Домой
Назад : : : Содержание : : : Вперед

А. Абраменко

Жанр реалити и его особенности
на российском телевидении

Определение жанра

Реалити шоу – это часть «реального телевидения», эпоха которого, как считают многие телевизионные специалисты, уже наступила во всем мире. В одном ряду с реалити шоу стоят: игры в реальном времени (reality show games) и скрытая камера (hidden camera), -самостоятельные жанры, имеющие свои специфические характеристики.

Специфика жанра заключена уже и в его названии.

  •    Реалити (от англ. слова "real" - реальность, настоящий) - действие, происходящее по незапланированному сценарию, показывающее действительность, вскрывающее характер персонажей, которые, в свою очередь, являются "простыми людьми с улицы", а не дипломированными актерами.
  •    Шоу (от англ. глагола "to show" - изображать, показывать) как неотъемлемый элемент развлекательного телепрограммирования. Продюсеры и режиссеры прибегают к наброскам сценария, записи и монтажу материала. Это позволяет не только контролировать высказывания участников, но и отбирать самые зрелищные моменты и даже формировать образы игроков. Они в свою очередь помещены в искусственно созданную среду, замкнутое декорированное пространство с десятками камер, и зритель с периодичностью от одного до нескольких раз в день имеет возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования. Целью шоу становится материальный приз чаще в денежном эквиваленте, получить который сможет только один участник, победивший в финале проекта.

Типология

Существует четыре основных разновидности реалити шоу:

  1. "Шоу подглядывания", в котором удовлетворяется присущая абсолютному большинству населения Земли страсть подглядывания. Участники такого рода шоу должны быть интересны по разным критериям (привлекательная внешность, непосредственность, умение легко держаться перед камерой). Необходимо, чтобы в характере человека присутствовали черты здорового нарциссизма с одной стороны, и доля здоровой эстероидности, с другой. Когда у человека это присущие в определенной мере каждому из нас качества не переходят в болезненное состояние, он способен сыграть, произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Таким людям свойственно демонстративное проявление своих эмоций. Также важно умение критически оценивать реальность, то есть себя и свои возможности. Участники "шоу подглядывания" - это разные, но в то же время типичные для общества характеры. Тем самым каждый зритель имеет возможность найти на экране что-то близкое и интересное лично ему. Примеры шоу подглядывания на Западе: "Большой Брат" (Голландия), "Большая диета" и "Разбитые" (Великобритания); в России - "За стеклом", "Голод".
  2. "Шоу на выживание", в рамках которого участников помещают в невыносимые для жизни условия и предлагают биться за победу до конца. В этом случае одним из важнейших критериев отбора становятся надежность и ответственность участника, его готовность выполнять предъявляемые организаторами шоу требования. В первую очередь это "Survivor" (Швеция), "Alive" (США) и "Последний Герой" (Россия).
  3. "Шоу профи", которое помимо развлекательной функции несет в себе и практическую выгоду, как для зрителей, так и для участников. В рамках шоу профи игроки осваивают доселе незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму "кухню" либо набирается практических знаний. Пример шоу профи в России - "Фабрика звезд" - процесс взращивания эстрадных артистов в реальном времени. Более поздний пример - шоу телеканала ТНТ "ДОМ".

В последнее время из-за повышенного интереса зрителя к реалити шоу и необходимости постоянной поддержки этого интереса организаторы подобных проектов все чаще прибегают к синтезу тех или иных элементов вышеперечисленных групп. В связи с этим можно выделить и четвертую категорию - смешанную, которая сочетает в себе характеристики трех предыдущих.

  1. "Квест" (от англ. слова "quest" - поиск). Шоу-приключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники помещены в необычные условия существования, и, сопровождаемые многочисленными камерами, преодолевают физические и интеллектуальные препятствия. В рамках квеста участники - это индивидуальности с ярко выраженной тенденцией к лидерству, высоким уровнем IQ, способные на моментальную реакцию и быстрое принятие решений.

История жанра

Первое реалити шоу было создано в США в 1971 и появилось на телеэкране PBS спустя два года. Двенадцать эпизодов шоу повествовали об американской семье периода ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний.

Спустя двадцать шесть лет голландский бизнесмен, прочтя статью о Биосфере, научном опыте, заключающемся в наблюдении за жизнью десятка индивидуумов в закрытом пространстве, разработал идею ежеминутного показа живых людей в подобных же условиях. Передачу назвали «Big Brother» («Большой Брат») Это выражение взято из фантастического романа американского писателя Джоржа Орвелла «1984», и в сентябре 1999 передача становится телевизионным шоу, притягивающим к себе 55% аудитории. Приз победителю – 70 000 фунтов стерлингов. С тех пор шоу показали в двадцати семи странах. Джон Демол, изобретатель концепта, посредством созданного им предприятия Endemol создал триста программ в разных станах мира.

27 октября 2001 года на российском канале ТВ6 был запущен полный аналог «Большого Брата», проект под названием «За стеклом». В течение одного месяца, под неусыпным оком нескольких телекамер шестеро молодых людей, трое юношей и три девушки, жили обычной, насколько это возможно психологически, жизнью. Их, как утверждают создатели проекта, тщательно отбирали редакторы, врачи и психологи из многих тысяч претендентов. Они жили в помещении, оборудованном под квартиру в гостинице «Россия». Текущие события в сжатом виде демонстрировались трижды в день на канале ТВ6. Посмотреть на них можно было и «в живую» - около западного входа в гостиницу. Каждый день героям давалось некое задание, которое они должны были выполнить – так обеспечивалась содержательность их поднадзорной жизни. Одновременно, на сайте ТВ6 было выложено несколько телефонных номеров, по которым можно было голосовать за понравившихся (или не понравившихся) кандидатов. Призом зрительских симпатий стала квартира в центре Москвы. Это первое появление реалити шоу на российском телевидении как примера сформировавшегося жанра и первый пример шоу подглядывания.

Прародитель российского реалити проекта на выживание «Последний герой», реалити шоу «Survivor», вышел в Швеции годом раньше «Большого Брата», в 1998. В отличие от «Последнего героя» проект записывался от начала до конца и только спустя несколько недель после выявления победителя вышел на суд телезрителей. Нужно отметить, что этот проект оказался трагическим для одного из участников. Игрок по имени Синиса Савия, будучи исключенным своей командой, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством, не дожив и до первой серии проекта. Именно с этого момента присутствие психолога в съемочной группе стало обязательным. В сентябре 2001 года состоялась главная премьера ОРТ - шоу "Последний герой". Проект о том, как поведут себя люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации. Шестнадцать человек-игроков на сорок дней отправляются на необитаемый остров. Им необходимо выжить. Каждые три дня игроки на совете изгоняют одного из своего отряда. Останется последний герой, который получает значимый денежный приз. Наверное, самым страшным примером реалити шоу на выживание стал проект «Живой» (США), в котором две команды по 20 мужчин, поселенные на острове без еды и одежды, ежедневно накачивались сильнодействующими транквилизаторами, после чего им давалось любое оружие и военное снаряжение на выбор. По прошествии шести недель определился победитель – 29-летний лейтенант в отставке Джордж Шеннон. Спустя четыре недели после окончания шоу он скончался в больнице от ран.

Осенью 2002 года стартовали сразу два музыкальных реалити проекта. В сентябре РТР запустил "Стань звездой" по лицензии британского формата Pop stars, а спустя месяц на ОРТ состоялась премьера "Фабрики звезд" – аналога Star Academy всё той же голландской компании Endemol. Целью обоих проектов была демонстрация в эфире рождения новых поп-звезд. Последний оказался более успешным. Здесь зритель наблюдал не только за творческой деятельностью конкурсантов, но и за их личной жизнью. А грандиозные еженедельные концерты поставили больший акцент на «шоу», чем привлекли внимание молодежной аудитории, тем самым «взрастив» кумиров для подрастающего поколения.

Шоу «ДОМ» в свою очередь явился кладом практической информации по всем вопросам, связанным с постройкой, отделкой, ремонтом дома, этаким телепособием для зрителя о том, как строить и обустраивать своё жилище.

Самым характерным примером квеста на российском телевидении является реалити проект «12 негритят», созданный телекомпанией «ВИД». По словам продюсера проекта, Сергея Кушнерёва, шоу создавалось на базе мирового и личного опыта телекомпании ТНТ, а также на базе наработок самого «ВИДа», что позволило создать уникальное в своем роде творение, не имеющее аналогов. Двенадцать молодых людей, шесть юношей и шесть девушек, ищут статуэтки двенадцати негритят. Каждый негритенок указывает путь к следующему. Тот, кто соберет все 12 статуэток, получит 12 килограммов золота. На подступах к каждой статуэтке участников ожидает своя задача, а каждый день несет преодоление новых и новых препятствий. В этом шоу зрителю отведена особая роль. Каждый день, голосуя за того или иного участника, телезритель создает для него дополнительные возможности. Героям проекта, живущим в условиях Западной Европы, для активного действия в шоу необходимы деньги, а самый простой способ заработать – нравиться тем, кто на тебя смотрит. Голос в пользу понравившегося участника конвертируется в один цент. Тем самым игроки зарабатывают дополнительные средства, на которые они могут напоить, накормить себя и свою команду или приберечь средства на крайний случай.

В планах той же телекомпании «ВИД» - проект «Большая прогулка» на канале ОРТ. Детали шоу держаться в строжайшем секрете.


Заключение

Если говорить о будущем реалити шоу в России, то стоит отметить, что ставка именно на этот жанр удвоила аудиторию телеканала ТНТ, а проект "Последний герой", по исследованиям руководителя информационно-аналитического отдела "Медиа Сервис Видео Интернешнл" Виктора Коломийца, стал самой высокорейтинговой программой на российском телевидении за 2003 год. Но, несмотря на рост рынка рекламы и, следовательно, доходов телеканалов, их финансовые возможности все еще сильно уступают лидерам мирового ТВ. В Великобритании и США новые проекты в жанре реалити появляются сотнями, а выживают единицы. В России же продюсеры должны заранее гарантировать, что новая программа будет хитом. Сейчас можно сказать наверняка, что жанр реалити шоу продолжит своё активное шествие по российским телеканалам, которые, в свою очередь, предложат нам целый спектр как проверенных на популярность в других странах форматов, так и самобытных проектов в духе реалити шоу "12 негритят".

Назад : : : Содержание : : : Вперед
Домой

Hosted by uCoz