Домой     Acta  Diurna    Содержание

 

Интервью с Эндрю Кином
на Netmag.co.uk

 

Оригинал: http://www.netmag.co.uk/zine/discover-interview/andrew-keen

16.10.2007

 

Эндрю Кин - один из самых ненавидимых людей в интернете. Его книга "Культ любителя", содержащая критику Web 2.0, вызвала негодование блоггеров. Самопровозглашенный "антихрист Кремниевой долины" объясняет, из-за чего возник ажиотаж.

.net: Вы не могли бы немного рассказать о теории, изложенной в вашей книге "Культ любителя. Как современный интернет убивает нашу культуру и вредит экономике" (The Cult of the Amateur: How Today’s Internet is Killing Our Culture and Assaulting Our Economy)? И скажите, почему вы написали ее?

Э.К.: "Культ любителя" - это критика идеалов гражданских медиа. В книге доказывается, что за соблазнительными разговорами о "демократизации" медиа кроется угроза объективности информации и качеству развлекательного контента. Там говорится, что традиционные гаранты качества медиа замещаются хаотическим собранием анонимных интернет-активистов, которые осуществляют собственные разрушительные в культурном, политическом и экономическом отношении программы действий.

Этой книгой я бросил вызов ортодоксам компьютерной утопии из Кремниевой долины. "Культ любителя" отрицает их отрицание. Я разоблачаю Web 2.0 и показываю, что за радикальной риторикой кроются экономические, культурные и политические интересы нового класса медиаолигархов.

.net: Книга вызвала бурную реакцию и сильно разозлила многих людей, особенно блоггеров. Что вы думаете о произведенном эффекте?

Э.К.: Меня не очень интересует реакция блоггеров, которые критикуют мою книгу, не прочитав ее внимательно (если они ее вообще читали). Однако меня взволновала реакция профессиональных библиотекарей, учителей, дикторов, редакторов, журналистов, охотников за талантами, агентов, менеджеров по рекламе и маркетингу. Эти отважные люди находятся на переднем крае новых культурных войн. И они-то прочитали мою книгу от корки до корки. Они понимают, что блогосфера порождает культурную некомпетентность. Им ясно, что весь пользовательский контент в веб ненадежен и уродлив.

.net: Газета "Обсервер" (Observer) назвала вас "злейшим врагом новой всемирной паутины". Как вы к этому относитесь?

Э.К.: В детстве, когда я жил на севере Лондона, у меня была честолюбивая мечта стать заклятым врагом чего-нибудь по-настоящему большого и сильного. Так что меня приводит в восторг то, что теперь я стал злейшим врагом новой всемирной паутины. Следующая книга (которую я собираюсь назвать "Звездные войны 2.0") должна сделать меня злейшим врагом всей вселенной.

.net: Чем вам не нравятся социальные сети и пользовательский контент? Разве не здорово, что власть теперь в руках народа?

Э.К.: Кто говорит, что власть в руках народа? Не нахожу никаких свидетельств в пользу этого утверждения. Преуспевающие блоггеры - в основном богатые белые люди из Кремниевой долины - представляют народ не в большей степени, чем любая другая традиционная культурная или финансовая элита. Единственные, кто извлекает выгоду из пользовательского контента - это новоиспеченные мультимиллионеры от Google, YouTube, MySpace и Flickr.

Пользовательский контент - это грандиозная афера. Для владельцев сайтов типа YouTube и MySpace это способ получить контент бесплатно, привлечь огромную аудиторию и потом греть руки на рекламе. Если контент представляет хоть какую-то ценность, его создатели должны продавать его. Любой, кто отдает плоды своего труда бесплатно, либо бездарен, либо наивен. Если рынок не хочет платить за ваше произведение, совершенствуйте его, работайте над ним, но не отдавайте даром. Не способствуйте приобретению "бентли" и "мазерати", которые снуют туда-сюда по 101-му шоссе в Кремниевой долине. Власть сейчас не больше в руках народа, чем в мае 1968-го или в октябре 1917-го.

.net: Вы считаете, что гражданская журналистика не может мирно сосуществовать с традиционной?

Э.К.: Надеюсь, что может. В последней главе моей книги говорится о том, каким образом старые и новые медиа могут сработаться. Среди качественных онлайновых газет, в которых энергичность веб соединяется с надежностью традиционных СМИ, можно назвать несравненный "Гардиан анлимитед" (Guardian Unlimited) и подающую большие надежды "Хаффингтон пост" (Huffington Post).

.net: Google на самом деле "жуткий монстр", который "хочет монополизировать наши умы"?

Э.К.: Возможно, это пока не очень заметно, но Google действительно кошмарный монстр, который меняет до неузнаваемости мир информации и степень персонализации данных. В начале этого года Эрика Шмидта (Eric Schmidt), директора-миллиардера компании Google, спросили, на какие вопросы Google сможет ответить через пять лет. Шмидт выразил надежду, что Google станет настолько проницательным и осведомленным о наших желаниях, что сумеет подсказать, какую работу нам выбрать и что делать завтра. Это по-настоящему страшно, особенно если учесть, что Google - не общественная организация, в задачи которой входит забота о нашем благополучии. Нет, Google (чей капитал в настоящее время превышает 170 миллиардов долларов) хочет узнать нас поближе, чтобы "персонализировать" рекламу, которую нам будут показывать, и тем самым улучшить свои показатели.

.net: Если все так плохо, зачем вы ведете блог и подкаст?

Э.К.: Я веду блог с единственной целью: занимаюсь саморекламой и способствую увеличению продаж моей материальной книги. У меня есть нечто конкретное, я намерен это продавать и не выкладываю свой труд бесплатно в блоге. Блоггинг как способ продвижение брэнда онлайн - находка для профессиональных писателей, у которых есть контракты на книги. Однако он не может служить источником дохода для артистов, которые продают свои произведения в электронной форме. Поэтому блоггинг не подходит для заработка, но подходит для раскрутки.

.net: Когда раскроется истинная природа Web 2.0?

Э.К.: Случится что-нибудь ужасное. Точно так же, как иллюзии на тему Web 1.0 развеялись после 11 сентября, эйфория по поводу Web 2.0 будет разрушена чем-то страшным и неожиданным - еще одним террористическим актом, массовым онлайновым самоубийством, скандалом в Google или всепоглощающей войной на Ближнем Востоке, которая ведет к глобальной экономической катастрофе. Когда-нибудь в недалеком будущем мы вспомним свою одержимость бессмысленной Второй Жизнью со смешанным чувством стыда и ностальгии.

.net: Что мы можем сделать, чтобы спасти интернет и как преодолеть негативные последствия компьютерной эры?

Э.К.: Интернет - это всего лишь зеркало. Когда мы смотрим в него, мы смотрим на самих себя. Так что если мы хотим спасти его, мы должны быть требовательными к себе и честно себе признаться, чем мы занимаемся онлайн. Это означает, что надо перестать оставлять анонимные сообщения. Это означает, что надо поставить под вопрос наши сокровенное нарциссическое стремление превратить веб в бесконечно раздробленную платформу для самотрансляции. Это значит, что надо распознать в себе пристрастие к онлайновой порнографии, азартным играм и пустой болтовне - и воспротивиться ему. Это значит, что надо взять на себя ответственность и передать своим детям более цивилизованную и цивилизующую среду.

.net: Почему ваша собственная компания, Audiocafe, не смогла пережить крах доткомов? И почему вы тогда не ушли из этого бизнеса?

Э.К.: Не пережила, потому что у нее не было ни оригинальной коммерческой идеи, ни жизнеспособной бизнес-модели. Компания Audiocafe.com прекратила свое существование в январе 2000-го, так что она не просто не пережила крах доткомов, который случился в апреле того года, а была свернута до того, как он начался. Почему я не ушел из сетевого бизнеса? В Кремниевой долине провал является лучшим признаком успеха. Со времени закрытия Audiocafe.com я занимал ведущие посты в различных стартапах, таких как Pulse3D, Santa Cruz Networks и Pure Depth. Я продюсировал популярное шоу, посвященное будущему техники (MB5), и успешно запустил еще один стартап, afterTV, который сейчас входит в состав BAM Ventures. И, разумеется, "Культ любителя" не мог быть написан без опыта работы в Audiocafe.com, так что это бесспорно был самый блестящий провал в моей карьере.

.net: Ваше мнение изменилось после написания книги?

Э.К.: Мои убеждения не слишком изменились. Жаль, что я не добавил главу с критическим разбором того, как традиционные медиа пали жертвой культа любителя. В ней можно было подробно обсудить реалити-шоу, радиопередачи со звонками слушателей и прочие чрезмерно демократичные явления. Но в целом мои сетования сегодня так же актуальны, как и в прошлом году, когда я писал эту книгу. Великий соблазн пользовательского контента продолжает разрушать жизнеспособность традиционной медиаэкономики. Я по-прежнему считаю цифровой нарциссизм Web 2.0 нашим самым жутким коллективным кошмаром. Больше всего я боюсь, что людей, ответственных за качество медиа, заменит абстрактная продажная сетевая толпа.

.net: Каким вы видите будущее медиа и интернета?

Э.К.: Надеюсь, что это будет похоже на "Гардиан анлимитед" - здоровая смесь высококачественного независимого контента и энергичных пользовательских комментариев, успешно финансируемая в рамках корректной экономической модели. Но опасаюсь, что будущее будет похоже на YouTube - долговременная коммерческая мутация, где весь предположительно независимый контент на самом деле является рекламой. Будет ли это "Гардиан анлимитед" или YouTube? Выбор зависит от нас. В медиа, как и в жизни, мы получаем то, чего заслуживаем. Надеюсь, что мы совместными усилиями заслужим "Гардиан анлимитед". Но если закончится тупой бессмысленностью YouTube, тогда мы все получим по заслугам. Это будет кальвинизм 2.0.

 

-------------------------------------

Профессия: предприниматель и писатель Возраст: 47 Образование: степень бакалавра истории в Лондонском университете; магистерская степень в области политологии в университете Беркли, Калифорния Карьера: основатель audiocafe.com; работал в Pulse 3D, SLO Media, Santa Cruz Networks, Jazziz Digital и Pure Depth

Подкаст: andrewkeen.typepad.com/aftertv

Блог: andrewkeen.typepad.com

Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz