Источник: Пустовалов А. В., Березина И. А. Международный студенческий телемост "Журналистика в современном обществе": вопросы профессии и кросскультурной коммуникации // Проблемы филологии глазами молодых исследователей. Материалы конференции студентов, аспирантов и молодых ученых филологического факультета (апрель 2010). Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2010.
24 марта в Пермском государственном университете прошёл международный телемост "Журналистика в современном обществе: кросскультурные аспекты". Основными его участниками были студенты-журналисты 1,2 и 4 курсов Пермского государственного университета и Центрального Мичиганского университета (г. Маунт-Плезант, штат Мичиган, США).
Пермский государственный университет и Центральный Мичиганский университет имеют много общего. Они расположены в промышленных провинциальных городах, оба выпускают специалистов-журналистов. Поэтому и появилась идея организации телемоста между двумя университетами, имеющими столько общего, но при этом находящихся в разных странах, а, соответственно, и в различных культурных и общественно-политических условиях.
Подготовка к телемосту проходила в несколько этапов. Первый из них можно условно назвать ознакомительным. Участники обменялись ассоциациями, связанными с особенностями образа жизни страны-собеседника. Эти стереотипические представления, почерпнутые главным образом из телефильмов, художественной литературы, а также из глобального медийного контента, касались не только культурных аспектов, но и общественно-политического устройства США и России.
Так, среди самых популярных ассоциаций американских студентов фигурировали: холодная погода, коммунизм, Советский Союз, Сталин, Холодная война, Путин, водка, Мария Шарапова (и русские теннисисты вообще). Помимо этого, многие называли такие источники своих представлений о современной России как, например, художественные фильмы «Армагеддон» (образ русского астронавта) и «Рокки V» (образ советского боксёра Ивана Драго), мультсериал «Симпсоны» (в частности, шутку «In Soviet Russia the car drives you») и т.п. Также довольно большое количество участников отметило, что с российской журналистикой у них ассоциируется строгая цензура и зависимость от власти.
Что касается стереотипических представлений русских студентов о Соединённых штатах Америки, то здесь были названы: фамилии американских президентов (Франклин, Буш, Вашингтон, Линкольн, Рузвельт), названия штатов и отдельных крупных городов (Калифорния, Нью-Йорк и т.п.), 11 сентября, фастфуд (Кока-Кола, гамбургеры), Холодная война, Великая депрессия. Кроме этого, многие журналисты-первокурсники говорили о свободе, либерализме и политкорректности (хотя и отмечали, что последняя порой доходит до абсурда).
Также участникам было предложено обозначить главные, на их взгляд, качества журналиста. Здесь обе стороны единогласно отметили профессиональные навыки (умение писать, слушать собеседника), объективность, независимость, честность, мобильность, общительность. Кроме того, пермские студенты определили журналистику не только как профессию, но и как определённый стиль жизни, присущий профессионалу.
Таким образом, ознакомительный этап показал, что представление о будущих собеседниках основывается на стереотипах, в некоторых случаях устаревших и не вполне соответствующих действительности. Тем не менее, понятия о качествах, необходимых журналисту, во многом совпадают, что говорит о некой общности ассоциаций, связанных с такой профессией как журналистика.
Следующим этапом стало проведение непосредственно самой конференции. В качестве программного обеспечения была выбрана популярная программа IP-телефонии – Skype. Таким образом, стороны могли видеть и слышать друг друга в режиме онлайн. Общение проходило на английском языке. Стоит отметить, что языковой барьер не стал препятствием для студентов ПГУ, даже студенты 1 и 2 курсов бегло говорили по-английски, могли общаться с коллегами. Помимо студентов и преподавателей кафедры журналистики на конференции присутствовали представители факультета современных иностранных языков и литератур.
Во время телемоста были озвучены ассоциации, о которых говорилось выше. Когда обсуждение коснулось качеств, необходимых журналисту, американскими студентами был назван следующий критерий – не «сидеть» на новостях, т.е. по возможности скорее обрабатывать материал и выдавать конечный продукт в медиасферу. В дальнейшем ходе беседы стало понятно, что это связано с появлением электронных СМИ. Было отмечено, что тенденция к наполнению журналистского продукта всевозможным контентом, повышение интерактивности (что наблюдается в электронных СМИ) отражается и на содержании. Так, уменьшается количество аналитических материалов, они становятся более краткими, ёмкими, фиксируют лишь самую суть происходящего.
В связи с этим, большинство американских студентов на вопрос «В какой сфере журналистики вы хотели бы работать в дальнейшем?» отвечали, что видят себя именно в сфере new media, то есть в электронных СМИ. Студенты ПГУ в качестве желаемого места работы называли телевидение или радио. Безусловно, именно ТВ представляется пермским студентам самым оперативным и современным средством массовой информации Пермского края. Понятно, что электронные СМИ в России не так развиты, как в западных странах, нашими первокурсниками они воспринимаются, скорее, как интернет-аналог известных печатных изданий или телеканалов. Но на Западе онлайн-версия уже давно перестала только дублировать печатную. Как было сказано ранее, интерактивность, большой объём контента, разветвлённая система гиперссылок, а также набор дополнительных сервисов (RSS-рассылки, возможность следить за изданием с помощью Twitter и Facebook, блоги популярных журналистов, которые ведутся на платформе самого издания и т.д.) превращают привычное СМИ в новый вид медиа, то самое new media, о котором американские студенты говорят как о желаемом месте работы.
Кроме того, журналисты-первокурсники на телемосте узнали о такой сфере журналистики как community journalism, то есть локально ориентированная журналистика, сфокусированная на освещении новостей близлежащих городов, районов или небольших населённых пунктов. При этом такие новости освещаются более подробно, чем, например, события национального, государственного или международного масштаба. Такая сфера деятельности также является привлекательной для американских первокурсников. Можно предположить, что это связано с высокой долей самостоятельности каждого из американских штатов. Достаточно вспомнить Музей новостей в Вашингтоне (Newseum), где можно увидеть ежедневно обновляемые первые полосы главных газет всех 50 штатов. Конечно, в России тоже существует местная пресса, но она заметно уступает федеральным СМИ по популярности и, главное, степени значимости в общественной жизни. Хотя в Пермском крае диапазон изданий локального характера представлен весьма широко, что свидетельствует о высоком уровне развития местной прессы, а, следовательно, об обширном поле возможностей для начинающих журналистов.
Помимо вопросов, связанных непосредственно с профессией, мичиганские студенты интересовались некоторыми аспектами студенческой жизни. Например, процедурой празднования дня рождения университета. Оказалось, что в США упор делается на спортивные мероприятия, посвящённые празднику, в то время как в Пермском государственном университете традиционно проводятся концерты, ярмарки и т.д.
Телемост проходил в течение часа. Конечно, этого времени оказалось недостаточно, чтобы осветить многие другие интересующие студентов вопросы. Те же вопросы, которые были заданы, не были до конца раскрыты, вынесены на полноценную дискуссию. Можно сказать, что данная конференция положила начало общению американских и русских студентов-журналистов, обозначила интересующие их проблемы современных медиа и наметила направление дальнейшего диалога.
Отметим, что следующим этапом кросскультурной коммуникации станет создание блога, назначение которого – более глубокое раскрытие вопросов, возникших в ходе телемоста, обсуждение проблем современной журналистики и, конечно, межкультурная коммуникация, закрепление и развитие отношений между ПГУ и ЦМУ. Предполагается, что данный блог будет интересен не только непосредственно студентам, но и преподавателям кафедры журналистики.