Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед

Т.Н.Масальцева

Образ предпринимательства в русской литературе
глазами пермского журналиста "серебряного века"

Для литературной жизни Перми рубежа веков и первого десятилетия нового века было характерно создание основ, определяющих интеллектуальную и творческую судьбу Прикамья в ХХ веке. Материалы пермских газет того времени - обзоры, статьи, рецензии, библиографические заметки, сообщения - содержат сведения о явлениях и процессах культурной и литературной жизни России и Перми. Изучение этих материалов позволит живо представить литературно-общественные интересы, вкусы, оценки и представления жителей пермской провинции. Именно благодаря публикациям периодики мы можем получить представление о точке зрения среднего провинциального читателя на "большую" литературу и неразрывно с ней связанные проблемы русской культуры и русского быта того времени.

С точки зрения культурологии родовое сознание подразумевает преобладание интересов рода над интересами отдельного представителя рода. Одним из способов выражения родового сознания становится не только культ предков, но и выражение максимально выраженных черт рода в одном представителе. Т.е. с точки зрения, например, Флоренского, цель и задача каждого рода - "выткать внутри себя святого", воплощающего в себе все достижения рода на протяжении его существования, все родовые традиции и нравственные ориентиры. Одним из способов создания родом своего "героя" в XIX - начале XX вв. становится литература. Интерес к литературным исканиями среднестатистического читателя российского провинциального городка (население Перми к 1913 году составляло 75 тыс. чел.) огромен, малейшие события в сфере литературы столичной моментально находят отклик в провинциальной газете, газетная публицистика рубежа веков литературоцентрична, без литературных аллюзий не обходится ни одна политическая статья… Чтение классической литературы XIX века всегда включало в себя элемент поиска ответов на "проклятые вопросы".

Сформировавшаяся к 1910 году профессиональная литературная критика не обходит своим вниманием вопрос о "герое своего времени". Рассуждая в своей статье о необходимости воспитывать "народную волю" со школьной скамьи, Н. Колосов касается воспитательной роли литературы XIX в. По его мнению, русская литература так и не создала воодушевляющий образ героя, который обладал бы "непреклонностью воли <…> и талантом положительного творчества" [1, с.2]. Попытки создать такой образ у И. Тургенева (Соломин), И. Гончарова (Тушин), Л. Толстого (Нехлюдов) были неудачны, не случайно деятельные герои у Тургенева (Инсаров), Гончарова (Штольц) - "не русского происхождения". Что же касается современной читателю литературы рубежа веков, то, по мнению другого пермского критика Михаила Левидова, в ней "кончился период героических битв русской литературы, и проповедник мало-помалу уступает (место) увеселителю", настроение "догорания и отцветания" охватило литературу: им проникнут и "могильно-холодный" Бунин, и "примирившийся со злом мира" Зайцев, и Сергеев-Ценский, и "патриотствующий" Андреев, и "заблудившийся в дворянских передних" Толстой, и "пытающийся ошеломить" Арцыбашев, и "грустно молчащий" Куприн, и "усталый" Сологуб, поскольку "русская литература потеряла то, чем она жила так долго - власть над душами".

Но параллельно образам последних обитателей дворянских гнезд и разочаровавшихся в народничестве разночинцах к концу XIX в. в литературе в общих чертах формируется новый тип деятельного героя-предпринимателя, далеко не всегда приветствуемого критикой: "На развалинах старого времени с его чистым идеализмом, либеральными людьми с печатью "мировой скорби" на челе, с тем душевным и умственным складом людей 60-х годов, над которыми мы теперь исподтишка посмеиваемся, вырос новый человек, человек-практик, строитель жизни, реформатор, предпочитающий идеям и идейной фразеологии главный фермент жизни - деньги" [3, с.3].

Отдельные произведения литературы действительно не оказывают должного воздействия на читателя в силу оторванности от национального быта и национальной идеи . Происходит это оттого, что авторы, по мнению критика, мало внимания уделяют реальным тенденциям современной жизни, "находясь и теперь под углом зрения милой деревенской наивности <…> милых тургеневских усадеб [4, с.3]". Иногда автор произведения оторван от жизни, сосредотачиваясь на беспочвенной идейной схеме, а выбор героя просто вызывает удивление (например, в рецензии на пьесу А. Толстого "Насильники") [2, с.3].

Чубин, полемизируя с утверждениями Л. Андреева в "Письмах о театре" ("жизнь современного человека более углубленно душевная, нежели внешне действенная"), доказывает, что современный человек - человек действия, предприниматель. Народно-хозяйственная жизнь провинции процветает, соответственно, возникает потребность в создании типа энергичного предпринимателя - человека, занимающегося полезной, культурной деятельностью: "отходит в область преданий архаический взгляд на деятельность промышленника и торговца. Она поднята до большой культурной высоты". По преобладающему мнению пермских критиков, требуется литература, которая уловила бы это качество образа современника.


Библиографический список

  1. Колосов Н. Красота или польза? // ПГВ.1916. 22 июня (№ 135); 23 июня (№ 136). "Насильники" // ПГВ. 1914. 15 января (№ 11). (Театр и музыка).
  2. Левидов Мих. Письма о литературе: Писатель и метрдотель // ПЖ. 1917. - 5 февраля (№ 345).
  3. Ч-ор. Ставрогинский индивидуализм // ПГВ. 1914. 19 июня (№ 130).
  4. Чубин. Два слова о современном человеке // ПГВ. 1914. 11 марта (№ 56).
Hosted by uCoz