Телевидение как "фабрика мифов"

 

Источник:: Цуладзе А. Политическая мифология. - М., ЭСКМО. 2003. - 383 с.

Массовые коммуникации немыслимы без мифов. Чтобы информация воспринималась миллионами людей, она должна быть облечена в форму мифа. В России телевидение является самым влиятельным средством массовой информации. Именно с помощью телевидения создается виртуальная, мифологическая реальность, которая навязывается миллионам зрителей.

250

Мифологично даже само слово "телевидение", которое означает "видеть на расстоянии". Сбылась вековая мечта человечества, отраженная в сказках различных народов. С помощью "волшебных зеркал", "магических шаров" и прочих колдовских приспособлений сказочные герои могли видеть на расстоянии. Теперь эту "сказочную возможность" имеет любой человек, которому доступен телевизор. Телевидение представляется как бы продолжением наших органов зрения. Однако на самом деле то, что мы видим на экране, - это не наше "видение". Но психология телезрителя такова, что он принимает чужой взгляд за свой собственный. В этой подмене кроется одна из разгадок огромного влияния телевидения на людей.

Телевидение - это не просто посредник между мифотворцами и зрителями. Это особая среда, обладающая рядом уникальных свойств, которые превращают его не только в канал доставки мифов, но и в фабрику по их производству.

Когда в Москве в августе 2000 года загорелась Останкинская башня и жители столицы на несколько дней остались без телевидения, власти в экстренном порядке принялись восстанавливать передатчики. Оно и понятно: оставить народ надолго без такого эффективного "полицейского" было рискованно. Ведь телевидение не просто средство развлечения. Оно активно влияет на наше умонастроение, поступки, модель поведения в различных ситуациях и т.д. После того как вещание было восстановлено, на временно организованном канале ОРТ-РТР телепрограмма состояла лишь из новостей и сериалов. Это два стратегических продукта, которые производит российское телевидение. Власти вернули их на голубые экраны в первую очередь.

257

С телесериалами более или менее понятно. Домохозяйки и пенсионеры с нетерпением ждут каждую новую серию латиноамериканского "мыла", которое восполняет им дефицит общения и отвлекает от проблем. Это огромная аудитория, которой дорожит любой канал.

Что касается новостей, то это уже политический продукт. Новости формируют "картину мира", представление о реальности, поскольку в стране и в мире происходит только то, что попадает в программы новостей. Подбор новостей, их подача, интерпретация формируют отношение к происходящему, задают оценки людям, событиям и т.д. Новости предоставляют огромные возможности для манипулирования телеаудиторией. Они являются эффективным инструментом политического и экономического влияния.

Телевизионные новости - это мифы. Они основаны на реальных событиях (и то не всегда), но они не являются зеркалом реальности. Факты лишь повод, отправная точка для формирования телевизионного мифа. При этом мифологическая трактовка реальных событий осуществляется телевидением столь правдоподобно, что зритель принимает миф за реальность. Люди склонны верить увиденному, поскольку визуальный канал восприятия интуитивно кажется наиболее достоверным. Не случайна русская поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

252

Хрестоматийный пример воздействия телевидения на зрителей - теледебаты Р. Никсона и Дж. Кеннеди. Более телегеничный Кеннеди одержат верх над более основательным Никсоном. Но, что самое интересное, радиослушатели, которые не могли видеть внешние преимущества Кеннеди, отдали предпочтение Никсону1. Таким образом, телевидение исказило восприятие дебатов, отодвинув их содержательную сторону на задний план. На первый план вышли внешний вид политиков, их одежда, манера себя держать и т.д. Телевидение неизбежно превращает политику в спектакль.

Погоня телевидения за рейтингами подвергается в научной литературе серьезной критике: "Создается впечатление, что граждане демократий нуждаются лишь в новостях, которые могут доставить им удовольствие, - в новостях, которые они смотрят из тех же побуждений, что и комедии положений. Но это означает, что зрителей рассматривают не как граждан демократического общества, а как потребителей, настроенных на развлечение и лесть. Но если новости создаются для того, чтобы взять на крючок и удовлетворить по возможности большую аудиторию, то они превращаются из "диалога о демократии" в "развлекательный разговор".

1 MacDonald J.F. One Nation Under Television. New York: Pantheon Books. 1990. P. 150.

253

Новости начинают "завоевывать зрителя тем же путем, каким Рональд Рейган завоевал избирателей: давая им "чувствовать себя хорошо" 1. Но новость, позволяющая "чувствовать себя хорошо", в принципе поверхностна, эпизодична, необязательна, непритязательна. Она льстит культуре, но не изучает ее; она доставляет удовольствие людям, но не учит их думать"2.

Превращение новостей в шоу, влекущее за собой превращение граждан в потребителей, отвечает интересам правящих классов, поскольку при этом политическая активность населения снижается. Гражданин - это активный политический субъект. Превращаясь в потребителя, он становится политически пассивным, инертным, что и требуется для осуществления успешных манипуляций сознанием аудитории.

Телевидение берет валом, напором, бесчисленными повторами и сменой ярких "картинок". Калейдоскоп "картинок" гипнотизирует зрителя, завораживает его. Телевизионный гипноз позволяет отключить сознание, снять барьеры для восприятия информации, сделать человека более внушаемым, навязать ему "повестку дня". "Современный человек живет в состоянии вечного референдума. Он всегда вынужден определяться, согласен он с мнением или фактом или нет. Поддерживает он что-то, или он против. Калейдоскоп тем вертится все быстрее и быстрее"3. Чем быстрее вертится "калейдоскоп тем", тем выше внушаемость телезрителей.

1 Alter J. Taking CBS to Task. Newsweek. Sept. 15. 1§86. P.53.

2Abramson J.B., Arterton F.C., Orren G.R. The Electronic Commonwealth. Basic Book Inc., Publishers. New York. 1988. P. 287.

3 Гусев Д., Матвейчев О. и др. Уши машут ослом. Пермь, 2002 С. 103.

254

Нужно отметить, что, обладая такой силой воздействия на людей, российское телевидение в отличие от американского не позволяет "чувствовать себя хорошо". Как раз наоборот, оно создает довольно мрачную "картину мира". Ярко выраженный катастрофизм российского телевидения - не случайное явление. В революционную эпоху опасность массовых возмущений довольно велика. Нагнетание негативной атмосферы через телевидение приводит к подавленности и социальной пассивности зрителей. Телевидение, выплескивая на аудиторию потоки "чернухи", подавляет волю людей к сопротивлению, критической оценке реальности. К тому же после телевизионных ужастиков реальная жизнь начинает казаться не такой уж страшной. Телевидение проводит своего рода "вакцинацию" населения. Однако результатом многолетнего нагнетания негативных эмоций стала острая потребность в позитивной "картине мира" и притупленность восприятия даже действительно трагических событий.

Перемены на рынке масс-медиа, произошедшие после прихода к власти В. Путина, кардинально не изменили ситуацию. СМИ продолжают нагнетать страсти, только теперь место внутренних "врагов" заняли внешние. Отсутствие мифов, способных консолидировать общество, неизбежно ведет к информационному хаосу. Культивировать социальный оптимизм и создавать позитивную "картину мира" российские СМИ пока не в состоянии, поскольку нет соответствующего политического контекста.

Конечно, существует соблазн взять на вооружение советский опыт пропаганды оптимизма в обществе. Тоталитарные государства всегда уделяли пропаганде оптимизма большое внимание. Однако эта модель для России уже пройденный исторический этап.

255

Советская пропаганда строилась на отрицании реальности. Следовало делать вид, что все хорошо, не замечать пороков Системы и благодарить партию за счастье жить в СССР. Государство относилось к народу как к детям, которых следует оберегать от взрослой жизни. Но "дети" выросли и отказались от своих "отцов". Поэтому розовые советские очки России не подойдут.

Есть и другой путь поддержания социального оптимизма. Это американская модель "общества равных возможностей". У каждого человека есть шанс, и, насколько он реализует его, зависит от него самого. Как в старой русской поговорке, "каждый сам кузнец своего счастья". Эта модель поощряет конкуренцию в обществе, повышает мотивацию людей на достижение своих жизненных целей.

Российские СМИ не имеют законченной идеологической концепции, поскольку нет ее и у российских политиков. Поэтому модели социальной активности и оптимизма пока еще не внедряются целенаправленно в массовое сознание. Зато проверенные технологии устрашения населения, конструирования угроз, разжигания политических страстей продолжают повсеместно применяться.

Hosted by uCoz