Домой     Acta  Diurna    Содержание


Подробнее об истории Guardian


Источник: http://www.guardian.co.uk/newsroom/story/0,,728443,00.html

Перевод Евдокимовой А. В.

History of the Guardian

История Guardian

. P. Scott

CP Scott, editor of the Guardian for 57 years from 1872


The Manchester Guardian was founded by John Edward Taylor in 1821, and was first published on May 5 of that year. The paper's intention was the promotion of the liberal interest in the aftermath of the Peterloo Massacre and the growing campaign to repeal the Corn Laws that flourished in Manchester during this period. The Guardian was published weekly until 1836 when it was published on Wednesday and Saturday becoming a daily in 1855, when the abolition of Stamp Duty on newspapers permitted a subsequent reduction in cover price (to 2d) allowed the paper to be published daily.


The Guardian achieved national and international recognition under the editorship of CP Scott, who held the post for 57 years from 1872. Scott bought the paper in 1907 following the death of Taylor's son, and pledged that the principles laid down in the founder's will would be upheld by retaining the independence of the newspaper. CP Scott outlined those principals in a much-quoted article written to celebrate the centenary of the paper: "Comment is free, but facts are sacred... The voice of opponents no less than that of friends has a right to be heard."

After retiring from an active role in managing and editing the paper, Scott passed control to his two sons, John Russell Scott as manager and Edward Taylor Scott as editor. Realising that the future independence of the paper would be jeopardised in the event of the death of one or the other, the two sons made an agreement that in the event of either's death, one would buy the other's share.

CP Scott died in 1932 and was followed only four months later by Edward, so sole ownership fell to JR Scott. Faced with the potential of crippling death duties and the predatory interest of competitors, Scott contemplated a radical move to ensure the future of both the Guardian and the highly profitable Manchester Evening News. He concluded that the only solution was to give away his inheritance, a far-reaching solution which provoked close advisor (and future Lord Chancellor) Gavin Simonds to conclude: "you are trying to do something which is very repugnant to the law of England. You are trying to divest yourself of a property right".

In June 1936, JR Scott formally passed ownership of the paper to the trustees of the Scott Trust. As well as pledging to ensure the radical editorial tradition of the paper (that the newspaper "shall be conducted in the future on the same lines and in the same spirit as heretofore", in the words of the founder's legacy), the Scott Trust also has the duty to maintain a secure financial footing for the business: "...to devote the whole of the surplus profits of the Company which would otherwise have been available for dividends...towards building up the reserves of the Company and increasing the circulation of and expanding and improving the newspapers." These principles remain the only instructions given to an incoming editor of the Guardian, though the Scott family retained an interest in the running of the company until 1984, when, aged 70, Richard F Scott retired from the chairmanship of the Trust.

As the influence of the Manchester Guardian grew beyond its Northern hinterland, a new challenge faced the paper under the editorship of AP Wadsworth, who took over the post in 1944. The limited number of pages in the paper, poor quality of the printing and sometimes peculiar news agenda were once perceived as part of the regional charm of the paper. In comparison to the other papers on Fleet Street, however, the Guardian's eccentric virtues often seemed to be outweighed by its peculiar idiosyncrasies: the absence of horse racing, high-handed moral posturing and woolly leaders.

Alongside the Daily Telegraph and the Times, the Guardian lacked resources (despite costing 1d more a day), and an approach to commercial activity that could be charitably described as naive did not help matters. On the first day of the Chatterley trial, the Guardian carried a front page advertisement for the Telegraph 'the paper you can trust', which 'provides all you can want in a newspaper' - and at a cheaper cover price too.

The editor of the paper moved to London in 1964, committing the Guardian to an uncertain future in the national market, and shortly afterwards financial problems came to a head. The paper relied heavily on the Manchester Evening News for financial support, and in the mid-60s the threat to the paper's future grew severe enough for the chairman of the Scott Trust, Laurance Scott, to approach the Times to discuss the possibility of a merger. The Times was in a similarly perilous financial situation, and many were of the opinion that there was only room for one competitor to the Telegraph. Eventually the talks came to nothing, but not before a serious examination of the logistics involved had been considered on both sides. Alastair Hetherington, the editor at this time, remained a staunch advocate of the Guardian's independence, and the modern paper owes much to his leadership and vision during this period.

Investment in printing and the completion of a move to improved offices in London in 1976 helped consolidate the Guardian's position, aided by an expansion programme that included the revamping of the Guardian Weekly to include content from both the Washington Post and Le Monde. In the increasingly polarised political climate of the late 70s and early 80s the Guardian's position as the voice of the left was unchallenged. The opinion pages were the birthplace of the SDP, and the letters page was where the battle for the future direction of the Labour Party was played out, while the coverage of industrial disputes including the 1984-1985 Miners' Strike defined the paper's position.

The status quo among the quality press was irrevocably altered by the launch of the Independent in 1986. Capturing the centre ground between the Guardian on the left and the Times and Telegraph on the right, the Independent attracted big name writers and readers with a modern design and distribution network that made the most of the post-union market. Within a few years the circulation of the Independent rose to within touching distance of both the Times and the Guardian, and the previously stagnant market was provoked into a frenzy of defensive activity to retain readers.

In 1988 the Guardian made a bold and innovative attempt to reassert its position on Fleet Street, with a major redesign that began the modern period of success in the history of the paper.

In 1993 the intensely competitive broadsheet market was again thrown into confusion by the reduction of the cover price of the Times, firstly from 45p to 30p, then again in June 1994 from 30p to 20p. As the Times attracted readers, first the Daily Telegraph and then the Independent followed suit, running at substantial losses as they battled to survive. Throughout this period the Guardian remained at full price, investing resources in journalism and distancing itself from the price war through distinctive and innovative marketing, product development and consistently breaking big stories.

During these years the paper has increased its circulation, remained commercially successful and achieved critical acclaim for both the quality of its journalism and the innovation, both consistently followed by its competitors.

The Guardian was at the forefront of the sleaze revelations that contributed to the downfall of the Conservative government in 1997, with a series of investigations into the affairs of Tory MPs, including Jonathan Aitken and Neil Hamilton.

This reputation was cemented by the collapse of the libel case brought against the paper by former Minister Jonathan Aitken. Aitken was convicted of perjury and jailed in June 1999, and the investigations won the Guardian critical acclaim from all sides - including the prestigious Newspaper of the Year Award in both 1997 and 1998.

In 1997 the Guardian became the first national newspaper to appoint a readers' editor, producer of the daily Corrections and Clarifications column.

The Guardian Unlimited network of websites was launched in January 1999. By March 2001 GU had over 2.4 million unique users, making it the most popular UK newspaper website.

On September 12 2005 the new Berliner Guardian launched, with a ground-breaking design in a mid-size format. The Guardian became the UK's first full-colour national newspaper, and the first UK national newspaper ever to adopt this size.


C. П. Скотт, редактор The Guardian

на протяжении 57 лет (с 1872 г.)



Манчестер Гардиан (Manchester Guardian) был основан Джоном Эдвардом Тэйлором (John Edward Taylor) в 1821 году. Первый номер вышел 5 мая. Первоначально, назначением газеты было продвижение либеральных интересов в тяжелые времена - после резни при Питерлоо (Peterloo Massacre в 1819 произошел разгон войсками шестидесятитысячного митинга в Манчестере и кровавая расправа с его участниками, рабочими, требовавшими реформы избирательной системы; 11 человек было убито, 600 ранено; слово образовано по аналогии с Waterloo, поскольку войска, сражавшиеся в битве при Ватерлоо, участвовали в этой расправе; первая часть – по названию места проведения митинга Сент-Питерз-Филдз - St. Peter's Fields) и поддержка компании по отмену Хлебных законов (Corn Laws - общее название законов, регулировавших в 15-19 ввоз и вывоз зерна и сельскохозяйственных продуктов; охраняли интересы землевладельцев; усугубляли бедственное положение масс, в период "Голодных сороковых годов" [Hungry Forties]; были отменены в 1846), которые действовали в Манчестере в то время. Гардиан публиковалась еженедельно до 1836 года, когда она начала издаваться по средам и субботам. В 1855 году издание стало ежедневным. Это произошло благодаря отмене гербового сбора на газеты, вследствие чего цена Гардиан уменьшилась с семи долларов до двух.


Гардиан достигла национального и международного признания под руководством С.П. Скотта (C.P. Scott), который пробыл на посту редактора 57 лет, начиная с 1872 года. Скотт купил газету в 1907 году, после смерти сына Тэйлора. Он дал обет, что принципы, провозглашенные основателем Гардиан, будут поддерживаться путем сохранения независимости газеты. Скотт изложил в статье, посвященной столетию газеты (эта статья с тех пор очень часто цитировалась), следующие принципы: "Комментарий свободен, но факт - священен (неприкосновенен)... Оппонент имеет не меньше прав быть услышанным, чем тот, кого вы поддерживаете в душе".


После ухода от дел (непосредственного управления газетой и редактирования), Скотт передал контроль двум своим сыновьям - Джону Расселу Скоту (назначив его управляющим) и Эдварду Тэйлору Скотту (получившему место редактора). [John Russell Scott and Edward Taylor Scott]. Осознавая, что будущее газеты может оказаться в опасности, если один из них умрет, братья заключили соглашение, что в случае смерти одного, второй покупает его долю.


С.П. Скотт (CP Scott) умирает в 1932 году, а четыре месяца спустя - и один из братьев, Эдвард. Таким образом, владение и управление газетой полностью переходит в руки Дж. Р. Скотта (J.R. Scott). Учитывая вероятность изменения законодательства в области налогообложения наследства, а так же хищнические интересы конкурентов, Скотт обумывал радикальный шаг, для того, чтобы обеспечить независимое будущее как Гардиан, так и более прибыльному изданию Манчестер Ивнинг Ньюс (Manchester Evening News). И он пришел к заключению, что есть только один путь - отказаться от своего наследства. Это было дальновидное решение, подсказанное близким другом (в будущем лорд-канцлером, т.е. главой судебного ведомства и верховным судьей Англии, председателем палаты лордов и одного из отделений Верховного суда) Гэйвином Симондсом (Gavin Simonds). Последний сказал Скотту: "Ты пытаешься сделать то, что противоречит всем законам. Ты сам пытаешься лишить себя права собственности".


В июне 1936, Дж.Р. Скотт формально передал владение газетой доверенным лицам из Треста Скоттов (Scott Trust). Это было сделано для того, чтобы поддержать традиционные для газеты принципы (следуя словам ее основателя, газета "должна идти в будущем тем же курсом, что и прежде"), Трест Скоттов (Scott Trust) также взял на себя обязанности по установлению стабильного финансового положения Гардиан: "...все сверхдоходы компании направляются на пополнение денежного фонда компании, который используется для увеличения тиража, продвижения на рынке и в целом улучшения и развития газет". Этот принцип оставался неизменным и явился важнейшим правилом для вновь пришедшего редактора (хотя семья Скоттов и имела долю в компании до 1984 года, когда семидесятилетний Ричард Ф Скотт [Richard F Scott] оставил пост главы треста).


По мере роста влияния (даже по сравнению с центральными газетами) Манчестер Гардиан столкнулась с новыми проблемами. В то время редактором был А.П. Вадсвох (AP Wadsworth), занявший свой пост в 1944 году. Ограниченное число страниц в газете, плохое качество печати и иногда довольно необычный набор главных новостей, воспринимались как составляющая "регионального шарма" газеты. Однако в сравнении с другими газетами Флит Стрит (Fleet Street), у Гардиан были свои выдающиеся отличительные особенности, перевешивавшие многое: во-первых, в газете не печатались итоги лошадиных гонок; во-вторых, Гардиан не вставала в надменную позу высокомерного морализаторства; и, в-третьих, там не было "толстокожих политиканов".

Как и Дэйли Телеграф (Daily Telegraph) и Таймс (Times), Гардиан испытывала проблемы с финансовыми ресурсами (несмотря на то, что 1 доллар тратился больше, чем на день), и осуществлявшиеся попытки коммерческой деятельности, которые снисходительно можно было бы назвать наивным, не помогали делу. В первый день судебного процесса Чаттерлей (Chatterley trial), Гардиан поместила на первую полосу рекламное объявление газеты Телеграф (Telegraph): "газета, которой вы можете доверять", и которая "дает вам все, что вы только можете хотеть от газеты" - и также уменьшила цену вдвое.

В 1964 году редактор газеты переехал в Лондон, для того, чтобы препоручить судьбу Гардиан неизвестному будущему на национальном печатном рынке, и вскоре после этого денежные проблемы стали основной головной болью издания. Гардиан очень полагалась на финансовую поддержку Манчестер Ивнинг Ньюс, и в середине 60х угроза будущему газеты стала настолько серьезной, что глава Треста Скоттов, Лаурэнс Скотт (Laurance Scott), предложил Таймс обсудить возможность слияния. Таймс в то время находился в таком же тяжелом финансовом положении, и многие считали, что есть место только для одного конкурента с Телеграф (Telegraph). В конце концов эти разговоры окончились ничем, но прежде была проведена серьезная, доскональная проверка возможности слияния экспертами обеих сторон. Аластаир Хетерингтон (Alastair Hetherington), редактор Гардиан в то время, убежденно настаивал на том, что газета должна оставаться независимой, и на сегодняшний день издание многим обязано его стойкости и независимой позиции в этот период.

Финансовые вложения в усовершенствование качества печати и окончательный переезд офисов компании в Лондон в 1976 году помогли консолидировать позиции Гардиан. Позиции поддерживались за счет программы развития, которая включала в себя пересмотр содержания Гардиан Уикли (Guardian Weekly), - теперь туда стали включать статьи и Вашингтон Пост (Washington Post) и Ле Монде (Le Monde). В чрезвычайно поляризированном политическом климате конца 70х - начала 80х позиция Гардиан, как голоса левых, не изменилась. На cтраницах, где публиковались мнения и комментарии, родилась СДП (SDP - Social Democratic Party Социал-демократическая партия (образована в 1981 из числа членов правого крыла лейбористской партии [Labour Party]; в том же году сформировала альянс с либеральной партией [Liberal Party]; в 1988, в результате раскола партии, реорганизована и переименована в партию социал-либеральных демократов [Social and Liberal Democrats]; в 1989 снова переименована в Партию либерал-демократов [Liberal Democrats]; занимает центристские позиции; насчитывает 60 членов). Страницы, на которых публиковались письма, стали местом подчас драматических "битв" и споров о будущем направлении лейбористской партии. В то время как освещение промышленных споров, включая шахтерскую забастовку 1984-1985 годов, определяло позицию самой газеты.

Статус кво среди качественных изданий был безвозвратно изменен с выходом в свет газеты Индепендент (Independent) в 1986. Заняв промежуточное положение между левой Гардиан и правыми Таймс и Телеграф, Индепендент привлекала известных авторов и читателей за счет современного дизайна, и хорошо развитой сети распространения, которая охватывала все пост-союзное пространство. В течение нескольких лет тираж Индепендент сильно вырос, лишь немного оставая от тиражей Гардиан и Таймс, и прежде устоявшийся и слабо развивающийся рынок был спровоцирован на неистовые оборонительные усилия по удержанию своих читателей.

В 1988 году Гардиан сделала дерзкую попытку вновь укрепить свои позиции на Флит Стрит, и начала она с глобальных изменений в дизайне. Наступила новая эра успеха Гардиан.

В 1993 высококонкурентный рынок широкоформатных изданий вновь всколыхнулся из-за того, что Таймс понизила цену номера - сперва с 45 до 30 пенсов, затем снова, в июне 94-го, с 30 пенсов до 20. Таким образом Таймс привлекала читателей. Дэйли Телеграф и Индепендент не замедлили последовать ее примеру. Это привело к стремлению всех изданий уменьшить свои основные издержки - фактически, шла битва за выживание на рынке. В этот же период Гардиан продавалась за прежнюю полную стоимость. Газета инвестировала прибыль в развитие - выпуская отличный от других, новаторский продукт, последовательно публикуя громкие, скандальные материалы, и не участвуя в ценовой войне.

За эти годы издание существенно увеличило свой тираж, оставаясь коммерчески успешным продуктом и получив широкое признание (даже со стороны конкурентов) как в области журналистского мастерства, так и относительно своей политики инноваций.

Газета находилась на передовой во время историй с разоблачениями аморальных действий отдельных публичных фигур. Она внесла свой вклад в низвержение консервативного правительства в 1997 году. Была опубликована серия журналистских расследовательских материалов, которые касались членов парламента, принадлежащих партии Тори, включая Джонатана Эйткина и Нэйла Гамильтона (Jonathan Aitken and Neil Hamilton).

Такая репутация разоблачителя закрепилась за Гардиан после того, как упомянутый выше министр Джонатан Эйткен проиграл дело о клевете, предъявив соответствующие обвинения газете. В результате Эйткен был осужден за лжесвидетельство и заключен под стражу в июне 1999 года. Эти журналистские расследования получили широкое одобрение со всех сторон. В том числе, Гардиан получила престижную награду "Газета года" в 1997 и 1998 годах.

В 1997 году Гардиан становится первой национальной газетой, назначившей своеобразного "народного редактора" из читателей, который ведет ежедневную колонку "Поправки и пояснения".

Сеть веб-сайтов Гардиан Анлимитед (Guardian Unlimited) начала функционировать с января 1999 года. К марту 2001 эта сеть уже имела 2,4 миллиона уникальных (т.е. единичных, отдельных) пользователя, став самой популярной в Великобритании.

12 сентября 2005 года был запущен новый берлинский вариант Гардиан, с революционным дизайном и в половинном формате (средним между широкоформатным изданием и таблоидом). Гардиан стала первой, издающейся в полном цвете и применившей подобный средний размер, национальной газетой.


Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz