) Прогрессировать надо через практику – например podcastы.. ЗЫ: мне до тебя далеко, так что воспринимай сам знаешь как.

×                     Interroversum: Не могу сформулировать, чем, но нравится :) Чувство незряпрожитости знакомо :)

                     vvcaptain: спасибо! [16]

Сам Александр Аюпов заявлял, что  участие в проекте «Аудиоблог» стало для него полезным опытом. «Главный вопрос, на который я отвечал сам для себя – а что мне самому интересно?» [17].  Таким образом, аудиоблог стал для Александра Аюпова  не просто инструментом самопрезентации и возможностью заявить о себе в звуковом формате, но и площадкой для самоанализа и рефлексии.

Александр Резник – выпускник истфака ПГУ, руководитель профсоюза «Студенческая солидарность», член «Студенческой защиты», ныне аспирант одного из университетов Санкт-Петербурга. Его аудиоблог не приготовил больших сюрпризов публике: борец за гражданские права Александр Резник остался в привычном амплуа. Он рассказывал своим слушателям об антисоциальной, по его мнению, политике власти по отношению к студентам (вып.2), о закулисных интригах выборов в молодёжный парламент (вып.6) и так далее. Александр Резник не транслировал свой аудиоблог через  блог в ЖЖ, хотя является видным представителем блогосферы. В частности, он  модерирует крупное ЖЖ-сообщество perm_psu, посвящённое Пермскому Государственному университету. Александр Аюпов, кстати, также является одним из руководителей сообщества. Необходимо отметить, что не так давно пермский интернет портал 59.ru включил Александра Резника в список «Новая элита Перми, или Кто будет управлять городом в 2012 году». Основанием для этого стала общественная деятельность Резника. «Повлияют ли его знания о троцкизме на ход истории Пермского края?», – задаются вопросом составители списка[18].

Аудиоблог Дарьи Вершининой – активной феминистки и преподавателя истории  – стал своеобразным пособием по женской психологии.

Она постаралась развенчать стереотипы и победить предрассудки, сформировавшиеся в отношении женщин.

Темами её аудиоблога стали  предубеждения в отношении  так называемых «женских» и «мужских» профессий, права женщины на вождение автомобиля и проч.


 

 

 

 

Студент юридического факультета, «Мистер университет-2009» Борис Блюмин стал самым юным участником проекта.

Кроме того, он единственный, у кого нет интернет-блога, поэтому «Аудиоблог» стал для Бориса Блюмина первым опытом такого рода коммуникации.

Концептуальным стержнем его записей стали забавные и поучительные истории из жизни студентов.

В частности, Борис Блюмин рассказывал о вреде курения на примере обширного опыта своих однокашников, говорил о равнодушии, опираясь, опять же, на историю, фигурантом которой стал сам.

 

 

                        2.5. Анализ выпусков «Аудиоблога» в соответствии с особенностями жанра

Для того, чтобы понять, насколько удачной стала попытка реализовать жанровые требования аудиоблога на Радио ПГУ, необходимо проанализировать несколько выпусков «Аудиоблога».

В качестве примеров мы возьмём выпуски, записанные  Александром Аюповым и Дарьей Вершининой. Такой выбор обусловлен тем, что именно эти авторы оказались наиболее интересны аудитории. Об этом свидетельствует не только количество прослушиваний на сайте «PODстанция» (175 и 168 соответственно), но и характер комментариев, некоторые из которых были приведены выше.

Однако необходимо отметить, что  в  ходе данного анализа вряд ли применимы критерии, которые обычно используются при анализе журналистского произведения. Это нужно учитывать, прежде всего, потому что авторы записей – не журналисты.

Впрочем, уже то, что они заинтересовали аудиторию и вызвали обратную реакцию, говорит о верном выборе и правильном балансе формы и содержания. Недаром ещё M. M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла».[19] Но даже учитывая то, что Радио ПГУ не является зарегистрированным средством массовой информации, необходимо было соблюсти  традиционные для профессиональной этики принципы и нормы. Такие, например, как самоцензура, гражданская зрелость,  ответственность. [20]

Итак, каждому участнику было предложено рассказывать о том, что ему интересно. Разработчики проекта не исключали злободневность материалов,  ведь если проблема важная, актуальная или событие приурочено к какой-либо дате, то оперативность материала приобретает особое значение. Однако авторы предпочли говорить о вневременных вещах.

Так, Александр Аюпов посвятил свой блог вопросам лингвистики и самопознания. Его «Аудиоблог» напоминает сборник притч – коротких поучительных рассказов с обязательной моралью  премудростью. Например, рассказывая слушателям об опасностях прокрастинации, Аюпов предлагает представить вместо неприятного дела, которое так и хочется отложить на потом, большого слона из мороженного.

Вообще, этот автор чаще других прибегает к так называемым фигурам переосмысления, или тропам. С их помощью ему удаётся более четко передавать те или иные черты изображаемого, придавать конкретность явлениям, делать повествование или описание более жизненным.  Яркая образность, выразительность языка и сделали Александра Аюпова любимцем публики.

Однако речевая выразительность стала едва ли не единственным приёмом, к которым отважились прибегнуть авторы. Никто из участников не стал обращаться к стилеобразующим выразительным средствам радио: специфическим способам звукообразования, основанным на  технических приемах, которые также, как и тропы,  служат  образности и передаче эмоций. Кроме того, все записи были сделаны цельным куском, в работе почти не использовался монтаж, хотя он традиционно занимает главное место в группе стилеобразующих выразительных средств радиожурналистики.

Рассмотрим приёмы, которыми пользовался Александр Аюпов, создавая свой «Аудиоблог». Выпуск «Ментальная гигиена» появился в эфире и  в сети 20 апреля и стал последней записью, сделанной Александром Аюповым  в рамках проекта «Аудиоблог». Начинается выпуск с уже ставшего традиционным приветствия «Добрый день. С вами Александр Аюпов».

Очевидно, автор очень хорошо представляет себе аудиторию: он не упускает случая обратиться к слушателям, задать риторический вопрос, сделать предположение насчёт тех или иных их увлечений. Например: «Сегодня я хотел бы поговорить с вами о ментальной гигиене. Хуже того, о вашей ментальной безопасности. В нашем мире есть слишком много вещей, которые хотят ваш мозг <...> Чувствуете? Смена картинок, клиповость. Вы теряете нить и перестаёте понимать».

Впрочем, автор не прочь рассказать и о себе и своих пристрастиях:  “К ментальным агрессорам относятся сериалы всех видов: от Кремлёвских курсантов и "Дома-2" до моих любимых "Доктора Хауса" и "Теории лжи" <...>”. 

Прощается автор посредством той же фразы, которой приветствовал слушателя. Однако в новом контексте эти слова приобретают уже характер дзякуго – лаконичного финального афоризма. Автор подсказывает аудитории, что устоявшееся “добрый день” – это не только формулировка приветствия, но  и философское описание текущего дня.

«Аудиоблог» Дарьи Вершининой – прекрасный пример грамотной политики ведения блога вообще. Она делает записи в рамках одной темы – стереотипов, сформировавшихся в отношении женщин. Это своего рода стратегия, ведь, таким образом среди слушателей «Аудиоблога» Дарьи Вершининой не будет лишних людей, аудитория уже знает, чего ждать от автора, воспринимает его специалистом в данной области.

Принципы работы,  сходные с теми,  которым прибегает Дарья Вершинина предлагает в интервью в качестве рекомендаций известный украинский блогер Николай Малуха (Jesfor). В частности, он пишет: «Контент предопределяет все. Человек должен определить тему, в которой он наиболее компетентен <…>, нужно постараться найти для себя нишу. Люди ожидают ощущения личностного аспекта».[21]

У Дарьи Вершининой также есть и собственная «фишка». «Не женское это дело» – с таких слов начинался каждый из 5 выпусков, записанных Дарьей в рамках проекта «Аудиоблог». Сейчас мы рассмотрим выпуск под названием «Женщины за рулём».

Как и в записях Александра Аюпова,  в «Аудиоблоге» Дарьи Вершининой много личного.

Нередко истории, которые рассказывает автор, взяты из её собственного опыта.  Например: «Подвозя многих из своих друзей мужского пола, я нередко слышу их ворчание по поводу обилия женщин на дорогах. Женщина за рулем до сих пор, по крайней мере, в нашей стране остается объектом постоянной критики, предметом шуток и анекдотов. Недавно мне встретился один из них: «Бесконечно можно смотреть на огонь, на воду и на то, как паркуется блондинка».

Нередко в своих программах Дарья ссылается на авторитеты. Так, героями её рассказов в разное время становились женщина-космонавт Эйлин Коллинз, женщина-блогер Ануше Ансари, социолог Лиора  Гвион, а в анализируемом выпуске Дарья обратилась к опыту  Берты Бэнц, супруги известного автомобилестроителя Карла Бэнца.

Напомним, что название «Аудиоблог» было задумано не как обозначение принадлежности к определённому жанру, а отражение концепции – совмещение в рамках одного проекта черты радио и блога, как популярного формата.  Это вполне удалось, и чтобы доказать данную мысль, достаточно провести параллели между записями, сделанными участниками в рамках проекта, и записями, оставленными ими в интернет-дневниках.  Очевидно, что в рамках «Аудиоблога» мы имеем дело с озвученными блогами.

Однако многие требования формата соблюсти не удалось. Так, основной площадкой трансляции служило Радио ПГУ, в то время как аудиоблог – типично интернетовский жанр. Кроме того, крайне скудна была реализована возможность использования мультимедиа. И на сайте Радио ПГУ, и на ресурсе «PODстанция» звуковые файлы сопровождались только фотографиями участников.

Опираясь на уже известные данные об аудиоблоге и технические возможности студенческого радио в Пермском государственном университете, можно с уверенностью сказать, что проект «Аудиоблог» может послужить полезным опытом к созданию нового, более масштабного проекта. Однако можно без преувеличения сказать, что «Аудиоблог» стал вехой в истории Радио ПГУ.

 


                   Заключение

В ходе работы над данным исследованием, нам удалось выяснить, что аудиоблог является специфичным и оригинальным жанром современной интернет-журналистики. Он обладает рядом отличий от таких жанров, как аудиоблог или подкаст, которые, опираясь на технические и стилистические инструменты радио, успешно функционируют в интернете.

Можно предположить, что динамичное развитие блогов в России повлечёт за собой и развитие аудиоблогов, которые, к сожалению, пока нельзя отнести к распространённым форматам Рунета.

Проект Радио ПГУ «Аудиоблог» стал одной из первых попыток российского студенческого радио взять этот жанр на вооружение. И, несмотря на то, что результат не вполне соответствует жанровым требованиям аудиоблога, благодаря «Аудиоблогу», Радио ПГУ сделало серьёзный шаг в Интернет, значение которого трудно переоценить.  Ведь известно, что без грамотной интеграции в глобальное информационное пространство невозможно динамичное развитие СМИ.

Кроме того, благодаря «Аудиоблогу» Радио ПГУ удалось наладить контакт с аудиторией, ведь работа средств массовой информации по сути и рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. А в мировой практике вообще считается нормой, когда аудитория принимает участие в создании журналистского продукта.

Например, в США студенты активно принимают участие в работе своих радиостанций, обычно профессиональным журналистом там является только шеф-редактор, остальной коллектив — волонтеры из студенческой среды. Для российского студенческого радио это пока скорее исключение из правил, нежели рабочий принцип.

Важно также, что в проекте на равных участвовали преподаватели и студенты, это способствует демократизации университетской жизни. Справедливо считается, что  только в условиях демократизации возможно воспитание ответственных, самостоятельных, инициативных студентов.

Сейчас Радио ПГУ обладает достаточным техническим и творческим потенциалом для создания программ высокого профессионального уровня. Не исключено, что проект «Аудиоблог» станет трамплином к созданию более масштабных проектов.

Таким образом, Пермский государственный университет может быть известен не только благодаря достижениям в научной и образовательной деятельности, но и как родина перспективного и динамично развивающегося студенческого радио.


 

                   Библиографический список

 

1.                Аллахвердов А. Как вести аудиодневник // PODстанция – 2009. – [Электронный ресурс] URL: http://www.podst.ru/posts/3822/

2.                Бакулев  Г.П. Партиципаторная журналистика // Вестник медиаобразования – Выпуск № 4 – 2006 [Электронный ресурс] 

URL:  http://www.media-edu.ru/index.php?id=1480

3.                Балакина Е. Аудиоблог: кто есть кто и что дальше? // Радио ПГУ – 2009 [Электронный ресурс]

URL:   http://www.radio.psu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:lr-&catid=2:2009-04-21-17-40-39&Itemid=3).

4.                Балакина Е. Новый проект Радио ПГУ – Аудиоблог», // Подстанция – 2009 [Электронный ресурс]  URL:  http://www.podst.ru/posts/2676/

5.                Бахтин М. Эстетика словесного творчества., М.: Искусство, 1986. — С.297-325, 421-423

6.                Богданова Д.  Блоги в системе сетевых коммуникаций // [Электронный ресурс] 

URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1093&level1=main&level2=articles

7.                Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика, М.: – АСТ, 2008. – 256 с

8.                Жириновский В. И сотни других воровали нефть // Podfm – 2010. – [Электронный ресурс] URL: http://zkh.podfm.ru/3/

9.                Ильин И. iPod broadcasting // TechnoFresh.ru – 2007 [Электронный ресурс]  URL: http://www.technofresh.ru/technology/appearance/podcast.html

10.           Кавардаков Л. Глава Кировской области будет вести радиодневник? // Комсомольская правда – 17.01.2009. – [Электронный ресурс]

URL: http://kp.ru/daily/24228/429348/

11.           Кононенко М.  Эпоха блогов // Соль – 2010. – [Электронный ресурс] URL:  http://www.saltt.ru/node/427

12.           Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с

13.           Михайлов С.  Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы: Учебн. Пособие. СПб., 1998.

14.           О’Рейли Тим Что такое Веб 2.0? // Компьютерра–Онлайн – 2001. – [Электронный ресурс]  URL: http://www.computerra.ru/think/234100/

15.           Познин В. От пиктограммы до Интернета: Краткий очерк развития средств массовой информации и коммуникации. СПб., 2001.

16.           Пыхтин С. Рост числа пользователей Интернета в мире. // Antula – 2005. -[Электронный ресурс]  URL: http://www.antula.ru/internet-stat.html

17.           Родин Д., Блоговая журналистика: верить нельзя никому // Telnews – 2008. – [Электронный ресурс] URL:  http://telnews.ru/Mihail_Kepman/c36309

18.           Солтыс А. Интернет-дневники как социальное явление // Mobi – 2007. – [Электронный ресурс] URL: http://www.mobimag.ru/Articles/1915/Internet-dnevniki_kak_socialnoe_yavlenie.htm

19.           Филлимоновых Е. Хочется публицистики. Хочется реальной жизни!  // Паблисити – 2010. – [Электронный ресурс]

URL: http://publiciti.ru/ru/digest/mediatrack-lena-uporova

20.           Хеннинг Дж. Блоги — это айсберг // Webplanet – 2008. –  [Электронный ресурс] 

URL: http://www.webplanet.ru/news/reading-room/2003/10/8/blogsurvey.html

21.           Чернец В.  Как стать успешным блогером. Интервью с Николаем Малухой // Сарафанное радио – 2010. – [Электронный ресурс]  

URL:  http://sarafannoeradio.org/webiz/420-uspeshnyy-blog.html

22.           Яшников В.  Дмитрий Медведев пришел в ЖЖ и стал тысячником, // Интернетные штучки – 2009. – [Электронный ресурс] 

URL: http://internetno.net/2009/04/22/medvedev-lj/

23.           Блогосфера в глобальной политике:  Всемирные дневники, Блоги – что это такое? // Выборы – 2004. – [Электронный ресурс]

URL:  http://vybory.org/articles/733.html

24.           Новая элита Перми, или Кто будет управлять городом в 2012 году // 59.ru – 2010. – [Электронный ресурс]

URL: http://59.ru/gilded/53/583.html

25.           Что такое аудиоблог?// Genon – 2007. – [Электронный ресурс] 

URL: http://www.genon.ru/getanswer.aspx?qid=483b85aa-38e3-4f01-8e46-ee6ac453388d

26.           Эволюция блогеров – экскурс в историю блогов // КлубОК – 2004. –  [Электронный ресурс]

URL: http://www.klubok.net/article2199.html

27.           Аlexander Аyoupov // Livejournal.com – 2009. – [Электронный ресурс]

URL:  http://ayoupov.livejournal.com/

28.           Ari Shapiro, Audio Blogs: Online Diarists Sound Off // National Public Radio – 2004. – [Электронный ресурс]

http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=1220496.

29.           Scoble, Robert; Israel, Shel. Naked Conversations: How Blogs are Changing the Way Businesses Talk with Customers,  NY.: 2006.

30.           Tan Yuh Huann,  Literature Review on Audioblogging and Podcasting // Edublog – 2005.

[Электронный ресурс] URL: http://vvcaptain.livejournal.com/


 


[1]  Словари «Merriam-Webster» – это серия популярных английских толковых и общих словарей, содержащих точные и подробные словарные базы (авт.).

[2] Britannica  – наиболее полная и старейшая универсальная энциклопедия на английском языке.

[4]  Кононенко М.  Эпоха блогов // Соль – 2010. – [Электронный ресурс]

URL: http://www.saltt.ru/node/427

[5] Репортёры без границ (фр. Reporters sans frontières; RSF) — интернациональная негосударственная организация, выступающая за свободу слова во всём мире.

Организация борется против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности.

[6] Артамонов В., Блоги, блоги... http://artreal.exler.ru/toweek/2003/a1003.html

[7] по Ari Shapiro, Audio Blogs: Online Diarists Sound Off,

http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=1220496.

[8] Oxford University Press — издательство, входящее в состав Оксфордского университета в Англии.

Это одно из крупнейших издательств в Великобритании и крупнейшее университетское издательство в мире.

[9]  Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов.

Одновременно составляет единство и множество текстов, а также целостный текст.

Этот текст содержащит смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом.

(Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика, // Юнити-Дана, 2005)

[10]  По адресу http://www.e-blogs.info

[11] По адресу http://podcast.com/

[12] Кавардаков Л. Глава Кировской области будет вести радиодневник? // Комсомольская правда – 17.01.2009. – [Электронный ресурс]

URL: http://kp.ru/daily/24228/429348http://kp.ru/daily/24228/429348/

[13] Аллахвердов А. Как вести аудиодневник // PODстанция – 2009. – [Электронный ресурс]

URL: http://www.podst.ru/posts/3822/

[14] Филлимоновых Е. Хочется публицистики. Хочется реальной жизни!  // Паблисити – 2010. – [Электронный ресурс] URL: http://publiciti.ru/ru/digest/mediatrack-lena-uporova

[15]   Балакина Е. Новый проект Радио ПГУ – Аудиоблог», // Подстанция – 2009. – [Электронный ресурс]  URL:  http://www.podst.ru/posts/2676/

[16] Аlexander Аyoupov // Livejournal.com – 2009. – [Электронный ресурс]

URL:  http://ayoupov.livejournal.com/

[17] Балакина К., «Аудиоблог» кто есть кто и что дальше // Радио ПГУ – 2009.- [Электронный ресурс].

URL: http://www.radio.psu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:lr-&catid=2:2009-04-21-17-40-39&Itemid=3)

[18] Новая элита Перми, или Кто будет управлять городом в 2012 году // 59.ru – 2010. – [Электронный ресурс]

URL: http://59.ru/gilded/53/583.html

[19] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — С.297-325, 421-423

[20] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с

[21]   Чернец В., Как стать успешным блогером. Интервью с Николаем Малухой, «Сарафанное радио» //

http://sarafannoeradio.org/webiz/420-uspeshnyy-blog.html

Домой     Acta  Diurna    Содержание
Hosted by uCoz