Домой     Acta  Diurna    Содержание

Алексеев В. А.

Проблема взаимодействия протестантских СМИ
и современного российского общества

 

Введение

1. Протестантизм и современное общество

1.1 Формирование и развитие движения в России

Протестантские церкви в России

Союз Церквей Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ) России

Совет Церквей Евангельских Христиан-Баптистов (СЦ ЕХБ)

Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников в России

Российский Союз (Унион) Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (АСД)

Церковь Адвентистов Седьмого Дня (АСД)

Свидетели Иеговы

Лютеранские церкви

Евангелическо-Лютеранская Церковь России

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Мормоны)

Российское отделение Армия Спасения

1.2 Протестантизм и общество: социальный диалог сегодня

2. Модель протестантской печати

2.1 Анализ печатной периодики

Евангельская газета «Мирт»

Духовно-назидательный журнал «Вестник истины»

Христианская газета для всех «Время надежды»

Христианский буклет «Воскресение»

Христианская газета «Дело Веры»

2.2 Создание модели протестантских СМИ

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

Введение

Религия освещает все стороны современной жизни. В XXI веке значение духовности и моральных принципов не стало менее актуальным, а значит это утверждение верно. Верно так же и то, что самая читаемая книга по-прежнему Библия и все острые социальные вопросы так или иначе затрагивают проблему религиозной самоидентификации. Современное общество нельзя представить вне духовной составляющей – менталитета каждого народа. «Действительно, если религия является общим из наиболее реальных аспектов жизни различных обществ и культур, а не искусственным явлением, следует ожидать, что социальные нормы и обычаи каждого контекста повлияют на форму, которую приобретает каждая религия; точно так же религия будет оказывать влияние на другие аспекты этой культуры »[1] отмечает религиозный исследователь Мартин Форвард.

 Что изменилось в России? Наша культура глубоко религиозна, но сегодня далеко не каждый является воцерковленным членом Русской Православной Церкви. Приходят новые времена, но приходят ли новые духовные ориентиры? Что мы приобрели взамен утраченного доверия к православию? На постсоветском пространстве за очень короткое время появились новые пути духовного поиска. Что-то было и прежде. На одно из таких устойчивых явлений религиозной жизни России следует обратить внимание. Эта «новая» и очень популярная религия сегодня – протестантизм. Нельзя отрицать, что служения пасторов и пресвитеров собирают, куда большую паству, по сравнению с православными приходами. Протестантизм прочно вошел в общественно-политическую жизнь страны, заявив о себе масштабными социальными акциями и программами.

Только в пределах города Перми официально зарегистрировано более десятка различных деноминаций протестантского толка. Все больше людей из самых разных слоев общества привлекают идеи протестантизма. Вместе с тем, кого-то отталкивают действия «Свидетелей Иеговы», кто-то устал от многочисленной религиозной литературы, в своих почтовых ящиках, а кому-то невозможно представить себя вне общины, кому-то вера во Христа спасла жизнь.

Как у религии, динамично развивающейся и социально-активной, у всех протестантских движений есть различные средства взаимодействия как внутри сообществ, так и в среде широкой общественности. Многочисленная печатная продукция, теле- и радиопроекты, собственные СМИ встречались, хотя бы раз, каждому. В связи с ростом популярности протестантских деноминаций и заметным увеличением их социальной активности становится актуальным вопрос об интеграции евангельских средств массовой информации в общество. Что такое протестантская газета? Что отличает евангельский журнал? Эти вопросы остаются открытыми. Проблема существования христианской журналистики не ограничивается ее малочисленностью и некоторой ограниченностью. Возникает вопрос – может ли существовать евангельская печать, выполняет ли она свои функции как средства массовой информации и взаимодействия не только в рамках конфессий, но и в условиях светского информационного пространства.

Цели исследования: проанализировать явление протестантизма в России и создать обобщенную модель протестантской печати на примере разных видов газет и журналов региона.

 

Задачи исследования:

1.     Охарактеризовать явление протестантизма в России как независимой религии, обладающей потенциалом массового распространения.

2.     Выявить основные направления развития движения, взаимодействия данной религии и общества.

3.     Проанализировать различные виды газет и журналов, распространяемых на территории региона.

 

 

4.     Сформировать модель евангельской печати на основе типологизации представленной периодики.

Материал исследования

1.     Теоретические исследования проблемы взаимодействия религиозных движений и общества, религиозных печатных СМИ.

2.      Протестантские СМИ, свободно распространяемые в регионе.

3.     Материалы религиозных интернет-сообществ.

 

 


 

1. Протестантизм и современное общество

 

1.1 Формирование и развитие движения в России[2]

 

Протестантизм – одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI в. в Европе.

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошел термин «протестантизм».

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т.д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа:

·                     спасение личной верой,

·                     священство всех верующих,

·                     исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме, таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов. Обмирщая Церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество.



Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших, почитание святых и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм:

·                     баптисты,

·                     методисты,

·                     квакеры,

·                     адвентисты,

·                     пятидесятники,

·                     Свидетели Иеговы,

·                     мормоны, или «Святые последних дней»,

·                     Армия Спасения,

·                     Христианская наука и ряд других.

Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, Свидетелей Иеговы и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.

 

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

 

 

Протестантские церкви в России

 

Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты и позднее баптисты главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в. начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились «Свидетели Иеговы»

В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более миллиона человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов.)

 

Союз Церквей Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ) России

 

Имеет 1000 общин, 80 000 членов. Общины сгруппированы в 38 региональных объединений, возглавляемых старшими пресвитерами. Высшая власть в Союзе Церквей ЕХБ России принадлежит Съезду. Исполнительным, постоянно действующим органом является Совет Союза Церквей ЕХБ во главе с председателем. При Совете функционируют отделы: миссионерский, религиозного образования, международных связей.

Союз Церквей ЕХБ располагает системой духовных школ. Одна из них – Заочный библейский институт. Действует уже в течении 25 лет. Готовит пасторов, миссионеров, руководителей воскресных школ. Срок обучения 3 года. С 1993 года в Москве начала функционировать духовная семинария Обучение очное, в течении 4 лет. Практически при каждой общине есть воскресная школа для детей.

Союз Церквей ЕХБ России имеет издательство "Христианин и время",

выпускающее одноименные газету (1 раз в месяц, и журнал (1 раз в квартал), а также бюллетень Пилигрим" (ежемесячно). Кроме того, Федерация Союзов Церквей ЕХБ представляющая церкви стран СНГ, издает журнал "Братский вестник (с 1944 г.) и газету "Христианское слово" (с 1991 г.). Независимое издательство Протестант" (Москва) выпускает различную литературу по религиозной тематике, в том числе переводную, а также одноименную газету (ежемесячно). В Санкт-Петербурге и Иркутске работают радиостудии. За последние годы общественно-активная часть членов церкви обратилась к различным видам социальной деятельности. Ведется широкая благотворительная работа, создана Ассоциация христиан-медиков и Ассоциация христианских предпринимателей. В Рязанской обл. организовано большое фермерское хозяйство "Преображение".

 

Совет Церквей Евангельских Христиан-Баптистов (СЦ ЕХБ)

 

Это объединение возникло в 1961 г. в результате разрыва части членов церкви ЕХБ с существовавшим тогда руководством — Всесоюзным Советом ЕХБ. До 1988 г. СЦ ЕХБ находился на нелегальном положении, около тысячи человек — членов этой церкви — подвергались репрессиям, главным образом, за издание религиозной литературы и организованное обучение детей религии. Для большинства руководителей и рядовых верующих СЦ ЕХБ государственная регистрация религиозных объединений представляется противоречащей принципу религиозной свободы. Поэтому они и сегодня функционируют без прав юридического лица.

СЦ ЕХБ в России насчитывает более 200 общин, свыше 10 тыс. членов Объединение имеет издательство "Христианин", выпускающее журналы "Вестник истины" и "Братский листок", издает другую религиозную литературу.

 

Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников в России

 

Пятидесятничество — одно из позднепротестантских христианских течений. Возникло в начале XX в. в США. Его своеобразие состоит в учении о дарах Святого Духа: крещение Духом Святым есть особое экстатическое переживание верующего, внешним выражением которого является глоссолалия, понимаемая как разговор истинного христианина с Богом на незнакомом языке. Обретение "даров Святого Духа" рассматривалось пионерами этого движения как признак возрождения древней церкви и близости второго пришествия Христа. (Согласно Новому Завету на учеников Христа в 50-й день после его воскресения из мертвых с неба сошел Святой Дух, в результате чего они обрели способность проповедовать евангельское учение на различных языках. Отсюда название "пятидесятники".) Вначале пятидесятники представляли собой духовную элиту разных христианских церквей. Постепенно, выходя из них, они образовали самостоятельные общины, которые, однако, не достигали организационного единства из-за расхождений между ними. В настоящее время пятидесятничество динамично развивается. Число его последователей (по самооценке) достигает 300 млн человек, живущих на всех континентах.

В марте 1991 г. пятидесятники, вышедшие из Союза ЕХБ, образовали самостоятельную церковную организацию — Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников СССР. Были образованы также республиканские Союзы Церкви, в частности Союз Христиан Веры Евангельской России. В настоящее время он имеет более 350 общин с почти 25 тыс. верующих, объединенных в 7 межрегиональных духовных управлений. Руководят духовной жизнью в общинах пасторы. У них есть помощники — диаконы и диакониссы. Все они избираются на общем собрании членов церкви (общины) и ежегодно отчитываются о своей работе. Деятельность общин в регионах (областях, краях, республиках) и на межрегиональном уровне контролируют епископы, избираемые на собраниях представителей общин сроком на 4 года. Высший орган управления в Церкви — Съезд — избирает тайным голосованием Совет Союза ХВЕ России в составе 20 епископов, в том числе Председателя и его заместителей. Постоянно действующим рабочим органом является Президиум Совета. В него входят Председатель Совета и его заместители, руководители отделов (евангелизации, миссии, образования, молодежный отдел). С 1992 г. в Москве действует Теологический институт Церкви, готовящий служителей для общин России, а также русскоязычных общин в странах СНГ. Институт рассчитан на 100 человек, срок обучения — 4 года. Периодические издания Церкви: журналы "Примиритель" (6 номеров в год, 20 тыс. экз.) "С Верой, Надеждой, Любовью" — христианский журнал для женщин, совместное издание Российско-Американской Ассамблеи Бога и Союза ХВЕ — Пятидесятников (4 номера в год, 20 тыс. экз.).

Общины пятидесятников, уклоняющиеся от официальной регистрации по принципиальным соображениям (их около 300, до 15 тыс. верующих), не имеют единой организационной структуры. В необходимых случаях их юридическими представителями являются миссии — "Ковчег" (Москва), "Поволжская христианская миссия" (Волгоград), Ассоциация христианских миссий и др. Последняя специализируется также на собственно миссионерской и издательской деятельности.

 

Российский Союз (Унион) Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (АСД)

 

Адвентизм возник в 30-х годах XIX в. в США.Центральным догматом вероучения адвентистов является идея близкого второгопришествия Христа и установления на обновленной земле его тысячелетнегоцарства. Наиболее крупная организация этого вероисповедания —

 

 

Церковь Адвентистов Седьмого Дня (АСД)

 

Ее основательница Эллен Уайт (1827—1915),книги Э. Уайт пользуются, наряду с Библией, огромным авторитетом. АСД отрицает бессмертие души, учение о рае и аде. В отличие от других христиан, чтят день субботний в соответствии с четвертой заповедью Декалога Моисея (Ветхий Завет), а не воскресенье. Особое значение в Церкви придается здоровой пище, воздержанию от спиртных напитков, табака, чая и кофе. Члены Церкви платят "десятину" — церковный налог в размере десятой части личного дохода. В мире насчитывается более 5 млн последователей АСД, около 30 тыс. церквей (общин) в 184 странах мира. Всемирный центр Церкви АСД — Генеральная Конференция — находится в Вашингтоне (США).

На территории России приверженцы АСД появились в 1886 г. в Крыму. В настоящее время Российский Союз Церкви АСД насчитывает более 45 тыс. членов – около 200 общин, объединенных в 8 межрегиональных духовных управления (конференции). В свою очередь, Российский Союз, наряду с аналогичными союзами Церкви АСД в других государствах (в прошлом — республиках СССР), входит в Европейско-Азиатское отделение (дивизион) Всемирной Церкви АСД.

Высшим органом управления в церкви является Съезд, на котором из числа проповедников избираются президент, секретарь и казначей, наделенные исполнительскими функциями. Рабочими органами Союза служат отделы: пастырского служения, церковного служения, литературно-издательский, образования, религиозной свободы и внешних связей, ассоциация по работе с заключенными. Кадры служителей церкви готовит Заокская духовная академия (Тульская обл.). Поскольку в церкви большое значение придается правильному питанию, в Академии введен курс практического овощеводства. Церковь осуществляет обширную благотворительную программу.

 

Свидетели Иеговы

 

Свидетели Иеговы — одно из поздних течений в протестантизме. Оно было основано американским кальвинистом Чарльзом Расселом (1852—1916), организовавшим в 1870 г. кружок по изучению Библии, который в 1931 г. был переименован в организацию Свидетелей Иеговы. Основные положения ее вероучения изложены в семитомном труде "Исследования Священного писания" Ч. Рассела, заявившем о себе как о глашатае Божием.

Творец и источник жизни, согласно этому учению, Бог Иегова. Все сущее Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух _ творческая сила Иеговы, которой он наделил Христа и тех, "кого он уполномочил представлять его".Свидетели Иеговы отрицают существование ада. Исторический процесс завершается армагеддоном — глобальной войной, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в истину учения Свидетелей Иеговы.В настоящее время последователей Свидетелей Иеговы насчитывается б 3,6 млн человек в 205 странах мира. Религиозная организация Свидетелей носит строго централизованный характер. Власть вышестоящих органов объединения по отношению к нижестоящим — абсолютна. Ее первичное звено — (община верующих), возглавляемое надзирателем (пресвитером). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Центральным духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими "видимым посредником Господа на земле", состоит из 15 человек, находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Проповеднической деятельностью в различных регионах мира управляют 95 филиалов Руководящей Корпорации. Центр издает журналы "Сторожевая башня" на (104 языках, более 11 млн экз.) и "Пробудитесь!" (на 54 языках, 11 млн экз.).

На территории бывшего СССР Свидетели Иеговы появились в 1939—1940 гг вхождением в его состав Зап. Украины, Зап. Белоруссии, Буковины, Бессарабии Всего в границах бывшего СССР насчитывается примерно 5040 общин, в том числе 44 в России. Общая численность членов превышает 40 тыс. человек.

 

Лютеранские церкви

 

Лютеранство — крупнейшее по численности направление протестантизма. Основано в XVI в. Мартином Лютером. Распространено в Скандинавских странах, в Германии, США, государствах Балтии. Национальные лютеранские церкви входят во Всемирный Совет лютеранских церквей. Штаб-квартира Совета находится в Швеции.

В России существует несколько самостоятельных лютеранских церквей

 

Евангелическо-Лютеранская Церковь России

 

ЕЛЦ России (до июля 1993 г. — Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь) — наиболее крупная среди лютеранских церквей России, объединяет около 350 приходов. Преобладающую часть ее членов составляют немцы. Территориально церковь делится на две епархии: епархию европейской части России (управленческий центр в Москве) и епархию, объединяющую приходы Урала, Сибири и Дальнего Востока (с центром в Омске). В Москве имеется представительство ЕЛЦ России для связи с правительством и общественными организациями.

ЕЛЦ России, вместе с епархиями ЕЛЦ Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, образуют Евангелическо-Лютеранскую Церковь как целостную организацию. Управленческий центр церкви (канцелярия) находится в Санкт-Петербурге.

В церкви принято персональное членство. Материальную базу ее жизнедеятельности составляют денежные взносы ее членов(размеры взносов не регламентированы).

Подготовка пасторов осуществляется в общецерковном Теологическом семинаре, который собирается два раза в год на двухнедельные сессии. В приходах организованы воскресные школы. Издаётся общецерковная газета «Ботэ» («Вести») на русском и немецком языках. В декабре 1993 г. Вышел первый номер газеты епархии ЕЛЦ европейской части России «Старосадский вестник»

 

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России

 

Ингрия – территория, отвоеванная Россией у Швеции во время Северной войны. На ней Петр заложил новую столицу — Санкт-Петербург. Население Ингрии — финны — исповедовали лютеранство, которое было официально признано правительством Российской империи. При советской власти, в 1928— 1946 гг., примерно 60 тыс., т.е. половина, ингерманляндских финнов погибли или были расстреляны в местах высылки и лагерях. Была уничтожена и Ингерманляндская церковь. В 1970 г. началось возрождение церкви. В 1990 г. было создано Ингерманляндское пробство (церковный округ) в составе ЕЛЦ Эстонии, имевшее 16 приходов, в том числе 11 в Ингрии и 5 в Карелии. Церковь насчитывала около 9 тыс. верующих. В 1992 г. Ингерманляндское пробство преобразовано в Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России.Кроме того, в качестве самостоятельных функционируют: Единая Евангелическо-Лютеранская Церковь России в количестве 20 общин во главе с суперинтендантом, резиденция которого находится в Санкт-Петербурге; Евангелическая Российская Церковь — одна община в Санкт-Петербурге, образована в 1990 г. Церковь стремится адаптировать протестантские формы богослужения к культурным традициям России.

 

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Мормоны)

 

Возникла в 1830-е годы в США. Основатель — Джозеф Смит (1805—1844). Источником вероучения признаются Библия и Книга Мормона, содержащая откровения пророка Мормона. Церкви присущ ряд особенностей вероучения, организации и практики:

1. Америка, ее народ включены в иудео-христианскую традицию через версию о том, что за шесть столетий до новой эры на этом континенте поселились прямые потомки некоего семитского племени, ставшего непосредственным предком американских индейцев. Кроме того, Книга Мормона повествует о посещении Америки Иисусом Христом после его воскресения.

2. В организационном плане церковь демонстрирует приверженность раннехристианской традиции. Ее возглавляет Пророк — харизматический лидер. При нем находятся 12 апостолов. Чины священства включают также патриархов, первосвященников, семидесятых (по аналогии с 70-ю учениками Христа), старейшин, священников, учителей, дьяконов. Местными общинами руководят епископы. Однако оплачиваемого духовенства в церкви нет.

3. Исключительное значение придается семье; брак считается священным, а семья — созданной для вечности.

В конце 80-х — начале 90-х годов насчитывалось до 8 млн членов церкви в 130 странах мира. Всемирный центр церкви находится в США, в г. Солт-Лейк-Сити. Члены церкви платят церковный налог — десятину, а также ежемесячно – «приношение поста», т.е. сумму, сэкономленную в результате однодневного воздержания от пищи.

В России первые группы мормонов (приходы) появились в 1989 г. В настоящее время действуют миссии в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге Новосибирске, Самаре, Ростове, занимающиеся организацией приходов в прилегающих регионах. В каждом приходе религиозное образование детей и юношей (14— 18 лет) осуществляется в семинариях (кружках), а лиц старше 18 лет — в институтах. В приходах действуют также отделения Женского общества милосердия Организации молодых женщин, Организации первоначального общества (для детей).

 

Российское отделение Армия Спасения

 

Армия спасения — протестантская церковь, начало которой было положено Вильямом Бутом в 1865 г., до того — методистским проповедником. Возникнув в Англии как религиозно-филантропическая организация, сегодня Армия Спасения имеет свои отделения в без малого 100 странах, насчитывает свыше 14 тыс. приходов ("корпусов"), а также большое число социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Члены Армии Спасения носят звания, подобные воинским: солдаты, лейтенанты, капитаны, комиссары, генералы.

В России Армия Спасения действовала с 1913 по 1923 г. Возобновила свою деятельность в 1991 г.. открыв отделение в Санкт-Петербурге, а в 1992 г. в Москве. Ныне насчитывается 17 корпусов Армии, в том числе в Омске, Ростове, Волгограде и других городах с общим числом солдат до 1,5 тыс. человек. Осуществлен первый выпуск офицерской школы, звание лейтенанта получили 11 человек.

Армия спасения ведет активную социальную работу: распространяет среди нуждающихся продовольственные продукты, открывает бесплатные столовые и др.

Члены Армии занимаются также религиозно-просветительской деятельностью: организуют воскресные школы, изучение Библии взрослыми, по воскресеньям свершаются молитвенные собрания в больших залах.

Выходит газеты "Вестник спасения" (один раз в месяц, около 10 тыс. экз.).

 

 

 

 

Помимо вышеперечисленных организаций, существуют так же и менее распространенные в России движения: Новоапостольская церковь, Церковь Объединения в России и другие. Как правило, у большинства упомянутых конфессий, есть всевозможные не признанные и не зарегистрированные автономные группы, чаще всего идейно оппозиционные духовному первоисточнику, информационно не развитые, и не имеющие потенциала к развитию.

 

 

 


1.2 Протестантизм и общество: социальный диалог сегодня

 

Развитие движения протестантизма в России неразрывно связано с советским периодом нашего общества. За время существования СССР протестантизм развивался исключительно в подполье, практически не меняя ограниченной численности членов. Фактически, число деноминаций этой религии до 1917 было настолько незначительным, что приходится говорить лишь об едва заметном интересе к новому европейскому христианству. Что и неудивительно – тезис «за веру, за царя» еще оправдывал себя. Потоки информации и конкретная идеология существующих общественно-политических движений обходили стороной исключительно религиозную составляющую вопроса государства и социума. Православие отвечало взаимностью. Одновременно с этим, с 1910 года начинает формироваться первая евангельская волна в мире. Период фундаментализма характеризуется этапами рождения и роста нового движения. Вплоть до 1950 года протестантизм завоевывает пространство США, а затем и Европы. После утопических идей всеобъединения и фетишизации библейских текстов наступает время отрезвления, кардинального пересмотра прежних позиций. Вместе с тем, мировое сообщество медленно, но верно двигается вслед за Америкой по пути технологического и, следовательно, информационного подъема. Максимально демократичная, открытая и понятная религия Христа легко сменяет с прежних позиций традиционный католицизм (опять же, в наиболее развитых информационно странах).

Нельзя сказать и того, что в этот период придавалось исключительное значение каждой отдельной личности, но все же наметилась явная тенденция к более активному участию в жизни общества. В этот период начали свою работу многочисленные миссии, молодежные пастырские объединения, радио и телевидение, общественные агентства и другие, чья деятельность сегодня охватывает весь мир. [3] Все стало меняться – послевоенный период становления духовной жизни людей требовал знать и верить. Чему вполне удовлетворяла политика формирования информационного пространства Запада, евангелизм, впрочем, не отставал, медленно, но верно собирая разочарованную войной и временем паству. В России тем временем строился коммунизм, а люди никак не хотели в него верить. Не все конечно, единицы выбрали духовный путь, закладывая основы движения. Для нашей страны немного позднее пришел год 1991, а за ним и стремительный прорыв в непознанное пространство информации и свободы. В том числе совести, слова и вероисповедания. Как сказано в указе правительства РФ: «Российское государство с большим вниманием относится к конституционному праву граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Правительство делает все необходимое для учета специфики религиозных организаций при принятии решений, затрагивающих их деятельность» [4] С большим вниманием правительство относилось к, так называемому, сектантству на протяжении 70 лет. На волне девяностых получили возможность свободного действия все основные движения протестантизма. Что послужило причиной такого подъема? Только ли снятие государственных барьеров? В обществе появилась необходимость новых духовных ориентиров и возможностей развития, и именно протестантизм отвечал этим требованиям. К 1997 году сформировалось информационное пространство России, вместе с бурным развитием государственных и частных СМИ на арену вышли религиозные издания.

На данный момент в общественном сознании существует устойчивый стереотип нетрадиционной евангельской церкви. Все явления, относящиеся к небольшим идеологическим группам христианства, принято рассматривать как сектантство. Подобное мнение формировалось еще в эпоху воинствующего атеизма. В то время как происходило фактическое уничтожение национальной религии – православия, небольшие собрания евангелистов продолжали существовать, невзирая на политику уничтожения, проводимую советским правительством. Народ в своей массе реагировал соответственно «… к ненависти и моральному осуждению еретиков подталкивают массы, конечно, не различая в догматическом содержании учения, которые они в большинстве случаев неспособны понять, но неприятие самого факта противостояния отдельных индивидов большинству, общепринятому»[5]

Если православие свели к извечной формуле «религия – опиум для народа» и выставили все недостатки консервативной церкви на всеобщее осмеяние, евангелизм приравняли к деструктивному оппозиционному движению. Новая непонятная религия с акцентом на личные отношения с Богом и христианским братством в основе была преобразована в сознании народа в понятие «темного фанатичного враждебного сектантства».

Церковь как тип организации по преимуществу консервативна; в известной степени принимает мирской порядок, стоит на позиции мироутверждающей. Господствующей в массах и потому по своему принципу являющейся организацией универсальной, т.е. стремящейся охватить всю человеческую жизнь. Секты в противоположность этому – относительно небольшие группы, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и непосредственно – личной связи между своими членами[6]. Эта позиция западного социолога полностью отражает реальное состояние протестантской идеологии. К сожалению, евангелизму в постперестроечной России пришлось разрушать сложившиеся стереотипы. Протестантские СМИ должны были изначально позиционировать себя как явление необходимое, решающее проблемы социальной напряженности в обществе, а не ограниченный инструмент замкнутых групп. Однако в самой системе церквей возникла необходимость четкого разграничения духовной и мирской жизни. Развитие в период девяностых неизбежно повлекло за собой обмирщение духовных идей, в связи с активной популяризацией протестантизма. Взамен бурного подъема пришло закономерное отторжение, уход на ортодоксальные конформистские позиции. Как следствие – еще не успевшие проявить себя протестантские СМИ, оказались в ситуации идейного противоречия. Не была выработана оптимальная модель евангельской печати, значит, приходилось осваивать либо рынок светской прессы, либо опять возвращаться в подполье или, что еще хуже приравняться к многочисленной рекламной продукции, рекламируя, в свою очередь, Бога. К 2003 году количество изданий для верующих превышало все основные типы светских, а разовый тираж уступал только изданиям для молодежи и семейного круга. Такое число печатной религиозной продукции оправдывалось принципом «заметно то, чего много» Но все это многообразие сложно назвать полноценными средствами массовой информации.

Что представляет собой христианская журналистика сегодня? Попытаемся ответить на этот вопрос с помощью манифеста Ассоциации Христианской Журналистики (АХЖ): «Мы считаем, что без развития христианских СМИ невозможно духовное возрождение ни в России, ни в любой другой стране ближнего и дальнего зарубежья. Наша организация появилась 4 года назад.

Являясь христианской по сути, АХЖ имеет общественный статус. Это межрегиональная общественная организация, главной задачей которой является распространение христианского просветительства. АХЖ, несмотря на финансовые трудности, динамично развивается. В настоящее время в организации состоит 89 членов - православных, католиков и протестантов. Из них 9 человек живет на Украине, в Белоруссии и Молдове, а 6 человек - в США, Германии и на Ямайке. Организация не финансируется из-за рубежа и существует исключительно на добровольные пожертвования» Существование такого объединения - это явление прогресса в информационном религиозном пространстве. Но эта сетевая организация не способна выполнить функции местной печати. Интернет постепенно заполняет информационный вакуум, оставляя нерешенными проблемы евангельских СМИ.

Наша страна за довольно короткое время совершила качественный скачок в информационном развитии. На сегодняшний день практически каждый имеет возможность доступа к необходимой информации. Изменилась также и религиозная жизнь России. Протестантизм, пройдя долгий путь от сектантства до широкой популярности, претерпел значительные изменения. Появилось новое массовое движение, но появились и новые проблемы. Одна из них – это общественное, социальное значение этой религии в России. Вовлечение евангельского духовного мира в процессы развития государства и жизни людей, посредством всего доступного инструментария СМИ могло бы сыграть значительную роль в обществе. Но остаются нерешенные вопросы, евангельские христиане все еще не решили, нужны ли они людям.

 

 


 

2. Модель протестантской печати

 

2.1 Анализ печатной периодики

 

В пределах города Перми официально зарегистрировано двенадцать крупных церквей и множество малочисленных групп. Печатная периодика практически не развита. Газеты, как правило, представляют собой листовки для ограниченного круга лиц, издаваемые в течение непродолжительного времени. В работе будет представлена модель печатных средств, созданная на основе шести различных изданий, выходящих в разное время в Перми, Чайковском (Пермский край), Ижевске, а также официальные издания Союза ХВЕ (Санкт-Петербург) и Союза церквей ЕХБ (Москва).

         Анализ будет проводиться на основании существенных признаков СМИ и тематического содержания печати. В процессе работы подразумевается выявление специфичных жанров, характерных для религиозных изданий.

Существенные признаки средств массовой информации (СП СМИ)[7]:

·        Технологические – используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ как технологические системы); формат изданий и программ; тираж, объем изданий, продолжительность вещания; периодичность выхода, время выхода.

·        Экономические, в соответствии с которыми СМИ различаются по формам собственности; по характеру инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете; по результатам хозяйственной деятельности

·        Аудиторные, классифицирующие СМИ по характеру различных аудиторных групп

·        Характер, тип информации

·        Целевое назначение СМИ – в зависимости от характера осуществляемых функций

·        Организационные признаки – по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ

 

 

Евангельская газета «Мирт»

Санкт-Петербург, РС ХВЕ, 01-02. 2007 год

 

СП СМИ:

 

Печатное СМИ, формат – таблоид, тираж 3500 экземпляров, 32 полосы, основана в 1996 году, выходит ежемесячно.

Собственность общественной организации, газета существует за счет добровольных пожертвований

Газета ориентирована на аудиторию всех христианских церквей России

Информация художественно-публицистического характера, в газете присутствуют просветительские, информационные, аналитические материалы

 Учредитель: МРОЕХ « ХЦ «Мирт»

 

Полосный анализ материала

 

2 полоса. «От редактора»

Традиционное для газетной периодики обращение редактора. Роман Носач, главный редактор газеты «Мирт», обращает внимание читателей на новый фильм Павла Лунгина «Остров». Ставится проблема евангельского взгляда на вопросы веры и кинематографа. Формат статьи представлен стандартным набором средств журналистского комментария.

3 полоса. «События и факты»*

Представлен материал наиболее интересных и актуальных фактов из жизни христиан по всему миру. Основные темы: взаимодействия христианства и последних достижений науки, бизнеса, развития общества. Информация взята с четырех христианских сайтов.

4-7 полоса. «Церковь и общество»*

Комплексное интервью с председателем Российского союза христиан-баптистов Юрием Кирилловичем Сипко и епископом Российского объединенного союза христиан веры евангельской. В интервью представители крупнейших евангельских деноминаций России говорят о перспективах развития государства и контакта властных структур с церковью, поднимаются вопросы личности и демократии, коррупции, духовного роста российского народа. Интервью предоставлено порталом «Другие новости». На седьмой полосе рекламный блок магазина христианской литературы. Реклама не коммерческая – газета распространяется в этом магазине.

8-9 полоса. Та же рубрика.*

Две аналитические статьи разверстаны горизонтально, поля выделены цветом. Авторами статей последовательно рассматривается развитие протестантского движения в мире и России. Приводятся исторические справки, официальные данные, статистика. Статья Михаила Черенкова «Евангельская церковь в плюралистическом обществе» (на белом поле) раскрывает проблему зарождения и развитие реформации и протестантизма, а также перспективы христианской церкви. Евгений Князев, автор статьи «Выход из тупика» (на сером поле), ставит вопрос о современных задачах евангельского движения и перспективах развития отношений с РПЦ.

10-11 полоса. «Отношения с Богом»

Материал Льва Гринфельда о новом проекте христианского университета, запущенного в 1993 году, и о его реализации сегодня. Проект представляет собой «тесты на духовные дары». Организаторами проекта предполагается социальная и божественная ориентация верующих, проходящих служение и обучение в христианском университете. На одиннадцатой полосе аналогичный предыдущему рекламный блок авторского сайта «Христианская мысль», предлагающий продукцию христианского университета: учебники, книги, энциклопедии.

 

 

12-13 полоса. «Церковь сегодня»*

Аналитическая статья Михаила Неволина, посвященная проблемам социальной адаптации христиан и развитию церквей в условиях современного общества. Здесь же, конкурс, проводимый автором статьи. Далее следует реклама сети магазинов «Книжная полка» - в них распространяется газета «Мирт»

14-15 полоса «Это надо знать»

Статья «Альтернативная медицина» Алексея Пирогова повествует о четырех методах распознавания ложной и действующей нетрадиционной медицины. Особое внимание уделяется христианскому взгляду на проблему. Материал познавательного характера.

16-19 полоса «Образование и церковь»*

Двухполосный материал Игоря Подберезовского посвящен теме необходимости знания и христианского образования – аналогична постановка проблемы в следующей статье «Вини Пух и… евангельские христиане», но поставлена она более резко и критично.

20 полоса «Разномыслие»

Рубрика состоит из писем читателей и ответа редакции. Тема обсуждения – оканчивается ли христианство на украинском языке, существует ли политика советского империализма.

21 полоса «Наш читатель»

Рубрика представлена высказываниями известных людей на тему патриотизма с точки зрения христианства. Составлен портрет читателя на основе анкеты газеты «Мирт».

22-23 полоса «Житейская история»*

Откровения читателей на социальные и духовные темы.

24-25 полоса «Дела семейные»*

История жизни и служения христианки. Рекламный блок Трансмирового радио. Занимательная информация с религиозного сайта.

26 полоса «Житейская история»*

Размышления христианина о долге и милостыне.

27 полоса «Кинематограф»

Письма в редакцию по поводу нашумевшего фильма «Остров», а также рассказ актера, сыгравшего главную роль, Петра Мамонова, о своей работе и вере.

28-29 полоса «История церкви»

Подробное изложение становления церкви Пятидесятников.

30 полоса «Творчество»

Рассказ Михаила Куракина о силе христианской поэзии.

31 полоса «Издательство «Мирт»»

Печатная продукция издательства, контакты и координаты.

32 полоса «P.S.»

Адреса служений. Программа радиобесед миссии «Возвращение к Богу». Информация о пожертвованиях и рассылке газеты. Выходные данные.

Обобщение: газета практически целиком состоит из материалов, заимствованных с авторских сайтов, нет никаких принципиально новых видов журналистских жанров, издание сверстано по типу традиционных СМИ, т.е. строгая иерархия материалов и компоновка текста (присутствуют рубрики, заголовочный комплекс). Реклама не коммерческая, преследует исключительно просветительские цели. Характер материалов – остро-социальные, не высокая степень назидательности, цитирование Библии минимально.

 

 

Духовно-назидательный журнал «Вестник истины»

Москва, СЦ ЕХБ, 2003 год

 

СП СМИ:

 

Печатное СМИ, формат – журнал, тираж не указан, 26 полос, основана в 1963 году, выходит 6 номеров в год.

Собственность общественной организации, газета существует за счет добровольных пожертвований

Газета ориентирована на аудиторию всех христианских церквей России

Информация художественно-пропагандистского характера, в газете присутствуют просветительские, художественные материалы.

Учредитель: МСЦ ЕХБ

 

Полосный анализ материала

 

1 полоса

Анонс материала. Выходные данные.

2-5 полоса

Материал «Поклоняться в духе и истине» Г.К. Крючкова представляет собой четырехполосные размышления на тему земного и божественного. Характер текста – назидательная проповедь, в которой автор раскрывает смысл эпизода разговора Христа с «Самарянкой» с обильным цитированием Библии.

6-10 полоса

Аналогичный материал «Созданный для света избрал тьму», подписанный Ю.Б., на тему грехопадения. Анонимный автор достаточно подробно излагает свои умозаключения на данную тему, аргументируя их цитатами из Библии.

11-12 полоса

Текст «Взгляни на Христа». Развернутый комментарий анонимного автора на библейский эпизод из книги Числа, глава 21, стих 4-9. Тематика материала исключительно морализаторская.

13 полоса

Комментарий к иллюстрации (радуге) с цитатой из Библии.

14-15 полоса

Текст «Что ждет непокорившихся Евангелию» анонимного автора практически идентичен предыдущим. На 15 полосе врезка – стихотворение «Оставь неверие». Текст и поэтическое произведение написаны на тему необходимости принятия веры евангельской.

16-20 полоса

Текст «Постарайся прийти до зимы», подписанный К.Э.М. Это подробное описание эпизода первого и второго послания Павла к Тимофею с комментариями автора на проблемы современной жизни. Как резюме – врезка – стихотворение «Милость» и призыв автора поверить во Христа, что является основной темой всего материала.

21-24 полоса

Текст «Придите ко мне…» - это рассказ анонимного автора о своем жизненном пути, приведшем его к Богу.

25-26 полоса

Цитата из Библии. Стихотворение без названия, анонимное.

Обобщение: Журнал полностью отвечает определению духовно-назидательный. Верстка выполнена с условием максимально разреженного текста, содержание материалов – назидательные анонимные проповеди. Таким образом, «Вестник истины» отвечает запросам своей целевой аудитории – люди пенсионного возраста, уровень жизни которых средний или ниже среднего. Максимально узкий диапазон потенциальных читателей создается посредством исключительно морализаторской составляющей материалов, острые актуальные вопросы церкви и общества практически не затрагиваются. Пространство журнала практически не организовано, отсутствует какое-либо деление материала.

 

 

Христианская газета для всех «Время надежды»

Церковь Иисуса Христа, г. Чайковский, 12-01. 2000-2001

 

СП СМИ:

 

Печатное СМИ, формат – газета формата А3, тираж 5000 экземпляров, 16 полос, основана в 1999 году, выходит ежемесячно.

Собственность общественной организации, газета существует за счет добровольных пожертвований

Газета ориентирована на аудиторию христианских церквей Уральского региона

Информация художественно-публицистического характера, в газете присутствуют просветительские, информационные, аналитические развлекательные материалы.

Учредитель: Церковь Иисуса Христа г. Чайковского

 

Полосный анализ материала

2 полоса «От редакции»

Новогоднее обращение редактора в виде творческой странички со стихами, песнями и напутственными словами. Не совсем типичная редакторская колонка, формат свободной проповеди.

3 полоса «Из первых рук»

Интервью с руководителем реабилитационного центра для наркозависимых «Новый Свет» Евгением Голдобиным о работе команды центра и перспективах развития.

В подвале – рубрика «Срочно в номер» о ситуации конфликта с городской администрацией – церковь Иисуса Христа безосновательно обвинили в распространении ВИЧ- Инфекции.

4 полоса «Читаем Библию»

Продолжение темы гонения на церковь. Историческая справка отрывки из Библии. Здесь же, информация об уничтожении религиозных сайтов.

5 полоса «Свидетельства»

История наркомана, вернувшегося к жизни с помощью Бога. Интересная история о комсомольских попытках атеистической агитации.

6 полоса «Интервью со священником»

Беседа с пастором Церкви Иисуса Христа о путях господних и проблемах веры. Занимательная информация со всего мира о взаимодействии Бога и самых актуальных аспектов современной жизни*.

7 полоса «Разговор начистоту»

Интервью с кандидатом медицинских наук Н. Я. Рассказовым на тему опасности оккультного влияния.

8 полоса

Полосный рекламный блок метода распознавания плодности.

9 полоса

Объявление о форме подачи пожертвований, цитата из Библии и комментарий. Блиц-опрос на тему современной нравственности.

10 полоса

Статья «Мир, в котором мы живем» психолога христианского психологического центра «Аллейлон» Анатолия Толопило раскрывает проблему объективного видения мира светским и христианским человеком.

11 полоса «Актуально - насущно»

Материал В. Марцинковского «Дети улицы» о детской беспризорности и необходимости воскресных школ

12 полоса

«Сказка о перенаселенности» анонимного автор развенчивает устоявшиеся мифы о проблемах планеты с позиции христианина. Новостная рубрика – мировые факты, события*.

13 полоса «Поэтическая тетрадь»

Подборка христианских стихов Елены Крохалевой

14 полоса «Отечество, которому мы служим»

Исторический материал о правлении Александра I

«Спрашивали - отвечаем» Вопросы читателей об бесчисленных войнах. Ответ пастора.

15 полоса «Маленькие истории»

Подборка сюжетов христианской, мировой истории и культуры.

16 полоса «Непридуманные истории»

Трагичная история жизни женщины, совершившей грех.

Выходные данные газеты, справочная информация, развлекательная страничка.

Обобщение: Газета максимально приближена к образцу светских СМИ, доля сетевой информации невелика, что позволяет говорить о постоянном штате сотрудников. Издание трехцветное, структурированное. Содержание статей охватывает максимально широкий круг тем, представлено большое количество жанров, присутствует проповедь, как синтез редакторского обращения и назидательной речи.

 

 

Христианский буклет «Воскресение»

Пермский центр христиан веры евангельской, Пермь.

 

СП СМИ:

 

Печатное СМИ, формат – буклет, тираж 100 000 экземпляров, 8 полос.

Собственность общественной организации, газета существует за счет добровольных пожертвований.

Газета ориентирована на аудиторию христианских церквей города Перми

Информация художественно-пропагандистского характера, в газете присутствуют просветительские, информационные материалы.

Учредитель: Пермский центр христиан веры евангельской.

 

Полосный анализ материала

 

1-2 полоса

Назидательная проповедь «Выход из тупика». Опрос на тему «В чем смысл жизни?»

3-4 полоса

История жизни и служения Богу.

5 полоса

История миссионеров о брошенных детях.

6 полоса

Письмо читательницы о проблеме засилия СМИ развращающими каналами и рекламой алкоголя и табака. Ответ сочувствующей читательницы, с назиданием и молитвой.

7 полоса

Проповедь о свободной любви.

8 полоса

Обращение редакции, адреса богослужений, молитва покаяния, выходные данные.

Обобщение: Содержание буклета предполагает письменный вариант воскресных служений, основной жанр – проповедь и жизненные пути. Оформление газеты минимализированно, что опять же обращает внимание на тексты проповедей.

 

 

Христианская газета «Дело Веры»

Союз церквей ЕХВ, Ижевск

 

 

СП СМИ:

 

Печатное СМИ, формат – газета, тираж 25 000 экземпляров,4 полосы.

Собственность общественной организации, газета существует за счет добровольных пожертвований.

Газета ориентирована на аудиторию христианских церквей Удмуртской Епархии.

Информация художественно-пропагандистского характера, в газете присутствуют просветительские, информационные материалы

 Учредитель: Удмуртская Епархия «Дело Веры» независимых христианских церквей союза ХВЕ РФ г. Ижевска.

 

Полосный анализ материала

 

1 полоса

Анонс номера. Проповедь пастора Юрия Дегтярь «Выборы: не попирай святые принципы».

2 полоса

Интервью со служителями из США о вопросах веры и миссии «Книга жизни»

Рубрика «Это интересно» о творениях божьих*.

3 полоса

Продолжение проповеди. Письма в редакцию. Обращение редакции.

4 полоса

Детская страничка. Адреса служений. Объявление о добровольных пожертвованиях. Выходные данные

Обобщение: Газета представляет собой попытку церкви заявить о своем существовании. Фактически, газета не имеет собственной структуры и информационных источников, но может послужить вводным курсом проповедей для новообращенных.

 

 


 

2.2 Создание модели протестантских СМИ[8]

 

Построение модели протестантской печати позволяет выявить основные признаки и тенденции развития религиозного информационного пространства, но подобное исследование может быть полностью объективным только в случае детального мониторинга всей религиозной сферы в рамках протестантизма. Профессиональный уровень газет и журналов не зависит от географического положения выпускающей конфессии, не зависит и от деления на центр и периферию. Для наиболее подробной картины печатных евангельских СМИ необходимо обширное исследование религиозной жизни региона и государства в целом. На данном этапе работы можно лишь преследовать одну из основных целей системных исследований – построение обобщенной модели изучаемого объекта, отражающей взаимосвязи средств массовой информации в реальной ситуации общественного развития.

Большинство протестантских изданий позиционируют себя как полноценное средство информационного взаимодействия. Таким образом, создается сфера системы духовных СМИ в рамках уже существующей и развитой светской, причем системы евангельской, так или иначе, противопоставляющей себя всему христианскому миру православных и католиков в России. Насколько обусловлено существование целостной системы СМИ? Этот вопрос раскрывает основные характеристики системы. Рассмотрим условия нарушения целостности в рамках модели:

·        Если различные участники социальной деятельности (личность, группа, организация и др.) располагают неравными возможностями доступа к массовой информации, удовлетворения своих информационных потребностей (информационное неравенство). Если одним эти возможности позволяют в полной мере удовлетворять свои информационные потребности, а у других таких возможностей нет, и их потребности удовлетворяются не полностью. Этот аспект в деятельности евангельской печати, в частности, полностью удовлетворяется – средний тираж газеты, распространяемой в пределах региона примерно равен пяти тысячам экземпляров и, как правило, газета распространяется бесплатно во всех доступных массовой аудитории местах.

·        Если участвующие в социальных процессах имеют неравные возможности в распространении информации, своих взглядов, в обогащении, развитии духовного потенциала общества через массовый информационный процесс. В контексте протестантского движения возникает проблема отторжения чуждой идеологии – так незарегистрированные баптисты не приемлют пятидесятников и официальных баптистов, а союз евангельских христиан баптистов довольно негативно относится к союзу христиан веры евангельской, что впрочем, не существенно отражается на характере печатной продукции всех церквей. Это обусловлено двумя факторами – пропагандистским содержанием, привлекающим максимально большее количество потенциальных верующих и направленностью специфического жанра, преобладающего в газетах – проповедью, которая обращает внимание конкретной паствы на проблемы определенной конфессии.

·         Если деятельность СМИ не способствует поддержанию тех или иных массовых информационных отношений – общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и др. Говорить о единстве христианского информационного пространства еще рано – нет объединяющего начала, но есть попытки создания общей сферы интересов. Как отмечает Василий Витюк, пастор регионального епископата РОСХВЕ[9]: « Пришло время избавляться от стереотипов. Любая конфессия, деноминация, любое объединение церквей имеет свои доктрины и стратегии. И только предрассудки делают нас обособленными. Часто совершенно необоснованные вещи становятся предметом для разделений. При это так много вещей, которые объединяют нас. Прежде всего это Господь и желание служить Ему. Мы понимаем, что стратегическое партнерство возможно за рамками наших конфессий»

·         Если члены общества не имеют оптимального информационного механизма для консолидации, для вызревания их идейного и организационного единства, направленного на преобразование условий общественной жизни в соответствии со сложившимися объективными возможностями. Как такового, информационного механизма не может существовать в печати и на данном этапе развития у протестантов России. Интернет – сообщества евангелистов уже адаптировались в информационном пространстве, наблюдаются даже тенденции к слиянию информационного поля, но печать по-прежнему остается инструментарием пропаганды определенной группы верующих. Преобразования как в социуме светском, так и в евангельском чрезвычайно редки. Российский протестантизм еще не оправился от шока советского периода и крайне неохотно стремится к преобразованиям.

·         Если участники любого типа деятельности - духовной, духовно-практической не имеют возможности полноценно взаимодействовать друг с другом для успешной совместной реализации их общественных функций. В современной ситуации сложилась система взаимодействия внутри церквей. Наиболее яркая отличительная черта российского евангелизма – братство единомышленников, практически неделимое (потенциальные возмутители спокойствия паствы отлучаются от церкви). С одной стороны, это создает «атмосферу локтя», четкого идейного разграничения с духовными оппонентами, в единстве церкви и проявляется степень готовности к социальному подвижничеству. С другой – примитивизируются основные духовные принципы, высокие моральные качества отступают на второй план, уступая место стадности «Наше современное неправильное понимание сущности братства основано на бытующем у нас отношении к церкви, исходящем из принципа «сначала мне»[10]. Церковь представляется нам неким космическим супермаркетом, праздником потребления. Мы идем к Господу с нашими духовными кредитными карточками, чтобы получить, по первому требованию, все немыслимые блага» В этом мнении Гарольда Бассела выражается основная проблема замкнутости большинства евангелистских церквей, следовательно неразвитость СМИ – нет толерантного отношения к инакомыслящим, намеренно подчеркивается уникальность отдельной группы, на деле запутавшейся в собственных условных противоречиях.

Вывод: Протестантское информационное сообщество переживает процесс становления, пытаясь создать собственную независимую сферу жизни евангельских верующих во враждебном светском мире, не избавившись от проблемы необоснованного дробления церквей. Как система СМИ, протестантское информационное пространство фактически сложилось, находясь, однако, в глубоком кризисе профессиональной самоидентичности. Как справедливо замечает Михаил Неволин в своем докладе «В настоящее время, например, издаётся достаточно большое количество христианских газет, журналов, выпускаются радиопередачи, существуют даже телевизионные каналы, но, не смотря на декларацию о том, что они принципиально обновились, к сожалению, стоит признать, что «воз и ныне там». Профессиональный уровень остаётся очень слабым, а сами статьи и передачи, если и представляют интерес, то лишь для отдельных верующих отдельных деноменаций. И дело тут не столько в материальных средствах, сколько в неумении или боязни отойти от принятых ранее стереотипов»[11]

Развитие протестантизма неразрывно связано с той общественной позицией, которую оно занимало, посредством доступных средств информации и социальных акций. Каким бы то ни было, евангельское христианство попыталось создать приемлемые для идеологии каждой деноминации, средство информационного контроля и взаимодействия с паствой и светским обществом. Общественный и духовный потенциал религии очень велик, но неспособность многих церквей к общественному диалогу ограничивает значение евангельского информационного пространства «протестантам стоило бы оставаться протестантами еще и потому, что они обладают колоссальным социально-политическим, не говоря уже о богословском, наследием. Акцент на личных отношениях человека с Богом, без каких-либо посредников, помог протестантам найти наилучший баланс между свободой и ответственностью личности, баланс, который позволил создать наивысшую на сегодня цивилизацию западной демократии»[12]

 Ниже представлена примерная обобщенная модель протестантской печати, выпускаемой за последние десять лет (список газет не претендует на максимально объективный подбор материала)

Модель протестантской печати:

На основании представленных источников можно разделить печатные средства на адаптированные по типу светских СМИ и исключительно духовно-назидательные информационные листовки. Тематический подбор материала во всех изданиях практически идентичен, т.е. все заявленные темы присутствуют или могут присутствовать в газетах и журналах:

·        Проповедь. Характерный специфичный жанр. Представляет собой либо напечатанный вариант воскресного служения по насущным библейским истинам, либо синтез обращения редактора издания и назидания верующим.

·        Интервью. Традиционный жанр, используемый в печати. В духовных СМИ практически не изменил структуры. За основу всех материалов этого жанра берется авторитетное мнение высших церковных чинов по актуальным проблемам, присутствует и событийные интервью – в центре внимания текущие проблемы движения в комментариях специалистов.

·        Аналитические статьи. Присутствуют, как правило, в аналогичных светским СМИ. Проблематика большинства текстов основывается на фундаментальных вопросах протестантского движения (проблема разделения, пассивность верующих, обмирщение духовной жизни). В структуре статьи помимо традиционных элементов необходимо наличие библейских цитат, отсылки к руководителям движения.

·        История жизни – свидетельства. Характерный обязательный жанр для всех видов протестантской печати. Основная тема – чудесное спасение жизни человека вмешательством Бога. Острые личные, социальные, нравственные противоречия разрешаются приходом в церковь – такова содержательная часть текстов.

·        Информационно – просветительские материалы. Это наиболее интересная новостная составляющая религиозной жизни, исторические факты развития и становления христианства и взаимодействия со светской жизнью.

·        Творчество. Читательская проза, стихи на мотивы эпизодов Библии, размышления о нравственности и духовной чистоте.

·        Занимательная информация. Многочисленные факты и события, заимствованные из интернета на любую тему, имеющую в основе проблему нравственности. Присутствует и просто развлекательная информация – что-то необычное и яркое.

·        Письма читателей. Изданиями проводятся различные варианты создания диалога со своей аудиторией. Публикуются, как правило, эмоциональные отклики наиболее «духовных» членов общины.

·        Развитие церкви. Справочная историческая хроника основания и роста отдельных церквей, движения в целом.

·        Рекламные блоки. Реклама присутствует на страницах газет и журналов в целях освещения новых информационных религиозных каналов общения верующих, т.е. книжные магазины, сайты, радиопрограммы. Гораздо реже встречается спонсорская реклама.

·        Справочная информация. Контакты и координаты проходящих служений. Информация о пожертвованиях и рассылке газеты. Выходные данные.

o        Газета финансируется за счет пожертвований верующих. Учредителями выступают центральные или региональные отделения управляющих систем церкви. Издания обычно ежемесячные. Авторами статей могут выступать все владеющие необходимой информацией – паства определяет ее характер, следовательно, штат сотрудников, непосредственно занимающихся выпуском номера небольшой, печатью занимаются не профессионалы. Остается проблема перенасыщенности изданий сетевой информацией. Оформление изданий стандартно, газета двухцветная – трехцветная, структурированная по традиционным образцам (на низком уровне – формат информационного буклета); журнальная продукция ориентирована на наглядность изложения информации. Многочисленные панорамные фото, красочные иллюстрации Священного Писания обращают внимание читателя на журнал как на вестник праздника, важного события. Соответственно и содержание – большое количество проповедей.

 

 

Вывод: Протестантская печать как средство массовой информации продолжает формироваться по светским стандартам, пытаясь сохранить специфику основных положений своих догматов. Основное противоречие информационного пространства протестантизма – откровенная оппозиционность государству и государственной религии, замкнутость и пассивность в острых социальных противоречиях и, вместе с тем желание создать полноценное информационное пространство, позволяющее активно взаимодействовать внутри движения и влиять на светскую жизнь.

На данном этапе развития евангельских средств массовой информации возникает закономерный вопрос: кому и для чего это нужно. Идеалом религиозной периодики могла бы стать газета, ориентированая исключительно на проблемы взаимодействия церкви и общества. Куратор миссии "Возвращение к Богу" Михаил Неволин «церковь и верующие, безусловно, должны занимать активную гражданскую позицию. Тем более в нашем обществе, где огромное количество проблем – бездомные дети, наркомания, постоянные проблемы с нарушением прав человека, ксенофобия. Вместо этого, иногда приходится наблюдать различные битвы с «ветряными мельницами»[13]. Эта мнение далеко не единственное. Возможно, новый виток развития протестантских СМИ начнется с переходом евангельского движения на позиции активной гражданской роли в жизни государства.


 

Заключение

 

Вопросы изучения религиозной жизни общества становятся все более актуальными. Растет число людей, ищущих что-то новое в своем духовном поиске. В условиях российской современности, пережившей информационный бум, религия и общество находят новые пути взаимодействия. Протестантизм как наиболее популярное течение христианства в России не остается в стороне. В контексте современного информационного пространства евангелизм занимает свою позицию. Возможно, положение протестантской печати неоднозначно, существует множество нерешенных проблем, но попытка создания сферы взаимодействии внутри движения, попытка установить диалог, а не безвольное подчинение власти заслуживает внимания.

Нельзя сказать, что интеграция протестантских средств массовой коммуникации и информации прошла успешно. Не сформировалось единого направления, нет четкого представления о том, как должна выглядеть евангельская газета. Но в протестантском сообществе постепенно приходит понимание того, что на место конфронтации между различными протестантскими деноминациями должно придти сближение. Смелость говорить не только о своих достижениях, но и о своих проблемах и слабостях есть важный элемент зрелости, внутренней уверенности и того, что можно назвать «взрослостью». И сегодня протестанты уже не боятся это делать, а это вселяет надежду и позволяет надеяться на положительную динамику.

 

 


Список использованных источников

1. Bassell,Harold L. Unholy Devotion: Why Cults Lure Christians. 1983, p.52. Перевод осуществлен совместно с ассоциацией «Духовное Возрождение», М., 1994 год

2. Веббер Р.Э Критика массового евангелического христианства // http://www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=872

3. Василий Витюк: «Хороший пастор – это теолог» // www.baptist.org.ru

4. Гарольд Дж. Берри «Во что они верят» Перевод осуществлен совместно с ассоциацией «Духовное Возрождение». М.,1994,388с.

5. Иванов Т.Н. «Религиозные СМИ в системе российской журналистики» // Вестник РУДН, 2001, №5.

6. Москаленко А. Т. «Идеология и деятельность христианских сект». Новосибирск, 1978. 414с.

7. Неволин Михаил. Миссия "Возвращение к Богу". Тезисы доклада на круглом столе "Христианские ценности в современной России"// www.kBogu.ru.

8. «Сипко Юрий: Я не питаю иллюзий в отношении оппозиционных партий» // портал "Другие новости".

9. Сипко: “Общество поражено бациллой превосходства // “Другие новости”

10 .Simmel G. Zur Soziologie des Religion // G. Simmel Gesamtanasgabe. Frankfurt a.M., 1992. Bd. 5. S. 266-286. Пер. А. Ф. Филиппова.

11. Troeltsch E. Die sociallehren der christichen Kirchen und Gruppen // Gesammelten Schriften. Tubingen, 1923. Bd. 1. 3. Aufl. S. 361-377. Пер. В.И. и А.В. Гараджа.

12. Форвард М. Религия. Пер. Н.Григорьевой. М., 2003, 303с.

13. Цюкало П. Отрезвит ли протестантов солнцевское аутодафе? // Русские дневники.

14. Шкондин М. В. Системные характеристики СМИ. М., 2005, 40с.

15. Шленкин В. Нужна ли нам «Реформация»? // Baznica.Info

16. Постановление N 213 правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007.

 

 

Газеты, используемые в исследовании

 

1.     Евангельская газета «Мирт». Санкт-Петербург, РС ХВЕ, 01.02.2007.

2.     Духовно-назидательный журнал «Вестник истины». Москва, СЦ ЕХБ, 2003.

3.     Христианская газета для всех «Время надежды». Церковь Иисуса Христа, г. Чайковский, 12.01.2001.

4.     Христианский буклет «Воскресение». Пермский центр христиан веры евангельской, Пермь,

5.     Христианская газета «Дело Веры». Союз церквей ЕХВ, Ижевск.

 



[1]Мартин Форвард, «Религия», с. 58

[2] По материалам Troeltsch E. Die sociallehren der christichen Kirchen und Gruppen // Gesammelten Schriften. Tubingen, 1923. Bd. 1. 3. Aufl. S. 361-377 / Перевод В.И. и А.В. Гараджа; Гарольд Дж. Берри «Во что они верят» Перевод осуществлен совместно с ассоциацией «Духовное Возрождение»; Мартин Форвард, «Религия» пер. Н.Григорьевой

[3] Р.Э.Веббер Критика массового евангелического христианства

                                                                                                                      

Из постановления правительства N 213 от[4] 10 апреля 2007 г

[5] Simmel G. Zur Soziologie des Religion // G. Simmel Gesamtanasgabe. Frankfurt a.M., 1992. Bd. 5. S. 266-286 / Перевод А. Ф. Филиппова.

 

[6] Troeltsch E. Die sociallehren der christichen Kirchen und Gruppen // Gesammelten Schriften. Tubingen, 1923. Bd. 1. 3. Aufl. S. 361-377 / Перевод В.И. и А.В. Гараджа

[7] Классификация М. В. Шкондина

** – Информация авторского сайта

 

[8] По материалам А. Т. Москаленко «Идеология и деятельность христианских сект», а также статьи Иванова Т.Н. «Религиозные СМИ в системе российской журналистики»// Вестник РУДН, 2001, №5, статья М. В. Шкондина «Системные характеристики СМИ»

[9]Из интервью Василия Витюка - пастора, регионального епископата РОСХВЕ порталу Базника -инфо Беседовал Павел Левушкан

 

[10] Harold L. Bassell, Unholy Devotion: Why Cults Lure Christians, 1983, p.52 Перевод осуществлен совместно с ассоциацией «Духовное Возрождение», М., 1994 год

 

[11] Тезисы доклада на круглом столе "Христианские ценности в современной России"

 

 

[12]Петр Цюкало Отрезвит ли протестантов солнцевское аутодафе?

«Русские дневники»

 

[13] Тезисы доклада на круглом столе "Христианские ценности в современной России"

Домой     Acta  Diurna    Содержание

Hosted by uCoz