Домой     Acta  Diurna    Содержание


Подробнее об истории Obserer


Перевод Евдокимовой А. В.

Источник: http://www.guardian.co.uk/information/theobserver/story/0,,1038111,00.html

History of the Observer

История Observer

David Astor editor of the Observer, 1948-1975, by Jane Bown

David Astor editor of the Observer, 1948-1975, by Jane Bown


As befits the oldest Sunday newspaper in the world, the history of the Observer is a volatile and varied one. The paper was founded in 1791 by WS Bourne on the simple premise that "the establishment of a Sunday newspaper would obtain him a rapid fortune"; within three years Bourne found himself Ј1,600 in debt. Though early editions of advertisements for the paper promised a paper "Unbiased by Prejudice - Uninfluenced by Party...Whose Principal is Independence", Bourne attempted to cut his losses and sell the title to the government. They declined.

In its first century, the Observer was in varying degrees a scurrilous gossip sheet, government propaganda rag and provocative thorn-in-the-side of the establishment. Throughout the nineteenth century, however, the paper's character changed and came to reflect the more sober morality of the age.

In 1820 proprietor William Innell Clement defied a government ban on reporting proceedings against the Cato Street conspirators, refused to appear in court and left a Ј500 fine unpaid. This victory for the freedom of the press became characteristic of the paper in future years, and was typical of the Observer as it developed a reputation for serious coverage of politics and literature.

Some glamour was restored to the title by Frederick Beer, who installed his wife Rachel (Seigfried Sassoon's aunt) as editor in 1891. Under her control the paper achieved one of its greatest exclusives: the admission by Count Esterhazy that he had forged the letters that condemned innocent Jewish officer Captain Dreyfus to Devil's Island. The story provoked an international outcry and led to the release and pardon of Dreyfus and court martial of Esterhazy. She was a remarkable woman - not content with running one national newspaper, she managed to combine editing the Observer with the same job at the Sunday Times

When the Observer entered the twentieth century, the paper was owned for a brief time by Lord Northcliffe, who appointed JL Garvin to the editorship. Garvin was a maverick Tory who contrived to edit the paper almost exclusively via a special telephone line installed between the newspaper office and his luxurious house in Beaconsfield.

It was not until 1948 that the paper became genuinely free from political allegiance, when David Astor was made proprietor and editor. Astor turned the paper into a trust-owned non-party publication and helped to establish its reputation as the voice of post-war liberal Britain. During this period many famous writers were on the staff, including George Orwell, Conor Cruise O'Brien, and more infamously Kim Philby.

Between 1977 and 1993 the paper was owned by two large international companies, first Atlantic Richfield and then 'Tiny' Rowland's company Lonhro. A controversial period in the paper's history reached its climax with the bitter battle between Rowland and Mohamed Al Fayed for control of the department store Harrods. When the Department of Trade and Industry published a damning report into the conduct of Mr Fayed, editor Donald Trelford took the momentous decision to print a midweek edition of the paper.

The birth of the Independent and subsequently its sister title The Independent on Sunday increased the pressure on the Observer in what was an already crowded Sunday broadsheet market, and when it became clear that the paper was for sale a merger between the two Sunday titles was mooted. Faced with the acquisition of a natural ally by a major competitor, the Guardian Media Group acquired the Observer in 1993. Though the Observer shares the same network of foreign correspondents as its sister paper the Guardian, they are completely separate editorially.

The editor of the Observer is assured of the same freedom as the editor of the Guardian, ensuring the continuation of the paper's long-standing tradition of liberal politics and independent journalism.

The current editor of the paper is Roger Alton, who was appointed in 1998. In January 1999 the paper launched three new sections: Cash, Screen and Escape, covering Personal Finance, Film and TV, and travel respectively.

The Observer has continued its reputation for setting, rather than following the news agenda, breaking stories including exposing the cash-for-access scandal dubbed Lobbygate, and leading the way in covering of issues like GM foods and cloning.

Alton defines the paper's stance in the context of a long and varied history: "The Observer is Britain's oldest Sunday newspaper and it has been making mischief, poking its nose where it shouldn't and reporting the best in arts, culture, politics, sport, business and skulduggery for over two hundred years. We aim to keep it that way and maintain its position as Britain's most exciting Sunday newspaper."

On 8 January 2006 The Observer relaunched in a Berliner format becoming the UK's only full colour Sunday newspaper.

На фотографии:

Дэвид Астор, редактор Observer

c 1946 по 1975 г.,

Фото Джейн Браун


Как и подобает старейшей в мире воскресной газете, Обзервер имеет сложную и полную всяческих изменений историю. Газета была основана в 1791 году В. С. Боурном (W. S. Bourne), который имел для этого достаточно простое основание: Боурн считал, что основание воскресной газеты поможет ему быстро сколотить состояние". Но по прошествии трех лет основатель обнаружил, что он уже залез в долги. И, несмотря на то, что в первых выпусках газеты рекламные объявления обещали читателям "непредвзятость и объективность в освещении событий и независимость от той партии..., чей основной политический принцип - независимость", Боурн пытаясь выйти из сложной финансовой ситуации попытался продать газету правительству, но получил отказ.

На протяжении первого века своего существования Обзервер был (в разной степени - то больше, то меньше) листовкой непристойных слухов, правительственной пропаганды и источником постоянного раздражения для истеблишмента. Однако в XIX веке газета поменяла свой характер и стала придерживаться более серьезных моральных принципов, что соответствовало духу времени.

В 1820-м владелец Обзервер Вильям Иннел Клемент (William Innell Clement), сначала проигнорировал правительственный запрет на освещение процесса против участников заговора Кейто-Стрит (Cato Street conspiracy - заговор против крайне реакционного кабинета лорда Ливерпула [Lord Liverpool]; возглавлялся А. Тислвудом [A. Thistlewood]; был раскрыт в 1820) заговорщики встречались в доме на улице Кейто-Стрит, ныне Хорас-Стрит [Horace Street], в Лондоне), а затем не явился на судебное заседание по поводу опубликованных в газете материалов и отказался платить штраф. Эта своеобразная победа в борьбе за свободу слова, определила дальнейший путь газеты и сформировала типичный для нее имидж смелого и серьезного издания, освещающего многие сферы - от политики до литературы.

Немного очарования было добавлено газете Фредериком Биром (Frederick Beer), который назначил в 1891 году свою жену, Рэйчел, редактором Обзервер. Под ее руководством газета опубликовала один из своих первых эксклюзивных материалов: признание графа Эстерхази (Esterhazy), что он сфальсифицировал письма, в которых невиновный еврейский офицер капитан Дрейфуса (Dreyfus) был приговорен к ссылке на остров Дэвил (Devil's Island). Материал спровоцировал международный скандал и злополучному капитану, вместе с признанием его невиновности, были принесены извинения. А над Эстерхази свершился военный суд. Рэйчел была женщиной действительно замечательной - она руководила не одной национальной газетой, а параллельно двумя - Обзервер и Санди Таймс (Sunday Times).

В начале 20 века Обзервер недолгое время владел лорд Нортклиф (Northcliffe), который назначил редактором Дж. Л. Гарвина (J. L. Garvin). Гарвин был независимым тори, умудрявшимся редактировать газету почти исключительно с помощью специально выделенной телефонной линии, которая соединяла офис газеты и его роскошный особняк в Биконсфилд (Beaconsfield).

Газета освободилась от какой-либо политической зависимости только в 1948 году, когда Дэвид Астор (David Astor) стал ее владельцем и редактором в одном лице. Астор повернул курс на публикацию непредвзятых материалов и помог изданию заслужить репутацию голоса поствоенной либеральной Британии. В течение этого периода многие известные писатели входили в штат Обзервер, в их числе: Дж. Оруэлл (George Orwell), К. К. О'Брэйн (Conor Cruise O'Brien), и менее известный К. Филби (Kim Philby).

Между 1977 и 1993 годами газетой владели две большие интернациональные компании - сначала Атлантик Ричфилд (Atlantic Richfield), а затем Тайни Роуландс кампани Лонро ('Tiny' Rowland's company Lonhro). Этот спорный период в истории газеты достиг своей высшей точки, когда произошла ожесточенная битва за контроль над универмагом Харродз (Harrods - один из самых фешенебельных и дорогих универсальных магазинов Лондона; контролируется торговой компанией "Хаус оф Фрейзер" [House of Fraser]) между Роуландом и Моххамедом Аль Файедом (Mohamed Al Fayed). Когда Министерство торговли и промышленности опубликовало обвинительный доклад в адрес мистера Файеда, Доналд Трефолд (Donald Trelford), бывший в то время редактором Обзервер, принял моментальное решение о выпуске специального номера газеты прямо в середине недели.

Появление новой газеты Индепендент (Independent), а потом и ее младшей "сестры" Индепендент он Санди (The Independent on Sunday) осложнило положение Обзервер, поскольку рынок широкоформатных воскресных изданий был уже переполнен. Тогда стало ясно, что газета должна быть продана и началось обсуждение вопроса об объединении Обзервер с другим воскресным изданием. Очутившись перед такой ситуацией, когда давний союзник может быть куплен конкурентами, Гардиан Медиа Групп (Guardian Media Group) в 1993 году сама приобретает Обзервер. Хотя Обзервер имеет ту же сеть иностранных корреспондентов, что и ее ближайший родственник Гардиан, они полностью разделены в редакторской части.

Редактор Обзервер утверждает, что он имеет ту же свободу действий, что и редактор Гардиан и гарантирует продолжение давней традиции - продолжение либеральной политики и поддержание принципов независимой журналистики.

В 1998 году на пост главного редактора был назначен Роджер Элтон (Roger Alton). В январе 1999 в газете появились три новые секции: Финансы (посвящена личным финансам), ТВ-экран (о фильмах и телевизионных передачах) и Побег (о путешествиях).

Обзервер сохраняет свою репутацию издания, которое активно участвует в составлении списка главных новостей, а не пассивно следует уже сформированному набору их. Газета часто публикует сенсационные истории, такие как разоблачение дублированный ... и является одним из первопроходцев в освещении проблем связанных с генетически модифицированными продуктами и клонированием.

The Observer has continued its reputation for setting, rather than following the news agenda, breaking stories including exposing the cash-for-access scandal dubbed Lobbygate, and leading the way in covering of issues like GM foods and cloning.


Элтон определяет позицию газеты в контексте ее длинной и сложной истории следующим образом: "Обзервер - это старейшая воскресная британская газета, которая всегда чинила озорство, совала свой нос куда не следует и лучше всего рассказывавшая об искусстве, культуре, политике, спорте, бизнесе и различных аферах на протяжении более, чем 200 лет. Мы нацелены сохранить эти традиции и укреплять свои позиции как наиболее захватывающего воскресного издания Великобритании".

8 января 2006 года Обзервер запустил берлинскую версию газеты. На сегодня газета является единственным полноцветным национальным воскресным изданием.


Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz