Домой     Acta  Diurna    Содержание

Свизева В. А.

 

Специфика информирования в Интернете

 

Введение

Глава I.  Какую роль играет информация и какая аудитория нуждается в ней?

         1. Информационные потребности аудитории

         2. Информация в действии и портрет аудитории традиционных СМИ (ТВ, радио, печать)

         3. Аудитория Рунета

Глава II.  Традиционные способы информирования в Интернете

         1. СМИ и Интернет

         2. Электронные версии как дублер традиционных СМИ

         3. Оперативность информирования

         4. Форма передачи информации. Использование того же набора медиа

         5. Обратная связь с аудиторией

Глава III.  Специфические способности информирования в Интернете

         1. Юридический статус интернет-материалов

         2. Отсутствие периодичности и текущего номера

         3.Отсутствие тиража и тиражирования

         4. Нефиксированность объема

         5. Экстерриториальность (location-independence)

         6. Децентрализация, коммуникационная модель many-to-many

         7. Мультимедийность

         8. Гипермедиа

         9. Использование баз данных. Временная независимость, мгновенная архивация

         10. Интерактивность

         11. Сетевая навигация

         12. Pull- и Push

         13. Молниеносная оперативность

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Молодые люди, выросшие в эпоху передовых технологий, с детства привыкшие к использованию компьютеров в образовании, развлечениях, на работе, живут в ином восприятии информационного пространства. Для них общение со сверстником из другой части света или мгновенное получение сведений по любому вопросу дело совершенно обыденное. Вместе с развитием Интернета возрастают и информационные потребности «сетевого поколения».

Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. Растут требования к оперативности и надежности информационных услуг, появляются новые их виды. Уже сейчас ученые разрабатывают принципиально новые формы глобальных информационных сетей. В недалеком будущем многие процессы сетевого проектирования, администрирования и обслуживания будут полностью автоматизированы.

Когда-то Маршалл Маклюэн назвал мир печатной культуры "галактикой Гутенберга". Современный мыслитель Мануэль Кастелс по аналогии охарактеризовал интернет как "галактику Маклюэна". Эта сетевая "галактика" обладает настолько высоким уровнем организации информации, что вполне может претендовать на роль коллективного разума человечества, функционирующего по принципам экономики внимания.

 

Над подобными вопросами мы и размышляем в трёх главах нашено исследования. Первая посвящена раскрытию понятий – что такое информация и аудитория-потребитель. Во второй главе мы подробно выстроили ряд традиционных способов информирования, которые использует и Рунет. А третья раскрывает специфику способов обеспечения информацией через глобальную Сеть. В заключении мы подводим итоги нашего исследования - в чем похожесть и разница между Интернетом и традиционными средствами массовой информации.

 

 

 

 

Глава I

Какую роль играет информация и какая аудитория нуждается в ней?

 

1. Информационные потребности аудитории

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элементами протекает не только в форме энерговещественных, но и информационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным» [6].

Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость в получении информации. Однако сказать так — это значит объяснить только объективную сторону потребности, осветить отношение субъекта с действительностью односторонне: по направлению от среды к субъекту. Есть и обратное отношение — избирательное отношение субъекта к среде.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных  социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает  их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).

Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе конкретно - социологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а «просто интересом».

Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область СМИ, т. е. изучать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных потребностей даст возможность управлять мотивировками.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.

При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и т.д.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникативном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недоступности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т. д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах).

Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, передаваемыми СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, телевидения, печати и Интернета на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на разных уровнях — от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба. [5]

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволит объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени. В-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни.

В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов, Интернет-ресурсов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к Интернету, газетам, журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности.

Функции, которые выполняют средства массовой информации, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории. Например, для определенных групп населения телевидение стало доминирующим каналом удовлетворения всех культурных запросов и интересов, занимая большую часть их свободного времени. А для людей, активно вовлеченных в другие виды духовной жизни и пользующихся широким спектром источников печатной и межличностной информации, телевидение выполняет лишь второстепенные функции. [3]

Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на характер информационных потребностей и эффективность СМИ в их удовлетворении. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования (гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе.

В использовании же телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно высокой. В то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.

Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества.

 

2. Информация в действии и портрет аудитории традиционных СМИ
(ТВ, радио, печать)

Говоря об успешности (не успешности) воздействия информации мы явно или неявно подразумеваем определенные цели воздействия на аудиторию. Результаты влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Эти проявления могут быть обнаружены на уровне сознания и поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широких общностей (производственных коллективов, региона), общества в целом. Очевидно, что на любой из этих уровней формируются влияния не только СМИ, но и других систем общения и взаимодействия людей. Они могут суммироваться и взаимно ослабляться.

В факте сложного переплетения различных влияний — первая трудность для изучения воздействия массовой информации на аудиторию. Вторая трудность — в самой природе эффектов воздействия информации. В принципе, они могут быть относительно легко зафиксированы в поведенческой сфере, но для этого момент наблюдения должен взаимодействовать с актами поведения (это, скорее всего, может быть достигнуто в лабораторной ситуации, весьма отличающейся от реальной).

Труднее изучать эффекты в сфере информированности и мотивации. Мало того, что они есть результат разных влияний, разделить которые часто принципиально невозможно ни для субъекта - наблюдаемого, ни для субъекта-наблюдателя. Здесь с особой силой действуют факторы, снижающие надежность получаемой информации; ложная реконструкция отсутствующих влияний, формирование ранее отсутствовавших элементов знания, позиции опрашиваемых в момент наблюдения, и т. п.

Измерить эффект информированности аудитории в принципе легче, чем мотивационные эффекты. Информированность рассматривается как результат, суммарного влияния всех средств информации, доступных населению города. В результате обнаружились группы, существенно различающиеся по уровню информированности. «Наиболее информированными оказываются люди, активно использующие каналы информации, относящиеся к разным системам (массовые и специальные, технически опосредствованные и прямые) и т. д. Предпринимались попытки исследования поведенческих эффектов, - пишет И. В. Успенский [5]. - Как правило, крайне немногочисленные исследования результативности ведутся на уровне отдельно взятой личности. Анализируется, например деятельность массовых средств информации, а результат определяется преимущественно по воздействию на отдельную личность. Здесь явно сказывается непонимание того, что общество представляет собой сложный организм, при исследовании которого можно и должно выделять различные уровни анализа».

Действительно, влияние СМИ на личность, как правило, опосредуется  влияниями тех контактных малых общностей, в которые постоянно включен человек. Они проявляются уже на стадии выбора источников массовой информации. Результаты воздействия массовой информации так или иначе реализуются в общении и сотрудничестве человека с другими людьми. Воздействие информации в современном обществе рассчитано на обслуживание и укрепление разных общественных подсистем — малых групп, социально-территориальных, производственных, отраслевых общностей. Являясь средством связи личности с макросредой, СМИ являются и средством социального контроля над микросредой, они обеспечивают общественное влияние на внутригрупповые процессы. В этом вообще смысл деятельности СМИ: осуществлять влияние более высоких уровней организации на более низкие (например, района — на предприятия и хозяйства, области — на районы). В этих явлениях можно выделить связи кооперативные и конфликтные. И те и другие практически не изучены. [1]

Нуждается в изучении проблема связи характеристик ситуации восприятия массовой информации с характеристиками информации. Так, можно предположить, что если телевизионная информация, как правило, попадает к личности в ситуации семейного общения, то наиболее эффективной формой контакта данного средства информации с людьми будет обращение к семье.

Стоит проверить гипотезу о том, что «разделение труда» между средствами массовой информации наиболее успешным может оказаться не по тематическому основанию (это был бы совсем неверно), не только по типам и способам отражены (что правильно, но недостаточно), но и по преимущественно адресату. Например, для газеты это по преимуществу производственный коллектив, для телевидения — семья и дружеская кампания. Обычно в таком явлении усматривают лишь отрицательные моменты, а между тем ситуация коллективного просмотра передач с одновременным обменом мнениями имеет и свои положительные стороны.

В конечном итоге все влияние СМИ на личность, группу, более широкие общности результируются в образе жизни людей. Понятие «образ жизни» является надежной методологической основой для целостного изучения объективных и субъективных влияний СМИ.

В проблеме «СМИ и образ жизни» можно выделить три этапа: 1) отражение образа жизни общества и его подсистем в материалах печати, радио, телевидения и Интернета; 2) СМИ как средство влияния на совершенствование образа жизни; 3) потребление массовой информации в структуре образа жизни.

Наиболее изученным оказался третий из названных аспектов — к нему относятся все материалы конкретно-социологических исследований, характеризующие включенность населения в систему СМИ в ее различных измерениях. [6] Эти данные, как и  отмечалось, свидетельствуют о всеобщей распространенности такого вида занятий, как потребление массовой информации.

Ряд аспектов эффективности информационного воздействия на аудиторию проявляется в рамках самой системы отношений: «орган информации —аудитория». Это рамки определенной социально-психологической общности, которую может создавать вокруг себя орган информации. В наших условиях такое явление, скорее, может иметь место в случае с отдельными центральными изданиями, имеющими на фоне общей социально-политической проблематики свою направленность в тематике, адресате. Нежели с местными изданиями, органами радио и телевидения (хотя и здесь возможны более тесные контакты между частью аудитории и направленными передачами, точно угадавшими свой адресат, обладающими единством формы и содержания, соответствующим интересам, вкусам отдельной части аудитории). Очевидно, в таких случаях особую роль играет автор или ведущий передачи, постоянные авторы определенного издания. Особое расположение к изданию, программе делает, по всей вероятности, их наиболее действенным средством влияния на сложившуюся вокруг них аудиторию.

Естественно, что наиболее изученными аспектами влияния массовой информации на социальную активность масс оказались те, что непосредственно проявляются в деятельности самих средств информации — мы имеем в виду такую форму активного, как выражение мнения, участие в создании материалов и передач, контакты с работниками редакции. Во-первых, как известно, наиболее убедителен для аудитории тот автор, с котом она себя идентифицирует. Поэтому целесообразно обеспечить участие всех слоев общества, населения данного региона и т. д. в авторском составе. Во-вторых, — и это более широкий взгляд на данное явление — СМИ являются наиболее доступным (технически, организационно, психологически) каналом выражения мнения самых широких масс по самым разным проблемам жизни общества. И в этом качестве они обеспечивают массам участие в социальном управлении, гарантируют осуществление социального контроля, контроля общественности над всем происходящим в отдельных подсистемах общества.

Участие непрофессиональных авторов в создании массовой информации приобрело, как известно, широкий размах. [2]

Количественные параметры процесса участия масс в производстве информации могут быть оценены только положительно. Качественный анализ ставит проблемы, требующие и дальнейшего изучения, и практического решения.

Исследования показывают, что существует положительная связь между активностью в потреблении информации и активностью в ее производстве (высокая интенсивность потребления информации отдельных групп населения сочетается с высокой интенсивностью участия этих групп в создании информации). Наиболее активно ведет себя наиболее образованная часть населения, которая активнее и как читатели, слушатели, зрители.

 

3. Аудитория Рунета

Эта категория очень сложна в изучении. Вообще, аудитория Рунета малоизученна.

Ключевым для российского Интернета сегодня остается вопрос общего количества пользователей. По данным агентства Monitoring.Ru, к началу 2001 г. среди 110,5 млн взрослого населения России в возрасте от 18 лет и старше максимальная аудитория составляла 10,3 % (11,4 млн человек). Она включает как активных, так и не слишком активных пользователей, а также тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.

Численность максимальной аудитории является информативным показателем развития аудитории Интернета в России. Следует иметь в виду, что не все из пользователей, имеющих единичный опыт пребывания в Интернете, будут продолжать делать это постоянно. Кроме того, нужно учитывать, что для целей бизнеса необходимо обращать внимание на оценки более активных видов аудитории, численность которых намного меньше, чем максимальная.

Нерегулярная аудитория Интернета почти вдвое меньше максимальной, ее численность составляет 6 млн человек. Она включает всех посетителей кроме тех, кто имел только единичный опыт пребывания в Сети.

Недельная аудитория Интернета - то тот круг пользователей, который посещает его минимум раз в неделю или чаще. Недельная аудитория в России составляет 2,5 млн человек. [5]

Активная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернета не менее 1 часа в неделю. Ее численность составляет 1,7 млн человек.

И, наконец, ядро аудитории образуют посетители, которые проводят в Интернете не менее 3 часов в неделю. Их всего 900 тыс человек.

Во всех видах аудитории российского Интернета преобладают молодые образованные мужчины из семей с доходами выше среднего. По своему социальному положению это специалисты с высшим образованием (35 %), студенты, учащиеся (27 %) и предприниматели (10 %).

Примерно треть пользователей Интернета составляют люди до 24 лет, еще треть — от 25 до 34 лет. Средний возраст максимальной аудитории Интернета — 31 год. С ростом активности средний возраст уменьшается до 29 лет. Людей от 60 и старше в активных видах аудитории практически нет, а в максимальной менее 3 %.

Молодое поколение России воспринимает технологии Интернета как пока доступный не всем, но естественный элемент быта. Люди же старших возрастов не относятся к нему как к жизненной необходимости. Такая разница в отношении к Интернету у молодежи и старшего поколения в России поддерживается разницей между молодыми и пожилыми в возможностях трудоустройства, системе ценностей и социальной адаптации.

Почти во всех видах аудитории Интернета более 2/3 составляют люди с высшим и незаконченным высшим образованием. Остальные имеют среднее и среднее специальное образование. [8]

Чем более активна аудитория, тем выше в ней доля группы с доходами в семье свыше 1000 рублей на человека в месяц.

Мужчин в Интернете значительно больше, чем женщин. В максимальной аудитории их 56,4 %. С увеличение активности аудитории доля мужчин в ее составе увеличивается почти до 85 %.

В максимальной аудитории доля специалистов с высшим образованием составляет 36 %, студентов и учащихся — 22 %, предпринимателей — 6 %, руководителей — 6 %, обслуживающего персонала без высшего образования — 8 %

Итак, следует подчеркнуть, что природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Информационные потребности следует рассматривать как потребности для ориентации в окружающей действительности. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека.

 

 

 

 

Глава II

Традиционные способы информирования
в Интернете

 

1. СМИ и Интернет

Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся: (1) обращенностью к массовой аудитории, (2) общедоступностью, (3) корпоративным характером производства и распространения информации.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный

«триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории.

Интернет можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые. Некоторые из них зарегистрированы как обычные СМИ, но это пока скорее исключение, чем правило. Под интернет-СМИ (e-media) понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию).

 

2. Электронные версии как дублер традиционных СМИ

Многие обычные ("оффлайновые") газеты и журналы имеют свои представительства в Интернете:

Газета "Российская газета"

Газета "Учет, налоги, право"

Газета "Финансовые известия"

Газета "Коммерсантъ"

Они часто выкладывают там материалы своих выпусков, а иногда даже делают самостоятельное интернет-издание.

Существуют виртуальные версии СМИ (газет, радио, ТВ). Уже сегодня в Интернете можно слушать радио, смотреть ТВ, знакомится с электронными версиями и даже копиями газет. Данная возможность превращает компьютер в универсальный порт любых мировых СМИ, осуществляя функцию просмотра онлайновых версий газет, радио и ТВ в режиме реального времени (соответствующие архивы, подшивки и т.д. находятся в аннотированном каталоге электронных текстов, библиотеке либо на электронной бирже).

По данным маркетинговой фирмы Nielsen//Net Ratings, 21% американских читателей газет предпочитают знакомиться исключительно с интернет-версиями своих любимых изданий, соощает C-News 72% продолжают отдавать предпочтение бумажным версиям, а 7% читают и электронные, и бумажные газеты. В России ситуация схожа. [6]

Отметим, мужчины чаще предпочитают интернет-версии, а женщины в своем большинстве отдают предпочтение бумажным.

Учредителем сайта, например, радиостанции чаще всего является руководство, а иногда творческий коллектив его "оффлайнового родителя". Иногда учредителем сайта становится лицо (или группа лиц), не являющееся представителем станции (радиослушатель-любитель, поклонники радиостанции). B первом случае сайт именуют "официальным", во втором - "неофициальным".

С каждым годом количество "неофициальных" сайтов постепенно сходит на нет. Причин тому много: и занятость их создателей, и малая посещаемость, и "конечность" чистого энтузиазма. Поэтому все чаще на таких страничках можно найти необновляющийся фото- или видеоархив и перечень программ станции, иногда форум. Характерный пример неофициального сайта - сервер "Европа Плюс Комсомольск" (http://radiokomsa.by.ru). Здесь всего-навсего главная страница (с выходными данными станции), фотоархив и видеоархив. [3]

Продолжаем знакомство с радиовещанием в Интернете. Начнем с характеристики типологии версионных сайтов. При разработке типологии сетевых СМИ вполне подходящим является метод, предложенный в 60-х годах XX века профессором А. И. Акоповым для анализа печатных СМИ, который впоследствии был успешно распространен и на электронные СМИ (радио и ТВ): типоформирующие признаки сайта остаются прежними - учредитель, цель и аудитория.

 

3. Оперативность информирования

Однако при наличии специфических свойств печать, радио телевидение  и Интернет имеют нечто общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно – понятийную и эмоционально – образную информацию.

Как и на радио, на телевидении  и в Интернете возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий.

СМИ можно разделить на работающих в режиме реального времени (ТВ, радио) и со сдвигом во времени (печатные СМИ). Первые обладают большей оперативностью, между событием и его отражением в СМИ может пройти меньше секунды (прямой эфир), вторые менее оперативны, но они доступны пользователю в тот момент, когда он захочет.

В интернете же сосуществуют оба режима: режим реального времени (live) и/или режим архива (time-shifted), причем архивация наступает сразу же в момент помещения документа на сайт. [1]

Режим реального времени — это так называемое «живое видео» или «живое аудио», потоковое медиа (streamingmedia). Потоковое медиа, транслирующее какое-нибудь событие в реальном времени тут же сохраняется на сайте, то есть попадает в архив.

Режим реального времени не самый используемый — из-за технического устройства Сети. Телевидение работает по принципу «оба заняты»: источник информации и получатель должны быть заняты одновременно – только в таком режиме возможно получение информации. Для примера возьмем телевидение: если получатель (телезритель) не включил телевизор в тот момент, когда источник отправлял ему его любимую программу – поезд ушел, программу можно будет посмотреть только если в этот момент был включен видеомагнитофон, но это уже совсем другой механизм. Печатные издания работают по принципу «один занят – другой свободен»: пока издается газета читатель свободен, пока читатель изучает газету, редакции может заниматься чем угодно.

Интернет тоже работает по принципу «один занят – другой свободен»: пользователь запрашивает документ с сайта, документ загружается (сервер занят), после того, как документ загрузился, сервер свободен, но уже занят пользователь. Так называемое «живое видео» лишь «притворяется» живым, а на самом деле работает так же: пользователю нужно ждать, пока видео-документ загрузится целиком, а только потом его смотреть, либо грузить документ небольшими кусочками, при этом предыдущий кусок документа будет показываться в то время, пока грузится следующий. Но для такой модели нужны довольно «толстые» каналы (большая скорость подключения к интернету). [7]

Отметим, что функцию рубрики новостей и новостных сюжетов в Рунете выполняют ленты новостей. На них чаще всего новости выглядят как список заголовков, расположенных друг под другом, и похожи на бесконечную ленту - свежие события появляются сверху, а старые уходят в архив. Многие Интернет-СМИ предлагают всем желающим транслировать их новости, то есть публиковать на собственном сайте ленту новостей, забирая ее с сайта СМИ в некотором стандартном формате с нужной регулярностью.

 

4. Форма передачи информации. Использование того же набора медиа

Интернет использует тот же набор медиа что и традициооные СМИ – звук, видео, текст.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы – «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимости случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.

Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное – звуковое и словесное – повествование на радио и в печати и так далее). Рунет совмещает все эти формы. Интернет — это многогранное СМИ.

Традиционные средства массовой информации (СМИ: телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой те играют пассивную роль и обладают только достаточно ограниченной возможностью выбора каналов информации. [7]

В Интернете также существует возможность реализация push-модели, применяемой традиционными СМИ. Например, она лежит в основе услуг, предоставляемых службой списков рассылки. Пользователь один раз подписывается на получение информации по интересующей его тематике, а затем с определенной периодичностью получает ее по электронной почте.

Наблюдая за развитием технологий среды Интернета, можно констатировать, что оно происходит путем синтеза push- и pull-моделей. Благодаря высокой функциональности Интернета всегда будет существовать возможность навигации пользователей в целях поиска необходимой информации или каких-либо ресурсов. С другой стороны, они всегда будут иметь возможность выбора интересующих их источников информации и возможности дальнейшего автоматического получения от них интересующих сведений — новостей, обзоров и т. д.

 

5. Обратная связь с аудиторией

Этот критерий формирует все СМИ. Односторонняя связь невозможна в работе журналистов. В редакции изданий читатели пишут письма, в радио- или телеэфир поступают звонки от слушателей и зрителей. Интернет тоже использует эти традиционные формы связи с аудиторией, а также предоставляет другие возможности диалога.

Так, пресса использует графические знаки кодировки содержания, телевидение — звук, образ. Если в печатных материалах особое значение имеет аргументированность, точность, нестандартность мысли, то в телевизионных при сохранении значимости этих компонентов возрастает роль красочности языка, эмоциональности выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора.

Интернет много позаимствовал способов информирования у традиционных СМИ и продуктивно использует их, а также видоизменяет и создает новые. Об этом мы поговорим в следующей главе.

Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия наличность повышает эффективность влияния всей совокупности средств на совершенствование идейно-воспитательной работы, на гармонизацию духовной жизни людей.

 

 

 

Глава III
Специфические способности информирования
в Интернете

 

 

1. Юридический статус интернет-материалов

С самого своего возникновения Интернет-журналистика была оторвана от журналистики обыкновенной: «простые» журналисты просто не знали, зачем и о чем нужно писать в Сети, поэтому Интернет-журналистика формировалась сама, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, именно с этих проектов и начиналась Интернет-журналистика.

Фактически, Интернет может являться СМИ, юридически же статус Интернета в РФ все еще не определен. Разные идеи, предлагаемые законниками, в том числе опрометчивое предложение считать весь Интернет единым СМИ, глупы и не будут работать, потому что сам по себе Интернет децентрализован и не является СМИ, а является средой, в которой возможно существование различных образований, сходных по своим функциям со СМИ. [4]

В реальности любая домашняя страница подпадает под действие закона о СМИ, статья вторая, и может считаться массовой информацией: «Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Тем не менее, на этом попадание под закон о СМИ страниц и сайтов в Сети заканчивается. Чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим основные понятия, сравним Интернет-сайты с печатными СМИ,  радио и телевидением.

 

2. Отсутствие периодичности и текущего номера

Если с печатным изданием периодичность можно определить просто по самому факту выхода очередного издания, как говорится, «на ощупь», просто потрогав свежий номер, то с сайтом все гораздо сложнее. Как правило, информация на сайте не обновляется целиком.

Например, пермский информационный сайт 59.ru, куда  все статьи выкладываются по мере написания. Считать ли это периодичностью? Отметим, что на 59.ru материалы добавляются нерегулярно, а спустя неравные промежутки времени: лента новостей дополняется в течение дня. А если такая ситуация, что просто поменяли в статье один абзац — это периодичность?

Что же касается основных понятий, то следует ввести следующие: вместо периодичности — частота обновления информации.

 

3.Отсутствие тиража и тиражирования

Документ, выложенный в Сеть, имеет только один тираж. И тираж этот равен единице: документ существует в Сети в единственном экземпляре, зато каждый может, обративший по определенному адресу, получить доступ к этому документу. Таким образом, сам документ не тиражируется. Распространяется только адрес документа, либо адрес сайта, на котором расположен данный документ — если он является неотъемлемой частью сайта. Является ли это тиражированием? Нет.

Единственное, что мы можем — это сосчитать количество человек, которые воспользовались правом доступа к данному документу. То есть для Интернет-ресурса есть такое понятие как посещаемость. Например, сегодня данный документ просмотрело десять человек. А завтра просмотрят 20. Является ли это тиражом? С печатными СМИ все просто: мы имеем периодичность, скажем, раз в неделю, и имеем за эту неделю десять тысяч отпечатанных экземпляров. Тираж налицо. За какой промежуток времени считать количество посетителей страницы, если она обновляется нерегулярно? Если нет такого понятия, как номер?

Вместо тиража следует ввести единицу, более приемлемую в данном случае.
В Интернете такая единица есть — это (среднее) количество посещений в день или месяц. [5]

Понятие «текущий номер» для интернет-СМИ вообще вводить не стоит — о каком номере может идти разговор, если новая информация
(новости, статьи) добавляются круглосуточно и часто не периодично.

Для признания интернет-сайтов СМИ следует в закон о СМИ вести категории, аналогичные понятиям «тираж» и «периодичность», но учитывающие реалии интернета.

 

4. Нефиксированность объема

Печатные СМИ всегда зависят от объема печатной площади, которая из выпуска к выпуску остается фиксированной (увеличение-уменьшение объема издания, как явления не регулярные, не рассматриваются). Объем же информационного продукта не всегда является постоянным и почти всегда зависит от непредсказуемых и часто форс-мажорных обстоятельств (как, например, кризисов или катастроф): чем ситуация хуже, тем больше из нее можно «выжать». Объем же печатного СМИ фиксирован, поэтому возможна ситуация, когда материалы просто не влезают и их приходится урезать или вовсе выкидывать. Бывает и обратная ситуация: когда ничего существенного не происходит, а печатные объемы или эфирное время приходится чем-то

«забивать», новости высасываются из пальца. В интернете объем публикаций не определяется объемом печатных площадей, что дает еще одну степень свободы для сетевого журналиста.

 

5. Экстерриториальность (location-independence)

Так как носитель невещественен, его не нужно распространять, как распространяют, например, газеты. Любой интернет-сайт доступен там, где есть доступ в интернет, то есть практически везде, так как все меньше и меньше становится мест, где нельзя было бы найти доступ к интернету. Это заставляет вспомнить метафору «глобальной деревни» Маршала Маклюэна:

«Но когда информация путешествует со скоростью электричества, линейная четкость печати сменяется ощущением «все-здесь-и-немедленно». Все, что угодно, везде, где угодно, происходит одномоментно. Нет четкого порядка или последовательности. Неожиданное превращение пространства в цельное поле

«низвергает визуальный смысл». Это и есть смысл «глобальной деревни»: мы находимся в пределах досягаемости одного голоса или звука племенных там- тамов». [9]

 

6. Децентрализация, коммуникационная модель many-to-many

Интернет был задуман, как средство, позволяющее ученым работать совместно, то есть изначально при создании Интернета имелась в виду модель many-to-many. Интернет — децентрализованная и де-иерархическая структура, все серверы в сети равны.

Что это дает:

- свободный рынок информации, возможность для каждого быть источником информации, отсутствие монополии на распространение информации.

- возможность для каждого выбирать тот источник информации, который наиболее полно отвечает текущим нуждам.

- неограниченное число потенциальных потребителей информации.

- что вместе с независимостью от местоположения дает невозможность контроля со стороны властных структур.

После публикации web-сайт становится доступен пользователям Интернет всего мира.

ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ, или "всемирная глобальная деревня", - термин М.Мак-Люэна (, введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, которая оформилась в результате распространения в мире электронных средств связи, благодаря чему люди получили возможность мобильной коммуникации между самыми отдаленными точками на нашей планете. По мнению Мак-Люэна, электронные средства коммуникации воссоздают общину - В.Д.: "земной шар, обвязанный электричеством, не больше деревни". Благодаря электронным средствам коммуникации, передающим информацию со скоростью света, возникает эффект "имплозии" - взрывного сжатия пространства и времени, а также информации. Пространство и время "исчезают", сливаются различные отрасли знания, мысль с чувством, сознание с реальностью. Мак-Люэн полагал, что люди стоят на пороге "раскрепощенного и беззаботного" мира, в котором человечество действительно может стать единой семьей. [3]

Сколько бы ни говорили о необходимости контроля Интернета со стороны каких бы то ни было структур, реально же это невозможно по нескольким причинам: прежде всего, из-за объема информации, рост которой происходит в геометрической прогрессии и не собирается останавливаться. По разным оценкам, сейчас к Сети подключено 150-200 миллионов компьютеров и если каждый может стать потенциальным источником информации, то контролировать такие объемы представляется невозможным. Даже если в этом объеме и удаться найти что-то противозаконное и ограничить к нему доступ, есть тысячи других мест, на которых можно будет продублировать эту информацию, при этом географически сервера, на которых будет размещена запретная информация, могут находиться на территории другой страны, законы которой не признают эту информацию запретной.

 

7. Мультимедийность

Мультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук, изображение, видео. [9]

Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media).

В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении — видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что

Сеть WWW — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор медиа — от текста до видео.

Это позволяет Интернету использовать все преимущества других масс-медиа, однако это вовсе не означает, что интернет заменит, например, телевидение (по крайней мере, в ближайшем будущем). Во-первых, принцип бритвы Оккама гласит: «Не следует плодить сущностей сверх необходимости». Нет смысла создавать аналог телевидения в интернете, пока телевизионный сигнал можно передавать с помощью радиоволн дешевле и эффективнее. Во-вторых, интернет может использовать любой набор медиа, однако не все эти медиа являются базовыми в интернете. Базовым медиа в Сети является гипертекст, остальные используются в рамках гипертекста как средства расширения его возможностей, размещаемые в узлах этого гипертекста (гипермедиа).

Что это дает:

- возможность использовать в интернете сильные стороны других масс- медиа.

Использование этого качества вместе и другими характеристиками Интернета дает большие результаты, чем использование «обычных» масс-медиа. Например, прямая видео-трансляция какого-нибудь значимого события через Интернет может быть более востребована, чем телевизорная трансляция, благодаря большей независимости от местонахождения (location-independence), чем у ТВ, и меньшей стоимости трансляции (прямой эфир на ТВ с таким географическим охватом аудитории несоизмеримо дороже).

Первую в мире систему, основанную на гипертексте, предложил более пятидесяти лет назад один из создателей первой ЭВМ — Ванневар Буш (Vannevar Bush). Система называлась Memex и состояла из «устройства, в котором пользователь хранит отдельные книги, записи и коммуникации, и которое механизировано таким образом, что обращение к нему осуществляется гибко и быстро». Нельсон (Nelson) в 1967 г. описывал гипертекст как сеть указателей и ассоциаций, организованных по возможности так же, как это делает человек, организуя и связывая в своем сознании отдельные фрагменты информации.

Бомман (Bomman) в 1993 г. дал следующее определение гипертекста: «Гипертекст предполагает концепцию непоследовательной записи информации, согласно которой пользователь связывает информационные фрагменты между собой с помощью указателей и связей». [3]

Гипертекст характеризуется нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. Особенностью гипертекстовой технологии является ее ориентация на обработку информации не вместо, а вместе с человеком, которая, как следствие, становится авторской. Удобство ее состоит в том, что пользователь сам определяет подход к освоению или созданию материала с учетом своих способностей, знаний и квалификации.

Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. Таким образом, гипертекстовое представление информации обладает преимуществами перед обычным способом, позволяя производить ее более эффективное представление и усвоение.

 

8. Гипермедиа

Мультимедиа — воссоздание в едином программно-техническом комплексе различных физических сред, с помощью которых человек общается с окружающим миром: звук, текст, статическая и динамическая графика, мультипликация (анимация) и видео. Благодаря появлению средств мультимедиа , стала возможной компьютерная интеграция статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комбинация узлов и связей в системе гипертекста со средствами мультимедиа позволило создать новую среду, принципиально отличную от простого сочетания этих двух компонентов — гипермедиа.

Гипермедиа — это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, посредством гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал). [10]

В многовековой истории СМИ еще не было случая, чтобы появление нового медиа привело к исчезновению какого-либо из традиционных. Так, появление радио не убило индустрию грамзаписи, а ТВ и видеоносители не привели к исчезновению кинотеатров.

Есть ли вообще проблема для обсуждения? Безусловно, есть. В середине 90-х годов газетная отрасль на довольно длительное время вошла в ступор, в который ее вогнало появление интернета. И лишь спустя 7-8 лет газетчики пришли к пониманию, что появление новых медиа не 'убивает' газеты, а, наоборот, ведет в буквальном смысле к газетному возрождению. Именно поэтому они с восторгом восприняли появление мобильных технологий передачи контента и связи с читателями и активно подчиняют сугубо газетным задачам уникальные возможности мобильной связи.

Прогнозировать, что появление Интернета приведет к исчезновению бумажных СМИ, - огромная ошибка. И новые, и старые медиа-носители вполне уживаются друг с другом на информационном пространстве, хотя очевидно, что появление новых приводит к сокращению доли традиционных СМИ в структуре медиа-потребления. В сутках по-прежнему 24 часа, а число 'каналов' получения информации (бумажных, онлайновых, вещательных, мобильных), которые обрушились на среднего потребителя за последние 10-15 лет, увеличилось в сотни раз. [2]

В этом и заключается главный вызов газетам. Их рыночный успех теперь целиком зависит от способности адаптироваться к происходящим изменениям в медиа-потреблении. Это выражается в переходе газет на новые форматы, в более компактной подаче информации, в сокращении текстов и усилению визуальной составляющей газетного контента.

Печатные СМИ со временем могут трансформировать свой продукт в сторону мультиформатной, мультимедийной газеты, которая поступает конечному потребителю в том формате, в каком в данный момент и в данном месте потребителю удобно и комфортно воспринимать газетную информацию.

Мы, рядовые читатели, а порой и медиакритики, привыкли «пробегать глазами» ежедневную газету, концентрируя свое внимание в первую очередь на горячих материалах и сенсациях, а потом уже, с учетом возможностей и обстоятельств и по мере необходимости, потребители «перерабатывают» инфопродукцию не только с целью получить удовольствие, не только для развлечения, хотя и для развлечения тоже (философия «инфотейнмента»), а для самосовершенствования или для социальной ориентации – своей и не только.

 

9. Использование баз данных. Временная независимость, мгновенная архивация

База данных — это обширная коллекция связанной информации, организованная для легкого доступа (обычно на компьютере). В базе данных вся информация хранится в единственном экземпляре, поэтому всякое существенное изменение делается в одном месте. Эта характеристика, напрямую связана с мгновенной архивацией и с гипертекстуальностью.

 «Сеть напоминает город, в котором никто не убирает трупов — но и трупы, в свою очередь, не разлагаются, не воняют, а лежат себе тихонько, никого не трогают, и только иногда споткнувшийся о труп ругнется раздраженно и дальше побежит. Делать со всем вышеперечисленным, похоже, нечего. Вывод же напрашивается, мне кажется, простой и понятный: расширение сети и засорение сети — это, очевидно, практически одно и то же. По всей видимости, сама концепция сети как свободного информационного пространства, где каждая домашняя страничка есть не что иное, как СМИ для особо узкой целевой аудитории, подразумевает, что крупные, регулярно обновляемые ресурсы все более и более будут чувствовать себя, как искусственные спутники на забитой космическим хламом земной орбите. С той лишь разницей, что сама мысль об очищении «орбиты» звучит применительно к интернету не то утопично, не то преступно». [4]

Вместе с характеристикой «автоматизация» использование баз данных позволяет осуществлять, например, поиск среди документов на сайте.

 

10. Интерактивность

Сайт в сети — это не только набор гипертекстовых документов. Используя набор программного обеспечения (скрипты), работающего на сервере, можно сделать так, чтобы сайт реагировал на действия пользователя, то есть был интерактивным.

В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видеоизображение, анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.

Под интерактивностью следует понимать не только возможность для конечного пользователя менять порядок отображения информации для самого себя, но и как-то вмешиваться в саму информацию (контент) на сайте: например, оставлять свои отзывы в форумах или гостевых книгах, причем эти отзывы будут доступны для всех пользователей.

Эффект присутствия благодаря интерактивности позволяет реализовать в полной мере присущие ей свойства «виртуальной реальности».

Интерактивность  — это характеристика протекания процесса коммуникации, определяемая отношением друг к другу коммуникационных сообщений, или, если говорить более точно, определяемая отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Характерной чертой интерактивного взаимодействия является необходимость немедленной ответной реакции на приход сообщения или информации, которая должна находиться в контексте предыдущих сообщений. [5]

Интерактивность дает сетевым СМИ то, о чем мечтали все традиционные СМИ: мгновенную обратную связь с читателями. В Интернете и только здесь существуют плоды интерактивности: Живые журналы, форумы.

Интернет-сообщество LiveJournal, организованное на основе личных дневников пользователей, было основано Брэдом Фицпатриком в 1999 году. В 2005 году права на этот ресурс приобрела Six Apart, владеющая еще тремя блог-ресурсами (блог - сетевой дневник, произошло от английского weblog - «веб-журнал»).

Интернет предоставляет большую свободу распространения информации, Популярным средством общения являются так называемые «блоги» (от англ. blog, web log — сетевой журнал). Это сетевые дневники, которые ведутся на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.п. Блоги используются не только для самовыражения, но и в деловых целях. Многие компании ведут корпоративные блоги, которые представляют собой сетевые доски объявлений. Есть ЖЖ и у представителей власти, у известных людей. Например, Валерия Новодворская (vnovodvorskaia), Сергей Лукьяненко (doctor_livsy). Следовательно, аудиторию информируют официальные источники.

LiveJournal является самым популярным сообществом блоггеров в России, где его посещают 4,4 млн. пользователей ежемесячно. По количеству посетителей LiveJournal Россия занимает второе место в мире. [3]

Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения - чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Обычно такие места существуют не сами по себе, а являются частью каких-то тематических сайтов. И если тема довольно интересная и сайт достаточно посещаем, вокруг таких мест может сложиться так называемое "коммьюнити" (от англ. community) или "сообщество" - более-менее постоянная группа людей, общающихся между собой.

Форум - (англ. www-conference, синонимы: конференция, веб-конференция) .

Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. [7]

Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.

Хозяин форума определяет правила поведения в нем и при необходимости модерирует его.

В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос. Частный случай форума - пресс-конференция в Интернете, когда форум организуется как общение пользователей сайта с приглашенными гостями.

 

11. Сетевая навигация

Сетевая навигация может быть определена как процесс самоопределяемого движения в компьютерной гиперсреде. Метод нелинейного поиска и запроса информации, лежащий в ее основе, предоставляет пользователю как свободу выбора, так и возможность контроля, осуществляемого на более высоком уровне по сравнению с весьма ограниченными средствами навигации, доступными в обычных средствах массовой информации (телевидение, печать).

Само использование гипертекста предполагает некую интерактивность документов: пользователь может активировать ссылки и осуществлять произвольную навигацию, однако программируемость и интерактивность в данном случае — понятие несколько иного порядка.

Автоматизация позволяет предоставлять пользователю то, что на языке веб- разработчиков называется сервисами: от поиска на сайте, подписки на новости по электронной почте до курса доллара, информации о погоде и прочем.

Автоматизация так же сильно упрощает процесс обновления информации на сайте, тем самым еще больше снижая его себестоимость. Существуют системы публикаций (системы управления контентом), в которых пользователю не обязательно знать язык разметки HTML.

 

12. Pull- и Push

С этой точки зрения традиционные средства массовой информации (СМИ: телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой те играют пассивную роль и обладают только достаточно ограниченной возможностью выбора каналов информации. [10]

В противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе Интернета лежит pull-модель, в которой информация предоставляется по запросу. Эта особенность среды Интернета связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации за счет различных поисковых и навигационных механизмов.

 

13. Молниеносная оперативность

Все чаще традиционные СМИ используют Рунет как источник первичной информации. Публикация материала в Интернете осуществляется сразу после события или даже во время его. В рамках Интернет ресурса можно мгновенно поставить в известность миллионы пользователей  о новых событиях или документах.

В Интернете используют основные его свойства, такие, как коммуникационную модель many-to-many, автоматизацию, гипертекстуальность, невещественность носителя и связанную с ним низкую стоимость изготовления и поддержки такого проекта, благодаря чему дают возможность практически любому индивидууму высказать свою точку зрения, потенциально доступную большому количеству людей, наладить обратную связь с аудиторией на недоступном ранее уровне.

Из характеристик Интернета, о которых было рассказано ранее, становится ясно, что Сеть значительно отличается от других средств информации. Сравнение Интернета с традиционными СМИ показывает, что он обладает рядом значительных особенностей и преимуществ:

·  интерактивный характер коммуникации;

·  многофункциональная модель коммуникации «многие ко многим», органически включающая модели «один ко многим» и «один к одному», лежащая в основе Интернета, позволяет реализовать широкий диапазон видов коммуникационного взаимодействия, исходя из потребностей клиентов и используемых ими средств;

·  наличие контроля над поиском и получением информации позволяет потребителям занимать активную позицию в коммуникационном процессе;

·  широкий диапазон видов представления информации;

·  высокая гибкость и масштабируемость;

·  возможность нелинейного поиска информации, обусловленная гипермедийным способом ее представления

 

 

 

Заключение

 

Интернет представляет собой совершенно новую среду для связи и общения, отличную от привычных всем средств массовой информации. Как следствие, традиционные приемы информирования в целом ряде случаев неприменимы к миру Интернета в их существующей форме. Широкие возможности Интернета ставят достаточно сложную задачу их эффективного использования в информационной деятельности и требуют адаптации старых или разработки новых методов информиролвания.

Появление Интернета и его дальнейшее развитие внесли принципиальные изменения в современный взгляд на средства рекламы и коммуникации. Интернет объединил в себе интерактивный характер коммуникации, гипермедийную природу и возможность построения индивидуального взаимодействия. Глобальная компьютерная Сеть явилась одновременно и новой средой общения, и рынком с десятками миллионов потенциальных клиентов, обладающих достаточно высоким уровнем дохода. Новые коммуникативные характеристики Интернета требуют нового взгляда на процессы коммуникации и пересмотра используемых ранее подходов к потребителям.

При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Интернет, благодаря рассматриваемым далее свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.

С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.

Представленные модели коммуникации и особенности среды Интернета в сравнении с традиционными СМИ показывают, что коммуникационная среда Интернета обладает рядом значительных особенностей и преимуществ: интерактивный характер контактов; лежащая в основе Интернета многофункциональная модель коммуникации «многие ко многим», органически включающая модели «один ко многим» и «один к одному»; наличие контроля над поиском и получением информации со стороны потребителей; широкий диапазон видов представления информации; высокая гибкость и масштабируемость; возможность нелинейного поиска информации, обусловленная гипермедийным способом ее представления; возможность интерактивного заключения сделок и проведения платежей.

Одним из основных параметров, характеризующим степень распространенности Интернета, и соответственно, эффективность использования его инструментов является общее количество пользователей Интернета. Сегодня распространенность Интернета оценивается на уровне чуть более 5 % от общего населения земного шара, что говорит о том, что ему еще предстоит длительный путь развития. Однако при рассмотрении отдельных регионов или сегментов рынка можно констатировать, что критическая масса участников уже набрана и игнорирование компаниями Интернета как инструмента бизнеса может привести их фатальным последствиям для них.

·  Портрет типичного пользователя Интернета выглядит следующим образом: это человек, с уровнем дохода и образования выше среднего, использующий английский язык в качестве основного, в среднем 32 лет, в 2/3 случаев представленный мужским и в 1/3 женским полом и опытом работы в Интернете в среднем от 1 до 3 лет. В основе мотивации использования Интернета прежде всего лежит потребность в информации и коммуникациях, реализуемая главным образом при помощи служб электронной почты и WWW.

Функциональные категории коммерческих web-сайтов позволяют продемонстрировать две основные задачи, стоящие перед их владельцами: привлечение посетителей на сервер и получение как можно большего числа его повторных посещений. Первоначальный визит на сервер зависит от группы навигационных серверов, благодаря которым пользователи могут узнать о его существовании. Однако дальнейший успех может быть достигнут только при условии достижения значительного количества повторных посещений сервера пользователями за счет выполнения сайтом функций группы конечных сайтов, то есть предоставления пользователям качественных услуг — информации, продажи продуктов или удовлетворения других их желаний и потребностей.

Его главные преимущества - оперативность доступа к информации и интерактивность. Вообще, интерактивность - это тот принцип, который привлекает специализированные аудитории. Разные люди приходят в одно "место", но каждый имеет возможность получить что-то необходимое именно ему. В этом преимущество современных медийных систем и интернет-порталов. Это системы, где каждый из пользователей самостоятельно организует свое личное информационное пространство.

Рунет содержит в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации.

Сеть – это не единое СМИ, Сеть – это среда, в которой могут существовать различные СМИ. Интернет – это каналы передачи информации, которые могут быть использован в различных ситуациях по-разному, то есть интернет – это среда для массовой коммуникации.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волгина Т. ИД «КП» выводит на рынок новые проекты //
    http://www.mediaguide.ru/news_sub.php?number=46120ef4
  2. Сидорская И. В. ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ //
    (http://slovari.yandex.ru/art.xml?encpage=sociology&art=sociology//soc/soc-0187.htm
    )
  3. Словари

  4. Ресурс Словари. Яндекс.ру.
  5. Интернет-СМИ Интернетско-русский разговорник //
    (http://slovari.yandex.ru/art.xml?encpage=internet&art=internet/244.htm)
  6. Успенский И. В. ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ // (http://www.aup.ru/books/m80/3.htm)
  7. Носик А. интернет – не СМИ // Vesti.ru (http://old.vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/)
  8. Горалик Л. Они жили долго и счастливо и так никогда и не умерли // Русский Журнал
    http://www.russ.ru/netcult/20000922_goralik.html
  9. Горалик Л. Нас мало, но мы умеем // Русский Журнал.
    (http://www.russ.ru/netcult/19990802_goralik.html).
  10. Ларьяновский А. Сидели три обозревателя // (http://www.novocybersk.ru/internit/2000/02-11.html)/
  11.  Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношения между полями политики, экономики и журналистики. http://sociologos.narod.ru/champagne.htm
Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz